Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Амурская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 24 июня 2011 г. по делу № А04-1329/2011

(извлечение)

17 июня 2011 года объявлена резолютивная часть решения.
24 июня 2011 года решение изготовлено в полном объеме.
Арбитражный суд Амурской области
рассмотрев в судебном заседании заявление администрации Завитинского района (ИНН 2814000532, ОГРН 1022801063383) к министерству образования и науки Амурской области (ИНН 2801123696, ОГРН 1072801009016); министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Амурской области (ИНН 2801123706, ОГРН 1072801009060)
об обязании исполнения требований
3-е лицо: ГБУ Амурской области "Строитель" (ИНН 2801136399 ОГРН 1082801008674)

установил:

в Арбитражный суд Амурской области обратилась администрация Завитинского района (ИНН 2814000532, ОГРН 1022801063383) (далее по тексту - заявитель, администрация) с заявлением к министерству образования и науки Амурской области (ИНН 2801123696, ОГРН 1072801009016) (далее по тексту - Минобразования), Министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Амурской области (ИНН 2801123706, ОГРН 1072801009060) (далее по тексту - Минстрой) об обязании надлежащим образом исполнить требования закона по осуществлению строительства малоэтажных быстровозводимых домов.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: долгосрочная целевая программа, утвержденная постановлением Правительства Амурской области от 18.11.2010 № 638, называется "Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на 2011 - 2013 годы", а не "Обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на 2011 - 2013 годы".

Просит суд обязать министерство образования и науки Амурской области, министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Амурской области исполнить требования, предусмотренные законом по осуществлению строительства малоэтажных быстровозводимых домов в количестве 27 квартир, в рамках программы "Обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на 2011 - 2013 годы", утвержденной постановлением Правительства Амурской области от 18 ноября 2010 года.
В обоснование заявленных требований указал, что постановлением Правительства Амурской области от 18 ноября 2010 г. № 638 утверждена долгосрочная целевая программа "Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на 2011 - 2013 годы". Указанной программой предусмотрено финансирование строительства в Завитинском районе 27 квартир экономического класса.
Администрацией Завитинского района в адрес Минстроя направлен инвестиционный проект для участия в областной программе обеспечения жильем детей-сирот. Также администрацией совместно с администрацией городского поселения "Город Завитинск" была проведена работа по утверждению схемы выбора и схемы расположения земельного участка под строительство домов, присвоены адреса, откорректирована норма предоставления жилого помещения по договору социального найма, получены технические условия.
Минстроем Амурской области даны указания администрации о подготовке документации для строительства в 2011 году одного восьмиквартирного дома.
Между тем прокурором Завитинского района в защиту интересов детей-сирот к администрации Завитинского района о возложении обязанности по предоставлению жилых помещений по договору социального найма было подано 20 исковых заявлений. Из них рассмотрено - 6, удовлетворено - 4, заключено мировых соглашений - 2, назначено к рассмотрению в кассационном порядке - 3.
В уточнении требований от 29 апреля 2011 г. просит признать бездействие министерства образования и науки Амурской области, министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Амурской области, ГБУ Амурской области "Строитель", незаконным.
Обязать министерство образования и науки Амурской области, министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Амурской области, ГБУ Амурской области "Строитель" исполнить требования, предусмотренные законом по осуществлению строительства малоэтажных быстровозводимых домов в количестве двух четырехквартирных жилых домов, в рамках программы "Обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на 2011 - 2013 годы", утвержденной постановлением Правительства Амурской области от 18 ноября 2010 г.
Судом, уточнение требований в части ГБУ Амурской области "Строитель" не принято, так как данное требование при обращении в суд не заявлялось, уточнение в данной части не соответствует статье 49 АПК РФ, является самостоятельным требованием и должно быть заявлено в другом деле.
Заявитель в судебное заседание 30 мая 2011 г. представил уточнение заявленных требований, просил обязать Минстрой области обеспечить строительство двух четырехквартирных жилых дома на территории Завитинского района, отвечающих требованиям энергоэффективности и экологичности, с квартирами общей площадью каждой квартиры в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения, установленной в городском поселении "Город Завитинск" в срок до 1 января 2012 года в соответствии с пп. 1.4 таблицы № 2.1 с учетом заложенных в областном бюджете денежных средств на реализацию программы в 2011 году.
Указал, что администрация Завитинского района отказывается от исковых требований к министерству образования и науки Амурской области.
В соответствии со статьей 49 АПК РФ суд принимает к рассмотрению уточнение заявленных требований.
В судебное заседание 17 июня 2011 г. заявителем представлено уточнение заявленных требований, в котором заявитель с учетом внесения изменения в программу просит обязать Минстрой области исполнить требования, предусмотренные законом по осуществлению строительства малоэтажных быстровозводимых домов в количестве двух восьмиквартирных домов и трех четырехквартирных жилых домов.
Суд на основании статьи 49 АПК РФ принимает к рассмотрению уточненные требования заявителя.
Ответчик - министерство образования и науки Амурской области требования заявителя не признал. Пояснил, что в соответствии с долгосрочной целевой программой "Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на 2011 - 2013 годы", утвержденной постановлением Правительства Амурской области от 18 ноября 2010 г. № 638 предусмотрено строительство малоэтажных быстровозводимых домов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилья и имеющих право на обеспечение жильем за счет средств областного бюджета, как альтернативный вариант обеспечения жильем указанной категории граждан.
В целях реализации вышеуказанной программы Законом о бюджете Амурской области на 2011 год предусмотрено 174519,8 тысяч рублей, главным распорядителем которых является министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Амурской области.
Министерство образования не является главным распорядителя средств реализации финансовых средств долгосрочной целевой программы "Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на 2011 - 2013 годы" в связи с чем просит в удовлетворении требований отказать.
Ответчик - Минстрой требования заявителя не признал. Указал, что министерством финансов Амурской области, как органом, осуществляющим функции в сфере управления финансами, доведены ассигнования, определенные Законом Амурской области от 25 марта 2011 г. № 455-ОЗ "О внесении изменений в Закон Амурской области "Об областном бюджете на 2011 год" до министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Амурской области, являющегося главным распорядителем средств субвенции на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в объеме 174,5 млн. рублей. Согласно постановлению Правительства Амурской области от 18 ноября 2010 г. № 638 "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на 2011 - 2013 годы" в редакции постановления Правительства Амурской области от 7 апреля 2011 г. № 230 "О внесении изменений в постановление Правительства области от 18 ноября 2010 г. № 638" министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Амурской области в 2011 году осуществляет строительство двух четырехквартирных жилых домов в г. Завитинске Завитинского района для обеспечения жилыми помещениями не менее 8 детей-сирот.
Таким образом, Минстрой области реализует программные мероприятия в порядке и объеме, установленном вышеуказанными нормативными актами. Заявителем не определено, какие именно действия или бездействия Минстроя области являются незаконными.
Исследовав материалы дела, судом установлены следующие обстоятельства.
В соответствии с факсограммой от 11 февраля 2011 г. № 01-17-586 Минстрой Амурской области в целях реализации мероприятий долгосрочной целевой программы "Обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на 2011 - 2013 годы" запросил у глав городских округов и муниципальных районов сведения о технических условиях по подключению указанных в факсограмме жилых объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, а также сведения о земельных участках на которых планируется строительство каждого дома индивидуально: адрес земельного участка; кадастровый номер; площадь.
12 февраля 2011 г. администрация сообщила Минстрою запрошенные сведения.
14 февраля 2011 г. администрация направила в Минстрой инвестиционный проект для участия в долгосрочной целевой программе "Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на 2011 - 2013 годы"
15 февраля 2011 г. государственное бюджетное учреждение Амурской области "Строитель" на основании долгосрочной целевой программы "Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на 2011 - 2013 годы" попросило оформить земельный участок под строительство шести домов объекта: "4-квартирный жилой дом в г. Завитинск Завитинского района" на ГБУ Амурской области "Строитель".
Письмом от 18 февраля 2011 г. № 07-14-418 государственное бюджетное учреждение Амурской области "Строитель" сообщило главе администрации Завитинского района о том, что для составления технического задания и размещения заказа на выполнение проектных работ необходим нормативно-правовой акт муниципального образования, утверждающий минимальную норму общей площади жилого помещения 28,15 кв. м для обеспечения жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на территории муниципального образования.
4 марта 2011 г. постановлением главы городского поселения "Город Завитинск" утвержден акт выбора, схема выбора и схема расположения земель участка 0,9 га под строительство шести домов объекта "4-квартирный жилой дом" по адресу: г. Завитинск, Завитинского района, ул. Мухинская.
Оценив изложенные обстоятельства, суд считает, что требования заявителя не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно частям 4, 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в предмет доказывания по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления, государственных органов, входит их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа на их принятие (совершение), а также наличие нарушений ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Заявитель отказался от требования к министерству образования и науки Амурской области. Данный отказ не противоречит закону и не нарушает права других лиц в связи с чем подлежит принятию судом на основании статьи 49 АПК РФ.
Согласно статье 150 АПК РФ арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что истец отказался от иска и отказ принят арбитражным судом.
Таким образом, в части требований к министерству образования и науки Амурской области производство по делу подлежит прекращению.
Часть 3 статьи 4 Закона Амурской области от 11 апреля 2005 года № 472-ОЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусматривает, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, находящиеся под опекой (попечительством), дети, переданные в приемную семью, детские дома семейного типа, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания их пребывания в образовательном учреждении, иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, однократно обеспечиваются органами местного самоуправления по месту жительства за счет средств областного бюджета вне очереди жилой площадью по договору социального найма в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения, установленной органами местного самоуправления, и в порядке, определенном губернатором области.
Для реализации полномочий, установленных частью 3 настоящей статьи, исполнительным органом государственной власти области, осуществляющим функции в сфере управления государственным имуществом, в собственность муниципальных образований могут передаваться жилые помещения, построенные за счет средств областного бюджета (часть 4 введена Законом Амурской области от 5 июля 2010 г. № 357-ОЗ).
Согласно статье 5 Закона Амурской области № 472-ОЗ органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделяются на неограниченный срок государственными полномочиями по предоставлению социальной поддержки, установленной частями 1, 6, 9 статьи 2 и частью 3 статьи 4 настоящего Закона (далее - полномочия) (в ред. Закона Амурской области от 5 июля 2010 г. № 357-ОЗ).
Средства на реализацию передаваемых полномочий, а также расходы на оплату услуг почтовой связи по доставке денежных средств с учетом налога на добавленную стоимость и расходы на оплату банковских услуг, предусматриваются в составе фонда компенсации областного бюджета в виде субвенции. (в ред. Закона Амурской области от 30 декабря 2010 г. № 430-ОЗ)
Объем субвенции на реализацию полномочий, установленных частью 3 статьи 4 настоящего Закона, определяется в соответствии с методикой формирования объема субвенции бюджетам муниципальных районов и городских округов на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, согласно приложению № 2 к настоящему Закону (в ред. Законов Амурской области от 16 марта 2009 г. № 188-ОЗ, от 5 июля 2010 г. № 357-ОЗ).
Порядок обеспечения жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), детей, переданных в приемную семью, детские дома семейного типа, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения утвержден постановлением губернатора Амурской области от 4 мая 2009 г. № 222.
Указанным Порядком предусмотрены следующие положения
2. Лица, указанные в пункте 1 настоящего Порядка, после окончания их пребывания в образовательном учреждении, иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, однократно обеспечиваются органами местного самоуправления по месту жительства за счет средств областного бюджета вне очереди жилой площадью по договору социального найма в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения, установленной органами местного самоуправления.
6.1. Для реализации соответствующих государственных полномочий в собственность муниципальных образований могут передаваться жилые помещения, построенные за счет средств областного бюджета, для предоставления лицам, указанным в пункте 1 настоящего Порядка.
Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства области является уполномоченным исполнительным органом государственной власти области, осуществляющим строительство жилых помещений за счет средств областного бюджета в целях их передачи в собственность муниципальных образований области для предоставления лицам, указанным в пункте 1 настоящего Порядка.
Передача жилых помещений, построенных за счет средств областного бюджета, в собственность муниципальных образований для предоставления лицам, указанным в пункте 1 настоящего Порядка, осуществляется министерством имущественных отношений области в порядке, установленном частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В случае передачи жилых помещений, построенных за счет средств областного бюджета, в собственность муниципальных образований в соответствии с абзацем первым настоящего пункта ассигнования в виде субвенции местным бюджетам на реализацию соответствующих государственных полномочий, предусмотренные законом об областном бюджете на очередной финансовый год, подлежат уменьшению пропорционально количеству лиц, указанных в пункте 1 настоящего Порядка, которым предоставлены жилые помещения, переданные в собственность муниципального образования в соответствии с абзацем первым настоящего пункта (п. 6.1 введен постановлением губернатора Амурской области от 13 августа 2010 г. № 314).
7. Орган местного самоуправления после приобретения жилых помещений в муниципальную собственность за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели Законом об областном бюджете на очередной финансовый год в виде субвенции местным бюджетам на реализацию соответствующих государственных полномочий, а также получения в собственность муниципальных образований жилых помещений, построенных за счет средств областного бюджета, на реализацию данных полномочий принимает решение об их предоставлении лицам, указанным в пункте 1 настоящего Порядка (в ред. постановления губернатора Амурской области от 13 августа 2010 г. № 314).
8. Орган местного самоуправления вправе предоставлять жилые помещения лицам, указанным в пункте 1 настоящего Порядка, из муниципального жилищного фонда, формируемого за счет средств местных бюджетов, с последующим возмещением данных расходов за счет субвенции на реализацию соответствующих государственных полномочий.
Таким образом, в соответствии с приведенными нормативными положениями предусмотрен порядок обеспечения детей-сирот жилыми помещениями путем приобретения органами местного самоуправления жилых помещений за счет субвенции областного бюджета. Также возможна передача жилых помещений, построенных за счет средств областного бюджета.
При этом органы местного самоуправления могут предоставлять жилые помещения из муниципального жилищного фонда с последующим возмещением данных расходов за счет субвенции на реализацию соответствующих государственных полномочий.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду таблица 2.1, а не таблица 2 долгосрочной целевой программы "Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на 2011 - 2013 годы".

Постановлением Правительства Амурской области от 18 ноября 2010 г. № 638 утверждена долгосрочная целевая программа "Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на 2011 - 2013 годы". Таблица № 2 указанной программы "Перечень объектов строительства" предусматривает в 2011 году строительство в г. Завитинск Завитинского района двух четырехквартирных жилых домов и обеспечение жилыми помещениями не менее 8 детей-сирот.
Из пояснений сторон и представленных документов следует, что Минстроем области осуществляются мероприятия по реализации целевой программы, в результате чего в настоящее время осуществлен выбор земельного участка для строительства, согласована схема размещения объекта, проводятся соответствующие конкурсные процедуры в части проектной документации.
Следовательно, целевая программа реализуется в установленном порядке. Одномоментная реализация программы невозможна в принципе, поскольку процесс строительства является длительным, сложным и многоступенчатым как в плане оформления соответствующей разрешительной документации, так и в плане осуществления конкретных работ по строительству соответствующих объектов.
Кроме того, суд учитывает, что целевой программой предусмотрен срок строительства двух четырехквартирных жилых домов и обеспечение жилыми помещениями не менее 8 детей-сирот в 2011 году. На момент рассмотрения настоящего дела не истекли сроки реализации целевой программы, что не позволяет сделать вывод о нарушениях в деятельности ответчика Минстроя.
Статья 13 Гражданского кодекса РФ предусматривает, что ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оспариваемые действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц могут быть признаны незаконными при одновременном несоответствии их закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Следовательно, для признания действий (бездействия) незаконными необходимо наличие двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, определяются арбитражным судом на основании требований и возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с подлежащими применению нормами материального права.
В нарушение приведенных норм заявителем не представлены доказательства нарушения прав заявителя оспариваемыми действиями.
Судом установлено, что действия по реализации долгосрочной целевой программы ответчиком осуществляются, сроки реализации программы не истекли.
Решения Завитинского районного суда не являются доказательствами нарушения прав заявителя, так как в соответствии с приведенными нормами администрация имеет возможность реализации соответствующих государственных полномочий, в том числе и путем предоставления жилого помещения из муниципального жилого фонда с последующим возмещением данных расходов за счет субвенции на реализацию соответствующих государственных полномочий.
Таким образом, оспариваемые действия соответствуют закону и иным нормативным актам, отсутствуют доказательства нарушения прав заявителя при осуществлении оспариваемых действий, в соответствии со статьей 201 АПК РФ указанные обстоятельства являются основанием для принятия решения об отказе в удовлетворении требований заявителя.
Руководствуясь ст.ст. 110, 150, 167 - 170, 180, 201 АПК РФ, суд

решил:

в части требований об обязании Минстроя области исполнить требования, предусмотренные законом по осуществлению строительства малоэтажных быстровозводимых домов в количестве двух восьмиквартирных домов и трех четырехквартирных жилых домов в удовлетворении требований отказать.
В части требований к министерству образования и науки Амурской области производство по делу прекратить.
Решение может быть обжаловано в Шестой арбитражный апелляционный суд (г. Хабаровск) через Арбитражный суд Амурской области.





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru