Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Красноярский край


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 1 июня 2011 г. по делу № А33-14589/2010

Резолютивная часть решения объявлена 01.06.2011.
В полном объеме решение изготовлено 01.06.2011.
Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Крицкой И.П., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" (ОГРН 1052460054327)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю
о признании недействительными решения и предписания от 09.09.2010 по делу № 152-10-10,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора:
общество с ограниченной ответственностью "Искра-Энергосети";
акционерный коммерческий банк "Сберегательный банк Российской Федерации";
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей "Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва "Рассвет";
Региональная энергетическая комиссия Красноярского края,
Енисейское управление Ростехнадзора,
при участии в судебном заседании:
представителей заявителя: Заурвейн В.М., на основании доверенности № 175 от 07.09.2010, Дроздовой А.А., на основании доверенности № 146Н/40 от 28.01.2011,
представителей ответчика: Ильяшенко О.Ю., на основании доверенности № 22 от 13.01.2010, Бычковой Я.Ю., на основании доверенности № 3 от 11.01.2011,
представителя третьего лица (ООО "Искра-Энергосети"): Понибрашиной О.Г., на основании доверенности № 233 от 25.05.2011,
при ведении протоколирования с использованием средств аудиозаписи и составлении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Базуевой А.В. (до перерыва), помощником судьи Шнарской С.В. (после перерыва),

установил:

открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная компания Сибири" обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Управлению антимонопольной службы по Красноярскому краю о признании недействительными решения от 09.09.2010 по делу № 152-10-10 и предписания от 09.09.2010.
Заявление принято к производству суда. Определением от 07.10.2010 возбуждено производство по делу, к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Искра-Энергосети"; акционерный коммерческий банк "Сберегательный банк Российской Федерации"; Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей "Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва "Рассвет", Региональная энергетическая комиссия Красноярского края.
Определением арбитражного суда от 21.12.2010 в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Енисейское управление Ростехнадзора.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика - акционерный коммерческий банк "Сберегательный банк Российской Федерации"; Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей "Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва "Рассвет"; Региональная энергетическая комиссия Красноярского края уведомленные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проводится в отсутствие третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика, по имеющимся в деле доказательствам.
В судебном заседании представители заявителя требования поддержали, сослались на доводы, изложенные в заявлении.
Представители ответчика в судебном заседании заявленные требования не признали, сослались на доводы, изложенные в письменном отзыве на заявление.
Третье лицо (ООО "Искра-Энергосети") поддержало позицию Красноярского УФАС.
При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.
Дело № 152-10-10 возбуждено Красноярским УФАС России на основании заявления ООО "Искра-Энергосети" о нарушении ОАО "МРСК Сибири" антимонопольного законодательства по факту подписания трехстороннего договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (заключенного между вышестоящей сетевой организацией - ОАО "МРСК Сибири", нижестоящей сетевой организацией - ООО "Искра-Энергосети", заявителем - Восточно-Сибирский банк Сбербанка России) и уклонения от заключения договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям с ООО "Искра-Энергосети".
Рассмотрев обстоятельства дела, Комиссия Красноярского УФАС России оспариваемым решением:
- признала ОАО "МРСК Сибири" нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции" в связи с направлением в адрес ООО "Искра-Энергосети" проекта договора об осуществлении технологического присоединения (в связи с получением заявки ООО "Искра-Энергосети" на осуществление технологического присоединения от 01.04.2010), содержащего неправомерные требования по определению и оплате размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям по индивидуальному проекту, при наличия технической возможности технологического присоединения энергопринимающего устройства ООО "Искра-Энергосети";
- признала ОАО "МРСК Сибири" нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции" в связи с ненаправлением в соответствии с требованиями пункта 21 Правил технологического присоединения копии заявки ООО "Искра-Энергосети" от 01.04.2010 на осуществление технологического присоединения (присоединяемые объекты - РП-1, РП-2, расположенные по адресу: г. Красноярск, ул. Телевизорная, 1, максимальная мощность энергопринимающего устройства 6,3 МВт, ранее присоединенная мощность - 4,8 МВт, уровень напряжения - 10 кВ, уровень надежности энергопринимающего устройства - II) системному оператору - ОАО "СО ЕЭС".
Красноярским УФАС выдано ОАО "МРСК Сибири" предписание, которым предписано:
- в целях выполнения требований пункта 21 Правил технологического присоединения направить копию заявки ООО "Искра-Энергосети" от 01.04.2010 на осуществление технологического присоединения (присоединяемые объекты - РП-1, РП-2, расположенные по адресу: г. Красноярск, ул. Телевизорная, 1, максимальная мощность энергопринимающего устройства 6,3 МВт, ранее присоединенная мощность - 4,8 МВт, уровень напряжения - 10 кВ, уровень надежности энергопринимающего устройства - II) системному оператору - ОАО "СО ЕЭС";
- в целях исполнения требований Правил технологического присоединения направить в адрес ООО "Искра-Энергосети" проект договора об осуществлении технологического присоединения энергопринимающего устройства согласно заявке ООО "Искра-Энергосети" от 01.04.2010 на осуществление технологического присоединения (присоединяемые объекты - РП-1, РП-2, расположенные по адресу: г. Красноярск, ул. Телевизорная, 1, максимальная мощность энергопринимающего устройства 6,3 МВт, ранее присоединенная мощность - 4,8 МВт, уровень напряжения - 10 кВ, уровень надежности энергопринимающего устройства - II) условия, которого соответствуют установленному нормативными правовыми актами порядку ценообразования, и содержащего приложения, которые являются неотъемлемой частью договора.
ОАО "МРСК Сибири", считая указанные решение и предписание от 09.09.2010 по делу № 152-10-10 не соответствующими действующему законодательству и нарушающими его права и интересы, обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признании решения и предписания от 09.09.2010 по делу № 152-10-10 недействительными.
Исследовав и оценив представленные доказательства, доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
Из содержания статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие одновременно двух условий:
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту,
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
Приказом Федеральной службы по тарифам от 28.05.2008 № 179-э общество "МРСК Сибири", осуществляющее деятельность по оказанию услуг по передаче электрической энергии, включено в реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе под регистрационным номером 24.1.58. Таким образом, общество занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии в Красноярском крае в границах расположения принадлежащих ОАО "МРСК Сибири" электрических сетей.
Согласно части 1 статьи 10 Федерального Закона "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.


В соответствии с пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным Гражданского кодекса Российской Федерации, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними (пункт 3 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации).
К отношениям по договору снабжения электрической энергией правила настоящего параграфа применяются, если законом или иными правовыми актами не установлено иное (пункт 4 статьи 539 ГК РФ).
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 26.03.2003 года № 35-ФЗ "Об электроэнергетике" настоящий закон устанавливает основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, определяет полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической и тепловой энергии.
В целях содействия развитию конкуренции на рынке производства и сбыта электрической энергии, защиты прав потребителей электрической энергии и в соответствии со статьями 20, 21, 25 и 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике" Правительство Российской Федерации Постановлением от 27.12.2004 № 861 утвердило Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащим сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее - Правила технологического присоединения). Названные Правила определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок и объектов электросетевого хозяйства) юридических и физических лиц к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации, определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, устанавливают требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим, критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 Федеральная антимонопольная служба в рамках наделенных полномочий определена органом по обеспечению контроля за соблюдением Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям.
Особенности технологического присоединения объектов электросетевого хозяйства определяет Раздел V Правил технологического присоединения, в соответствии с которым сетевая организация обязана подать заявку на технологическое присоединение к сетям смежной сетевой организации в случаях, если: максимальная мощность энергопринимающих устройств потребителей, присоединенных к ее сетям, превышает значения максимальной мощности, согласованной сетевой организацией и смежной сетевой организацией в акте о разграничении балансовой принадлежности электрических сетей данных сетевых организаций; сумма максимальных мощностей энергопринимающих устройств потребителей, присоединенных к ее сетям, и объем заявленной мощности, указанный в заключенных договорах на технологическое присоединение к ее сетевым объектам, превышает объем максимальной мощности, согласованный сетевой организацией и смежной сетевой организацией в акте о разграничении балансовой принадлежности электрических сетей данных сетевых организаций (пункт 41 Правил технологического присоединения). При присоединении объектов электросетевого хозяйства одной сетевой организации (собственника или иного законного владельца объектов электросетевого хозяйства) к объектам электросетевого хозяйства другой сетевой организации заявка на технологическое присоединение подается в сетевую организацию, электрические сети которой в данной точке присоединения имеют более высокий класс напряжения. Сетевая организация не вправе отказать смежной сетевой организации в заключении договора.
Правила технологического присоединения устанавливают следующую процедуру технологического присоединения: а) подача заявки юридическим или физическим лицом, которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение, реконструкцию и увеличение объема присоединенной мощности, а также изменить категорию надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр (увеличение) величины присоединенной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения энергопринимающих устройств заявителя; б) заключение договора; в) выполнение сторонами договора мероприятий, предусмотренных договором; г) получение разрешения уполномоченного федерального органа исполнительной власти по технологическому надзору на допуск в эксплуатацию объектов заявителя (за исключением объектов лиц, указанных в пунктах 12.1 - 14 Правил); г. 1) осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям; г. 2) фактический прием (подача) напряжения и мощности, осуществляемый путем включения коммутационного аппарата (фиксация коммутационного аппарата в положении "включено"); д) составление акта о технологическом присоединении и акта разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности.
Требования пункта 15 Правил технологического присоединения устанавливают, что сетевая организация, в адрес которой поступила заявка на осуществление технологического присоединения энергопринимающего устройства, обязана направить заявителю, за исключением лиц, указанных в пунктах 12.1 и 14 Правил, для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах в течение 15 рабочих дней с даты получения заявки. При сложном характере технологического присоединения для организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью или иных владельцев объектов такой сети указанный срок по инициативе сетевой организации может быть увеличен до 40 рабочих дней. Заявитель уведомляется об увеличении срока и основаниях его изменения.
Пунктом 20 Правил технологического присоединения установлено, что сетевая организация обязана в течение 15 рабочих дней с даты заключения договора, а в случае, указанном в абзаце четвертом пункта 15 настоящих Правил, в течение 30 рабочих дней подготовить и выдать заявителю технические условия. Копии выданных технических условий сетевая организация обязана направить системному оператору.
Критерии наличия технической возможности технологического присоединения определяются пунктом 28 Правил технологического присоединения и предусматривают: сохранение условий электроснабжения (установленной категории надежности электроснабжения и сохранения качества электроэнергии) для прочих потребителей, энергопринимающие установки которых на момент подачи заявки заявителя присоединены к электрическим сетям сетевой организации или смежных сетевых организаций; отсутствие ограничений на присоединяемую мощность в объектах электросетевого хозяйства, к которым надлежит произвести технологическое присоединение; отсутствие необходимости А33-14589/2010 реконструкции или расширения (сооружения новых) объектов электросетевого хозяйства смежных сетевых организаций либо строительства генерирующих объектов для удовлетворения потребности заявителя. Согласно пункту 30 Правил технологического присоединения включение объектов электросетевого хозяйства в инвестиционные программы субъектов естественных монополий в соответствии с законодательством Российской Федерации либо в утверждаемые представительными органами местного самоуправления инвестиционные программы, целью которых является реализация программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, означает наличие технической возможности технологического присоединения и является основанием для заключения договора. В случае, если присоединение энергопринимающих устройств требует строительства (реконструкции) объекта электросетевого хозяйства, не включенного в указанные инвестиционные программы на очередной период регулирования, расчет платы за технологическое присоединение производится по индивидуальному проекту, при этом сетевая организация выдает заявителю индивидуальные технические условия для технологического присоединения к электрическим сетям.
УФАС установлено, что ООО "Искра-Энергосети" является собственником объектов электросетевого хозяйства: ВЛ-110 кВ С227, С 228 от ПС "Левобережная" (МЭС "Сибири" ОАО "ФСК ЕЭС") до ПС-123 110/10 "Телевизорная" (ОАО "МРСК Сибири"); кабельные линии от ПС-123 110/10 "Телевизорная" до РП № № 1, 2, РП № № 1, 2. кабельные линии от РП № 1 до ТП-10, ТП-10.
В рамках рассмотрения антимонопольного дела Красноярским УФАС исследованы трехсторонние договоры об осуществлении технологического присоединения № 20.24.20322.09/Г-Щд-3394, № 20.24.20356.09/Г-Щд-3395, заключенные между ОАО "МРСК Сибири", ООО "Искра-Энергосети" и Восточно-Сибирским банком Сбербанка России, а также муниципальный контракт № 20.24.21475.09.Г-Щд-1084 между ОАО "МРСК Сибири", ООО "Искра-Энергосети" и МОУДОД "Рассвет". При этом в оспариваемом решении содержится вывод о неправомерном заключении трехсторонних договоров об осуществлении технологического присоединения и неправомерном использовании ставки платы за технологическое присоединение с учетом инвестиционной составляющей. Также установлены факты расторжения договоров № 20.24.20322.09/Г-Щд-3394, № 20.24.20356.09/Г-Щд-3395 и фактического исполнения муниципального контракта № 20.24.21475.09.Г-Щд-1084.
Однако из буквального содержания оспариваемого решения следует, что основанием для содержащихся в решении выводов о нарушении ОАО "МРСК Сибири" части 1 статьи 10 Закона о конкуренции послужили следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела ООО "Искра-Энергосети" 01.04.2010 обратилось в ОАО "МРСК Сибири" с заявкой на увеличение мощности ранее присоединенных энергопринимающих устройств ООО "Искра-Энергосети" (вх. № 1.3/03/574 от 02.04.2010). В соответствии с заявкой ООО "Искра-Энергосети" присоединяемые объекты - РП-1, РП-2, расположенные по адресу: г. Красноярск, ул. Телевизорная, 1, максимальная мощность энергопринимающего устройства 6,3 МВт, ранее присоединенная мощность - 4,8 МВт, уровень напряжения - 10 кВ, уровень надежности энергопринимающего устройства - II (далее - энергопринимающие устройства). Письмом от 21.04.2010 № 1.3/01-3967 ОАО "МРСК Сибири" уведомило ООО "Искра-Энергосети" об увеличении срока рассмотрения заявки на технологическое присоединение с целью увеличения мощности ранее присоединенных энергопринимающих устройств ООО "Искра-Энергосети" до величины 6,3 МВт.
ОАО "МРСК Сибири", учитывая наличие у него заявки на присоединение ООО "Деловой партнер" письмом от 13.05.2010 № 1.3/05-4857 информировало ООО "Искра-Энергосети", а также ООО "Деловой партнер" (совокупная заявленная мощность заявителей - 9000 кВт) об отсутствии резерва свободной трансформаторной мощности на ПС 110/10 кВ Телевизорная, предложило рассмотреть возможность заключения договоров технологического присоединения по индивидуальному проекту.
Письмом от 09.07.2010 № 1.3/18-6787 ОАО "МРСК Сибири" в адрес ООО "Искра-Энергосети" направило проект договора об осуществлении технологического присоединения, условия которого предусматривали осуществление технологического присоединения энергопринимающего устройства ООО "Искра-Энергосети" по индивидуальному проекту в соответствии с пунктом 30 Правил технологического присоединения и Методическими указаниями по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям" в действующей редакции.
Для проверки законности направления проекта договора на технологическое присоединение по индивидуальному проекту антимонопольный орган в рамках рассмотрения антимонопольного дела принял меры к выяснению наличия технической возможности технологического присоединения энергопринимающих устройств ООО "Искра-Энергосети" к электрическим сетям ОАО "МРСК Сибири" по заявке от 01.04.2010.
В этих целях Красноярское УФАС России обратилось в адрес Енисейского управления Ростехнадзора с письмом № 6967 от 01.06.2010, в котором просило направить сведения о наличии/отсутствии технической возможности технологического присоединения энергопринимающих устройств ОАО "Искра-Энергосети", поименованных в заявке от 01.04.2010. Письмом от 09.07.2010 № 16-5671/65 Енисейское управление Ростехнадзора сообщило, что для окончательного заключения по данному вопросу требуется проведение внеплановой проверки ОАО "МРСК Сибири".
Письмом от 23.08.2010 № 11231 Красноярское УФАС вновь предложило Енисейскому Управлению Ростехнадзора направить сведения о наличии/отсутствии технической возможности технологического присоединения энергопринимающих устройств ОАО "Искра-Энергосети". Письмом от 27.08.2010 № 16-4146/65 Енисейское управление Ростехнадзора сообщило, что возможность технологического присоединения (увеличения мощности на 1,5 МВт ранее присоединенной РП-1, РП-2) ООО "Искра-Энергосети" от сетей ООО "МРСК Сибири" - "Красноярскэнерго" имеется.
Правила технологического присоединения предусматривают, что проверка обоснованности установления сетевой организацией факта отсутствия технической возможности по критериям, указанным в подпунктах "а" - "в" пункта 28 указанных Правил, осуществляется федеральным органом исполнительной власти по технологическому надзору. В соответствии с Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 401, указанные полномочия отнесены к компетенции Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзора (далее - Ростехнадзор). На территории субъектов Российской Федерации соответствующие полномочия реализуется через территориальные органы Ростехнадзора. На территории Красноярского края осуществляет контроль и надзор Енисейское управление Ростехнадзора.
В силу изложенного, суд считает, что Красноярское УФАС для установления факта наличия/отсутствия технической возможности технологического присоединения правомерно обратилось в Енисейское управление Ростехнадзора.
Исследовав содержание указанных выше писем Красноярского УФАС и Енисейского управления Ростехнадзора, суд пришел к выводу, что запросы содержали всю необходимую и достаточную информацию об обстоятельствах, имеющих значение для определения наличия технической возможности технологического присоединения по конкретным фактам, установленным в рамках данного антимонопольного дела.
Так, Красноярское УФАС России информировало Енисейское управления Ростехнадзора об энергопринимающих устройствах ООО "Искра-Энергосети", с заявкой на технологическое присоединение которых ООО "Искра-Энергосети" обратилось в адрес ОАО "МРСК Сибири" (исх. от 01.04.2010 № 55). Кроме того, Красноярское УФАС России доводило до сведения уполномоченного органа, что в подтверждение отсутствия технической возможности технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающего устройства ООО "Искра-Энергосети" согласно заявке ОАО "МРСК Сибири" представило информацию о том, что резерв мощности ПС 110/10 кВ "Телевизорная" составлял 3,262 МВА. Общая мощность по заявкам ООО "Деловой партнер" и ООО "Искра-Энергосети" составляет 9,782 МВА. Для технологического присоединения указанных заявителей в соответствии с информацией, представленной, ОАО "МРСК Сибири" необходима реконструкция ПС "Телевизорная" с заменой силовых трансформаторов на трансформаторы большей мощности. ОАО "МРСК Сибири"; в рамках рассмотрения дела представило в адрес Красноярского УФАС России сведения о загрузке ПС 110/10 кВ "Телевизорная". Копия указанных сведений была направлена в адрес Енисейского управления Ростехнадзора.
Таким образом, в рамках рассмотрения дела № 152-10-10 о нарушении антимонопольного законодательства Красноярским УФАС России было получено однозначное заключение уполномоченного органа - Енисейского управления Ростехнадзора о наличии возможности технологического присоединения энергопринимающих устройств ООО "Искра-Энергосети" к ПС-123 "Телевизорная".
В судебном заседании 26 мая 2011 года представитель Енисейского управления Ростехнадзора подтвердил выводы о наличии у ОАО "МРСК Сибири" технической возможности технологического присоединения энергопринимающих устройств ООО "Искра-Энергосети" к ПС-123 "Телевизорная", изложенные в письме Енисейского управления Ростехнадзора, изложенные в письме от 27.08.2010 № 16-4146/65.
Данные 31 мая 2011 года суду свидетелем Клейн Александром Владимировичем пояснения не опровергли обстоятельства, изложенные в письмах Красноярского УФАС в адрес Енисейского управления Ростехнадзора, и не опровергают выводы, содержащиеся в письме от 27.08.2010 № 16-4146/65.
Наличие у ОАО "МРСК Сибири" заявки ООО "Деловой партнер", которая в совокупности с заявкой ООО "Искра-Энергосети" составляла общую мощность 9, 782 МВт., не исключает правильность вывода о наличии технической возможности технологического присоединения энергопринимающих устройств ООО "Искра-Энергосети" к ПС-123 "Телевизорная", поскольку данное обстоятельство было указано в в запросе Красноярского УФАС (письмо от 23.08.2010 № 11231) и учтено Енисейским управлением Ростехнадзора в ответе от 27.08.2010 № 16-7146/65. Кроме того, суд соглашается с доводом ответчика об отсутствии обязанности учитывать данный факт наличия заявки ООО "Деловой партнер" при отсутствии результатов ее рассмотрения.
Таким образом, ответчик обоснованно принял в качестве доказательства по антимонопольному делу письмо от 27.08.2010 № 16-7146/65 Енисейского управления Ростехнадзора.
Действия ОАО "МРСК Сибири" по направлению в адрес ООО "Искра-Энергосети" проекта договора об осуществлении технологического присоединения (в связи с получением заявки ООО "Искра-Энергосети" на осуществление технологического присоединения от 01.04.2010), содержащего условия по определению платы за технологическое присоединение к электрическим сетям по индивидуальному проекту, при наличии технической возможности технологического присоединения энергопринимающего устройства ООО "Искра-Энергосети, создают препятствия для осуществления технологического присоединения (увеличения мощности) энергопринимающих устройств ООО "Искра-Энергосети" в соответствии с указанной заявкой на осуществление технологического присоединения и, как следствие, могут привести к невозможности обеспечения требуемых объемов мощности для осуществления ООО "Искра-Энергосети" технологического присоединения энергопринимающих устройств третьих лиц, выполнения ООО "Искра-Энергосети" требований Правил технологического присоединения при поступлении в адрес общества заявки(ок) на осуществление технологического присоединения, соответственно ведут к ущемлению интересов указанного лица.
На основании изложенного, оценив доказательства по делу в их совокупности, суд пришел к выводу, что ответчик доказал правомерность его вывода о наличии у ОАО "МРСК Сибири" технической возможности технологического присоединения энергопринимающих устройств ООО "Искра-Энергосети" в соответствии с заявкой от 01.04.2010 к ПС-123 Телевизорная и о незаконном установлении в направленном в адрес ООО "Искра-Энергосети" проекте договора об осуществлении технологического присоединения (в связи с получением заявки ООО "Искра-Энергосети" на осуществление технологического присоединения от 01.04.2010), требования по определению и оплате размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям по индивидуальному проекту, что образует состав нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона "О конкуренции".
В части нарушения ОАО "МРСК Сибири" антимонопольного законодательства, выразившегося в ненаправлении в соответствии с требованиями пункта 21 Правил технологического присоединения копии заявки ООО "Искра-Энергосети" от 01.04.2010 на осуществление технологического присоединения (присоединяемые объекты - РП-1, РП-2, расположенные по адресу: г. Красноярск, ул. Телевизорная, 1, максимальная мощность энергопринимающего устройства 6,3 МВт, ранее присоединенная мощность - 4,8 МВт, уровень напряжения - 10 кВ, уровень надежности энергопринимающего устройства - II) системному оператору - ОАО "СО ЕЭС", суд пришел к следующим выводам.
Правила технологического присоединения предусматривают обязанность сетевой организации, в адрес которой поступила заявка на осуществление технологического присоединения, по направлению копии заявки на рассмотрение системному оператору в установленный срок - в течение 5 рабочих дней (за исключением заявок, поданных заявителями, указанными в пунктах 12.1 - 14 и 34 Правил) (пункт 21 Правил технологического присоединения).
ОАО "Системный оператор Единой энергетической системы" (далее - ОАО "СО ЕЭС") на запрос Красноярского УФАС России предоставило информацию о том, что по состоянию на 25.08.2010 указанная заявка ООО "Искра-Энергосети" в филиал ОАО "СО ЕЭС" Красноярское РДУ (далее - Красноярское РДУ) на рассмотрение и согласование не поступала.
Таким образом, при рассмотрении Красноярским УФАС России дела № 152-10-10 Комиссией было установлено, что в нарушение требования пункта 21 Правил технологического присоединения ОАО "МРСК Сибири" заявка ООО "Искра-Энергосети" от 01.04.2010 на осуществление технологического присоединения (присоединяемые объекты - РП-1, РП-2, расположенные по адресу: г. Красноярск, ул. Телевизорная, 1, максимальная мощность энергопринимающего устройства 6,3 МВт, ранее присоединенная мощность - 4,8 МВт, уровень напряжения - 10 кВ, уровень надежности энергопринимающего устройства - II) не была направлена на рассмотрение системному оператору - ОАО "СО ЕЭС".
Требования пункта 21 Правил технологического присоединения предусматривают обязанность сетевой организации по направлению копии заявки на осуществление технологического присоединения системному оператору в целях подготовки технических условий технологического присоединения - получения системным оператором информации о заявках на технологическое присоединение, по которым впоследствии системный оператор в установленные сроки согласовывает технические условия на технологическое присоединение в отношении генераторов, установленная мощность которых превышает 5 МВт, и энергопринимающих устройств, присоединяемая мощность которых превышает 750 кВА. Ненаправление ОАО "МРСК Сибири" в адрес ОАО "СО ЕЭС" копии заявки ООО "Искра-Энергосети" на осуществление технологического присоединения не позволяют системному оператору получить в установленные сроки информацию (о поданных заявках), необходимую впоследствии для согласования проекта технических условий на технологическое присоединение, которые являются неотъемлемым приложением к договору об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям. Невыполнение данной обязанности может привести к созданию препятствий для осуществления технологического присоединения (увеличения мощности) энергопринимающих устройств заявителей, в частности 000 "Искра-Энергосети".
На основании изложенного суд установил соответствие закону решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 09.09.2010 по делу № 152-10-10.
В соответствии со статьей 23 Федерального закона "О конкуренции" к полномочиям антимонопольного органа относятся, в том числе, возбуждение и рассмотрение дела о нарушениях антимонопольного законодательства, выдача хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания.
Оценив оспариваемое по настоящему делу предписание суд также пришел к выводу о его соответствии вышеприведенным нормативным актам.
Согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Нарушение прав заявителя оспариваемыми ненормативными правовыми актами судом при рассмотрении дела не установлено.
В соответствии со статьями 101, 102, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае признания обоснованным полностью или частично заявления об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, судебные расходы подлежат возмещению соответственно этим органом в полном размере.
При подаче заявления открытым акционерным обществом "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" уплачена государственная пошлина по платежному поручению № 29423 от 23.09.2010 в сумме 2 000 рублей, которая подлежит отнесению на заявителя.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

решил:

В удовлетворении заявления открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" (ОГРН 1052460054327, ИНН 2460069527) о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 09.09.2010 по делу № 152-10-10, отказать.
Разъяснить, что настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд.
Апелляционная жалоба на настоящее решение подается через Арбитражный суд Красноярского края.

Судья
И.П.КРИЦКАЯ





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru