Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Приморский край


ПРИМОРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 21 июля 2011 г. № 3-66/11

(извлечение)

Приморский краевой суд,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ОАО "А" о признании недействующим постановления Администрации Приморского края от 30 декабря 2010 г. № 437-па "О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Приморского края" в части,

установил:

ОАО "А" (далее - ОАО "А") обратилось в суд с заявлением об оспаривании постановления Администрации Приморского края от 30 декабря 2010 г. № 437-па "О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Приморского края" в части утверждения в Приложениях № 1, № 3 и № 4 средних удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков, находящихся в собственности заявителя. Оспариваемое постановление опубликовано в официальном издании "Приморская газета", спецвыпуск № 111 (502) от 31 декабря 2010 г.
Постановление в оспариваемой части нарушает права и законные интересы заявителя, так как влечет необоснованное завышение земельного налога, определяемого из кадастровой стоимости земельного участка.
В обоснование заявления указано, что оспариваемое постановление противоречит положениям ст. 66 Земельного кодекса РФ; пунктам 2.2.1 - 2.2.7 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 г. № 39; пунктам 9.4, 9.8, 9.9 Административного регламента Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденного приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 28 июня 2007 г. № 215; пунктам 2, 3 Федерального стандарта оценки "Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости (ФСО № 4)", утвержденного приказом Минэкономразвития РФ от 22 октября 2010 г. № 508; пункту 10 Федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости (ФСО № 2)", утвержденного приказом Минэкономразвития РФ от 20 июля 2007 г. № 255.
Утвержденная оспариваемым постановлением кадастровая оценка земель является завышенной и необоснованной, при оценке использованы недостоверные сведения об объекте недвижимости. Определенная постановлением кадастровая стоимость в несколько раз превышает рыночную, что подтверждается отчетами об оценке земельных участков, принадлежащих заявителю, произведенными оценщиком по заказу заявителя.
В нарушение порядка, установленного Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 г. № 316, составленный исполнителем работ отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков не был проверен Роснедвижимостью на соответствие Методическим указаниям, а орган исполнительной власти субъекта РФ утвердил результаты государственной кадастровой оценки земель без соответствующей проверки результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков.
Заявитель просит признать недействующим со дня его принятия указанное постановление в части утверждения в Приложении № 3 "Средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель кадастровых кварталов населенных пунктов Приморского края":
- по Артемовскому городскому округу среднего удельного показателя кадастровой стоимости 1 кв. м в разрезе тринадцатого вида разрешенного использования в строке № кадастрового квартала № в сумме ...; в строке № кадастрового квартала № в сумме ... в строке № кадастрового квартала № в сумме ...; в строке № кадастрового квартала № в сумме ...; в строке № кадастрового квартала № в сумме ...;
- по Шкотовскому муниципальному району среднего удельного показателя кадастровой стоимости 1 кв. м в разрезе тринадцатого вида разрешенного использования в строке № кадастрового квартала № в сумме ....
В Приложении № 4 "Средний уровень стоимости 1 кв. м земель населенных пунктов в разрезе муниципальных районов (городских округов) Приморского края" заявитель просит признать недействующим со дня его принятия:
- по Артемовскому городскому округу в строке № средний удельный показатель кадастровой стоимости 1 кв. м в сумме...;
- по Шкотовскому муниципальному району в строке № по пгт Смоляниново средний удельный показатель кадастровой стоимости 1 кв. м в сумме ....
В ходе подготовки дела к судебному разбирательству заявитель дополнил свои требования и просил признать недействующим постановление Администрации Приморского края от 30 декабря 2010 г. № 437-па в части утверждения в Приложении № 1 "Результаты государственной кадастровой оценки земель кадастровых кварталов населенных пунктов Приморского края" кадастровой стоимости земельных участков:
- по Артемовскому городскому округу стоимости земельного участка в строке N, кадастровый номер участка № в сумме ... в строке N, кадастровый номер участка № в сумме ....; в строке № кадастровый номер участка № в сумме ...; в строке N, кадастровый номер участка № в сумме ...; в строке N, кадастровый номер участка № в сумме ...; в строке N, кадастровый номер участка № в сумме ....
- по Шкотовскому муниципальному району кадастровой стоимости земельного участка в строке N, кадастровый номер участка № в сумме ....
В судебном заседании представители заявителя заявленные требования поддержали.
Представитель Администрации Приморского края с заявлением не согласился. Пояснил, что работы по государственной кадастровой оценке земель не были завершены до истечения шестидесяти дней после дня официального опубликования Федерального закона от 22 июля 2010 г. № 167-ФЗ, которым внесены изменения в статью 66 Земельного кодекса РФ, поэтому на правоотношения по настоящему делу новая редакция данной статьи не распространяется.
Пояснил, что 25 декабря 2009 г. между Росреестром (правопреемником Роснедвижимости) и ФГУП "ФКЦ "З" подписан государственный контракт на выполнение работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов в субъектах Российской Федерации, в том числе в Приморском крае. Администрацией Приморского края 22 апреля 2010 г. принято распоряжение № 224-ра "О проведении государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Приморского края в 2010 году", которым было предписано провести в 2010 г. государственную кадастровую оценку земель населенных пунктов Приморского края. 20 октября 2010 г. в соответствии с положениями Административного регламента исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", Управление Росреестра по Приморскому краю направило в адрес Администрации Приморского края предварительные результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов для рассмотрения и предварительного согласования. 29 декабря 2010 г. письмом № 15-1140 Федеральная служба государственной регистрации, геодезии и картографии направила в адрес Управления Росреестра по Приморскому краю отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Приморского края, акт проверки и сведения об обобщенных результатах государственной кадастровой оценки земель. 30 декабря 2010 г. письмом № 18-33710-1 Управление Росреестра по Приморскому краю направило в адрес Администрации Приморского края результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Приморского края для утверждения. Таким образом, постановление Администрации Приморского края от 30 декабря 2010 г. № 437-па "О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Приморского края" было принято, а результаты государственной кадастровой оценки земель в Приморском крае утверждены только после проведения Росреестром соответствующей проверки и принятия решения о соответствии результатов оценки Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов.
Пояснил также, что ссылка заявителя на ФСО № 4 неправомерна, поскольку данный нормативный правовой акт принят Минэкономразвития РФ уже после того, как работы по кадастровой оценке земель в Приморском крае были фактически завершены.
Кроме того, ссылаясь на Определение Конституционного Суда РФ от 1 марта 2011 г. № 275-О-О, представитель Администрации края пояснил, что при определении рыночной стоимости спорных земельных участков возможен пересмотр кадастровой стоимости. Вопрос о таком пересмотре должен разрешаться органами исполнительной власти по заявлению собственника земли, а при несогласии с их решениями - в судебном порядке.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд оснований для удовлетворения заявления ОАО "А" не находит.
Согласно пунктам "в" и "к" части 1 статьи 72, частей 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Принимаемые по предметам совместного ведения законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральному законодательству.
Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Пунктами 1 и 2 статьи 66 Кодекса (в редакции Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 111-ФЗ) установлено, что рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Федеральным законом от 22 июля 2010 г. № 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения в статью 66 Земельного кодекса РФ, согласно которым второе предложение абзаца первого пункта 2 изложено в новой редакции: "Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности".
Статьей 5 Федерального закона от 22 июля 2010 г. № 167-ФЗ установлено, что положения настоящего Закона не применяются к государственной кадастровой оценке земель, договоры на проведение которой были заключены до истечения шестидесяти дней после дня официального опубликования настоящего Федерального закона и работы по проведению которой не завершились в указанный в настоящей части срок. Государственная кадастровая оценка земель, работы по проведению которой не завершились до истечения шестидесяти дней после дня официального опубликования настоящего Федерального закона, проводится в соответствии с правилами, установленными Правительством Российской Федерации.
Из представленных суду документов следует, что работы по проведению государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Приморского края не были завершены до истечения шестидесяти дней после официального опубликования Федерального закона от 22 июля 2010 г. № 167-ФЗ (дата опубликования - 26 июля 2010 г.), в связи с чем государственная кадастровая оценка земель должна была производиться в соответствии с Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 г. № 316 (с последующими изменениями и дополнениями).
Согласно пунктам 1 и 10 Правил организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами, а органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Последовательность и сроки осуществления действий (административных процедур) Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость) и территориальных органов Роснедвижимости - Управлений Роснедвижимости по субъектам Российской Федерации, порядок взаимодействия между Роснедвижимостью и Управлениями Роснедвижимости по субъектам Российской Федерации, а также порядок их взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при исполнении государственной функции по организации государственной кадастровой оценки земель определяет Административный регламент исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденный приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 28 июня 2007 года № 215 (далее - Регламент).
В силу положений (пункты 9.5 - 9.8) Регламента Роснедвижимость осуществляет проверку отчета исполнителя работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации на предмет соответствия Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли от 15 февраля 2007 года № 39.
По результатам проведенной проверки Роснедвижимость принимает одно из следующих решений, которое оформляется актом проверки:
о соответствии отчета методическим указаниям;
о выявлении нарушений методических указаний при выполнении работ по определению кадастровой стоимости земельных участков.
В случае принятия решения о соответствии отчета Методическим указаниям Роснедвижимость в срок не более трех рабочих дней с даты составления акта проверки направляет согласованные сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель) в Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации вместе с актом проверки.
После получения указанных сведений и акта проверки Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации представляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации) на утверждение (пункт 9.9 Регламента).
Из приведенных законоположений следует, что утверждение результатов кадастровой оценки земель отнесено к полномочиям органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Статьей 42 Устава Приморского края установлено, что Администрация Приморского края является постоянно действующим высшим исполнительным коллегиальным органом государственной власти Приморского края. Исходя из указанного, оспариваемое заявителем постановление Администрации Приморского края от 30 декабря 2010 г. № 437-па "О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Приморского края" принято Администрацией Приморского края в соответствии с ее компетенцией.
По смыслу приведенных правовых норм, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации утверждает те результаты государственной кадастровой оценки земель, в отношении которых Роснедвижимостью была проведена соответствующая проверка и в отношении которых принято решение о соответствии Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов.
Указом Президента РФ от 25 декабря 2008 года № 1847 Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости упразднено, его функции возложены на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).
Из представленных суду документов следует, что 2 декабря 2009 г. Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) издан приказ № 386 "Об организации работ по государственной оценке земель в 2010 году", которым Приморский край включен в число субъектов Российской Федерации, на территории которых проводится государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов в 2010 г. в полном объеме за счет средств федерального бюджета.
25 декабря 2009 г. между Росреестром и ФГУП "ФКЦ "З" заключен государственный контракт № 169Д на выполнение работ по теме: "Государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов в субъектах Российской Федерации", к числу которых отнесен Приморский край (пункт 1 контракта).
Во исполнение приказа Росреестра от 2 декабря 2009 г. № 386 Администрацией Приморского края издано распоряжение от 22 апреля 2010 г. № 224-ра "О проведении государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Приморского края в 2010 году", которым предписано провести в 2010 г. государственную кадастровую оценку земель населенных пунктов Приморского края.
Управление Росреестра по Приморскому краю 20 октября 2010 г. письмом № 18-3061 направило в уполномоченный департамент Администрации Приморского края предварительные результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов.
28 декабря 2010 г. Управлением Росреестра по Приморскому краю проведена предварительная проверка соответствия состава отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Приморского края условиям технического задания. Каких-либо несоответствий отчета техническим условиям не выявлено.
В период с 28 декабря 2010 г. по 29 декабря 2010 г. Росреестром проведена проверка отчета от 24 декабря 2010 г. № 01-ГКОЗ-НП/25-2010 об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Приморского края по состоянию на 1 января 2010 г., о чем составлен соответствующий акт проверки. По результатам проверки отчета принято решение о соответствии отчета Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 15 февраля 2007 г. № 39.
Данный акт проверки 29 декабря 2010 г. направлен в Управление Росреестра по Приморскому краю. В свою очередь, Управление Росреестра по Приморскому краю письмом от 30 декабря 2010 г. направило Губернатору Приморского края результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Приморского края для утверждения.
Исследованные в судебном заседании документы свидетельствуют о том, что установленный федеральным законодательством порядок государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Приморского края не был нарушен, поэтому орган исполнительной власти Приморского края в лице Администрации Приморского края правомерно утвердил ее результаты.
Представленные заявителем отчеты об оценке земельных участков, принадлежащих ОАО "А", составленные оценщиком Б. в апреле 2011 г., о недостоверности государственной кадастровой оценки земельных участков не свидетельствуют. Ходатайство заявителя о производстве экспертизы отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Приморского края от 24 декабря 2010 г. № 01-ГКОЗ-НП/25-2010 не подлежит удовлетворению, поскольку оснований, предусмотренных статьей 79 ГПК РФ для назначения экспертизы по делу, предметом которого является проверка законности нормативного правового акта, не имеется.
Суд признает убедительным довод представителя Администрации Приморского края о том, что снижение налоговой нагрузки хозяйствующих субъектов, возросшей в связи с повышением кадастровой стоимости земель, находится в компетенции муниципальных образований, наделенных налоговым законодательством правом устанавливать налоговые ставки земельного налога (статья 394 Налогового кодекса РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Постановление Администрации Приморского края от 30 декабря 2010 г. № 437-па "О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Приморского края" федеральному законодательству не противоречит, в связи с чем основания для удовлетворения заявления отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 253 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

решил:

Открытому акционерному обществу "А" в удовлетворении заявления о признании недействующим в части постановления Администрации Приморского края от 30 декабря 2010 г. № 437-па "О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Приморского края" отказать.
На решение может быть подана кассационная жалоба, а прокурором, участвующим в деле, может быть принесено кассационное представление в Верховный Суд Российской Федерации в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru