Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Волгоградская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 9 апреля 2012 г. по делу № А12-1503/2012

Резолютивная часть решения объявлена 02 апреля 2012 г.
Полный текст решения изготовлен 09 апреля 2012 г.
Судья Арбитражного суда Волгоградской области Машлыкин А.П.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Барсегян А.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании арбитражное дело по иску федерального государственного бюджетного учреждения "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Волгоградской области" (ИНН 3443009576, ОГРН 1023402974561) к администрации Ерзовского городского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области о обязании принять имущество в муниципальную собственность и встречному иску администрации Ерзовского городского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области к федеральному государственному бюджетному учреждению "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Волгоградской области" об обязании передать имущество в муниципальную собственность, с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом Волгоградской области, администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области, Л.Т.Н., Л.О.Е., Ц.В.А., Л.А.С.А., Л.С.М., Ч.Е.С., Ч.С.А., Ч.А.А., Л.А.С.Б., Л.С.Р., Л.А.Р., Л.Я.Р., Л.С.С.,
при участии в судебном заседании:
от истца - К.А.И., представитель по доверенности <...>, Б.В.Ф., представитель по доверенности <...>,
от ответчика - С.М.П., представитель по доверенности от 07.04.2011 г.,
от третьих лиц - П.И.В., представитель Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом Волгоградской области по доверенности <...>,
Л.Т.Н., Л.С.М.,

установил:

Федеральное государственное бюджетное учреждение "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Волгоградской области" обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с иском к администрации Ерзовского городского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области, в котором просит в течение месяца со дня вступления в силу решения принять в муниципальную собственность сооружение "Водопровод", реестровый номер федерального имущества - В 12360004810, инвентарный номер 11010300064; очистные сооружения - поля фильтрации, реестровый номер федерального имущества - В 12360004758, инвентарный номер 1101030006; сооружение "Водопроводная башня при водонапорной скважине", реестровый номер федерального имущества - В 12360004771, инвентарный номер 1101030019; сооружение "Пожарный резервуар", реестровый номер федерального имущества В 123360004848, инвентарный номер 1101040074, емкость 3 000 литров; квартира № 3 трехквартирного жилого дома № 82 по улице Первомайской рабочего поселка Ерзовка Городищенского района Волгоградской области, реестровый номер федерального имущества В 13360000591; квартира № 3 четырехквартирного жилого дома № 4 по улице Мелиоративной рабочего поселка Ерзовка Городищенского района Волгоградской области, реестровый номер федерального имущества В 13360000593; сооружение "Штакетное ограждение водонапорной башни" регистрационный номер федерального имущества В 12360004759, протяженность 0,10000 км., инвентарный номер 1101030007; сооружение "Сеть теплоснабжения", реестровый номер федерального имущества В 12360004809, инвентарный номер 11010300063.
Администрация Ерзовского городского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области (далее - ответчик) заявила встречный иск к федеральному государственному бюджетному учреждению "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Волгоградской области" (далее - истец, учреждение) об обязании передать в муниципальную собственность недвижимое имущество - 1/2 здания конторы площадью 373,1 кв. м., расположенное по адресу: Волгоградская область, Городищенский район, рабочий поселок Ерзовка, улица Мелиоративная, 2.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом Волгоградской области, администрация Городищенского муниципального района Волгоградской области, Л.Т.Н., Л.О.Е., Ц.В.А., Л.А.С.А., Л.С.М., Ч.Е.С., Ч.С.А., Ч.А.А., Л.А.С.Б., Л.С.Р., Л.А.Р., Л.Я.Р., Л.С.С.
До принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела, истец письменно заявил ходатайство, в котором отказался от иска в части требования об обязании администрацию Ерзовского городского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области принять в муниципальную собственность сооружения "Штакетное ограждение водонапорной башни", просит производство по делу в названной части прекратить.
Согласно части 2 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде любой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в суде соответствующей инстанции, отказаться от иска полностью или частично.
Арбитражный суд не принимает отказ истца от иска, если это противоречит закону или нарушает права других лиц. В этих случаях суд рассматривает дело по существу (часть 5 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что истец отказался от иска и отказ принят арбитражным судом.
Представитель Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом Волгоградской области считает, что исковые требования подлежат удовлетворению, встречный иск не подлежит удовлетворению.
Рассмотрев материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, суд считает, что отказ от иска не противоречит закону и не нарушает права других лиц, производство по делу в названной части подлежит прекращению, в остальной части - удовлетворению в части, встречный иск не подлежит удовлетворения.
Согласно выписке из реестра федерального имущества за истцом на праве оперативного управления числится указанное в исковом заявлении имущество.
Основанием для обращения в суд с исковыми требованиями послужило непринятие ответчиком спорного имущества в муниципальную собственность со ссылкой на то, что данные объекты в находятся в неудовлетворительном техническом состоянии.
Встречный иск мотивирован тем, что в названном помещении находятся органы местного самоуправления и поэтому оно подлежит передачи в муниципальную собственность.
В соответствии с пунктом 2 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 г. № 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" объекты государственной собственности, указанные в приложении № 3, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов и районов.
Согласно пункту 1 приложения № 3 к названному постановлению объекты государственной собственности, расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского (за исключением городов районного подчинения), районного (за исключением районов в городах) Совета народных депутатов жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, объекты инженерной инфраструктуры городов (за исключением входящих в состав имущества предприятий), относятся к муниципальной собственности.
В силу пункта 5 указанного постановления передача объектов, указанных в пункте 2 названного постановления, в муниципальную собственность осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 5 постановления Правительства Российской Федерации от 7.03.1995 г. № 235 "О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность" (далее - Постановление № 235) на органы местного самоуправления совместно с администрацией предприятий возложена обязанность в месячный срок с момента принятия соответствующего решения о передаче указанных объектов оформить необходимую документацию и акты приема-передачи.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.10.2002 г. № 1453-р "О завершении до 31 декабря 2004 года передачи в муниципальную собственность объектов жилищно-коммунального хозяйства и социально-культурной сферы" передача объектов жилищно-коммунального хозяйства в муниципальную собственность должна быть завершена до 31.12.2004 г. в соответствии с порядком, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 7.03.1995 г. № 235 "О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность".
Несмотря на то, что вышеназванные нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, регламентирующие процедуру передачи объектов жилищно-коммунального хозяйства в муниципальную собственность, утратили свою силу, однако нормы действующего законодательства, устанавливающие обязанность по передаче этого имущества, продолжают действовать и в настоящее время.
В пункте 5 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1997 г. № 15 "Обзор практики разрешения споров, связанных с приватизацией государственных и муниципальных предприятий" разъяснено, что объекты, указанные в приложении № 3 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 г. № 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", являются объектами муниципальной собственности непосредственно в силу прямого указания закона.
Таким образом, в силу прямого указания закона, постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 г. № 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", указанные в исковом заявлении объекты подлежат передачи в муниципальную собственность.
Однако, в нарушение названных норм спорный объект недвижимости включен в реестр федерального имущества и закреплена на праве оперативного управления за истцом.
Таким образом, к истцу необоснованно предъявляются требования по несению бремени содержания спорного имущества.
Уклонение ответчика от принятия спорного имущества в муниципальную собственность Волгограда нарушает указанные нормы действующего законодательства, права и законные интересы истца.
Защита гражданских прав осуществляется способами, указанными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, в том числе путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.
В определение Конституционного Суда РФ от 04.12.2007 г. № 828-О-П "По жалобе главы администрации муниципального района "Читинский район" Читинской области на нарушение конституционных прав отдельными положениями части 11 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" указано, что положения части 11 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", устанавливающие порядок безвозмездной передачи в муниципальную собственность находящегося в федеральной собственности имущества в связи с разграничением полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, предполагают - в системе действующего правового регулирования - необходимость учета волеизъявления органа местного самоуправления на такую передачу, согласованных действий между органами местного самоуправления и соответствующими органами государственной власти Российской Федерации и не могут рассматриваться как позволяющие принимать решения о передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную в одностороннем порядке, игнорируя волеизъявление органов местного самоуправления и объективную необходимость такой передачи для осуществления местным самоуправлением своих полномочий.
Представитель ответчика пояснил, что сооружение "Сеть теплоснабжения", реестровый номер федерального имущества В 12360004809, инвентарный номер 11010300063 не подлежит принятию в муниципальную собственность, так как данный объект не может быть использован для осуществления органами местного самоуправления своих полномочий для решения вопросов местного значения, названный объект длительное время не используется как сеть теплоснабжения с середины 90-х годов и представляет собой трубы, зарытые в земле.
Представитель истца пояснил, что сооружение "Сеть теплоснабжения", реестровый номер федерального имущества В 12360004809, инвентарный номер 11010300063 используется частично, для отопления здания конторы, расположенной по адресу: Волгоградская область, Городищенский район, рабочий поселок Ерзовка, улица Мелиоративная, 2 и находящейся в собственности Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, учитывая волеизъявление ответчика, отсутствие согласованных действий между ответчиком и Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области, объективную необходимость суд считает, что исковые требования в части передачи сооружение "Сеть теплоснабжения", реестровый номер федерального имущества В 12360004809, инвентарный номер 11010300063 не подлежат удовлетворению.
Отказывая в удовлетворении встречного иска, Арбитражный суд Волгоградской области исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность в случае: если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления; если указанное имущество используется органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями для целей, установленных в соответствии со статьей 26.11 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и статьей 50 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Согласно статье 296 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением либо приобретенное учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества. Имуществом, изъятым у учреждения, собственник этого имущества вправе распорядиться по своему усмотрению.
По смыслу пункта 3 статьи 298 Гражданского кодекса Российской Федерации бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом.
В соответствии с пунктом 3 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации право оперативного управления имуществом прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным названным Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у учреждения по решению собственника.
Согласно пункту 1 статьи 124 Гражданского кодекса Российской Федерации Российская Федерация выступает в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане (пункт 3 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказывать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Ответчик не представил суду доказательства, подтверждающие право истца в порядке статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации предъявлять Российскую Федерацию, как субъекта гражданских правоотношений, поэтому учреждение не может быть ответчиком по встречному иску.
Кроме того с учетом положений статей 296 и 298 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение, владея и пользуясь недвижимым имуществом в пределах, установленных законом, имеет право распоряжаются им с согласия собственника.
При этом Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом возражает против передачи в муниципальную собственность указанного во встречном иске объекта недвижимого имущества.
Суд считает, что встречный иск не подлежит удовлетворению, так как заявлен к ненадлежащему ответчику.
В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются со стороны. Суд учитывает, что ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 49, 110, 150, 151, 184 - 188 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волгоградской области

решил:

Производство по делу в части требования об обязании администрацию Ерзовского городского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области принять в муниципальную собственность сооружения "Штакетное ограждение водонапорной башни" прекратить, приняв отказ от иска.
В остальной части иск удовлетворить в части. Обязать администрацию Ерзовского городского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области в течение месяца со дня вступления в силу решения принять в муниципальную собственность сооружение "Водопровод", реестровый номер федерального имущества - В 12360004810, инвентарный номер 11010300064; очистные сооружения - поля фильтрации, реестровый номер федерального имущества - В 12360004758, инвентарный номер 1101030006; сооружение "Водопроводная башня при водонапорной скважине", реестровый номер федерального имущества - В 12360004771, инвентарный номер 1101030019; сооружение "Пожарный резервуар", реестровый номер федерального имущества В 123360004848, инвентарный номер 1101040074, емкость 3 000 литров; квартира № 3 трехквартирного жилого дома № 82 по улице Первомайской рабочего поселка Ерзовка Городищенского района Волгоградской области, реестровый номер федерального имущества В 13360000591; квартира № 3 четырехквартирного жилого дома № 4 по улице Мелиоративной рабочего поселка Ерзовка Городищенского района Волгоградской области, реестровый номер федерального имущества В 13360000593. В остальной части в удовлетворении иска отказать.
В удовлетворении встречного иска отказать.
Вернуть федеральному государственному бюджетному учреждению "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Волгоградской области" (ИНН 3443009576, ОГРН 1023402974561) из федерального бюджета государственную пошлину в размере 16 000 руб., выдав справку на указанную сумму.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Волгоградской области.

Судья
А.П.МАШЛЫКИН





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru