Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Ярославская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 23 мая 2011 г. по делу № А82-11892/2010

Резолютивная часть решения объявлена 18 мая 2011 года.
Полный текст решения изготовлен 23 мая 2011 года.
Арбитражный суд Ярославской области в составе судьи Мухиной Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Быстровой Е.О.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
НП "Ярославская региональная гильдия профессиональных риэлторов"
к 1. Мэрии города Ярославля,
2. Департаменту финансов мэрии г. Ярославля
о признании незаконным решения о нецелевом использовании бюджетных средств, о взыскании 41703,39 руб. ущерба, 705 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами и 24000 руб. судебных расходов
и по встречному иску мэрии города Ярославля
к НП "Ярославская региональная гильдия профессиональных риэлторов"
о взыскании 140096,61 руб., использованных не по целевому назначению, 7838,94 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами,
при участии:
от заявителя - Карякина А.В., доверенность от 29.09.2010,
от ответчиков - 1. Спасова Е.А., доверенность от 24.08.2010,
2. не явился,

установил:

некоммерческое партнерство "Ярославская региональная гильдия профессиональных риэлторов" обратилось в арбитражный суд с требованием, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, о признании незаконным решения мэрии города Ярославля № 4/23-2975 от 16.06.2010, о взыскании с департамента финансов мэрии г. Ярославля 33230,19 руб. в качестве компенсации ущерба, причиненного незаконным списанием денежных средств, 272 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами, а также 24000 руб. судебных расходов.
В ходе рассмотрения дела заявитель увеличил размер заявленных требований к департаменту финансов мэрии г. Ярославля: просит взыскать с департамента 41703,39 руб. в качестве компенсации ущерба и 705 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 15 сентября 2010 г. по 21 января 2011 г.
Мэрия города Ярославля обратилась в суд со встречным исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, о взыскании с некоммерческого партнерства "Ярославская региональная гильдия профессиональных риэлторов" о взыскании в бюджет города Ярославля средств субсидии в размере 140096,61 руб., использованных не по целевому назначению, а также 7838,94 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами.
Департамент финансов мэрии г. Ярославля о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в судебное заседание представителя не направил, в связи с чем дело рассматривается судом в порядке статьи 156 АПК РФ без участия второго ответчика по основному иску.
Заявитель оспариваемое решение мэрии считает незаконным, полагает, что выделенные средства субсидии израсходованы в соответствии с их целевым назначением, поддерживает требования о взыскании с ответчиков причиненного ущерба, процентов за пользование чужими денежными средствами и судебных расходов. Встречные требования мэрии г. Ярославля не признает.
Мэрия города Ярославля требования заявителя не признает, решение считает правомерным, поскольку в составе отчета о расходовании средства некоммерческим партнерством не были представлены документы, подтверждающие участие в форуме, исключительно, субъектов малого и среднего предпринимательства; настаивает на взыскании с заявителя средств субсидии, использованных не по целевому назначению, а также процентов за пользование чужими денежными средствами.
Департаментом финансов мэрии г. Ярославля представлен письменный отзыв, согласно которому департамент полностью поддерживает позицию мэрии г. Ярославля.
Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы сторон, суд установил следующее.
1 сентября 2009 г. НП "Ярославская региональная гильдия профессиональных риэлторов" обратилось в мэрию г. Ярославля с заявкой на получение субсидии в размере 505000 руб. для возмещения затрат, связанных с организацией в г. Ярославле IV Межрегионального форума риэлторов "Развитие рынка недвижимости Центрального региона России в новых экономических условиях". В составе заявки был представлен Список участников форума в составе 193 организаций, в том числе, страховые компании, финансовые и инвестиционные организации.
15 сентября 2009 г. Комиссией по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства принято решение о предоставлении НП "Ярославская региональная гильдия профессиональных риэлторов" субсидии из бюджета города Ярославля в размере 267800 руб. на возмещение части затрат, связанных с организацией участия субъектов малого и среднего предпринимательства в IV Межрегиональном форуме риэлторов в соответствии с целями, предусмотренными городской целевой программой содействия развитию малого и среднего предпринимательства в городе Ярославле на 2009 - 2011 гг., утвержденной постановлением мэра города Ярославля от 15.10.2008 № 2862.
27 октября 2009 г. между мэрией города Ярославля (от имени города) и НП "Ярославская региональная гильдия профессиональных риэлторов" заключен договор № 216-09 о предоставлении субсидии. Согласно разделам 1, 2 договора мэрия города Ярославля предоставляет Получателю субсидию на возмещение затрат, связанных с организацией участия субъектов малого и среднего предпринимательства в международных, межрегиональных, областных, межмуниципальных, городских конкурсах, чемпионатах и иных мероприятиях, связанных с повышением профессионального мастерства, выставках, форумах, конференциях в соответствии с решением муниципалитета города Ярославля от 05.12.2008 № 46 "О бюджете города Ярославля на 2009 год" и постановлением мэра города Ярославля от 15.10.2008 № 2862 "О городской целевой программе содействия развитию малого и среднего предпринимательства в городе Ярославле на 2009 - 2011 годы". Субсидия предоставляется в размере 267800 руб. на возмещение затрат, связанных с организацией участия субъектов малого и среднего предпринимательства в Межрегиональном форуме риэлторов "Развитие рынка недвижимости Центрального региона России в новых экономических условиях" в соответствии с приложением 2 к городской целевой программе содействия развитию малого и среднего предпринимательства в городе Ярославле на 2009 - 2011 годы.
В соответствии с разделом 3 договора Получатель обязан осуществить расходование средств субсидии в соответствии с целями, определенными пунктом 1.2 договора; представить в Управление развития потребительского рынка, предпринимательства и туризма мэрии г. Ярославля отчеты с приложением подтверждающих документов о расходовании средств субсидии (не позднее 10 дней с момента осуществления соответствующих расходов), в том числе с указанием списка участников мероприятия, чье участие в нем было организовано Получателем и документов, подтверждающих их соответствие условиям, установленным статьей 4 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"; о конкретных результатах, достигнутых посредством получения субсидии (в срок до 1 апреля и до 1 октября 2010 г.).
Разделом 4 договора установлена ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору. Согласно пункту 4.2 договора при установлении нецелевого использования бюджетных средств субсидия в размере суммы нецелевого использования подлежит возврату с расчетного счета Получателя в бюджет города Ярославля в безакцептном порядке в соответствии с условиями дополнительных соглашений к договорам банковских счетов, предусмотренных подпунктом 3.1.5 пункта 3.1 настоящего договора.
27 октября 2009 г. между Получателем и Инвестиционным коммерческим банком развития "Яринтербанк" подписано дополнительное соглашение к договору банковского счета о безакцептном порядке расчетов.
Платежным поручением № 360794 от 10.11.2009 департаментом финансов мэрии г. Ярославля перечислены на счет НП "Ярославская региональная гильдия профессиональных риэлторов" 267800 руб.
20 - 21 ноября 2009 г. в городе Ярославле состоялся IV Межрегиональный форум риэлторов "Развитие рынка недвижимости Центрального региона России в новых экономических условиях".
1 декабря 2009 г. НП "Ярославская региональная гильдия профессиональных риэлторов" представлен отчет о проведении форума.
Как следует из пояснительной записки к отчету, в форуме приняли участие 79 предприятий малого и среднего бизнеса г. Ярославля, в том числе агентства недвижимости, строительные, землеустроительные, финансовые, инвестиционные, страховые и оценочные компании. Общая численность зарегистрированных участников мероприятия составила 198 человек, из них: представители 19 предприятий малого и среднего бизнеса г. Ярославля составили 98 человек (список представлен в соответствии с пунктом 3.1.4 договора № 216-09 от 27.10.2009 на 19 организаций), представители 60 компаний - 100 человек. К отчету приложены документы, подтверждающие произведенные расходы при проведении форума, а также документы, подтверждающие статус субъектов малого и среднего предпринимательства в отношении 19 участников форума.
Сочтя расходование средств субсидии в сумме 181800 руб. нецелевым, 16.06.2010 мэрия г. Ярославля письмом № 4/23-2975 предложила некоммерческому партнерству возвратить указанную сумму в бюджет города Ярославля, указав, что участниками форума являлись не только субъекты малого и среднего предпринимательства.
Как установлено судом, целевыми признаны следующие расходы Получателя: 50000 руб. за аренду помещения (платежное поручение от 19.11.2009 № 158) и 36000 руб. за аренду оборудования (платежное поручение от 24.11.2009 № 165). В остальной части в сумме 181800 руб. расходы Получателя признаны нецелевыми, в том числе за консультационные услуги - 25000 руб., за техническое сопровождение форума - 45000 руб., за информационные услуги - 41347 руб., за папки - 12000 руб., за изготовление информационного материала - 58800 руб.
Департаментом финансов мэрии г. Ярославля 02.09.2010 к расчетному счету НП "Ярославская региональная гильдия профессиональных риэлторов" выставлено платежное требование № 001 на списание в безакцептном порядке 181800 руб., использованных не по целевому назначению. Списание произведено банком 14.09.2010 в сумме 33230,19 руб. и 22.12.2010 в сумме 8473,20 руб., всего 41703,39 руб. В дальнейшем списание средств в безакцептном порядке не производилось в связи с отсутствием средств на счете.
Оценив доводы сторон и представленные доказательства, суд пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса РФ субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из местного бюджета - в случаях и в порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования и местным бюджетом и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации.
Согласно части 3 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять: 1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; 2) цели, условия и порядок предоставления субсидий; 3) порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Постановлением мэра г. Ярославля от 15.10.2008 № 2862 утверждена долгосрочная целевая программа содействия развитию малого и среднего предпринимательства в городе Ярославле на 2009 - 2011 годы.
Приложением № 2 к постановлению № 2862 установлен Порядок предоставления организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, субъектам малого и среднего предпринимательства субсидии на возмещение затрат, связанных с организацией участия субъектов малого и среднего предпринимательства в международных, межрегиональных, областных, межмуниципальных, городских конкурсах, чемпионатах и иных мероприятиях, связанных с повышением профессионального мастерства, выставках, форумах, конференциях.
Согласно пункту 2 Порядка за счет средств предоставляемой субсидии могут возмещаться затраты, связанные с организацией участия субъектов малого и среднего предпринимательства в вышеперечисленных мероприятиях, на аренду помещений, выставочного оборудования; взносы на участие в мероприятиях; проживание в гостинице на период проведения мероприятия; проезд субъектов малого и среднего предпринимательства до места проведения мероприятия и обратно; участие в тренингах для подготовки к основному мероприятию.
В случае если организация мероприятия осуществляется исключительно для субъектов малого и среднего предпринимательства, дополнительно могут быть возмещены затраты на консультационные услуги для подготовки к основному мероприятию; информационную поддержку мероприятия; изготовление полиграфической продукции, атрибутов и логотипов для участия в проведении мероприятия; творческое сопровождение проведения мероприятия, включая разработку сценария, режиссуру программы, работу ведущих, проведение кастинга, постановку и координацию дефиле, организацию концертных номеров; техническое сопровождение проведения мероприятия, включая оснащение зала, сцены, холлов, гримерных комнат, монтаж и демонтаж оборудования (подиума, сцены, стендов, панелей, рабочих мест, логотипа); музыкальное и световое сопровождение мероприятия.
Субсидия предоставляется в пределах средств, предусмотренных в бюджете города Ярославля на указанные цели (пункт 3 Порядка).
Согласно пункту 10 Порядка получатели субсидии обязаны предоставлять в управление развития потребительского рынка, предпринимательства и туризма мэрии города Ярославля отчет о целевом расходовании средств субсидии и конкретных достигнутых результатах, подтвержденных документами, с периодичностью, установленной Комиссией.
В случае нарушения получателем поддержки условий предоставления субсидии, установленных настоящим Порядком, субсидия подлежит возврату в бюджет города Ярославля в соответствии с условиями договора о предоставлении субсидии (пункт 11 Порядка).
Как установлено судом, решение о предоставлении субсидии принималось Комиссией на основании заявки НП "Ярославская региональная гильдия профессиональных риэлторов", согласно которой в состав участников форума входили не только субъекты малого и среднего предпринимательства, но также и страховые и финансовые организации, которые в силу закона не обладают статусом субъекта малого и среднего предпринимательства. Заявка некоммерческого партнерства, претендовавшего на получение субсидии в сумме 505000 руб., не была удовлетворена полностью.
Согласно Отчету о проведении форума от 01.12.2009 в форуме участвовали только 19 субъектов малого и среднего предпринимательства при общем количестве участников 79. При таких обстоятельствах расходование бюджетных средств на оплату консультационных, информационных, полиграфических, рекламных услуг, технического сопровождения форума, является нецелевым.
Принимая во внимание изложенное, суд считает решение мэрии г. Ярославля от 16.06.2010 о нецелевом расходовании 181800 руб. субсидии правомерным, действия департамента финансов по безакцептному списанию денежных средств с расчетного счета некоммерческого партнерства законными и обоснованными, а требования заявителя - не подлежащими удовлетворению.
Судом не принимаются во внимание дополнительно представленные в ходе судебного разбирательства документы, подтверждающие статус участников форума как субъектов малого и среднего предпринимательства, поскольку, во-первых, такие документы должны быть представлены одновременно с отчетом о целевом расходовании средств бюджета, а во-вторых, суд критически относится к представленным доказательствам, полагая, что среднесписочная численность работников и выручка от реализации товаров за календарный год должны подтверждаться документами по установленной форме с отметками контролирующих органов.
Требования мэрии г. Ярославля подлежат частичному удовлетворению. Суд считает правомерным и удовлетворяет требование мэрии г. Ярославля о взыскании в бюджет города Ярославля с некоммерческого партнерства "Ярославская региональная гильдия профессиональных риэлторов" 140096,61 руб. средств субсидии, использованных не по целевому назначению. Оснований для удовлетворения требования мэрии города Ярославля о взыскании с получателя бюджетных средств процентов за пользование чужими денежными средствами суд не усматривает. Рассматриваемый судом спор возник между сторонами в сфере бюджетных правоотношений. Положения статьи 395 Гражданского кодекса РФ не распространяются на бюджетные правоотношения. Бюджетным кодексом РФ, равно как и иными нормативными актами, регулирующими бюджетные правоотношения, не предусмотрено взыскание процентов за пользование безвозмездно и безвозвратно предоставленными средствами, израсходованными не по целевому назначению. В силу изложенного требование мэрии г. Ярославля о взыскании 7838,94 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами удовлетворению не подлежит.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

отказать в удовлетворении требований некоммерческого партнерства "Ярославская региональная гильдия профессиональных риэлторов".
Взыскать с некоммерческого партнерства "Ярославская региональная гильдия профессиональных риэлторов" в бюджет города Ярославля 140096,61 руб. средств субсидии, использованных не по целевому назначению.
В удовлетворении остальной части требований мэрии города Ярославля отказать.
Решение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд (г. Киров) в месячный срок.

Судья
Е.В.МУХИНА





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru