Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Калининградская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 1 июля 2011 г. по делу № А21-2326/2011

Резолютивная часть решения объявлена 28 июня 2011 года
Полный текст решения изготовлен 01 июля 2011 года
Арбитражный суд Калининградской области в составе председательствующего судьи Мялкиной А.В., судей Гениной С.В., Сычевской С.Н. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Артюшкиной К.Н., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению МУП "Светлогорскмежрайводоканал" города Светлогорска к Службе по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области о признании частично недействующим нормативного акта с участием ОАО "ОКОС" при участии в заседании представителей: от заявителя - Фроловой А.Н., по доверенности от 06.10.2010, Антошиной Н.А. по доверенности от 03.06.2010, от заинтересованного лица - Абаева Г.К. по доверенности от 26.01.2011, от 3-его лица ОАО "ОКОС" по доверенности от 20.06.2011

установил:

Муниципальное унитарное предприятие (далее - МУП) "Светлогорскмежрайводоканал" города Светлогорска (далее - заявитель) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим приказа № 61-02жкх/10 "Об установлении тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса" (далее - Приказ) в части установления для него Службой по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области (далее - Служба) тарифа на водоотведение.
Заявление мотивировано нарушением Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Закон № 210-ФЗ), постановления Правительства РФ № 167 от 12.02.1999 "Об утверждении правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализования в РФ" (далее - Правила), постановления Правительства РФ № 520 от 14.07.2008 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса" (далее - постановление № 520).
По мнению заявителя, Служба превысила свои полномочия, объединив тариф на водоотведение и тариф на очистку сточных вод, поскольку эти услуги оказываются разными хозяйствующими субъектами. При этом Служба не учла, что МУП "Светлогорскмежрайводоканал" не оказывает услугу по очистке сточных вод. Установление тарифа на водоотведение с учетом услуг ОАО "ОКОС" по очистке сточных вод приведет заявителя к банкротству.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Приказ Минрегиона РФ № 47 издан 15.02.2011, а не 15.02.22.

Служба просит отказать в удовлетворении заявления, при этом указывает, что оспариваемый Приказ принят в соответствии с положениями Водного кодекса РФ, Жилищного кодекса РФ, Федерального закона № 210-ФЗ, а также в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 23.05.06 № 307, постановлением № 520, Методическими указаниями по расчету тарифов, утвержденными приказом Минрегионразвития РФ от 15.02.22 № 47, с приказами Минрегионразвития РФ № 99 от 10.10.07, № 48 от 14.04.08, № 101 от 10.10.07. Указывает, что изменение схемы движения денежных средств в оплату предоставляемых услуг в связи с изданием оспариваемого в части Приказа, не является основанием для признания его недействующим.
ОАО "ОКОС" поддерживает позицию, доводы Службы.
Материалами дела подтверждается и сторонами не оспаривается следующее.
В 2003 году муниципальным образованием "Светлогорский городской округ" в лице Комитета по управлению муниципальной собственностью Светлогорского городского округа учреждено МУП "Светлогорскмежрайводоканал". Согласно пункту 2.1 Устава предприятие создано в целях удовлетворения общественных и социальных потребностей, снабжения населения, организаций и прочих потребителей водой и принятия стоков от них, транспортировки сточных вод на очистные сооружения, эксплуатации и ремонта муниципальных объектов водопроводно-канализационного хозяйства, обслуживания внутридомовых водопроводно-канализационных сетей, реализации политики Администрации Светлогорского городского округа по созданию и развитию на территории муниципального образования муниципальных сетей водоснабжения и водоотведения... Для достижения целей, указанных в пункте 2.1 Устава предприятие осуществляет в установленном законодательством РФ порядке следующие виды деятельности, в том числе деятельность по оказанию услуг водоотведения.
В сентябре 2010 года МУП "Светлогорскмежрайводоканал" города Светлогорска обратилось в Службу по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области за установлением тарифа на холодную воду и водоотведение на 2011 год, представив экономически обоснованный расчет тарифа на предоставляемую слугу по водоснабжению и водоотведению.
Приказом от 29 ноября 2010 года № 61-02жкх/10 "Об установлении тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса" Служба установила для заявителя тариф на водоотведение в размере 19,77 руб. за куб. с учетом услуг ОАО "ОКОС" по очистке сточных вод.
Поскольку установление тарифа с учетом услуг ОАО "ОКОС" по мнению заявителя не соответствует действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.
Статьей 192 АПК РФ установлено право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании нормативного правового акта недействующим.
Согласно части 1 этой статьи граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт (часть 4).
При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, наличия у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли акт (часть 6).
В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 № 237-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" Законом полномочия по установлению всех нормативов и тарифов на коммунальные услуги переданы органам исполнительной власти субъектов РФ.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" принят 30.12.2004, а не 10.12.2004 и имеет номер 210-ФЗ, а не 210.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 10.12.04 г. № 210 ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" организацией водопроводно-канализационного хозяйства является юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, осуществляющее эксплуатацию системы (систем) коммунальной инфраструктуры, используемой для производства товаров (оказания услуг) в целях обеспечения электро-, тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, и (или) осуществляющее эксплуатацию объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Постановление Правительства РФ № 167 издано 12.02.1999, а не 12.09.1999.

В соответствии с пунктом 1 Правил пользования системами водоснабжения и коммуникаций, утвержденных Постановлением Правительства от 12.09.99 г. № 167, абонентом является в том числе юридическое лицо, имеющее в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении объекты, системы водоснабжения и (или) канализации, которые непосредственно присоединены к системам коммунального водоснабжения и (или) канализации, заключившие с организацией водопроводно-канализационного хозяйства в установленном порядке договор на отпуск (получение) воды и (или) прием (сброс) сточных вод.
В силу положений статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Решением арбитражного суда от 10.08.2009 по делу А21-3501/2009, оставленным в силе постановлением апелляционной инстанции и подтвержденным постановлением кассационной инстанции, сделан вывод о том, что на заявитель, канализационные сети которого присоединены к очистным сооружениям ОАО "ОКОС", является абонентом ОАО "ОКОС".
Таким образом, указание заявителем в заявлении об оспаривании Приказа на то, что МУП "Светлогорскмежрайводоканал" не может быть абонентом ОАО "ОКОС" является несостоятельным.
Как уже было указано выше заявитель в соответствии с пунктом 2.2 Устава для достижения целей, указанных в пункте 2.1 Устава осуществляет в установленном законодательством РФ порядке следующие виды деятельности, в том числе деятельность по оказанию услуг водоотведения.
Статья 1 Водного кодекса Российской Федерации устанавливает, что под водоотведением понимается любой сброс вод, в том числе сточных вод и (или) дренажных вод, в водные объекты (пункт 7).
Правоотношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 № 167 (далее - Правила).
Федеральным законом от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Закон № 210-ФЗ) закреплены основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса (часть 1 статьи 1).
В силу пункта 6 раздела II Основ ценообразования и порядка регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 № 520, к регулируемым тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса относятся тарифы, в том числе на водоотведение.
Материалами дела подтверждается и сторонами не оспаривается, что услуги по водоотведению на территории города Светлогорска фактически оказывают заявитель и ОАО "ОКОС".
Одним из основных видов деятельности ОАО "ОКОС" является эксплуатация очистных сооружений (прием, транспортировка и очистка принятых сточных вод и сброс очищенных сточных вод). При этом транспортировка стоков является одним из этапов водоотведения и для определения стоимости транспортировки, как самостоятельного вида услуги, необходимо раздельное ведение учета по каждому этапу водоотведения.
В Постановлении Правительства РФ от 14.07.2008 г. № 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса" (далее - Основы ценообразования) ведение раздельного учета предусмотрено только по видам деятельности. При этом Постановлением определено, что перечень затрат и правила учета затрат на производство и реализацию товаров и услуг применительно к элементам и статьям затрат устанавливаются методическим указаниям.
Приказом Минэкономразвития РФ № 47 от 15.02.2011 г. утверждены Методические указания по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса (далее - Методические указания), которые разработаны в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 г. № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса".
В системах водоотведения, в соответствии со ст. 29 Методических указаний, выделяются следующие стадии технологического процесса: прием и транспортирование (перекачка) стоков; очистка стоков и утилизация сточной жидкости; утилизация осадка и его захоронение.
Пунктом 52 Методических рекомендаций предусмотрено, что в системах водоотведения устанавливаются следующие тарифы:
1) Тарифы на водоотведение. Рассчитываются для организации коммунального комплекса, оказывающей потребителям услуги по водоотведению, исходя из величины финансовых потребностей по всем стадиям технологического процесса, а также с учетом оплаты услуг сторонних организаций, связанных с транспортированием стоков, очисткой стоков и утилизацией сточной жидкости, очисткой и утилизацией осадка сточных вод.
2) Тарифы на очистку сточных вод. Рассчитываются для организации коммунального комплекса, оказывающей потребителям услуги по очистке сточных вод, исходя из величины финансовых потребностей по очистке сточных вод и утилизации осадка, транспортировке очищенных стоков, а также с учетом оплаты услуг сторонних организаций, связанных указанными стадиями технологического процесса. Рассчитываются на объем услуг, соответствующий поступлению стоков от потребителей, самостоятельно осуществляющих их водоотведение.
3) Тарифы на водоотведение для организаций, участвующих только на отдельных этапах производственного процесса: оказывающих организациям коммунального комплекса услуги по транспортированию стоков, по очистке стоков и утилизации сточной жидкости, по обработке осадка, по утилизации осадка сточных вод.
По решению органа регулирования тарифы также могут дифференцироваться с учетом следующих критериев:
- территории различных муниципальных образований с обособленными технологическими комплексами;
- различие способов доставки стоков (самотечные или напорные системы).
То обстоятельство, что указанные Методические рекомендации изданы позднее оспариваемого Приказа, не опровергает обоснованность подхода Службы к установлению тарифов.
Таким образом, указанный принцип в отношении формирования тарифов не противоречит Федеральному закону от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", Правилам пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 № 167, Основам ценообразования и ранее действующим методическим рекомендациям.
Из пункта 1 Правил № 167, пункта 6 Правил № 307 следует, что услуга водоотведения включает в себя прием и очистку стоков.
Таким образом, действующее нормативное регулирование в сфере установления тарифов на услуги организаций коммунального комплекса предусматривает правовой механизм учета в составе тарифа на услугу по водоотведению расходов на очистку сточных вод в тех случаях, когда такая очистка осуществляется другой организацией.
Изменение схемы движения денежных средств за оплату предоставляемых услуг, также не является основанием для признания приказа недействующим.
При разрешении спора суд установил, что тариф установлен Службой в размере и на основании экономического обоснования заявителя, размер установленного тарифа не оспаривается.
Заявитель не доказал, каким именно образом Приказ (в оспариваемой части) нарушает его права в законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Указанное обстоятельство является достаточным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований (статья 201 АПК РФ).
В соответствии с частью 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий. Частью 3 статьи 65 названного Кодекса закреплено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно раскрыть доказательства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, перед другими лицами, участвующими в деле, до начала судебного заседания, если иное не установлено Кодексом.
Представители сторон в судебном заседании пояснили, что ими представлены и раскрыты все имеющиеся у них доказательства.
Суд, руководствуясь статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, оценил относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности и пришел к выводу о том, что отсутствуют основания для признания недействительным Приказа, в оспариваемой части.
Руководствуясь статьями 167-170, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

В удовлетворении заявления МУП "Светлогорскмежрайводоканал" отказать.
Признать Приказ Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области от 29 ноября 2010 г. № 61-02жкх/10 "Об установлении тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса" в части установленного тарифа на водоотведение с учетом услуг ОАО "ОКОС" в размере 19,77 руб. для МУП "Светлогорскмежрайводоканал" соответствующим Основам ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.07.2008 № 520 и Правилам пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.02.99 г. № 167.
Решение вступает в законную силу немедленно после его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение месяца.

Председательствующий
А.В. Мялкина

Судьи
С.В. Генина
С.Н. Сычевская





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru