Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Ставропольский край


ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 апреля 2012 г. № 44/547-5

О ПРЕДСТАВЛЕНИИ ЗАМЕСТИТЕЛЯ ПРОКУРОРА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ,
СТАРШЕГО СОВЕТНИКА ЮСТИЦИИ ЩЕРБАКОВА В.А.
ОТ 11 МАРТА 2012 ГОДА № 7/1-22-2012 ОБ УСТРАНЕНИИ
НАРУШЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ВЫБОРАХ

12 марта 2012 года в избирательную комиссию Ставропольского края поступило представление заместителя прокурора Ставропольского края, старшего советника юстиции Щербакова В.А. от 11 марта 2012 года № 7/1-22-2012 об устранении нарушений законодательства о выборах (далее - Представление).
На 4 марта 2012 года были назначены досрочные выборы депутатов Совета города Лермонтова пятого созыва (далее - досрочные выборы).
Комиссией, организующей досрочные выборы, являлась территориальная избирательная комиссия города Лермонтова, на которую были возложены полномочия избирательной комиссии муниципального образования города Лермонтова (далее - ТИК-ИКМО).
В Представлении указано на нарушения ТИК-ИКМО избирательных прав граждан при назначении досрочных выборов, при регистрации и отказах в регистрации кандидатов в депутаты Совета города Лермонтова пятого созыва, содержится требование о проведении анализа причин и условий, способствовавших выявленным нарушениям закона, принятии мер по их недопущению впредь, а также о рассмотрении вопроса об освобождении от должности в порядке статьи 28 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) председателя территориальной избирательной комиссии города Лермонтова Ярмолич Н.И.
По результатам рассмотрения Представления, избирательная комиссия Ставропольского края отмечает следующее.
В Представлении содержатся указания на нарушения законодательства ТИК-ИКМО при регистрации (отказе в регистрации) кандидатов в депутаты Совета города Лермонтова пятого созыва, которые подтверждаются вступившими в законную силу решениями Лермонтовского городского суда.
В соответствии со статьей 24 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, в течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона.
Избирательная комиссия Ставропольского края не вправе устранить нарушения законодательства и принять конкретные меры, связанные с регистрацией (отказом в регистрации) кандидатов в депутаты Совета города Лермонтова, которые подтверждаются вступившими в законную силу решениями Лермонтовского городского суда и, следовательно, исполнить требования Представления в соответствии со статьей 24 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", на которую содержится ссылка в Представлении.
Устранение данных нарушений не входит в компетенцию избирательной комиссии Ставропольского края.
Кроме того, в Представлении указывается на непринятие своевременных мер избирательной комиссией Ставропольского края в порядке пункта 11 статьи 20 Федерального закона при назначении досрочных выборов, осуществлении контроля за соблюдением избирательных прав при руководстве деятельностью нижестоящих избирательных комиссий, оказании правовой, методической, организационно-технической помощи нижестоящим избирательным комиссиям.
В соответствии с пунктом 11 статьи 20 Федерального закона решение комиссии, противоречащее закону либо принятое с превышением установленной компетенции, подлежит отмене вышестоящей комиссией или судом. При этом вышестоящая комиссия вправе принять решение по существу вопроса или направить нижестоящей комиссии, решение которой было отменено, соответствующие материалы на повторное рассмотрение. В случае, если нижестоящая комиссия повторно не рассмотрит вопрос, решение по существу данного вопроса вправе принять вышестоящая комиссия.
Ссылка, содержащаяся в Представлении на указанный пункт 11 статьи 20 Федерального закона необоснованна ввиду того, что избирательная комиссия Ставропольского края при проведении выборов в органы местного самоуправления не являлась вышестоящей избирательной комиссией по отношению к ТИК-ИКМО в соответствии с пунктами 22 и 23 статьи 2 Федерального закона.
В свою очередь ТИК-ИКМО при проведении муниципальных выборов организовывала досрочные выборы и не являлась нижестоящей избирательной комиссией по отношению к избирательной комиссии Ставропольского края.
Таким образом, у избирательной комиссии Ставропольского края отсутствуют полномочия для применения пункта 11 статьи 20 Федерального закона в отношении ТИК-ИКМО, как ошибочно указано в Представлении.
Анализ причин и условий, способствовавших выявленным нарушениям избирательного законодательства показывает, что закрепленный в статье 130 Конституции Российской Федерации, международных правовых актах, федеральных законах принцип самостоятельного решения населением вопросов местного значения (т.е. некоторой автономии местного самоуправления от государственного управления) определяет особенности правового положения избирательных комиссий муниципальных образований в системе избирательных комиссий.
Являясь организующей и обеспечивающей подготовку и проведение муниципальных выборов, избирательная комиссия муниципального образования определена в качестве вышестоящей избирательной комиссии законом. Не обладая по отношению к избирательной комиссии муниципального образования статусом вышестоящей избирательной комиссии, избирательная комиссия Ставропольского края ограничена в принятии обязательных для избирательной комиссии муниципального образования решений.
Осуществление на территории Ставропольского края в порядке пункта 10 статьи 23 Федерального закона контроля за соблюдением избирательных прав граждан Российской Федерации может осуществляться избирательной комиссией Ставропольского края лишь в формах, установленных законодательством Российской Федерации. Единственной в данном случае формой контроля, установленной законом, является предусмотренное пунктом 11 статьи 23 Федерального закона право рассматривать жалобы на решения и действия (бездействие) избирательных комиссий муниципальных образований и их должностных лиц, нарушающих избирательные права граждан.
Отсутствие иных форм контроля за деятельностью избирательных комиссий муниципальных образований препятствует своевременному выявлению нарушений избирательных прав граждан, их пресечению и предупреждению.
В период избирательной кампании по досрочным выборам в избирательную комиссию Ставропольского края поступило лишь три жалобы на нарушение избирательных прав граждан (жалоба Плетнева Вячеслава Николаевича на постановление территориальной избирательной комиссии города Лермонтова от 2 февраля 2012 года № 8/68 "Об отказе Плетневу Вячеславу Николаевичу в регистрации кандидатом в депутаты Совета города Лермонтова пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 9, жалоба Баранова Валерия Николаевича на постановление территориальной избирательной комиссии города Лермонтова от 03 февраля 2012 года № 9/95 "Об отказе в регистрации Баранову Валерию Николаевичу кандидатом в депутаты Совета города Лермонтова пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 14" и жалоба Мищерякова Владимира Федоровича на постановление территориальной избирательной комиссии города Лермонтова от 4 февраля 2012 года № 10/108 "Об отказе Мищерякову Владимиру Федоровичу в регистрации кандидатом в депутаты Совета города Лермонтова пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 14").
Избирательная комиссия Ставропольского края в пределах своей компетенции рассмотрела указанные жалобы, признала указанные решения ТИК-ИКМО по сути правильными, вместе с тем указала на необходимость повышения качества работы с документами, представляемыми для уведомления о выдвижении и регистрации кандидатов в период избирательной кампании, на необходимость соблюдения требований законодательства Российской Федерации о выборах.
Заложенные в статье 3 Федерального закона принципы открытого и гласного осуществления деятельности избирательных комиссий призваны противопоставить возможным нарушениям избирательных прав граждан механизмы общественного контроля со стороны участников избирательного процесса, общественных и политических организаций, гражданского общества. Также, свою роль в восстановлении нарушенных избирательных прав граждан должен был выполнить контроль со стороны уполномоченных надзирающих органов.
В силу пункта 1 статьи 259 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации избиратели, участники референдума, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии и их региональные отделения, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители, наблюдатели, прокурор, считающие, что решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением в суд.
Однако, вышеуказанные общественные и государственные институты не оказали существенного влияния на своевременное изменение ситуации с соблюдением избирательных прав граждан при организации и проведении досрочных выборов в г. Лермонтове.
В соответствии с Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации в избирательной комиссии Ставропольского края рассмотрены частные определения Лермонтовского городского суда о признании незаконными и отмене отдельных постановлений ТИК-ИКСК по вопросам регистрации (отказов в регистрации) кандидатов при проведении досрочных выборов.
Избирательной комиссией Ставропольского края было обращено внимание председателя ТИК-ИКМО Ярмолич Н.И. на недопустимость нарушения требований пункта 13 статьи 28 Федерального закона относительно принятия решений о регистрации кандидатов, а также на повышение качества работы с документами, представляемыми для уведомления о выдвижении и регистрации кандидатов в период избирательной кампании, на соблюдение требований законодательства Российской Федерации о выборах.
Кроме того, на семинаре-совещании, проводимом избирательной комиссией Ставропольского края 29 - 30 марта 2012 года, было обращено внимание руководителей территориальных избирательных комиссий на выполнение вышеуказанных требований законодательства при проведении муниципальных избирательных кампаний.
Относительно требования, содержащегося в Представлении, о рассмотрении вопроса об освобождении от должности председателя территориальной избирательной комиссии города Лермонтова Ярмолич Н.И. необходимо отметить следующее.
Решения ТИК-ИКМО при рассмотрении вопросов о регистрации кандидатов при проведении досрочных выборов принимались коллегиально. Председатель ТИК-ИКМО Ярмолич Н.И. при принятии указанных решений наряду с другими членами комиссии имела право голоса. Вместе с тем, каждый член комиссии голосует по своему усмотрению индивидуально, независимо от председателя комиссии.
Таким образом, привлечение к ответственности председателя избирательной комиссии за принятие коллегиального решения, по нашему мнению, не будет основываться на нормах Федерального закона.
В настоящее время у территориальной избирательной комиссии города Лермонтова отсутствуют полномочия по проведению муниципальных выборов в органы местного самоуправления г. Лермонтова.
Территориальная избирательная комиссия города Лермонтова под руководством ее председателя Ярмолич Н.И. 4 марта 2012 года осуществляла подготовку и проведение выборов Президента Российской Федерации. Данные выборы прошли без замечаний относительно работы данной комиссии. Ни в избирательную комиссию Ставропольского края, ни в территориальную избирательную комиссию города Лермонтова, ни в участковые избирательные комиссии жалоб на организацию порядка голосования от участников избирательного процесса на территории г. Лермонтова не поступало.
Также, проблемных вопросов относительно организации работы комплексов обработки избирательных бюллетеней, системы ГАС "Выборы" при организации голосования на территории г. Лермонтова не возникало.
Ярмолич Н.И. работает в системе избирательных комиссий с 2004 года. Являлась председателем участковой избирательной комиссии, с августа 2005 года является председателем территориальной избирательной комиссии города Лермонтова. Территориальной избирательной комиссией города Лермонтова под ее руководством было проведено 8 избирательных кампаний (выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации 2007 и 2011 годов, выборы Президента Российской Федерации 2008 и 2012 годов, выборов органов местного самоуправления г. Лермонтова 2005, 2006, 2008 и 2010 годов). При проведении выборов депутатов Думы Ставропольского края в 2007 и 2011 года Ярмолич Н.И. также являлась председателем окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 22. При проведении вышеуказанных избирательных кампаний замечаний к работе Ярмолич Н.И. не было, выборы были проведены в соответствии с требованиями избирательного законодательства. В связи с чем в 2007 году она была награждена Почетной грамотой избирательной комиссии Ставропольского края, в 2010 году ей была объявлена благодарность Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.
На основании изложенного, учитывая, что в соответствии с пунктом 7 статьи 28 Федерального закона назначение и освобождение от должности председателя территориальной избирательной комиссии относится к исключительной компетенции избирательной комиссии Ставропольского края, избирательная комиссия Ставропольского края постановляет:

1. Аппарату избирательной комиссии Ставропольского края усилить работу по обучению членов территориальных избирательных комиссий, избирательных комиссий муниципальных образований, действующих на территории Ставропольского края, в том числе при проведении запланированных мероприятий в рамках выполнения плана основных мероприятий по повышению правовой культуры избирателей (участников референдума) и обучению организаторов выборов и референдумов в Ставропольском крае, с учетом практики и опыта работы по проведению муниципальных избирательных кампаний.
2. Оставить представление заместителя прокурора Ставропольского края, старшего советника юстиции Щербакова В.А. от 11 марта 2012 года № 7/1-22-2012 об устранении нарушений законодательства о выборах в части вопроса об освобождении от должности председателя территориальной избирательной комиссии города Лермонтова Ярмолич Натальи Ивановны без удовлетворения.
3. Обратить внимание территориальной избирательной комиссии города Лермонтова на необходимость точного и неукоснительного соблюдения законодательства Российской Федерации, регулирующего организацию деятельности избирательных комиссий.
4. Направить настоящее постановление в прокуратуру Ставропольского края, Центральную избирательную комиссию Российской Федерации.
5. Разместить настоящее постановление на сайте избирательной комиссии Ставропольского края в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Председатель
Е.В.ДЕМЬЯНОВ

Секретарь
Р.В.ДИКАНСКИЙ





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru