Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Коми республика


АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 15 декабря 2011 г. по делу № А29-10049/2011

(извлечение)

Арбитражный суд Республики Коми в составе:
судьи,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания, помощником судьи,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Министерства здравоохранения Республики Коми (ИНН: 1101486491, ОГРН: 1061101037370)
к Обществу с ограниченной ответственностью "Здрава" (ИНН: 1102057880, ОГРН: 1081102000980)
о привлечении к административной ответственности
при участии в заседании:
от заявителя: Ш.А. (№ 89-конф),
от ответчика: не явился,

установил:

Министерство здравоохранения Республики Коми обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о привлечении Общества с ограниченной ответственностью "Здрава" к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за осуществление медицинской деятельности с грубыми нарушениями требований и условий, предъявляемых лицензией на осуществление такой деятельности.
Ответчик своего представителя в судебное заседание не направил, отзыв на заявление не представил, но сообщил суду, что выявленные в ходе проверки нарушения устранены в кратчайшие сроки, просит суд признать правонарушение малозначительным и ограничиться предупреждением (см. письмо от 8 декабря 2011 года № 49, дополнение от 8 декабря 2011 года и дополнение № 2 от 14 декабря 2011 года № 51).
Доказательства надлежащего уведомления ответчика о месте и времени судебного разбирательства в материалах дела имеется.
В судебном заседании были объявлены перерывы до 16 час. 00 мин. 12 декабря 2011 года и до 10 час. 00 мин. 15 декабря 2011 года.
Заслушав представителя заявителя, арбитражный суд установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Здрава" (далее - ООО "Здрава", Общество) осуществляет фармацевтическую деятельность по следующим адресам: 169300, Республика Коми, г. Ухта, проспект Ленина, д. 21 (аптека № 1); 169300, Республика Коми, г. Ухта, проспект Ленина, д. 41 (аптека № 2); 169300, Республика Коми, г. Ухта, ул. Октябрьская, д. 17 (аптека № 3).
В ходе плановой проверки соблюдения Обществом обязательных требований действующего законодательства в сфере обращения лекарственных средств сотрудниками Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Республике Коми (далее - Управление Росздравнадзора по РК) были обнаружены грубые нарушения лицензионных требований и условий, которые подробно перечислены в Акте проверки от 22 сентября 2011 года № 60.
Рассмотрев материалы проверки, главный специалист-эксперт отдела лицензирования Министерства здравоохранения Республики Коми (далее - Минздрав РК) Д.О. составил протокол об административном правонарушении от 28 октября 2011 года № 30/2011/02 по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (сокращенно - КоАП РФ), в котором зафиксировал грубые нарушения лицензионных требований и условий, а именно:
1) статьи 58 Федерального закона от 12 апреля 2010 года № 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (не выполнение лицензионных требований и условий подпункта "з" пункта 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 6 июля 2006 года № 416 "Об утверждении положения о лицензировании фармацевтической деятельности") - нарушаются правила хранения лекарственных средств;
2) пунктов 3.20, 5.4, 9.3 - 9.7 Отраслевого стандарта "Правил отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения", утвержденные Приказом Минздрава РФ от 4 марта 2003 года № 80 (не выполнение лицензионных требований и условий подпункта "г" пункта 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 6 июля 2006 года № 416 "Об утверждении положения о лицензировании фармацевтической деятельности") - нарушаются правила отпуска лекарственных средств;
3) пунктов 7, 10, 11, 12, 22, 24, 26, 32 Приказа Министерства здравоохранения и социального развития от 23 августа 2010 года № 706н "Об утверждении Правил хранения лекарственных средств" (не выполнение лицензионных требований и условий подпункта "з" пункта 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 6 июля 2006 года № 416 "Об утверждении положения о лицензировании фармацевтической деятельности") - нарушаются правила хранения лекарственных средств.
Материалы проверки в порядке части 3 статьи 23.1 КоАП РФ направлены Минздрав РК в арбитражный суд с заявлением о привлечении ООО "Здрава" к административной ответственности.
Исследовав представленные сторонами материалы, арбитражный суд считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению, исходя из нижеследующего.
В статье 4 Федерального закона от 22 июня 1998 года № 86-ФЗ "О лекарственных средствах" (далее - Закон о лекарственных средствах) дано понятие фармацевтической деятельности как деятельности, осуществляемой организациями оптовой торговли и аптечными учреждениями в сфере обращения лекарственных средств, включающей оптовую и розничную торговлю лекарственными средствами, изготовление лекарственных средств.
Согласно подпункту 47 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) и статье 34 Закона о лекарственных средствах фармацевтическая деятельность входит в перечень видов деятельности, на осуществление которых требуется лицензия.
Статьей 2 Закона о лицензировании предусмотрено, что лицензиат при осуществлении лицензируемого вида деятельности обязан выполнять лицензионные требования и условия.
Осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), является административным правонарушением и влечет ответственность, установленную частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
Лицензионные требования и условия при осуществлении фармацевтической деятельности определены Положением о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июля 2006 года № 416 (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 5 Положения под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований и условий, предусмотренных подпунктами "а" - "и" пункта 4 настоящего Положения.
Осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), в соответствии с частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В данном случае Минздрав РК считает, что Общество допустило нарушение лицензионных требований и условий при осуществлении фармацевтической деятельности, указанные в подпунктах "г" и "з" пункта 5 Положения, то есть ООО "Здрава" не обеспечило при осуществлении фармацевтической деятельности соблюдение правил отпуска (реализации) и хранения лекарственных средств.
Выявленные в ходе проверки нарушения директором ООО "Здрава" не оспариваются.
При таких обстоятельствах заявитель правомерно ссылается на нарушение Обществом лицензионных требований и условий при осуществлении медицинской деятельности и на то, что в действиях ответчика имеется состав правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Вместе с тем, в соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 КоАП РФ).
В статье 26.1 КоАП РФ определен перечень обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении.
Согласно статье 26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых органы, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевших, свидетелей, заключениями экспертов, вещественными доказательствами.
Главой 29 КоАП РФ определен порядок рассмотрения дела об административном правонарушении.
В соответствии со статьей 29.1 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняют относится ли к их компетенции рассмотрение данного дела; имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения данного дела судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом; правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные настоящим Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела; имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу; достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу; имеются ли ходатайства и отводы.
Основанием для возбуждения дела об административном правонарушении в силу пункта 1 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протокол об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения. Указанные данные должны быть отражены в протоколе, который в соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ является доказательством по делу об административном правонарушении.
Частью 2 статьи 28.2 КоАП РФ определяется содержание протокола, называются данные, которые имеют юридическое значение и должны быть в обязательном порядке внесены в него.
Как следует из материалов дела, 28 октября 2011 года в 12 час. 30 мин. главный специалист-эксперт отдела лицензирования Минздрава РК Д.О. составила протокол об административном правонарушении № 30/2011/02 о привлечении ООО "Здрава" к административной ответственности на основании части 4 статьи 14.1 КоАП РФ за осуществления фармацевтической деятельности с грубым нарушением лицензионных требований и условий.
Между тем, в ходе производства по делу об административном правонарушении при составлении протокола об административном правонарушении административным органом были допущены существенные нарушения, повлекшие ущемление прав лица, привлекаемого к административной ответственности.
В соответствии со статьей 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В силу изложенного, установленный законом порядок реализации административной ответственности является обязательным для органов и должностных лиц, рассматривающих дело об административном правонарушении и назначающих административные наказания. Несоблюдение этого порядка свидетельствует о том, что административное наказание применено незаконно независимо от того, совершило или нет лицо, привлекаемое к административной ответственности, административное правонарушение.
Любые процессуальные действия, совершаемые в рамках соответствующего административного производства, предполагают непременное участие в их совершении определенных лиц, которым действующее законодательство предоставляет тот или иной объем процессуальных прав и обязанностей.
Согласно частям 1 и 2 статьи 25.4 КоАП РФ защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или юридического лица, являющегося потерпевшим, осуществляют его законные представители. Законным представителем является руководитель юридического лица, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение.
В части 3 статьи 25.4 КоАП РФ содержится специальное правило о том, что дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника. В отсутствии указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лицо месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Законный представитель юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, реализуя право на защиту этого юридического лица, гарантированное статьей 25.1 КоАП РФ, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с названным Кодексом. Таким образом, право на защиту лица, привлекаемого к административной ответственности, как основной принцип института административной ответственности, направлено на обеспечение справедливого и правильного установления всех обстоятельств предполагаемого административного правонарушения в состязательной форме в целях реализации задач производства по делам об административных правонарушениях (статья 24.1 КоАП РФ).
Нарушение данного права ведет к нарушению принципа оценки доказательств, установленного статьей 26.11 КоАП РФ.
Положения статьи 28.2 КоАП РФ, регламентирующие порядок составления протокола об административном правонарушении, предоставляют ряд гарантий защиты прав лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В частности, составление протокола об административном правонарушении производится в присутствии законного представителя юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении. Ему должны быть разъяснены права и обязанности, предусмотренные названным кодексом, о чем делается запись в протоколе, а также предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении, где он вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола.
В отсутствии законного представителя юридического лица протокол об административном правонарушении может быть составлен лишь при условии неявки такого законного представителя к должностному лицу, уполномоченному для составления протокола, при условии надлежащего извещения законного представителя о соответствующем процессуальном действии.
В пункте 24 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 года № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" указано, что при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении.
Применительно к данному делу судом установлено, что директором ООО "Здрава" является О.О. Следовательно, О.О. является законным представителем Общества для целей реализации административной ответственности.
Однако, протокол об административном правонарушении от 28 октября 2011 года № 30/2011/02 составлен должностным лицом административного органа в отсутствие законного представителя заявителя.
При этом в представленных Минздравом РК материалах административного дела отсутствуют доказательства вручения ООО "Здрава" извещения о необходимости явиться для составления протокола об административном правонарушении. Административный орган представил суду лишь уведомление от 20 октября 2011 года № 12485/01-33 о необходимости явки законного представителя на 28 октября 2011 года к 12 час. 00 мин. для составления и подписания протокола об административном правонарушении.
Уведомление отделения почтовой связи, подтверждающее вручение ООО "Здрава" извещения о составлении 28 октября 2011 года протокола об административном правонарушении, суду не представлено.
Письмом от 14 декабря 2011 года, полученным по факсимильной связи, главный специалист-эксперт отдела лицензирования Минздрава РК Д.О. сообщила суду о том, что уведомление от 20 октября 2011 года № 12485/01-33 было направлено простым письмом.
Таким образом, представленное уведомление от 20 октября 2011 года № 12485/01-33 не может служить доказательством надлежащего извещения законного представителя Общества о составлении протокола об административном правонарушении. Какие-либо иные документы, свидетельствующие об уведомлении административным органом законного представителя Общества о времени и месте составления протокола, в материалах дела отсутствуют.
При таких обстоятельствах, суд пришел к выводу о составлении протокола от 28 октября 2011 года № 30/2011/02 об административном правонарушении без участия законного представителя заявителя, в отсутствие доказательств его надлежащего извещения о времени и месте составления протокола, то есть с нарушением процедуры привлечения к административной ответственности.
Несоблюдение административным органом при составлении протокола требований статьи 28.2 КоАП РФ повлекло нарушение прав лица, привлекаемого к административной ответственности, и не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть материалы административного дела, в частности, установить конкретные обстоятельства, имеющие существенное значение для установления его вины, из чего следует, что заявитель был лишен прав, предоставленных ему частью 1 статьи 25.1 КоАП РФ - возможности квалифицированно возражать и давать объяснения по существу предъявленных обвинений, а также воспользоваться помощью защитника.
Указанные процессуальные нарушения являются существенными, устранение их не представляется возможным.
Согласно части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (сокращенно - АПК РФ) каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Согласно частям 5 и 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности. По делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.
Во исполнение указанных норм Минздравом РК представлены доказательства того, что ООО "Здрава" осуществляется фармацевтическая деятельность с нарушением условий предусмотренных лицензией.
Однако, в силу статьи 64 АПК РФ, статьи 26.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении от 28 октября 2011 года № 30/2011/02, оформленный с нарушением требований статьи 28.2 КоАП РФ, не может быть признан доказательством по делу.
В силу части 1 статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Таким образом, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований Минздрава РК о привлечении ООО "Здрава" к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 167 - 170, 205 - 206 АПК РФ, арбитражный суд

решил:

1. В удовлетворении заявления Министерства здравоохранения Республики Коми о привлечении Общества с ограниченной ответственностью "Здрава" (ОГРН: 1081102000980) к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отказать.
2. Настоящее решение может быть обжаловано во Второй апелляционный арбитражный суд в течение десятидневного срока со дня его принятия (изготовления в полном объеме).

Судья





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru