Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Липецкая область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 13 февраля 2012 г. по делу № А36-4038/2011

Резолютивная часть решения объявлена 06 февраля 2012 года. Полный текст решения изготовлен 13 февраля 2012 года.
Арбитражный суд Липецкой области в составе судьи Щедухиной Т.М.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Пустохиной Е.Ф.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
главы крестьянского (фермерского) хозяйства Пополитовой Тамары Егоровны (<...>, ОГРНИП <...>)
к администрации Хлевенского муниципального района Липецкой области (Липецкая область, Хлевенский район, с. Хлевное, ул. Ленинская, д. 4, ОГРН 1024800633593)
заинтересованное лицо: глава крестьянского (фермерского) хозяйства Афанасьев Виктор Васильевич
о признании действий незаконными
при участии в заседании:
от заявителя: глава КФХ Пополитова Т.Е. (паспорт), представитель Пополитов С.А. (доверенность б/н от 20.12.2011 г.)
от заинтересованных лиц: представитель администрации Валяльщиков А.В. (доверенность от 25.11.2011 г.)
глава КФХ Афанасьев В.В. (паспорт)

установил:

КФХ Пополитовой Тамары Егоровны обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением о признании незаконным отказа администрации Хлевенского муниципального района Липецкой области в предоставлении в аренду земельных участков, выраженного в письме б/н от 21.10.2011 г., обязании заключить договор аренды земельных участков сельскохозяйственного назначения из фонда перераспределения земель с кадастровыми номерами 48:17:0830109:1169, 48:17:0830109:1170, 48:17:0830109:88.
Определением от 21.12.2011 г. к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Афанасьев Виктор Васильевич.
Глава КФХ Пополитова Т.Е. и ее представитель в судебном заседании поддержали заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении. Полагают, что нормы статьи 12 ФЗ № 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", являясь специальными по отношению к ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", не предусматривают в качестве обязательного условия предоставления испрашиваемых земельных участков публикацию сообщения в средствах массовой информации о наличии земельных участков.
Представитель администрации пояснил, что оснований для принятия решения о предоставлении в аренду земельных участков не имеется, поскольку не осуществлялась публикация извещений о предоставлении в аренду земельных участков в силу ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Глава КФХ Афанасьев В.В. просил отказать в удовлетворении заявления Пополитовой Т.Е. о предоставлении ей земельного участка с кадастровым номером 48:17:0830109:88 (части земельного участка площадью 150 га), в связи с тем, что с заявлением о предоставлении указанного земельного участка он обратился 30.09.2011 г. Кроме того, Афанасьев В.В. пояснил, что у него имеются сведения с официального сайта Управления Росреестра о том, что на земельный участок с кадастровым номером 48:17:0830109:88 уже зарегистрированы права.
Выслушав позицию лиц, участвующих в деле, суд установил следующее.
14.10.2011 г. в ЕГРИП внесена запись о государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства, главой которого является Пополитова Тамара Егоровна (л.д. 17).
17.10.2011 г. глава КФХ Пополитова Т.Е. обратилась в администрацию Хлевенского муниципального района Липецкой области с заявлением о предоставлении ей в аренду сроком на 25 лет за плату земельных участков с кадастровыми номерами:
48:17:0830109:1169, площадью 1 022 218+/-8847 кв. м., местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир село. Участок находится примерно в 10 м от ориентира по направлению на запад. Почтовый адрес ориентира: Липецкая область, район Хлевенский, с/п Фомино-Негачевский сельсовет, д. Крещенские Выселки;
48:17:0830109:1170, площадью 1 047 190+/-8954 кв. м., местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир село. Участок находится примерно в 10 м от ориентира по направлению на запад. Почтовый адрес ориентира: Липецкая область, район Хлевенский, с/п Фомино-Негачевский сельсовет, д. Крещенские Выселки;
48:17:0830109:88, площадью 1 537 052 кв. м., местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир село. Участок находится примерно в 10 м от ориентира по направлению на запад. Почтовый адрес ориентира: Липецкая область, район Хлевенский, с/п Фомино-Негачевский сельсовет, д. Крещенские Выселки (л.д. 9).
Письмом администрации от 21.10.2011 за № 258 Пополитовой Т.Е. было отказано в предоставлении испрашиваемых земельных участков и сообщено, что данные земельные участки будут предоставляться в аренду путем проведения торгов после опубликования сообщения в газетах "Липецкая газета" и "Донские вести" (л.д. 10).
Не согласившись с отказом в предоставлении земельных участков, глава КФХ Пополитова Т.Е. обратилась в арбитражный суд с вышеуказанным заявлением.
Оценив установленные факты, суд пришел к выводу, что заявление Пополитовой Т.Е. подлежит удовлетворению, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оспариваемые действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц могут быть признаны судом незаконными при одновременном несоответствии их закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 1 статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с настоящим Кодексом, федеральным законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.
Порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, предусмотрен статьей 12 Федерального закона от 11.06.2003 № 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".
Согласно пункту 1 названной статьи Закона, граждане, которые заинтересованы в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления заявления, в которых должны быть указаны:
1) цель использования земельных участков (создание, осуществление деятельности фермерского хозяйства, его расширение);
2) испрашиваемое право на предоставляемые земельные участки (в собственность или аренду);
3) условия предоставления земельных участков в собственность (за плату или бесплатно);
4) срок аренды земельных участков;
5) обоснование размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства);
6) предполагаемое местоположение земельных участков.
Пунктом 2 статьи 12 Закона предусмотрено, что к заявлению должно быть приложено соглашение, заключенное между членами фермерского хозяйства в соответствии со статьей 4 настоящего Федерального закона.
В случае создания фермерского хозяйства одним гражданином заключение соглашения не требуется (статья 4 Закона № 74-ФЗ).
Фермерское хозяйство считается созданным со дня его государственной регистрации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (статья 5 Закона № 74-ФЗ).
Согласно пунктам 3, 4, 5 статьи 12 Закона № 74-ФЗ, орган местного самоуправления на основании заявления, указанного в пункте 1 настоящей статьи, или обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в течение месяца со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения об этом земельном участке, и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном указанным Федеральным законом.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение четырнадцати дней со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду заявителю, указанному в пункте 3 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Договор купли-продажи или аренды земельного участка для создания, осуществления деятельности или расширения фермерского хозяйства заключается в течение семи дней со дня принятия указанного в пункте 4 настоящей статьи решения.
Как установлено судом глава КФХ Пополитова Т.Е. обратилась в администрацию Хлевенского муниципального района с заявлением о предоставлении земельных участков как лицо, изъявившее желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, при этом в полном объеме выполнила требования по порядку оформления заявления, предусмотренные пунктом 1 статьи 12 ФЗ № 74-ФЗ.
До обращения заявителя в орган местного самоуправления испрашиваемые земельные участки были постановлены на кадастровый учет (л.д. 11 - 16).
При таких обстоятельствах спора администрация Хлевенского муниципального района обязана была осуществить процедуры по предоставлению Пополитовой Т.Е. испрашиваемых земельных участков, указанные в статье 12 Закона.
Довод администрации о том, что спорные земельные участки должны быть предоставлены на торгах в соответствии со статьей 10 ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, суд считает несостоятельным по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность на торгах (конкурсах, аукционах).
Вместе с тем, как было выше указано судом, в силу пункта 1 статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.
Таким образом, законодатель предоставил крестьянскому (фермерскому) хозяйству право на получение земельного участка, предназначенного непосредственно для осуществления сельскохозяйственной деятельности и его расширения, на правах аренды или в собственность в соответствии с порядком, установленным в специальном законе.
Порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, предусмотрен положениями статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 № 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".
С учетом изложенного суд приходит к выводу, что испрашиваемые Пополитовой Т.Е. земельные участки должны предоставляться администрацией в аренду с соблюдением специального порядка, предусмотренного нормами Федерального закона от 11.06.2003 № 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", который не предусматривает процедуру проведения торгов.
Анализируя представленные администрацией Хлевенского муниципального района заявление главы КФХ Афанасьева В.В. от 30.09.2011 г. и приложенные к нему документы, отказ в предоставлении ему земельного участка с кадастровым номером 48:17:0830109:88 (части земельного участка площадью 150 га), а также с учетом обстоятельств, установленных в ходе рассмотрения дела № А36-4687/2011 по заявлению КФХ Афанасьева В.В. к администрации Хлевенского муниципального района Липецкой области о признании незаконным бездействия и обязании принять решение о предоставлении земельного участка в аренду, суд пришел к выводу, что у администрации отсутствовала установленная законом обязанность по заключению с Афанасьевым В.В. договора аренды земельного участка
В рамках дела № А36-4687/2011 суд установил, что до обращения Афанасьева В.В. в орган местного самоуправления из земельного участка с кадастровым номером 48:17:0830109:88, площадью 3 606 460 кв. м. были образованы и постановлены на кадастровый учет три земельных участка: земельный участок с кадастровым номером 48:17:0830109:1170, площадью 1 047 190 кв. м.; земельный участок с кадастровым номером 48:17:0830109:1169, площадью 1 022 218 кв. м. и земельный участок с кадастровым номером 48:17:0830109:88, площадью 1 537 052 кв. м. В связи с образованием земельных участков с кадастровыми номерами 48:17:0830109:1170, площадью 1 047 190 кв. м. и 48:17:0830109:1169, площадью 1 022 218 кв. м., земельный участок с кадастровым номером 48:17:0830109:88, площадью 3 606 460 кв. м. изменил свои уникальные характеристики, в частности: площадь и местоположение, что соответствует выписке из государственного кадастра недвижимости от 17.10.2011 № 48/202/11-91765.
При сопоставлении приложенного к заявлению Афанасьевым В.В. кадастрового паспорта земельного участка с кадастровым номером 48:17:0830109:88, площадью 3 606 460 кв. м. и испрашиваемой им площади в 150 га, с кадастровым паспортом земельного участка 48:17:0830109:88, площадью 1 537 052 кв. м и кадастровым паспортом земельного участка 48:17:0830109:1169, площадью 1 022 218 кв. м видно, что испрашиваемая площадь в 150 га входит в состав земельного участка с кадастровым номером 48:17:0830109:1169, имеющего другое местоположение границ, чем испрашиваемое Афанасьевым В.В. в своем заявлении.
Таким образом, отмеченный, т.е. испрашиваемый Афанасьевым В.В. на кадастровом плане земельного участка с кадастровым номером 48:17:0830109:88 площадью 3 606 460 кв. м., земельный участок площадью 150 га с кадастровым номером 48:17:0830109:88, не существует и, следовательно, не может быть объектом гражданских прав.
При таких обстоятельствах позицию заинтересованного лица по данному делу Афанасьева В.В. суд считает неправомерной.
При этом следует отметить, что, приняв решение об отказе как главе КФХ Пополитовой Т.Е., так и главе КФХ Афанасьеву В.В. в предоставлении испрашиваемых земельных участков, органом местного самоуправления не совершалось каких-либо действий, направленных на проведение торгов.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, имеющиеся в деле доказательства, суд пришел к выводу о том, что действие администрации Хлевенского муниципального района Липецкой области, выразившееся в отказе в предоставлении Пополитовой Т.Е. в аренду земельных участков, является незаконным, так как не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы индивидуального предпринимателя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
При подаче заявления Пополитовой Т.Е. была оплачена государственная пошлина в сумме 200 руб. 00 коп. (л.д. 4).
Поскольку главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не установлено каких-либо особенностей в отношении судебных расходов по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, вопрос о судебных расходах, понесенных заявителями и заинтересованными лицами, разрешается судом по правилам главы 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отношении сторон по делам искового производства.
Таким образом, уплаченная заявителем государственная пошлина в сумме 200 руб. 00 коп. в соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации взыскивается в его пользу непосредственно с государственного органа, как со стороны по делу, а льготы, установленные пунктом 1 статьи 333.37. Налогового кодекса Российской Федерации, применяются в случаях обращения государственного органа в суд с заявлениями и жалобами. Аналогичная позиция изложена в пункте 5 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 № 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации".
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 176, 180, 181, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Признать незаконным отказ администрации Хлевенского муниципального района Липецкой области, выраженный в письме б/н от 21.10.2011 г., в предоставлении в аренду земельных участков сельскохозяйственного назначения из фонда перераспределения земель с кадастровыми номерами:
48:17:0830109:1169, площадью 1 022 218+/-8847 кв. м., местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир село. Участок находится примерно в 10 м от ориентира по направлению на запад. Почтовый адрес ориентира: Липецкая область, район Хлевенский, с/п Фомино-Негачевский сельсовет, д. Крещенские Выселки;
48:17:0830109:1170, площадью 1 047 190+/-8954 кв. м., местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир село. Участок находится примерно в 10 м от ориентира по направлению на запад. Почтовый адрес ориентира: Липецкая область, район Хлевенский, с/п Фомино-Негачевский сельсовет, д. Крещенские Выселки;
48:17:0830109:88, площадью 1 537 052 кв. м., местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир село. Участок находится примерно в 10 м от ориентира по направлению на запад. Почтовый адрес ориентира: Липецкая область, район Хлевенский, с/п Фомино-Негачевский сельсовет, д. Крещенские Выселки.
Обязать администрацию Хлевенского муниципального района Липецкой области (Липецкая область, Хлевенский район, с. Хлевное, ул. Ленинская, д. 4, ОГРН 1024800633593) принять решение о предоставлении указанных земельных участков в аренду и направить главе крестьянского (фермерского) хозяйства Пополитовой Тамаре Егоровне (<...>, ОГРНИП <...>) договоры аренды земельных участков сельскохозяйственного назначения из фонда перераспределения земель с кадастровыми номерами:
48:17:0830109:1169, площадью 1 022 218+/-8847 кв. м., местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир село. Участок находится примерно в 10 м от ориентира по направлению на запад. Почтовый адрес ориентира: Липецкая область, район Хлевенский, с/п Фомино-Негачевский сельсовет, д. Крещенские Выселки;
48:17:0830109:1170, площадью 1 047 190+/-8954 кв. м., местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир село. Участок находится примерно в 10 м от ориентира по направлению на запад. Почтовый адрес ориентира: Липецкая область, район Хлевенский, с/п Фомино-Негачевский сельсовет, д. Крещенские Выселки;
48:17:0830109:88, площадью 1 537 052 кв. м., местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир село. Участок находится примерно в 10 м от ориентира по направлению на запад. Почтовый адрес ориентира: Липецкая область, район Хлевенский, с/п Фомино-Негачевский сельсовет, д. Крещенские Выселки.
Взыскать с администрации Хлевенского муниципального района Липецкой области (Липецкая область, Хлевенский район, с. Хлевное, ул. Ленинская, д. 4, ОГРН 1024800633593) в пользу главы крестьянского (фермерского) хозяйства Пополитовой Тамары Егоровны (<...>, ОГРНИП <...>) расходы по оплате государственной пошлины в сумме 200 руб. 00 коп.
Решение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня полного изготовления.
После вступления решения в законную силу оно может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок.

Судья
ЩЕДУХИНА Т.М.





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru