Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Хабаровский край


ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 29 февраля 2012 г. по делу № 33-993

Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего Гвоздева М.В.,
судей Жельнио Е.С., Верхотуровой И.В.,
при секретаре Т.,
рассмотрела в открытом судебном заседании от 29 февраля 2012 года дело по иску Хабаровского транспортного прокурора в защиту прав неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги", закрытому акционерному обществу "Транстелеком-ДВ" о возложении обязанности оборудования специальным приспособлением-пандусом при входе в общественное здание, по апелляционной жалобе открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" на решение Центрального районного суда г.Хабаровска от 22 декабря 2011 года,
заслушав доклад судьи Верхотуровой И.В., пояснения представителя ОАО "Российские железные дороги", прокурора Максименко Е.В., представителя ЗАО "Транстелеком-ДВ",

установила:

Хабаровский транспортный прокурор обратился в суд с иском в защиту прав неопределенного круга лиц к открытом акционерному обществу "Российский железные дороги" (далее - ОАО "Российские железные дороги") об оборудовании объекта социальной инфраструктуры специальными приспособлениями - пандусом для беспрепятственного доступа инвалидов-колясочников, ссылаясь на то, что отсутствие специальных приспособлений для беспрепятственного доступа инвалидов, в том числе и на граждан с ограниченными физическими возможностями в здание, расположенное по адресу, принадлежащее ответчику затрудняет реализацию их гражданских прав и осуществление обязанностей. В указанном здании расположены Хабаровская транспортная прокуратура, прокуратура Железнодорожного района г.Хабаровска, Хабаровский следственный отдел на транспорте, Хабаровское ЛУ МВД России на транспорте.
Определением суда от 28 октября 2011 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено ЗАО "Транстелеком-ДВ", владеющий долей в праве общей долевой собственности с ОАО "Российские железные дороги" зданием, расположенным по адресу.
Представители ответчиков иск не признали.
Решением Центрального районного суда г. Хабаровска от 22 декабря 2011 года требования прокурора удовлетворены. Суд постановил обязать ОАО "Российские железные дороги оборудовать пандус с поручнем для передвижения инвалидов на входе в здание, расположенное по адресу в двухмесячный срок со дня вступления решения в законную силу.
В удовлетворении иска к ЗАО "Транстелеком-ДВ" отказано.
В апелляционной жалобе представитель ОАО "Российские железные дороги" просит решение суда отменить, обосновывая свой вывод тем, что принадлежащее ответчику строение, по поводу оборудования которого возник спор, не является объектом социальной инфраструктуры.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на нее, судебная коллегия оснований к отмене решения суда не находит по следующим основаниям.
По делу установлено, что вход в здание ОАО "Российские железные дороги", расположенном по адресу, в котором арендуются помещения правоохранительными органами не оборудован специальными приспособлениями (перилами, настилами, рельсами, пандусами), что препятствует свободному доступу инвалидов в здание указанных организаций. Помещения, принадлежащие в этом здании ЗАО "Транстелеком-ДВ" имеют отдельный вход.
Согласно ст. 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
Согласно положениям вышеназванных норм закона к объектам социальной инфраструктуры отнесены общественные и производственные здания, строения и сооружения, к которым относится и здание ОАО "Российские железные дороги".
Строительные нормы и правила 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", утвержденные постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 16 июля 2001 г. № 73, в части общих требований к зданиям, сооружениям и их участкам также предусматривают, что лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости - другими средствами подъема.
Руководствуясь вышеприведенными правовыми нормами и учитывая установленные по делу обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.
В соответствии с требованиями СНиП 2.08.02-89 "Общественные здания и сооружения", утвержденными постановлением Госстроя СССР от 16 мая 1989 года № 78, здание, арендованное правоохранительными органами является объектом социальной инфраструктуры и общественным зданием, и на него, как правильно указал суд первой инстанции, в полной мере распространяются требования вышеназванных норм, в силу которых здание должно быть приспособлено для доступа инвалидов.
Доводы апелляционной жалобы о том, что обязанность содержать имущество - здания и производить в нем капитальный ремонт возложена на арендатора, в данном случае, истцу по делу, судебной коллегией отклоняются, поскольку такая обязанность арендатора не предусмотрена договором аренды от 24.08.2008 года, заключенного между ОАО "Российские железные дороги" и Дальневосточной транспортной прокуратурой и устройство пандуса к капитальным видам работ не относятся.
Доводы апелляционной жалобы о том, здание, расположенное по адресу построено и введено в эксплуатацию в 1917 году и на него не распространяются требования СНиП и Градостроительного кодекса РФ не состоятельны в силу неверного толкования норм материального закона.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, являлись предметом судебной проверки и в решении суда им дана надлежащая правовая оценка.
Оснований к его отмене не имеется.
Руководствуясь ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Центрального районного суда г.Хабаровска от 22 декабря 2011 года по делу по иску Хабаровского транспортного прокурора в защиту прав неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги", закрытому акционерному обществу "Транстелеком-ДВ" о возложении обязанности оборудования специальным приспособлением-пандусом при входе в общественное здание оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ОАО "Российские железные дороги" - без удовлетворения.





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru