Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Амурская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 22 июля 2011 г. по делу № А04-1338/2011

(извлечение)

20 июля 2011 года объявлена резолютивная часть решения.
22 июля 2011 года решение изготовлено в полном объеме.
Арбитражный суд Амурской области
рассмотрев в судебном заседании заявление главы крестьянского (фермерского) хозяйства Б.С. к администрации Толстовского сельсовета Тамбовского района Амурской области (ОГРН 1022801200993, ИНН 2827004196), Толстовскому сельскому Совету народных депутатов
о признании незаконным бездействия, обязании заключить договор
3 лица: глава крестьянского (фермерского) хозяйства С.А., ЗАО "Агрофирма АНК" (ОГРН 1022800511161, ИНН 2801070853); КФХ "Рассвет" (ОГРН 309282712600041, ИНН 281601354901); ОАО "Ленинское" (ОГРН 1022801197011, ИНН 2827001205)

установил:

глава крестьянского (фермерского) хозяйства Б.С. (далее по тексту - заявитель) обратился в Арбитражный суд Амурской области с заявлением к администрации Толстовского сельсовета Тамбовского района Амурской области (ОГРН 1022801200993, ИНН 2827004196) (далее по тексту - администрация), в котором указал следующие требования:
- признать незаконными действия (бездействие) администрации Толстовского сельсовета Тамбовского района Амурской области по уклонению от предоставления истцу испрашиваемых земель и обязать ответчика принять решение о предоставлении испрашиваемых земельных участков КФХ "Б." в аренду за плату в размере 0,6% от кадастровой стоимости в год сроком на 49 лет с ежегодной оплатой 2 раза в год;
- признать неправомерными действия (бездействие) администрации Толстовского сельсовета Тамбовского района Амурской области по уклонению от заключения договоров аренды и обязать ответчика заключить с КФХ "Б." договора аренды земельных участков с кадастровыми N№ 28:25:010510:58, 28:25:010510:59, 28:25:010510:62, 28:25:010510:63, 28:25:010510:64, 28:25:010510:65 в соответствии с направленной истцом ответчику безотзывной офертой.
В обоснование заявленных требований указал, что 8 декабря 2010 г. и 23 декабря 2010 г. обращался в орган местного самоуправления администрацию Толстовского сельсовета по вопросу предоставления земельных участков для создания, осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, его расширения из числа земель сельскохозяйственного назначения - земельного участка с кадастровым номером 28:25:010510:46. Ответчиком запрашиваемый земельный участок был разделен на 17 земельных участков.
31 марта 2011 г. истец обратился в администрацию с безотзывной офертой с предложением, в связи с существенным нарушением установленных законом сроков, незамедлительно заключить с истцом договоры аренды земельных участков с кадастровыми номерами 28:25:010510:58, 28:25:010510:59, 28:25:010510:62, 28:25:010510:63, 28:25:010510:64, 28:25:010510:65, акцепт на которую истцом до сих пор не получен.
Ответчик продолжает уклоняться от предоставления истцу в аренду указанных земельных участков и заключения договоров аренды, мотивируя свои действия (бездействие) тем, что муниципальные сельхозземли могут быть предоставлены только по результатам торгов (конкурсов, аукционов) ссылаясь на ст. 10 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", ст. 38 Земельного кодекса РФ. Считает, что законодатель предоставил право КФХ на получение земельного участка, предназначенного непосредственно для осуществления сельскохозяйственной деятельности на правах аренды в соответствии с порядком, установленным в специальном законе - Законе о КФХ.
Действующее законодательство не предусматривает обязательной публикации сообщений о предоставлении земельного участка в аренду КФХ, предоставление участка КФХ не связано с обязательной предварительной публикацией сведений об участке в СМИ.
Заявитель неоднократно уточнял заявленные требования. В соответствии с последним уточнением от 21 июня 2011 г. заявитель просит:
1. Признать незаконным бездействие главы Толстовского сельского совета Тамбовского района Амурской области и главы администрации Толстовского сельсовета Тамбовского района Амурской области в предоставлении крестьянскому (фермерскому) хозяйству, главой которого является Б.В., в аренду сроком на 49 лет, земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения Толстовского сельсовета Тамбовского района с кадастровыми N№ 28:25:010510:58, 28:25:010510:59, 28:25:010510:62, 28:25:010510:63, 28:25:010510:64, 28:25:010510:65 общей площадью 275 гектаров. Бездействие выражается в непринятии ответчиками в установленный законом срок решения о предоставлении в аренду испрашиваемых земельных участков, либо отказе в предоставлении земельных участков.
2. Признать незаконными действия ответчика по объявлению торгов (аукциона) о предоставлении в аренду земельных участков, в том числе и на спорные участки с кадастровыми N№ 28:25:010510:58, 28:25:010510:62, 28:25:010510:63, 28:25:010510:64 (газета "Амурская правда" № 61 от 9 апреля 2011 года) до принятия решения Арбитражным судом.
3. Признать незаконным постановление главы Толстовского сельского совета Б.А. № 11 от 3 апреля 2011 года в части выделения гражданам села под пастбище для выпаса личного скота и нужд поселения земельный участок общей площадью 520107 кв. м с кадастровым номером 28:25:010510:65, который также является спорным.
4. Обязать администрацию Толстовского сельсовета Тамбовского района заключить с КФХ Б.С. сроком на 49 лет договор аренды за плату в размере 0,6% от кадастровой стоимости с ежегодной оплатой 2 раза в год земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровыми N№ 28:25:010510:58, 28:25:010510:59, 28:25:010510:62, 28:25:010510:63, 28:25:010510:64, 28:25:010510:65 общей площадью 275 га.
Заявитель дополнительно указал, что уточняет ответчика по делу - в соответствии с п. 1.5, п. 2.10 статьи 29, статьи 54 Устава Толстовского сельского Совета управление и распоряжение имуществом, находящимся в собственности сельского совета (в том числе и земельные участки) входит в компетенцию Совета. Следовательно, ответчиком по данному делу является Толстовский совет народных депутатов в лице его главы, который одновременно исполняет обязанности главы администрации Толстовского сельского совета. Вместе с тем п. 14 статьи 41 Устава к полномочию администрации сельсовета отнесено управление и распоряжение земельными участками сельского совета. Таким образом, вторым ответчиком по делу необходимо привлечь главу администрации Толстовского сельского совета.
Из смысла статей 29, 34 Земельного кодекса РФ лица, заинтересованные в предоставлении им земельного участка обращаются с заявлением в орган местного самоуправления, обладающие правом предоставления таких участков в аренду, следует, что заявитель вправе подать заявление любому из представителей органов местного самоуправления и получить ответ в соответствии с законом.
В судебном заседании заявитель на вопрос суда уточнил, что требования по пункту 1 уточнения он предъявляет к обоим ответчикам, требования по пунктам 2, 3, 4 предъявлены к администрации Толстовского сельсовета, требования по пункту 4 являются самостоятельными, а не предлагаемым способом восстановления нарушенного права заявителя (протокол судебного заседания от 20 июля 2011 г.).
Судом принято уточнение требований по пунктам 1 и 4 заявления об уточнении требований от 21 июня 2011 г. Уточнение требования по пунктам 2 и 3 судом не принимается по следующим основаниям.
Согласно статье 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований.
Требования, указанные заявителем в пунктах 2 и 3 уточнения - признать незаконными действия ответчика по объявлению торгов (аукциона) о предоставлении в аренду земельных участков и признать незаконным постановление, при обращении в Арбитражный суд не заявлялись, имеют самостоятельные предмет и основания, уточнение в данной части не соответствует статье 49 АПК РФ, которая предоставляет право истцу изменить основание или предмет иска. По существу поданы дополнительные самостоятельные требования, данные требования не могут быть приняты судом на основании статьи 49 АПК РФ, данные требования могут быть заявлены в другом деле.
Определением от 30 июня 2011 г. суд привлек к участию в деле в качестве соответчика Толстовский сельский Совета народных депутатов.
Ответчик администрация Толстовского сельсовета требования заявителя не признал. Указал, что в соответствии с Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам в собственность или аренду на торгах. По вопросу предоставления в аренду земельного участка 28:25010510:46 обратились два претендента (23 декабря 2010 г. Б.С. и 28 декабря 2010 г. С.А.) в связи с чем предоставление запрашиваемого земельного участка должно осуществляться исключительно по результатам проведенных торгов. Поскольку земельный участок с кадастровым номером 28:25010510:46 включал в себя территорию кладбища, скотомогильника, пастбища, земель, находящихся под производственными объектами ОАО "Ленинское", объектами необходимыми для муниципальных нужд, администрацией Толстовского сельсовета данный участок был разделен на 17 земельных участков. В отношении земельных участков, образованных в результате раздела земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 28:25010510:46, заявлений о предоставлении в собственность или аренду от граждан либо юридических лиц в администрацию Толстовского сельсовета не поступало.
Кроме того, указал, что согласно статье 41 Устава Толстовского сельсовета управление и распоряжение муниципальной собственностью, в том числе земельными участками, находящимися в собственности сельсовета отнесено к полномочиям местной администрации. Заявление о предоставлении земельных участков Б.С. направлено 23 декабря 2010 г. в Толстовский сельский Совет народных депутатов, который рассмотрел данное обращение. В администрацию Толстовского сельсовета заявитель не обращался.
Дополнительно ответчик на уточненные требования заявителя пояснил, что согласно части 4 статьи 81 Земельного кодекса РФ условия предоставления гражданам земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения для сенокошения и выпаса скота устанавливаются настоящим кодексом, Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения". Из представленных в судебном заседании пояснений представителя Б.С. следует, что земельные участки, являющиеся предметом притязания по настоящему спору требуются заявителю именно для выпаса скота и сенокошения, следовательно, порядок предоставления земельных участков для данных целей предусмотрен Федеральным законом от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения". Статья 10 указанного закона устанавливает общее правило, согласно которому земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса РФ, в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков и при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации. В случае если подано два и более заявлений о передаче земельных участков, предоставление земельных участков в аренду осуществляется на торгах.
Требования заявителя относительно незаконных действий по объявлению торгов о предоставлении земельных участков являются необоснованными, поскольку сообщение, опубликованное в газете "Амурская правда" от 9 апреля 2011 года является публичным предложением со стороны администрации Толстовского сельсовета на заключение договора аренды земельных участков сельскохозяйственного назначения. Фактически о проведении торгов на заключение договоров аренды земельных участков никаких правовых актов администрацией Толстовского сельсовета не принималось.
Ответчик Толстовский сельский Совета народных депутатов требования заявителя не признал по тем же основаниям и доводам, которые приведены ответчиком администрацией Толстовского сельсовета.
Привлеченный к участию в деле в качестве 3 лица, не заявляющего самостоятельных требований, глава крестьянского (фермерского) хозяйства С.А., пояснил, что часть спорного земельного участка не была зарегистрирована надлежащим образом, договор аренды подписан. Указал, что понес затраты на межевание земельного участка, платил арендную плату два года.
Привлеченное к участию в деле в качестве 3 лица, не заявляющего самостоятельных требований, ОАО "Ленинское" пояснило, что глава КФХ Б. обратился в неуполномоченный орган, так как управление и распоряжение муниципальной собственностью, в том числе земельными участками отнесено к полномочиям местной администрации. Такая форма обращения на предоставление земельных участков в аренду, как оферта, законом не предусмотрена. По вопросу предоставления в аренду земельного участка 28:25:010510:46 обратились два претендента (Б.С. и С.), а согласно Федеральному закону "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" в случае если подано два и более заявление о предоставлении земельного участка, его предоставление осуществляется исключительно на торгах.
ОАО "Ленинское" в течение продолжительного времени арендует земли у администрации Толстовского сельсовета, для посева сельхозкультур. Руководство ОАО "Ленинское" после выборов главы сельсовета устно договорилось с главой сельсовета о том, что ОАО "Ленинское" продолжает засевать данные земли, и в счет этого проводит за свой счет межевание земельных участков и изготавливает кадастровые паспорта. Т.к. процедура по межеванию и изготовлению кадастровых паспортов по ресурсам затратная, ОАО "Ленинское" смогло начать ее проведение только в ноябре 2010 года, заключив договор с ООО "Меридиан" на проведение кадастровых работ по уточнению границ и размежевыванию земельного участка с кадастровым № 28:25:010510:46. Данные работы были оплачены ОАО "Ленинское" в размере 90000 (девяносто тысяч) рублей в полном объеме. Предоплата за выполнение кадастровых работ в размере 30000 (тридцать тысяч) рублей была произведена 2 декабря 2010 года, т.е. до обращения Б.С. в Толстовский сельский Совет народных депутатов, за предоставлением ему земельных участков.
После выхода объявления 9 апреля 2011 года в газете "Амурская правда" о предоставлении в аренду земельных участков, поданного администрацией Толстовского сельсовета Тамбовского района, 19 апреля 2011 г. ОАО "Ленинское" подало заявление в администрацию Толстовского сельсовета с просьбой предоставить в аренду сроком на 49 лет следующие земельные участки: 28:25:010510:64, 28:25:010510:63, 28:25:010510:62, 28:25:010510:58, 28:25:010510:57.
Поскольку в настоящий момент земельные участки прошли государственный кадастровый учет и существует несколько претендентов на аренду указанных земельных участков, право аренды должно приобретаться на торгах.
Привлеченный к участию в деле в качестве 3 лица, не заявляющего самостоятельных требований, глава КФХ "Рассвет" Х.А. пояснил, что глава КФХ Б.С. с заявлениями о предоставлении земельных участков в аренду обратился в ненадлежащий орган, обращение истца от 31 марта 2011 г. с безотзывной офертой не является надлежащей формой обращения за предоставлением земельных участков в аренду. Просит рассмотреть дело в свое отсутствие.
Привлеченное к участию в деле в качестве 3 лица, не заявляющего самостоятельных требований, ЗАО "Агрофирма АНК" пояснило, что не имеет отношения к спорным земельным участкам, не осуществляет на них свою производственную деятельность и не имеет в собственности объектов недвижимости, расположенных на спорных земельных участках. На основании изложенного просило рассмотреть дело в отсутствие представителя общества.
Исследовав материалы дела, судом установлены следующие обстоятельства.
8 декабря 2010 г. глава КФХ Б.С. (согласно данным заявления) обратился с заявлением в Толстовский сельский Совет народных депутатов о предоставлении в аренду сроком на 49 лет земельные участки N№ 1, 2, 3 общей площадью примерно 180,3 га согласно прилагаемой схеме из состава земель сельскохозяйственного назначения Толстовского сельского Совета, расположенные по адресу Амурская область, Тамбовский район, село Толстовка путем раздела земельного участка с кадастровым номером 28:25:010510:46 для создания, осуществления деятельности и расширения КФХ.
15 декабря 2010 г. межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 1 по Амурской области зарегистрировано крестьянское (фермерское) хозяйство, главой которого является Б.С.
23 декабря 2010 г. глава КФХ Б.С. обратился с заявлением в Толстовский сельский Совет народных депутатов о предоставлении в аренду сроком на 49 лет земельные участки N№ 1, 2, 3, 4 общей площадью примерно 201,1 га согласно прилагаемой схеме из состава земель сельскохозяйственного назначения Толстовского сельского совета, расположенные по адресу Амурская область, Тамбовский район, село Толстовка путем раздела земельного участка с кадастровым номером 28:25:010510:46. В заявлении глава КФХ просил аннулировать и считать недействительным ранее поданное заявление от 8 декабря 2010 г.
28 декабря 2010 г. глава КФХ С.А. обратился с заявлением, в котором просил сдать в аренду сроком на 49 лет земельные участки с кадастровыми номерами 28:25:010510:46, 28:25:010510:17, 28:25:010510:59, 28:25:010510:12.
Заявлением от 10 февраля 2011 г. глава КФХ С.А. просил сдать в аренду сроком на 49 лет земельные участки общей площадью около 600 га, расположенные вдоль границ села Толстовки (схема расположения участков прилагается) для ведения с/х деятельности КФХ.
Распоряжением администрации Толстовского сельсовета от 2 марта 2011 г. № 07 земельный участок с кадастровым номером 28:25:010510:46 общей площадью 5520000 кв. м ликвидирован путем разделения на 17 земельных участков с кадастровыми номерами от 28:25:010510:50 до 28:25:010510:66.
Оценив изложенные обстоятельства, суд считает, что требования заявителя не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно частям 4, 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в предмет доказывания по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления, государственных органов, входит их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа на их принятие (совершение), а также наличие нарушений ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Обязанность доказывания указанных обстоятельств и обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения, совершения действия (бездействия) лежит на органе, принявшем решение.
В части требований о признании незаконным бездействия главы администрации Толстовского сельсовета Тамбовского района Амурской области в предоставлении крестьянскому (фермерскому) хозяйству Б.В. земельных участков следует отказать по следующим основаниям.
Заявителем не представлены доказательства обращения по спорному вопросу в администрацию Толстовского сельсовета. Заявления от 8 декабря 2010 г., 23 декабря 2010 г. направлены заявителем в Толстовский сельский Совет народных депутатов.
При этом не имеет правового значения совмещение в одном лице должностей главы администрации Толстовского сельсовета и главы Толстовского сельского Совета народных депутатов, так как обращение главы КФХ должны быть направлено уполномоченному органу, при указании неуполномоченного органа заявление не может быть признано надлежащим доказательством обращения в уполномоченный орган.
Поскольку заявитель не представил доказательства надлежащего обращения суд не вправе сделать вывод о бездействии ответчика, требования заявителя в части администрации Толстовского сельсовета не подлежат удовлетворению.
Согласно статье 5 Федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" фермерское хозяйство считается созданным со дня его государственной регистрации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Крестьянское (фермерское) хозяйство, главой которого является Б.С. зарегистрировано 15 декабря 2010 г., таким образом, на дату обращения с заявлением от 8 декабря 2010 г. хозяйство не было зарегистрировано, что не позволяет признать заявление от 8 декабря 2010 г. надлежащим обращением уполномоченного лица.
Порядок и правила предоставления земельных участков, находящихся, в государственной или муниципальной собственности, гражданам или юридическим лицам определяются Земельным кодексом Российской Федерации.
Пункт 1 статьи 81 Земельного кодекса РФ предусматривает, что гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с настоящим кодексом, федеральным законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве. Реализация данного права в силу статьи 27 ЗК РФ осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", и главой 14 ЗК РФ.
В силу пункта 2 статьи 10 Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон № 101-ФЗ) передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. При этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления. Положения настоящего пункта не распространяются на случаи, предусмотренные пунктом 5 настоящей статьи.
В случае, если подано два и более заявлений о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, такие земельные участки предоставляются в аренду на торгах (конкурсах, аукционах).
В соответствии со статьями 29, 34 ЗК РФ, определяющими порядок предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
Для этого указанные органы обязаны принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Лица, заинтересованные в предоставлении им земельного участка, обращаются с заявлением в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, обладающие правом предоставления таких участков в аренду.
Судом отклонен довод ответчиков о том, что Толстовский сельский Совет народных депутатов не вправе предоставлять земельные участки, так как данный довод противоречит подпункту 10 пункта 2 статьи 29 Устава Толстовского сельсовета которым к иным полномочиям сельского Совета отнесено управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности сельсовета, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 11 Федерального закона от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Закон № 74-ФЗ) для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.
Порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности регламентирован статьей 12 Закона № 74-ФЗ, согласно пункту 1 которой граждане, которые заинтересованы в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления заявления, в которых должны быть указаны цель использования земельных участков (создание, осуществление деятельности фермерского хозяйства, его расширение); испрашиваемое право на предоставляемые земельные участки (в собственность или аренду); условия предоставления земельных участков в собственность (за плату или бесплатно); срок аренды земельных участков; обоснование размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства).
Орган местного самоуправления на основании заявления, указанного в пункте 1 настоящей статьи, или обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в течение месяца со дня поступления указанных заявления или обращения, утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (пункт 3 статьи 12 Закона № 74-ФЗ).
Из анализа вышеприведенных норм следует, что порядок и правила предоставления земельных участков гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство регламентируются не только положениями Федерального закона от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ, но и положениями Земельного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ.
Нормы Земельного кодекса РФ и Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ предусматривают предварительное и заблаговременное опубликование сообщения о наличии предлагаемых для передачи земельных участков в средствах массовой информации, а также обязанность предоставлять земельные участки в аренду на торгах (конкурсах, аукционах) в случае, если подано два и более заявлений о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду. Публикация сообщения о предоставлении в аренду земельных участков является публичным предложением (офертой) к заключению договора, адресованным неопределенному кругу лиц. И только после предварительной публикации лицо, уполномоченное распоряжаться земельными участками, рассматривает заявления (заявление) о заключении договора аренды посредством проведения конкурса (аукциона) при поступлении нескольких заявлений, или с единственным лицом, обратившимся для заключения договора.
Иного порядка предоставления в аренду земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, в том числе для крестьянских (фермерских) хозяйств, ни Федеральным законом от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ, ни Земельным кодексом Российской Федерации не предусмотрено.
Суд также учитывает, что Федеральный закон от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ не предусматривает норм, регламентирующих ситуацию, при которой на один и тот же земельный участок претендуют несколько лиц. На основании статьи 81 Земельного кодекса РФ в данном случае законодательством применимым к спорной ситуации является не только Федеральный закон от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ, но и Земельный кодекс РФ. Земельный кодекс РФ в статье 38 предусматривает возможность предоставления земельного участка на конкурсе (аукционе), а также устанавливает общие нормы в соответствии с которыми к спорной ситуации подлежат применению положения Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ, которым также предусмотрен конкурс при предоставлении земельных участков.
Следовательно, до совершения действий по опубликованию сообщения о предстоящем предоставлении земельных участков, истечению срока подачи заявлений и выяснению факта наличия (отсутствия) иных заявлений в отношении земельных участков не может быть решен вопрос предоставления земельных участков.
Из материалов дела следует, что администрацией Толстовского сельсовета опубликовано сообщение о предстоящем предоставлении земельных участков в газете "Амурская правда" 9 апреля 2011 г., после публикации сообщения поступило несколько заявлений о предоставлении земельных участков.
Таким образом, судом не установлено незаконного бездействия при рассмотрении заявления главы КФХ в связи с чем права главы КФХ Б.С. не нарушены, на основании статьи 201 АПК РФ указанные обстоятельства являются основанием для принятия решения об отказе в удовлетворении требований заявителя.
В части требований об обязании администрации Толстовского сельсовета Тамбовского района заключить с главой КФХ Б.С. договор аренды земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровыми N№ 28:25:010510:58, 28:25:010510:59, 28:25:010510:62, 28:25:010510:63, 28:25:010510:64, 28:25:010510:65 требования заявителя не подлежат удовлетворению по указанным выше основаниям, а также в связи с тем, что материалы дела подтверждают волеизъявление третьих лиц на получение в аренду спорных земельных участков, имеющийся спор по вопросу предоставления земельного участка конкретному лицу должен быть разрешен с учетом установленных законом конкурсных процедур.
Заявитель ходатайствовал о взыскании судебных расходов на оплату услуг представителя в сумме 30000 рублей. Судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, согласно статье 110 АПК РФ взыскиваются арбитражным судом со стороны. В удовлетворении требований отказано, следовательно, отсутствуют основания для взыскания судебных расходов.
Заявителем при обращении в суд уплачена государственная пошлина 2600 рублей.
В соответствии со статьей 333.21 Налогового кодекса РФ при подаче заявлений о признании ненормативного правового акта недействительным государственная пошлина для физических лиц уплачивается в размере 200 рублей, при подаче искового заявления по спорам, возникающим при заключении, изменении или расторжении договоров, а также по спорам о признании сделок недействительными - 4000 рублей, при подаче заявления об обеспечении иска - 2000 рублей.
Таким образом, с учетом подачи заявителем заявления об обеспечении иска по делу подлежала уплате государственная пошлина 6200 рублей. В удовлетворении требований заявителя отказано, следовательно, на основании статьи 110 АПК РФ с заявителя в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина 3600 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 110, 167 - 170, 180, 201 АПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении требований отказать.
Взыскать с главы крестьянского (фермерского) хозяйства Б.С. в доход федерального бюджета государственную пошлину 1600 рублей.
Решение может быть обжаловано в Шестой арбитражный апелляционный суд (г. Хабаровск) через Арбитражный суд Амурской области.





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru