Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Коми республика


АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 14 декабря 2011 г. по делу № А29-8443/2011

(извлечение)

Резолютивная часть решения объявлена 13 декабря 2011 года, полный текст решения изготовлен 14 декабря 2011 года.
Арбитражный суд Республики Коми в составе судьи
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Открытого акционерного общества "Печорский речной порт" (ИНН: 1105000867, ОГРН: 1021100874563)
к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Республике Коми
о признании недействительным решения № 1633 от 31.05.2011 г.
при участии:
от заявителя: Д. - по доверенности № 68-01 от 09.09.2011 г.
от ответчика: В. - по доверенности № 03-27/05292 от 13.05.2011 г., М. - по доверенности № 03-31/6386 от 31.05.2010 г.

установил:

Открытое акционерное общество "Печорский речной порт" обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Республике Коми № 1633 от 31.05.2011 г.
Межрайонная Инспекция ФНС № 2 по РК требования ОАО "Печорский речной порт" не признает; возражения по существу заявленных требований изложены в отзыве.
Как следует из материалов дела, Межрайонной Инспекцией ФНС № 2 по РК была проведена камеральная налоговая проверка представленной ОАО "Печорский речной порт" налоговой декларации по транспортному налогу за 2010 год, в ходе которой был сделан вывод о неправомерном применении налогоплательщиком положений подпункта 4 пункта 2 статьи 358 Налогового кодекса РФ, а также неправильном определении налоговой базы по правилам подпункта 3 пункта 1 статьи 359 Налогового кодекса РФ в отношении транспортного средства, для которого определена валовая вместимость.
По результатам проверки 03.05.2011 г. был составлен акт № 1872, на основании которого заместителем начальника Межрайонной Инспекции ФНС № 2 по РК 31.05.2011 г. вынесено решение № 1633 о привлечении к ответственности на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ за неполную уплату транспортного налога за 2010 год в виде штрафа в сумме 32 818 руб. 63 коп.
Налогоплательщику также были начислены пени за несвоевременную уплату транспортного налога в сумме 8 399 руб. 71 коп. (по состоянию на 31.05.2011 г.) и предложено уплатить транспортный налог за 2010 год в сумме 332 260 руб.
При принятии решения налоговым органом было учтено наличие обстоятельств, смягчающих ответственность, в связи с чем на основании пункта 3 статьи 114 Налогового кодекса РФ размер штрафа был уменьшен в два раза по сравнению с размером, установленным пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ.
Указанное решение было обжаловано налогоплательщиком в вышестоящий налоговый орган.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы Управлением ФНС по РК было принято решение № 380-А от 12.08.2011 г. об оставлении решения Межрайонной Инспекции ФНС № 2 по РК № 1633 от 31.05.2011 г. без изменения.
Не согласившись с решением Межрайонной Инспекции ФНС № 2 по РК № 1633 от 31.05.2011 г., ОАО "Печорский речной порт", обжаловало его в судебном порядке, указав на то, что перевозка грузов на внутреннем водном транспорте является одним из основных видов деятельности предприятия; поскольку критерии определения основного вида деятельности для целей исчисления транспортного налога Налоговым кодексом РФ не установлены, в силу пункта 7 статьи 3 Налогового кодекса РФ ОАО "Печорский речной порт", осуществляющее грузовые перевозки и имеющее соответствующую лицензию, имеет право на применение положений подпункта 4 пункта 2 статьи 358 Налогового кодекса РФ.
Изучив материалы дела, выслушав доводы сторон, суд пришел к выводу, что требования ОАО "Печорский речной порт" удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 357 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Согласно пункту 1 статьи 358 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения транспортным налогом признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу подпункта 4 пункта 2 статьи 358 Налогового кодекса РФ не являются объектом налогообложения пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций и индивидуальных предпринимателей, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок.
По смыслу указанной нормы для применения льготы необходимо, чтобы осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок являлось основным, а не одним из основных видов деятельности налогоплательщика, то есть применение положений подпункта 4 пункта 2 статьи 358 Налогового кодекса РФ предполагает выделение одного основного вида деятельности из всех осуществляемых налогоплательщиком видов деятельности.
Понятие "основной вид деятельности" законодательство о налогах и сборах не содержит.
Приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам № БГ-3-21/177 от 09.04.2003 г. были утверждены Методические рекомендации по применению главы 28 "Транспортный налог" части второй Налогового кодекса Российской Федерации.
Пунктом 17.2 указанных Методических рекомендаций установлено, что подтверждением, что основным видом деятельности организации является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок, являются:
1) положения учредительных документов (учредительный договор, устав, положение и др. документы), определяющие пассажирские и (или) грузовые перевозки в качестве основного вида деятельности, цели создания организации;
2) наличие действующей лицензии на осуществление грузовых перевозок и (или) пассажирских перевозок.
Кроме того, подтверждением, что основным видом деятельности организации является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок, могут также являться:
получение выручки от пассажирских и грузовых перевозок;
систематическое выполнение пассажирских и (или) грузовых перевозок в течение навигации (для водных транспортных средств);
наличие установленной законодательством отчетности (в том числе статистической) по выполненным перевозкам пассажиров и (или) грузов.
При этом под деятельностью по осуществлению пассажирских и (или) грузовых перевозок необходимо понимать деятельность по перевозке пассажиров, багажа, грузов или почты на основании договоров перевозки в соответствии с главой 40 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Перевозка пассажиров, их багажа, грузов, почтовых отправлений, а также соответствующие договора перевозки регламентируются:
главами XIII и XIV Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации;
главами VIII и IX Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации;
главой XV Воздушного кодекса Российской Федерации.


К деятельности по осуществлению пассажирских и (или) грузовых перевозок не относится, в частности, деятельность ресторанов и баров на борту судов, транспортная обработка грузов, хранение и прочая вспомогательная и дополнительная деятельность (лоцманская проверка, постановка судов в док, спасение судов, предоставление маневровых услуг, деятельность терминалов, деятельность туристических агентств и т.д.), деятельность по обеспечению лесосплава.
К указанной деятельности, в частности, относится и деятельность, связанная с перевозкой по договору фрахтования судна на время с экипажем (тайм-чартер).
Как следует из имеющихся в материалах дела документов, к осуществляемым ОАО "Печорский речной порт" видам деятельности относятся транспортная обработка грузов, грузовые перевозки, разработка гравийных и песчаных карьеров и реализация прочих товаров (работ, услуг).
Критерии, установленные пунктом 17.2 Методических рекомендаций, не позволяют отнести один из указанных видов деятельности ОАО "Печорский речной порт" к основному (все указанные виды деятельности поименованы в учредительных документах, лицензируемые виды деятельности предприятие осуществляет на основании лицензии, все виды деятельности осуществляются на систематической основе, в отношении всех осуществляемых видов деятельности представляет установленную законодательством отчетность, в том числе статистическую).
Пунктом 1 статьи 11 Налогового кодекса РФ установлено, что институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в настоящем Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно пункту 9 Правил отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 713 от 01.12.2005 г., основным видом экономической деятельности коммерческой организации является тот вид, который по итогам предыдущего года имеет наибольший удельный вес в общем объеме выпущенной продукции и оказанных услуг.
В соответствии с пунктом 1 Правил отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска указанные Правила определяют порядок отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска в целях установления страховых тарифов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Как указано в определении Конституционного Суда Российской Федерации от № 8-О от 22.01.2004 г., страховые взносы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний не включены законодателем в состав единого социального налога и уплачиваются в соответствии с федеральными законами об этом виде социального страхования в Фонд социального страхования Российской Федерации, однако по своему юридическому содержанию и социально-правовой природе они идентичны тем страховым взносам, которые в настоящее время заменены единым социальным налогом, - они также взыскиваются на началах обязательности, безвозвратности и индивидуальной безвозмездности.
Таким образом, поскольку страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний имеют признаки налогового платежа, нормы законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, содержащие определение основного вида деятельности, могут быть применены при решении вопроса о квалификации вида деятельности в целях законодательства о налогах.
Исходя из вышеизложенного, в качестве критерия для определения того, является ли тот или иной вид деятельности основным для организации, может быть применен объем выручки от данной деятельности.
Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, выручка ОАО "Печорский речной порт" составила:
- от осуществления грузовых перевозок: в 2009 году - 42 424 тыс. руб. (36,51% от общей суммы доходов), в 2010 году - 28 733 тыс. руб. (28,6%);
- от производства нерудно-строительных материалов: в 2009 году - 3 335 тыс. руб. (2,87%), в 2010 году - 21 993 тыс. руб. (21,89%);
- от производства щебня: в 2009 году - 10 774 тыс. руб. (9,27%), в 2010 году - 11 650 тыс. руб. (11,59%);
- от транспортной обработки грузов (погрузочно-разгрузочные работы): в 2009 году - 59 610 тыс. руб. (51,31%), в 2010 году - 34 154 тыс. руб. (33,99%);
- от прочих видов деятельности: в 2009 году - 42 тыс. руб. (0,04%), в 2010 году - 3 949 тыс. руб. (3,93%).
Таким образом, исходя из объемов выручки от осуществления различных видов деятельности, осуществление грузовых перевозок основным видом деятельности ОАО "Печорский речной порт" не является.
Суд полагает, что не может быть принят во внимание и довод заявителя о том, что доходы от перевозки грузов и от транспортной обработки грузов при прямом смешанном сообщении являются по своей сути доходами от деятельности внутреннего водного транспорта, так как указанные виды непосредственно связаны друг с другом и являются частями транспортного процесса перевозки, исходя из следующего.
Отношения, возникающие между организациями внутреннего водного транспорта Российской Федерации, грузоотправителями, грузополучателями, пассажирами и другими физическими и (или) юридическими лицами при осуществлении судоходства на внутренних водных путях Российской Федерации, регулируются Кодексом внутреннего водного транспорта Российской Федерации (статья 1 Кодекса).
В соответствии со статьей 6 Кодексом внутреннего водного транспорта РФ перевозки грузов, пассажиров и их багажа, буксировка судов и иных плавучих объектов, погрузка и выгрузка грузов, оказание услуг в речных портах, услуг по использованию инфраструктуры внутренних водных путей и других услуг внутреннего водного транспорта осуществляются на платной основе.
Провозная плата (плата за перевозки грузов, пассажиров и их багажа) устанавливается перевозчиками.
Размер платы за услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей и услуги в речных портах, не относящиеся к сфере естественных монополий, определяется на основании договоров.
Согласно статьям 66, 67, 68 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ перевозки грузов осуществляются на основании договоров перевозок грузов в соответствии с заявками грузоотправителей и договорами об организации перевозок грузов, а также по мере предъявления их для перевозок.
В соответствии с договором перевозки груза перевозчик обязуется своевременно и в сохранности доставить вверенный ему грузоотправителем груз в пункт назначения с соблюдением условий его перевозки и выдать груз грузополучателю или управомоченному на получение груза лицу, а грузоотправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
Перевозчики, грузовладельцы при необходимости осуществления систематических перевозок грузов могут заключать договоры об организации перевозок грузов. В соответствии с договором об организации перевозок грузов перевозчик обязуется в установленные сроки принимать грузы, а грузоотправитель - предъявлять их для перевозок в обусловленном объеме. Таким договором устанавливаются объем, сроки и другие условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозок, порядок расчетов, а также иные не предусмотренные настоящим Кодексом и правилами перевозок грузов условия организации перевозок грузов.
Пунктами 6, 9 статьи 73 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ предусмотрено, что погрузка или выгрузка груза осуществляется перевозчиком или грузоотправителем, грузополучателем в порядке, предусмотренном договором, если иное не установлено правилами перевозок грузов. Погрузка груза в контейнер и выгрузка его из контейнера осуществляются грузоотправителем и грузополучателем.
При невыполнении условий погрузки груза на судно и размещения груза на судне погрузка груза может быть остановлена перевозчиком и им может быть составлен соответствующий акт согласно правилам перевозок грузов, а виновной стороной в установленном законодательством Российской Федерации порядке возмещаются причиненные убытки.
В соответствии с пунктом 1 статьи 104 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ перевозки грузов могут осуществляться в прямом смешанном сообщении посредством взаимодействия внутреннего водного транспорта с железнодорожным транспортом, морским транспортом, воздушным транспортом, автомобильным транспортом.
Перевозки грузов в прямом смешанном сообщении осуществляются на основании единого транспортного документа (транспортной накладной), составленного на весь путь следования грузов.
Согласно статье 112 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ при перевозках грузов в прямом смешанном сообщении работы по их перевалке в портах перевалки грузов выполняются организациями, осуществляющими перевалку грузов в таких портах.
Перевалка грузов на причалах и рейдах морских портов выполняется операторами морских терминалов, на причалах и рейдах речных портов - организациями, осуществляющими перевалку грузов в речных портах.
Порядок перевалки грузов с внутреннего водного транспорта на транспорт другого вида или с транспорта другого вида на внутренний водный транспорт определяется соответствующими узловыми соглашениями, заключенными сроком на пять лет.
В случае изменения технического оснащения или технологии работы порта перевалки грузов узловое соглашение по предложению одной из сторон может быть полностью или частично пересмотрено до истечения срока его действия.
Статьей 788 Гражданского кодекса РФ установлено, что взаимоотношения транспортных организаций при перевозке грузов, пассажиров и багажа разными видами транспорта по единому транспортному документу (прямое смешанное сообщение), а также порядок организации этих перевозок определяются соглашениями между организациями соответствующих видов транспорта, заключаемыми в соответствии с законом о прямых смешанных (комбинированных) перевозках.
Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности ОК 029-2007, введенным в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии № 329-ст от 22.11.2007 г., транспортная обработка грузов и хранение, организация перевозок грузов относятся к вспомогательной транспортной деятельности (подраздел 63 раздела "Транспорт и связь"), а деятельность внутреннего водного грузового транспорта классифицируется кодом ОКВЭД 61.20.2 (подраздел 61 раздела "Транспорт и связь").
Во введении к Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности указано, что он используется при решении задач, связанных в том числе с определением основного и других фактически осуществляемых видов экономической деятельности хозяйствующих субъектов.
Таким образом, услуги по транспортной обработке грузов, в том числе при перевозке грузов в прямом смешанном сообщении, к услугам по перевозке грузов не относятся, оказание указанных услуг обязательным для перевозчика не является, условия предоставления таких услуг, в том числе в части их оплаты, согласовываются отдельно от услуг по перевозке грузов, деятельность по транспортной обработке грузов является самостоятельным видом деятельности, и, соответственно, основания для включения в доходы от перевозки грузов выручки от оказания услуг по транспортной перевозке грузов отсутствуют.
Следует также отметить, что сам налогоплательщик при составлении отчетности, в том числе статистической, отражал отдельно показатели, относящиеся к перевозке грузов и транспортной обработке грузов, а в заявлении, представленном в филиал № 4 Регионального отделения фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми, в качестве основного вида деятельности для целей определения класса профессионального риска указал деятельность по транспортной обработке грузов, что существенного влияет (в сторону уменьшения) на размер уплачиваемых страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Ссылка заявителя на Инструкцию по учету доходов и расходов по обычным видам деятельности на внутреннем водном транспорте, утвержденную приказом Министерства транспорта Российской Федерации № 194 от 30.09.2003 г., согласно пункту 12 которой к доходам от основной деятельности организаций внутреннего водного транспорта относятся поступления, в том числе за грузовые перевозки, перегрузочные работы в речных портах общего пользования и т.д., несостоятельна, поскольку Министерство транспорта РФ к числу государственных органов, в компетенцию которых входит принятие нормативных правовых актов о налогах и сборах, а также дача разъяснений по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах (статьи 4, 34.2 Налогового кодекса РФ) не относится, и, соответственно, указанная Инструкция применению для целей налогообложения не подлежит.
В части неправильного определения налоговой базы по правилам подпункта 3 пункта 1 статьи 359 Налогового кодекса РФ в отношении транспортного средства, для которого определена валовая вместимость, налогоплательщик выводы Инспекции не оспаривает.
Исходя из вышеизложенного, основания для признания недействительным решения Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Республике Коми № 1633 от 31.05.2011 г. отсутствуют.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 176, 180, 181, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

1. В удовлетворении заявления Открытого акционерного общества "Печорский речной порт" отказать.
2. Разъяснить, что решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке во Второй арбитражный апелляционный суд (г. Киров) с подачей жалобы через Арбитражный суд Республики Коми в месячный срок со дня изготовления в полном объеме.

Судья





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru