Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Ярославская область


УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 16 мая 2011 г. по делу № 05-02/49Ж-11

Резолютивная часть решения объявлена 12 мая 2011 года.
Решение изготовлено в полном объеме 16 мая 2011 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия) в составе: председатель Комиссии - заместитель руководителя управления Паутов И.Г., члены Комиссии - начальник отдела контроля размещения государственного заказа Моругин Ю.А., главный специалист - эксперт отдела контроля размещения государственного заказа Казаков Д.В.,
с участием представителей:
от заявителя - ООО "С" - представителя не направили;
от государственного заказчика - государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Я" - Х.В.Е,
рассмотрев жалобу ООО "С" (далее также - Заявитель) на действия государственного заказчика - государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Я" (далее также - Заказчик, "Я") при проведении открытого конкурса на право заключения контракта на оказание услуг по организации культурно-массовых мероприятий (далее также - Конкурс) и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее также - Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ, Закон),

установила:

в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (Ярославское УФАС России) поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса.
В жалобе Заявитель указывает на следующие нарушения своих прав. ООО "С" при исполнении государственного контракта предполагало привлечение поставщиков, находящихся в Краснодарском крае, но пункт 1.7 конкурсной документации устанавливает категорический запрет на привлечение Исполнителем соисполнителей. Кроме того, ООО "С" является туроператором, работающим в области внутреннего туризма, который и предусмотрен данным конкурсом (Краснодарский край). Но в п. 3.3.1.3 "б" Технического задания конкурсной документации в нарушение Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" Заказчик устанавливает требование о предоставлении копии акта федерального органа исполнительной власти в сфере туризма, содержащую решение о внесении сведений об участнике в Единый федеральный реестр туроператоров, прописывая дополнительное требование о сумме финансового обеспечения гражданской ответственности туроператора за неисполнение или ненадлежащее исполнение в размере не менее начальной (максимальной) цены контракта, а именно 4800000 рублей, включая НДС. Статья 17<2> Федерального закона от 5 февраля 2007 г. № 12-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" определяет размер финансового обеспечения для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере внутреннего туризма, что и представляет собой задание в конкурсной документации Заказчика, не менее 500 тысяч рублей. Таким образом, Заказчик ограничил доступ к участию в конкурсе туроператоров, работающих в сфере внутреннего туризма на российском рынке и отвечающих всем требованиям законодательства. Установление запрета на право привлечения участниками размещения заказа соисполнителей при исполнении государственного контракта, а также установление Заказчиком финансового обеспечения гражданской ответственности туроператоров, осуществляющих свою деятельность на внутреннем рынке, не предусмотренного Федеральными законами, значительно сузило круг лиц, которые могли принять участие в конкурсе, что привело к ограничению числа участников размещения заказа. Свои доводы Заявитель дополнительно подтверждает разъяснениями конкурсной документации, которые были сделаны Заказчиком по запросу ООО "С". Заявитель просит выдать Заказчику предписание об устранении нарушений.
ООО "С", извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, на рассмотрение жалобы представителя не направило, просило рассмотреть жалобу в отсутствие своего представителя. Жалоба рассматривается без участия представителя ООО "С".
Представитель Заказчика Х.В.Е. с доводами жалобы не согласился, пояснил, что в конкурсной документации нет нарушений законодательства, количество участников размещения заказа не ограничивается. Запрет в конкурсной документации на привлечение соисполнителей было установлено в целях обезопасить Заказчика от недобросовестных турагентов, т.к. туристский продукт должны формировать туроператоры (в рамках Федерального закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"). Услуги по организации и проведению культурно-массовых мероприятий должна оказывать одна организация. При этом туроператор будет заключать договоры на проживание, питание, приобретение билетов на поезд и прочее со сторонними организациями.
Пункт 3.3.1.3 "б" информационной карты конкурсной документации, по мнению Заказчика, соответствует требованиям законодательства, т.к. в соответствии со статьей 17.1 Федерального закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" финансовое обеспечение должно гарантировать каждому туристу или иному заказчику, заключившему договор о реализации туристского продукта, выплату денежных средств, причитающихся туристу или иному заказчику в возмещение реального ущерба, возникшего в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта. Исходя из того, что начальная (максимальная) цена контракта составляет 4800000 рублей и реальный ущерб Заказчика может значительно превысить минимальный размер обеспечения в 500000 рублей, установленный законом об основах туристской деятельности, Заказчиком и было установлено требование о сумме финансового обеспечения гражданской ответственности туроператора в размере начальной (максимальной) цены контракта. По мнению Заказчика, соответствовать такому требованию может достаточно большое количество туроператоров.
Заслушав мнения присутствующих, изучив представленные документы и материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.
08.04.2011 Заказчиком на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее также - Официальный сайт) было размещено извещение № 0371100011111000016 о проведении открытого конкурса на право заключения контракта на оказание услуг по организации культурно-массовых мероприятий. Начальная (максимальная) цена контракта: 4800000 рублей. Источник финансирования заказа - Федеральный бюджет.
Согласно пункту 1.7 информационной карты конкурсной документации, утвержденной 07.04.2011 ректором "Я" Л.А.А., участник размещения заказа не вправе привлекать соисполнителей.
Согласно части 2.1 статьи 22 Закона "Не допускается включать в конкурсную документацию (в том числе и в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требования к производителю товара, к участнику размещения заказа (в том числе требования к квалификации участника размещения заказа, включая наличие у участника размещения заказа опыта работы), а также требования к его деловой репутации, требования о наличии у участника размещения заказа производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, выполнения работ, оказания услуг, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику размещения заказа предусмотрена настоящим Федеральным законом".
Запрет на привлечение соисполнителей является требованием к участнику размещения заказа, вводит участников в заблуждение, поскольку туроператор должен заключать договоры на проживание, питание, приобретение билетов на поезд и прочее со сторонними организациями.
Таким образом, это является нарушением части 2.1 статьи 22 Закона.
Согласно статье 17.1 Федерального закона от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" "Договор страхования ответственности туроператора либо банковская гарантия должны обеспечивать надлежащее исполнение туроператором обязательств по всем договорам о реализации туристского продукта, заключаемым с туристами и (или) иными заказчиками непосредственно туроператором либо по его поручению турагентами.
В случае возникновения обстоятельств, указанных в статье 17.4 настоящего Федерального закона, финансовое обеспечение должно гарантировать каждому туристу или иному заказчику, заключившему договор о реализации туристского продукта:
возврат денежных средств, внесенных в счет договора о реализации туристского продукта, за услуги, оплаченные, но не оказанные туроператором или третьими лицами, на которых туроператором было возложено исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта;
выплату денежных средств, причитающихся туристу или иному заказчику в возмещение реального ущерба, возникшего в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта, в том числе денежных средств, необходимых для компенсации расходов, понесенных туристом или иным заказчиком в связи с непредвиденным выездом (эвакуацией) из страны (места) временного пребывания (далее - расходы по эвакуации)".
Согласно статье 17.2 Федерального закона от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" "Размер финансового обеспечения определяется в договоре страхования ответственности туроператора или в банковской гарантии и не может быть менее: 500 тысяч рублей - для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере внутреннего туризма".
Таким образом, Закон позволяет устанавливать размер финансового обеспечения более 500 тысяч рублей. Установление финансового обеспечения гражданской ответственности туроператора за неисполнение или ненадлежащее исполнение в размере не менее начальной (максимальной) цены контракта не противоречит законодательству Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь частью 5, пунктом 1 части 9 статьи 17, частью 6 статьи 60 Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", комиссия Ярославского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов

решила:

1. Признать жалобу ООО "С" на действия государственного заказчика - государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Я" при проведении открытого конкурса на право заключения контракта на оказание услуг по организации культурно-массовых мероприятий обоснованной в части установления Заказчиком неправомерного требования к участникам размещения заказа в виде запрета на привлечение соисполнителей.
2. Признать Заказчика нарушившим часть 2.1 статьи 22 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии
И.Г.ПАУТОВ

Члены Комиссии:
Ю.А.МОРУГИН
Д.В.КАЗАКОВ





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru