Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Краснодарский край


УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА
В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ

ДОКЛАД
от 15 марта 2011 года

ДОКЛАД О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННОГО
ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ В 2006 ГОДУ

Введение

В соответствии со статьей 17 Закона Краснодарского края от 4 июля 2000 г. № 287-КЗ (с последующими изменениями и дополнениями) "Об Уполномоченном по правам человека в Краснодарском крае" (далее - Закон или Закон об Уполномоченном по правам человека) Уполномоченным по правам человека в Краснодарском крае Козицким А.Г. (далее - Уполномоченный по правам человека) подготовлен доклад о его деятельности в 2006 году (далее - Доклад).
Составление Доклада является формой оценки Уполномоченным по правам человека состояния прав человека в Краснодарском крае и его реагированием на факты нарушения прав и свобод человека и гражданина на территории Краснодарского края. С его помощью Уполномоченный по правам человека привлекает внимание населения, органов власти, общественности к самой проблеме прав человека, необходимости их соблюдения, обеспечения гарантий и защиты.
Как сказано в Законе, Уполномоченный по правам человека в Докладе излагает "общие оценки, выводы и рекомендации, относящиеся к обеспечению прав и свобод человека и гражданина в Краснодарском крае, указывает государственные органы, органы местного самоуправления и должностных лиц, систематически нарушающих права и свободы человека и гражданина и уклоняющихся от принятия мер по их восстановлению и защите в истекшем году".
Закон не наделяет Уполномоченного по правам человека властными полномочиями. Критерием оценки его деятельности могут служить лишь факты, подтверждающие его реагирование на нарушения прав человека, а также результаты, полученные в ходе выполнения им функциональных задач.
Доклад составлен как аналитический документ, в основу которого положены события и факты, имевшие место на территории Краснодарского края в 2006 году, которые стали известны в результате осуществления Уполномоченным по правам человека своих обязанностей. В его основу положен анализ поступивших обращений заявителей, общения на личном приеме, мониторинга состояния прав человека в крае, официальных ответов государственных и муниципальных учреждений и других структур. Для его составления также использованы статистические данные различных ведомств федерального и регионального уровней.
Доклад содержит не только недостатки, в нем отмечены также положительные достижения в деле обеспечения гарантий и защиты прав человека.
При составлении Доклада максимально учитывались общепринятые требования: достоверности, новизны информации, актуальности поднимаемых проблем, юридического языка изложения, логики, понятной для читателя структуры и другие.
Уполномоченный по правам человека не претендует на полное и исчерпывающее изложение всех фактов нарушения прав человека или предпосылок к этому, а также на исключительность в даче оценок. Это его мнение, которое он вправе высказывать в силу Закона об Уполномоченном по правам человека.
Доклад состоит из разделов, повторяющих задачи деятельности Уполномоченного, которые разделены на главы, пункты и подпункты. Все они размещены с учетом первоочередности и важности затрагиваемых проблем. Раздел II Доклада составлен с учетом принятой в правозащитной практике классификации прав и свобод человека и гражданина, а также нарушений, наиболее часто встречавшихся в деятельности Уполномоченного в 2006 году.
Отличие настоящего Доклада от предыдущего состоит в том, что он впервые учитывает уровни взаимодействия Уполномоченного по правам человека с правоохранительными и правоприменительными органами в Краснодарском крае, что является иллюстрацией результатов избранного им стратегического направления в своей деятельности. Впервые приводится отдельным разделом законодательство Краснодарского края в сфере прав человека.
Уполномоченный по правам человека исходит из понимания роли и места возглавляемого им института в системе институтов гражданского общества. Первоочередной задачей, как и прежде, остается его сохранение в крае, а также создание условий для системного развития.
В соответствии с Законом об Уполномоченном по правам человека Доклад направляется в Законодательное Собрание Краснодарского края для его официального представления. Он также подлежит обязательному опубликованию в средствах массовой информации Краснодарского края.

Раздел I. ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ, ОКАЗАВШИЕ ВЛИЯНИЕ
НА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА
В ИСТЕКШЕМ ГОДУ

Глава 1. КРАТКИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ
ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

Краснодарский край (Кубань) самый южный приграничный регион России. Территория края составляет 76 тыс. кв. км. Край расположен на Кубано-Приазовской низменности и частично в западной части Большого Кавказа (Северный Кавказ). По территории края протекает река Кубань, которая дает ему второе название, используемое в обиходе. Он граничит с субъектами Российской Федерации: на севере и северо-востоке - Ростовской областью, на востоке - со Ставропольским краем, на юге - Карачаево-Черкесской Республикой. Государственная граница проходит: на юге - с Республикой Грузия, на западе - Республикой Украина. Краснодарский край омывается водами Азовского и Черного морей, где расположены основные курорты России и морские порты с выходом в Средиземноморский бассейн.
Климатические условия и более высокий уровень жизни относительно других регионов привлекает в край миграционные потоки, чем создается одна из основных проблем.
Краснодарский край - равноправный субъект Российской Федерации, территориально входящий в Южный федеральный округ.
Главой исполнительной власти Краснодарского края является глава администрации (губернатор) Краснодарского края. На эту должность 14 марта 2004 года был избран Александр Николаевич Ткачев.
Представительный орган власти - Законодательное Собрание Краснодарского края - избирается всеобщим голосованием сроком на 5 лет. Нынешний его третий состав избран в ноябре 2002 года. С декабря 1995 года по настоящее время Законодательное Собрание Краснодарского края возглавляет Владимир Андреевич Бекетов.
В состав Краснодарского края входит 426 муниципальных образований: 11 городских округов, 37 муниципальных районов, 26 городских и 352 сельских поселений.
Основу экономического потенциала края составляют агропромышленный, топливно-энергетический и курортно-рекреационный комплексы, машиностроение, приборостроение, химическая и легкая промышленность, лесное хозяйство, деревообработка и мебельное производство, кредитно-финансовая система, многочисленные научные, проектно-конструкторские учреждения и развивающиеся рыночные структуры.
Агропромышленный комплекс края является крупнейшим в России производителем и поставщиком сельскохозяйственной продукции и сырья. На Кубани возделывается свыше 100 различных видов сельскохозяйственных культур.
Недра Краснодарского края содержат более 60 видов полезных ископаемых. Имеются запасы нефти, природного газа, мергеля, йодобромных вод, мрамора, известняка, песчаника, гравия, кварцевого песка, железных и апатитовых руд и каменной соли. Кубань является родиной отечественной нефтяной промышленности, добыча нефти здесь ведется с 1864 года.
Все указанные факторы придают Краснодарскому краю статус важного стратегического региона.
Численность постоянного населения края по расчетным данным на 1 декабря 2006 года составила 5100,8 тыс. человек, из которого 2683,2 тыс. (52,6%) - горожане и 2417,6 тыс. человек (47,4%) - сельские жители.
Начиная с июля 2006 года, в крае отмечен прирост численности населения, составивший за январь - ноябрь т. г. 4,2 тыс. человек или 0,08%.
Родившихся в 2006 году в крае 48261 человек, что на 395 человек больше, чем в 2005 году. Умерших 69088 человек, по сравнению с соответствующим периодом 2005 г. на 4025 человек меньше. Естественная убыль составила 20432 человека.
Потери населения были компенсированы миграционным приростом, который составил 24635 человек.
Численность экономически активного населения к концу ноября 2006 года составила 2373,6 тыс. человек или 46,5% от общей численности населения края. В их числе 2194,1 тыс. человек (92,4%) заняты в экономике (из них 1508,4 тыс. человек - в организациях) и 179,5 тыс. человек (7,6%) не имели занятия, но активно его искали и в соответствии с методологией Международной Организации Труда классифицировались как безработные.
На конец ноября 2006 года в органах государственной службы занятости состояло на учете 19,0 тыс. не занятых трудовой деятельностью граждан, из них 17,3 тыс. человек имели статус безработного. Пособие по безработице получали 15,1 тыс. граждан.
Денежные доходы населения края в 2006 году составили 427,7 млрд. рублей, по сравнению с периодом 2005 годом реальные денежные доходы увеличились на 17%. Среднедушевые денежные доходы составили 6994 рубля в месяц.
В крае сформирована стратегия перспективного развития. С учетом государственных интересов и конкурентных преимуществ разработана программа экономического и социального развития Краснодарского края на 2003 - 2008 годы. Она включает более 300 проектов общей стоимостью свыше 170 млрд. рублей.









Общее количество обращений по сравнению с 2005 годом увеличилось незначительно, всего лишь на 5%. Однако изменился их качественный состав: письменных обращений увеличилось на 63%, в том числе жалоб - на 35%.
Обращения поступили из 43 районов края. При этом наибольшее количество обращений было получено: из г. Краснодара - 169, г. Армавира - 39, Усть-Лабинского р-на - 34; г. Новороссийска - 26; Курганинского р-на - 13; г. Сочи - 11.
Увеличение количества письменных обращений повлекло за собой и увеличение количества изданных документов. Всего за предыдущий год был подготовлен 891 документ, что на 60% больше, чем в предыдущем году, из которых 721 документ, касающийся непосредственно обращений лиц.
Уполномоченный по правам человека увеличение письменных обращений в его адрес не считает оценочным критерием состояния прав человека в Краснодарском крае, а также деятельности органов власти и других структур.
Анализ поступивших письменных обращений по объекту (органу), на который они поданы, с учетом численного показателя к общему количеству, показывает, что наибольшая их часть касается отношений по соблюдению государственными органами, органами местного самоуправления, должностными лицами и государственными служащими прав и свобод человека и гражданина, функционирующими:
А) В системе правоохранительных и правоприменительных органов - 28%;
Б) В экономической и социальной (социально-экономической) сферах - 15%;
В) В системе правосудия и организации деятельности судебной системы - 14%.
Тем не менее общее количество обращений, поданных в отношении указанных органов и лиц, уменьшилось на 20% по сравнению с предыдущим 2005 годом и составило 57% против 79%. Рост обращений отмечается в отношении правоохранительных и правоприменительных органов, в то время как по двум другим показателям имеется уменьшение.
1. Наибольшее количество обращений поступило в отношении соблюдения прав и свобод человека и гражданина органами, функционирующими в системы правоохранительных и правоприменительных органов, и по сравнению с 2005 годом опередило социальную сферу. Отмечается их рост на 6% (28% против 22%).
Обращает внимание резкий рост жалоб о нарушении свободы от пыток, бесчеловечного обращения и наказания. Практически в два раза увеличилось количество обращений на нарушение права на справедливое и законное расследование уголовного преступления. Не уменьшилось количество обращений, связанных с реализацией права на свободу и личную неприкосновенность, которые, как правило, связаны с правом на свободу передвижения и свободный выбор места жительства. Отличительной особенностью также является получение обращений о нарушении основного и главного права человека - права на жизнь, которые были направлены матерями и женами военнослужащих, в связи с гибелью их родных во время прохождения службы.
2. Существенно снизилось количество обращений о нарушении прав в экономической и социальной (социально-экономической) сферах - на 22% (15% против 37%).
Как и в предыдущем году, в основном обращения затрагивают права: на пенсионное обеспечение, на жилье, на социальное обеспечение и социальные гарантии, в том числе социальные льготы, право собственности. Следует отметить, что в большинстве случаев обращения не обоснованы на законе.
Возросла активность трудоспособного населения. Увеличилось количество обращений на нарушение права на достойное вознаграждение за труд.
Что касается обращений, касающихся права на жилье, то в большинстве случаев обжалуются обстоятельства предоставления жилых помещений в общежитиях и условия проживания в них, порядок предоставления жилья отдельным категориям граждан (вынужденные переселенцы, военнослужащие и т.д.), условия приватизации жилых помещений, правила постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Их характер по сравнению с предыдущим годом существенно не изменился.
3. На 6% снизилось поступивших обращений, затрагивающих функции правосудия и организацию деятельности судебной системы (14% против 20%). Их уменьшение обусловлено продолжающейся целенаправленной разъяснительной работой Уполномоченного по правам человека относительно его компетенции и порядка обжалования судебных решений. Однако, в целом, проблемы в этой сфере по-прежнему остаются.
Подавляющее большинство обращений подано на нарушение права на справедливое судебное разбирательство в ходе гражданского процесса. В то же время существенно уменьшилось количество обращений на нарушение данного права при рассмотрении дел уголовно-правового характера.
4. В адрес Уполномоченного по правам человека поступило большое количество обращений о нарушении права на информацию. В основном они связаны с получением информации о рассмотрении ранее поданных обращений, копий документов, непредоставлением ответа на запросы и письма граждан и другие.
Увеличилось количество коллективных обращений. Прежде всего, они связаны с правом на землю, затрагивают вопросы проживания в общежитиях и незаконное строительство. Как правило, события, описываемые в обращениях, имеют широкое освещение в обществе. В них указывается о переделе собственности, коррупции со стороны отдельных должностных лиц, неэффективности и бездействии судебной системы и органов власти.
Часть коллективных обращений являются следствием банкротства предприятий. В этом случае к отмеченным проблемам добавляются еще и невыплаты заработной платы.
5. Уполномоченный по правам человека продолжает получать большое количество обращений, которые ему не подведомственны. В истекшем году их количество значительно увеличилось, на 14%, и составило 34% против 20%.
Анализ поступающих в адрес Уполномоченного по правам человека обращений жителей края показывает, что большинство из них касается именно федеральных государственных органов и их должностных лиц. В ежегодных докладах Уполномоченного по правам человека о его деятельности за последние годы неуклонно в числе тех, на кого жалуются, фигурируют социальные службы, суды и правоохранительные органы. Количество таких обращений доходит до 70% от общего их количества.
Отношения в Краснодарском крае между Уполномоченным по правам человека и указанными органами федерального уровня можно назвать как вполне конструктивные и рабочие. Нет случаев непредоставления информации, ответов на запросы и письма, неуважительного отношения и других негативных моментов во взаимоотношениях.
В прошедшем году Уполномоченный по правам человека продолжил поддерживать постоянные научные и рабочие контакты с Европейским институтом Омбудсмана (ЕИО) на уровне обмена информацией по наиболее важным проблемам развития института Уполномоченного в России.
Новым вкладом в развитие сотрудничества Уполномоченного с международными структурами, действующими в сфере прав человека, стало посещение 15 марта 2006 года офиса Уполномоченного по правам человека членами Консультативного комитета Рамочной конвенции о защите национальных меньшинств Совета Европы.
Уполномоченным по правам человека, Председателем Координационного Совета Уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации, входящих в Южный федеральный округ (КС УПЧ в ЮФО) сделан очередной вклад в дело развития межрегионального сотрудничества в сфере прав человека. С 13 по 16 сентября 2006 года в Сочи состоялась организованная им "III Всероссийская Сочинская встреча Уполномоченных по правам человека в России" (III Сочинская встреча).
В III Сочинской встрече приняли участие 31 Уполномоченный по правам человека, включая и Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации Лукина В.П. (из 35 действующих в России), а также приглашенные лица.
Проблема правового просвещения по-прежнему оставалась острой. Она касается не только граждан, и с такой же остротой стоит и при осуществлении обязанностей государственными и муниципальными служащими.
Остается острой и проблема квалификации в среде должностных лиц всех уровней. Их правовая подготовка остается недостаточной. Это отчетливо проявляется в жалобах на недостаточную правовую помощь с их стороны, в которых указывается на волокиту в принятии решений на обращения, многочисленные отписки, неуважительное отношение и прочее. Такое поведение отдельных представителей власти дискредитирует власть в целом. Устранить этот пробел необходимо и возможно, если в систему оценки соответствия занимаемой должности служащими будет введено обязательное знание специально разработанного правового минимума.
Уполномоченный по правам человека продолжил строительство отношений с неправительственными организациями. В их основе лежала цель взаимной полезности. Была наработана практика отношений, которая включает в себя две формы: взаимодействие и (или) сотрудничество.
Предпринимались дальнейшие шаги по совершенствованию организации деятельности Уполномоченного по правам человека и его Аппарата.
К сожалению, проблема вакансий продолжала существовать в истекшем году, как и прежде. Аппарат укомплектован только на половину, при штате в 12 сотрудников. Часть из них, ввиду того, что Уполномоченный по правам человека и его Аппарат является государственным органом с правом юридического лица, задействованы в сфере обслуживания.
В связи с возросшей нагрузкой по рассмотрению письменных обращений граждан, в 1,6 раза по сравнению с предыдущим годом, сотрудники Аппарата были задействованы в основном на выполнении этой задачи, в ущерб остальным трем. В целом за четыре года работы Аппарата общее количество таких обращений возросло в 1,5 раза, а письменных обращений - в 1,7 раза, притом что численность сотрудников осталось неизменной.

12.2. Предложения Уполномоченного по правам человека
по обеспечению гарантий соблюдения прав и свобод человека
и гражданина в Краснодарском крае

Уполномоченный считает, что в текущем году в целях наращивания усилий по обеспечению гарантий прав человека необходимо осуществить:
1. Усилить работу в органах внутренних дел Краснодарского края по созданию системы общественного контроля с целью снижения количества жалоб от населения о нарушении законности, при осуществлении ими своей деятельности;
2. Создать систему обучения и контроля за соблюдением должностными лицами, государственными и муниципальными служащими прав человека с целью повышения прозрачности деятельности органов власти;
3. Продолжить работу, направленную на поддержку третьего сектора. С этой целью разработать систему социального заказа, которая должна предусмотреть конкурсную основу получения финансирования некоммерческим сектором на осуществление проектов социального характера;
4. Создать необходимые условия для дальнейшего развития института Уполномоченного по правам человека в Краснодарском крае и эффективной его деятельности.

Уполномоченный по правам человека
в Краснодарском крае
А.Г.КОЗИЦКИЙ





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru