Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Тыва


ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТЫВА

именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 17 мая 2011 г. № 3-6/2011

Верховный суд Республики Тыва в составе:
председательствующего Аал-оол Ч.Д.,
при секретаре С.А.О. с участием заявителя О.Д.М., представителя заявителя М.В.Г., представителя Председателя Правительства Республики Тыва по доверенности М.Ш.Ч. и прокурора Д.Б.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании 17 мая 2011 года в г. Кызыле гражданское дело по заявлению О.Д.М. о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим п. 2 ст. 1 Закона Республики Тыва от 31 января 2011 года № 385 ВХ-1 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Тыва в целях предупреждения использования должностного положения руководителями органов местного самоуправления вопреки интересам службы",

установил:

В суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим п. 2 ст. 1 Закона Республики Тыва от 31 января 2011 года № 385 ВХ-1 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Тыва в целях предупреждения использования должностного положения руководителями органов местного самоуправления вопреки интересам службы" обратился О.Д.М., указывая на то, что в период с 1 декабря 2007 года по 21 февраля 2011 года он занимал должность главы городского поселения поселок городского типа Каа-Хем Кызылского кожууна Республики Тыва - председателя Администрации городского поселения поселок городского типа Каа-Хем Кызылского кожууна Республики Тыва.
31 января 2011 года Верховным Хуралом (парламентом) Республики Тыва был принят Закон Республики Тыва от 31 января 2011 года № 385 ВХ-1 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Тыва в целях предупреждения использования должностного положения руководителями органов местного самоуправления вопреки интересам службы".
Согласно п. 2 ст. 1 оспариваемого Закона внесены изменения в Закон Республики Тыва от 19 марта 2008 года № 640 ВХ-2 "О гарантиях осуществления полномочий депутата представительного органа муниципального образования, выборного должностного лица местного самоуправления в Республике Тыва" путем дополнения ст. 13.1, предусматривающей порядок отстранения от занимаемой должности выборного должностного лица либо лица, его замещающее, привлеченное в соответствии с уголовным процессуальным законодательством Российской Федерации в качестве подозреваемого, обвиняемого.
21 февраля 2011 года на основании указанной выше нормы Хурал представителей муниципального образования "Поселок городского типа Каа-Хем" Кызылского кожууна Республики Тыва принял решение № 4 о временном отстранении его от занимаемой должности.
Считает, что оспариваемое им положение республиканского Закона вошло в противоречие с ч. 3 ст. 34 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", из которой следует, что порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования.
Также п. 1 ст. 8 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме Российской Федерации" установлено, что срок, на который избираются органы местного самоуправления, депутаты указанных органов, а также срок полномочий указанных органов и депутатов устанавливается уставами муниципальных образований.
Таким образом, правовое регулирование вопросов формирования органов местного самоуправления не отнесено к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Следует отметить, что отстранение от замещаемой должности выборного должностного лица местного самоуправления не предусмотрено ни одним нормативным правовым актом.
Оспариваемое положение закона устанавливает процедуру ограничения полномочий выборных должностных лиц местного самоуправления и нарушает его право быть избранным в этот орган.
Просит признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим п. 2 ст. 1 Закона Республики Тыва от 31 января 2011 года № 385 ВХ-1 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Тыва в целях предупреждения использования должностного положения руководителями органов местного самоуправления вопреки интересам службы".
О.Д.К. в судебном заседании требование поддержал, пояснив о том, что замещает должность главы городского поселения поселок городского типа Каа-Хем Кызылского кожууна (района) Республики Тыва - председателя Администрации городского поселения поселок городского типа Каа-Хем Кызылского кожууна Республики Тыва по результатам прямых выборов. В настоящее время в отношении него возбуждено уголовное дело.
Представитель заявителя М.В.Г. заявление также поддержал по основаниям, изложенным в нем.
Представитель Председателя Правительства Республики Тыва по доверенности М.Ш.Ч. с требованием не согласился, пояснив о том, что Закон Республики Тыва от 31 января 2011 года № 385 ВХ-1 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Тыва в целях предупреждения использования должностного положения руководителями органов местного самоуправления вопреки интересам службы" (далее - Закон Республики Тыва) не содержит положений, противоречащих федеральному законодательству.
Заявитель ссылает на положения части 3 статьи 34 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), согласно которому порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования.
Полагает, что заявителем неправильно дается толкование норм материального права.
Вызывает сомнение, что выборное должностное лицо местного самоуправления является органом местного самоуправления в силу понятий, данных в статье 2 Федерального закона;
Кроме того, частью 10 статьи 35 Федерального закона установлены исключительные полномочия представительного органа муниципального образования. При этом частью 11 данной статьи конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований могут быть определены иные полномочия представительного органа муниципального образования;
Предоставление таких полномочий представительному органу муниципального образования соответствует функциям этого органа местного самоуправления, а именно, предусмотренного пунктом 9 части 10 статьи 35 Федерального закона права на осуществление контрольных функций в отношении должностных лиц местного самоуправления;
Статьями 14, 15, 16 Федерального закона регламентированы решаемые органами местного самоуправления вопросы местного значения. При этом частями 2 статьей 14.1, 15.1, 16.1 Федерального закона предусмотрено, что органы местного самоуправления вправе решать данные вопросы местного значения, участвовать в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 Федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами, а также решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Положения части 1 статьи 6 Федерального закона необходимо рассматривать с другими нормами данного Федерального закона.
Согласно части 1 статьи 6 Федерального закона к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления относятся: правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления по предметам ведения субъектов Российской Федерации, а также в пределах полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации; правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, которыми органы местного самоуправления наделены законами субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Указанный Закон Республики Тыва принят в целях реализации Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010 - 2011 годы, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 13 апреля 2010 года № 460 и соответствует положениям Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ "О противодействии коррупции".
Верховный Хурал (Парламент) Республики Тыва извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом. Представитель указанного выше органа на рассмотрение дела не явился, об уважительности причин неявки в судебное заседание не сообщил.
Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя законодательного органа Республики Тыва.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего, что заявление подлежит удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
О.Д.К. замещает должность главы городского поселения поселок городского типа Каа-Хем Кызылского кожууна (района) Республики Тыва - председателя Администрации городского поселения поселок городского типа Каа-Хем Кызылского кожууна Республики Тыва по результатам прямых выборов. В настоящее время в отношении него возбуждено уголовное дело.
Пунктом 2 ст. 1 Закона Республики Тыва от 31 января 2011 года № 385 ВХ-1 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Тыва в целях предупреждения использования должностного положения руководителями органов местного самоуправления вопреки интересам службы" Закон Республики Тыва от 19 марта 2008 года № 640 ВХ-2 "О гарантиях осуществления полномочий депутата представительного органа муниципального образования, выборного должностного лица местного самоуправления в Республике Тыва" дополнен ст. 13.1 следующего содержания:
1. Представительный орган муниципального образования в порядке, предусмотренном своим регламентом, отстраняет от замещаемой должности (не допускает к исполнению должностных обязанностей) выборное должностное лицо либо лицо, его замещающее, привлеченное в соответствии с уголовным процессуальным законодательством Российской Федерации в качестве подозреваемого, обвиняемого.
2. Представительный орган муниципального образования отстраняет от замещаемой должности (не допускает к исполнению должностных обязанностей) выборное должностное лицо на весь период до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения его от замещаемой должности (недопущения к исполнению должностных обязанностей).
3. В период отстранения от замещаемой должности (недопущения к исполнению должностных обязанностей) денежное вознаграждение выборному должностному лицу не начисляется, если иное не предусмотрено федеральным законодательством.
4. На период отстранения от должности выборного должностного лица представительный орган муниципального образования назначает временно исполняющего обязанности отстраненного лица.
5. Представительный орган муниципального образования, которому стало известно о возникновении у выборного должностного лица личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, вплоть до отстранения выборного должностного лица, являющегося стороной конфликта интересов, от замещаемой должности в порядке, установленном настоящей статьей.
6. Решение представительного органа муниципального образования об отстранении выборного должностного лица от замещаемой должности может быть обжаловано выборным должностным лицом в судебном порядке.
Приведенным выше положением республиканского закона установлен порядок отстранения выборного должностного лица или лица, его замещающего, привлеченного в соответствии с уголовным процессуальным законодательством Российской Федерации в качестве подозреваемого, обвиняемого, от занимаемой должности.
Оспариваемое заявителем положение, по мнению суда, вошло в противоречие с федеральным законодательством.
В соответствии с п. "о" ст. 71 Конституции Российской Федерации уголовно-процессуальное законодательство находится в ведении Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 1 УПК РФ порядок уголовного судопроизводства на территории Российской Федерации устанавливается настоящим Кодексом, основанным на Конституции Российской Федерации.
Отстранение от должности в связи с привлечением в качестве подозреваемого или обвиняемого является уголовно-процессуальной категорией и в уголовно-процессуальном законе отнесено к мерам уголовно-процессуального принуждения. Это прямо вытекает из смысла ст. 114 УПК РФ, в которой установлен порядок временного отстранения от должности подозреваемого или обвиняемого.
Из приведенного выше положения уголовно-процессуального закона следует, что вопрос о временном отстранении от должности подозреваемого или обвиняемого разрешается в судебном порядке.
Таким образом, Верховный Хурал (Парламент) Республики Тыва, устанавливая в оспариваемом заявителем положении республиканского закона возможность отстранения от должности выборного должностного лица или лица, его замещающего, привлеченного в соответствии с уголовным процессуальным законодательством Российской Федерации в качестве подозреваемого, обвиняемого, от занимаемой должности, вторгся в компетенцию Российской Федерации.
Из решения Хурала представителей муниципального образования "Поселок городского типа Каа-Хем" Кызылского кожууна Республики Тыва № 4 от 21 февраля 2011 года "О временном отстранении от должности Главы поселения - председателя администрации муниципального образования "Поселок городского типа Каа-Хем" Кызылского кожууна Республики Тыва следует, что Глава поселения - председатель администрации муниципального образования "Поселок городского типа Каа-Хем" О.Д.М. на основании ст. 13.1 Закона Республики Тыва от 19 марта 2008 года № 640 ВХ-2 "О гарантиях осуществления полномочий депутата представительного органа муниципального образования, выборного должностного лица местного самоуправления в Республике Тыва" временно отстранен от должности на период следствия и судебных разбирательств.
Таким образом, оспариваемой заявителем нормой республиканского закона, безусловно, нарушаются его права, поскольку он был отстранен от должности на основании ст. 13.1 указанного выше закона.
По приведенным выше мотивам нахожу заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению, а доводы представителя Председателя Правительства Республики Тыва о соответствии оспариваемой нормы федеральному законодательству - несостоятельными.
Следует признать недействующим с момента принятия п. 2 ст. 1 Закона Республики Тыва от 31 января 2011 года № 385 ВХ-1 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Тыва в целях предупреждения использования должностного положения руководителями органов местного самоуправления вопреки интересам службы".
Сообщение о решении после его вступления в законную силу должно быть опубликовано в газете "Тувинская правда".
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198, 253 ГПК РФ, суд

решил:

Заявление О.Д.М. о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим п. 2 ст. 1 Закона Республики Тыва от 31 января 2011 года № 385 ВХ-1 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Тыва в целях предупреждения использования должностного положения руководителями органов местного самоуправления вопреки интересам службы" удовлетворить.
Признать недействующим с момента принятия п. 2 ст. 1 Закона Республики Тыва от 31 января 2011 года № 385 ВХ-1 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Тыва в целях предупреждения использования должностного положения руководителями органов местного самоуправления вопреки интересам службы".
Сообщение о решении после его вступления в законную силу должно быть опубликовано в газете "Тувинская правда".
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме через Верховный суд Республики Тыва.
Решение в окончательной форме вынесено 20 мая 2011 года.

Председательствующий
Ч.Д.ААЛ-ООЛ





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru