Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Волгоградская область


Направлено письмом от 6 марта 2012 г. № 02-1615

УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 6 марта 2012 г. № 283н

НА ПРИКАЗ КОМИТЕТА БЮДЖЕТНО-ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ
И КАЗНАЧЕЙСТВА АДМИНИСТРАЦИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ОТ 29 ИЮЛЯ 2009 Г. № 104 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО
РЕГЛАМЕНТА ИСПОЛНЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФУНКЦИИ ПО ВЫДАЧЕ
РАЗРЕШЕНИЙ НА ПРОВЕДЕНИЕ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ
РЕГИОНАЛЬНЫХ ЛОТЕРЕЙ"

Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 21 мая 2009 г. № 147 "Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечня управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации", проведена правовая экспертиза приказа Комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградской области от 29 июля 2009 г. № 104 "Об утверждении административного регламента исполнения государственной функции по выдаче разрешений на проведение негосударственных региональных лотерей" (далее - Приказ) на предмет соответствия действующему федеральному законодательству.
Поводом для проведения правовой экспертизы является поступление в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской исследуемого нормативного правового акта.
Правовой экспертизой установлено следующее:
Настоящим Приказом утверждены:
- административный регламент исполнения Комитетом бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградской области государственной функции по выдаче разрешений на проведение негосударственных региональных лотерей (далее - Регламент № 1);
- административный регламент исполнения Комитетом бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградской области государственной функции по рассмотрению уведомлений о проведении региональных стимулирующих лотерей (далее - Регламент № 2);
- административный регламент исполнения Комитетом бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградской области государственной функции по ведению государственного реестра региональных лотерей Волгоградской области (далее - Регламент № 3).
Предметом правового регулирования исследуемого Приказа являются общественные отношения, возникающие в ходе проведения лотерей на территории Волгоградской области.
Нормативное регулирование в данной сфере отношений осуществляется следующими правовыми актами:
- Конституцией Российской Федерации;
- Гражданским кодексом Российской Федерации;
- Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции от 30.11.2011 № 364-ФЗ);
- Федеральным законом от 11.11.2003 № 138-ФЗ "О лотереях" (в редакции от 27.07.2010 № 214-ФЗ);
- постановлением Правительства Российской Федерации от 05.07.2004 № 338 "О мерах по реализации Федерального закона "О лотереях" (в редакции от 27.01.2011 № 28);
- приказом Министерства финансов Российской Федерации от 09.08.2004 № 66н "Об установлении форм и сроков предоставления отчетности о лотереях и методологии проведения лотерей" (в редакции от 15.03.2005 № 39н);
- Уставом Волгоградской области;
- постановлением Администрации Волгоградской области от 10.10.2011 № 592-п "О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций";
- постановлением Администрации Волгоградской области от 10.10.2011 № 568-п "О мерах по реализации Федерального закона от 11 ноября 2003 г. № 138-ФЗ "О лотереях" на территории Волгоградской области";
- постановлением Администрации Волгоградской области от 28.11.2011 № 734-п "Об утверждении Положения о Комитете бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградской области".
В соответствии с пунктом "о" статьи 71 Конституции Российской Федерации гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации.
Частью 1 статьи 76 Конституции Российской Федерации установлено, что по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 26.1 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, определяются федеральными законами, издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также соглашениями.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона "О лотереях" настоящий Федеральный закон определяет правовую основу государственного регулирования отношений, возникающих в области организации и проведения лотерей, в том числе виды и цели проведения лотерей, порядок их организации и проведения на территории Российской Федерации, устанавливает обязательные нормативы лотерей, порядок осуществления контроля за их организацией и проведением, а также ответственность лиц, участвующих в организации и проведении лотерей.
Согласно пунктам 3 и 4 статьи 4 указанного выше Федерального закона государственное регулирование отношений, возникающих в области организации региональных лотерей и их проведения, включает в себя:
1) выдачу разрешений на проведение региональных лотерей;
2) ведение государственного реестра региональных лотерей;
3) региональный государственный надзор за проведением региональных лотерей, в том числе за целевым использованием выручки от проведения лотерей.
Регулирование отношений, возникающих в области организации региональных лотерей и их проведения, осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого предполагается проведение региональных лотерей, в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
Следовательно, исследуемый Приказ издан с соблюдением требований Конституции Российской Федерации и федерального законодательства о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 34 Устава (Основного закона) Волгоградской области в систему исполнительной власти Волгоградской области входят глава администрации Волгоградской области, администрация Волгоградской области и иные органы исполнительной власти Волгоградской области, создаваемые по отраслевому, функциональному и территориальному принципу в соответствии с законом Волгоградской области.
Пунктом 2 статьи 42 Устава (Основного закона) Волгоградской области предусмотрено, что руководители структурных подразделений администрации области издают в порядке, установленном законом области, в пределах своей компетенции приказы, положения, инструкции и иные нормативные акты, обязательные для исполнения на всей территории области.
Согласно приложению к Закону Волгоградской области от 10.11.2008 № 1756-ОД "О системе органов исполнительной власти Волгоградской области" комитет бюджетно-финансовой политики и казначейства входит в систему органов исполнительной власти Волгоградской области.
В соответствии с пунктом 1.1 Положения о Комитете бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградской области, утвержденного постановлением Администрации Волгоградской области от 28.11.2011, Комитет бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградской области (далее именуется - Комитет) является финансовым органом Волгоградской области, органом исполнительной власти Волгоградской области, осуществляющим проведение единой финансовой, бюджетной и налоговой политики, составление и организацию исполнения областного бюджета, управление государственным долгом, общее руководство организацией финансов в Волгоградской области.
Согласно пункту 2.1.48 указанного выше Положения Комитет осуществляет государственное регулирование отношений, возникающих в области организации региональных лотерей и их проведения, включающее в себя:
- выдачу разрешений на проведение региональных лотерей;
- ведение государственного реестра региональных лотерей.
Таким образом, издание исследуемого правовой экспертизой ведомственного нормативного правового акта в форме приказа входит в компетенцию исполнительного органа государственной власти Волгоградской области.
На момент проведения правовой экспертизы принятие данного нормативного правового акта является необходимым и достаточным для урегулирования общественных отношений, являющихся его предметом.
Однако в тексте рассматриваемого нормативного правового акта выявлено несоответствие действующему федеральному законодательству, заключающееся в следующем.
Согласно пункту 2.3.3 Регламента № 1 к обязательным нормативам лотереи относятся:
- размер призового фонда лотереи по отношению к выручке от проведения лотереи должен составлять не менее чем 50 процентов, но не более чем 80 процентов;
- размер целевых отчислений от лотереи, предусмотренный условиями лотереи, должен составлять не менее чем 10 процентов от выручки от проведения лотереи.
В то же время частью 1 статьи 10 Федерального закона "О лотереях" установлено, что к обязательным нормативам лотереи относятся:
- размер призового фонда лотереи по отношению к выручке от проведения лотереи должен составлять не менее чем 50 процентов;
- размер целевых отчислений от лотереи, предусмотренный условиями лотереи, должен составлять не менее чем 10 процентов от выручки от проведения лотереи. Положение настоящего пункта не распространяется на государственные лотереи.
Таким образом, выявленное несоответствие действующему федеральному законодательству заключается в установлении субъектом Российской Федерации иных обязательных нормативов лотереи, чем предусмотрено федеральным законодательством.
Кроме того, в тексте анализируемого Приказа выявлены нарушения правил юридической техники, заключающиеся в следующем.
1. Наименование исследуемого нормативного правового акта не согласуется с его содержанием.
2. Согласно преамбуле исследуемый нормативный правовой акт разработан в соответствии с постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 16.12.2005 № 1294 "О мерах по реализации Федерального закона от 11 ноября 2003 г. № 138-ФЗ "О лотереях" и методологии проведения лотерей на территории Волгоградской области".
Вместе с тем обозначенный выше региональный нормативный правовой акт утратил силу в связи с изданием постановления Главы Администрации Волгоградской области от 10.10.2011 № 1110 "О признании утратившими силу некоторых постановлений Главы Администрации Волгоградской области и о внесении изменения в постановление Главы Администрации Волгоградской области от 14 ноября 2006 г. № 1403 "О некоторых нормативных правовых актах Администрации Волгоградской области и Главы Администрации Волгоградской области".
Аналогичное нарушение правил юридической техники выявлено в абзацах 5 и 6 пунктов 1.2 Регламентов № 1, № 2 и № 3.
3. Исследуемым нормативным правовым актом утверждены:
- административный регламент исполнения Комитетом бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградской области государственной функции по выдаче разрешений на проведение негосударственных региональных лотерей;
- административный регламент исполнения Комитетом бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградской области государственной функции по рассмотрению уведомлений о проведении региональных стимулирующих лотерей;
- административный регламент исполнения Комитетом бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградской области государственной функции по ведению государственного реестра региональных лотерей Волгоградской области.
Вместе с тем необходимо отметить, что Порядок разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций в настоящее время утвержден постановлением Администрации Волгоградской области от 10.10.2011 № 592-п.
В соответствии с пунктом 1.1 обозначенного выше Порядка под административным регламентом исполнения государственной функции понимается нормативный правовой акт органа исполнительной власти Волгоградской области, устанавливающий сроки и последовательность административных процедур (действий) органа исполнительной власти при осуществлении регионального государственного контроля (надзора), органа местного самоуправления муниципального образования Волгоградской области при осуществлении им переданных отдельных государственных полномочий Волгоградской области по осуществлению регионального контроля (надзора) в соответствии с законодательством Российской Федерации и Волгоградской области.
Таким образом, в соответствии с нормами действующего регионального законодательства сроки и последовательность действий должностных лиц Комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградской области, осуществляемых в ходе выдачи разрешений на проведение негосударственных региональных лотерей, рассмотрения уведомлений о проведении региональных лотерей, а также ведения государственного реестра региональных лотерей, не могут определяться административными регламентами исполнения государственных функций.
Кроме того, обращаем Ваше внимание, что в соответствии с пунктом 2.3.1 Регламента № 1 к заявлению о предоставлении разрешения на проведение негосударственной региональной лотереи должны прилагаться следующие документы:
- условия лотереи;
- нормативы распределения выручки от проведения лотереи (в процентах);
- макет лотерейного билета (квитанции, иного предусмотренного условиями лотереи документа) с описанием обязательных требований к нему и при необходимости способов защиты лотерейного билета от подделки, а также с описанием нанесенных на него скрытых надписей, рисунков или знаков;
- правила идентификации лотерейного билета при выплате, передаче или предоставлении выигрыша;
- технико-экономическое обоснование проведения лотереи на весь период ее проведения с указанием источников финансирования расходов на организацию лотереи, проведение лотереи и с расчетом предполагаемой выручки от проведения лотереи;
- описание и технические характеристики лотерейного оборудования (включая эксплуатационные документы с указанием контрольных сумм используемого программного обеспечения и документ, подтверждающий выполнение требований по контролю отсутствия недекларированных возможностей в указанном программном обеспечении);
- засвидетельствованные в нотариальном порядке копии учредительных документов заявителя;
- бухгалтерский баланс заявителя по состоянию на последнюю отчетную дату, предшествующую подаче заявления о предоставлении разрешения;
- выданная налоговыми органами справка о наличии или об отсутствии задолженности по уплате налогов и сборов (полученная не ранее чем за три месяца до обращения заявителя);
- порядок учета распространенных и нераспространенных лотерейных билетов;
- порядок возврата, хранения, уничтожения или использования в других тиражах нераспространенных лотерейных билетов;
- порядок изъятия нераспространенных лотерейных билетов;
- порядок хранения невостребованных выигрышей и порядок их востребования по истечении сроков получения выигрышей.
Вместе с тем в соответствии с частью 6 статьи 6 Федерального закона "О лотереях" в число документов, которые должны быть приложены к заявлению о предоставлении разрешения на проведение конкретной лотереи, бухгалтерский баланс заявителя по состоянию на последнюю отчетную дату, предшествующую подаче заявления о предоставлении разрешения, а также выданная налоговыми органами справка о наличии или об отсутствии задолженности по уплате налогов и сборов (полученная не ранее чем за три месяца до обращения заявителя) не входят.
Согласно положениям части 6.1 статьи 6 указанного Федерального закона федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления запрашивает в налоговых органах по месту нахождения заявителя справку о наличии или об отсутствии задолженности по уплате налогов и сборов и бухгалтерский баланс заявителя по состоянию на последнюю отчетную дату, предшествующую подаче заявления о предоставлении разрешения на проведение лотереи, если заявитель не представил указанные документы самостоятельно.
В соответствии с частью 5 статьи 74 Федерального закона от 01.07.2011 № 169-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" положения частей 6 и 6.1 статьи 6 Федерального закона "О лотереях" вступят в силу 01 июля 2012 года.
Текст анализируемого нормативного правового акта не опубликован.
Вместе с тем рассматриваемый нормативный правовой акт не затрагивает права и свободы человека и гражданина, следовательно, его неопубликование не будет являться нарушением требований части 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации.
Вывод: приказ Комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградской области от 29 июля 2009 г. № 104 "Об утверждении административного регламента исполнения государственной функции по выдаче разрешений на проведение негосударственных региональных лотерей" не соответствует действующему федеральному законодательству в части установления субъектом Российской Федерации иных обязательных нормативов лотереи, чем предусмотрено федеральным законодательством.

Начальник Управления
М.А.КОЛЕСНИКОВ





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru