Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Хабаровский край


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 17 января 2012 г. по делу № А73-14769/2011

Резолютивная часть решения объявлена 17 января 2012 г.
Арбитражный суд Хабаровского края в составе:
судьи Чаковой Т.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Б.,
рассмотрел в заседании суда дело по заявлению Комитета государственного заказа Правительства Хабаровского края
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю
о признании незаконными решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 23.11.2011 г. № 225 и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 23.11.2011 г. № 113
третьи лица: Краевое государственное казенное учреждение "Автобаза Правительства Хабаровского края", Общество с ограниченной ответственностью Страховая компания "Цюрих"
При участии:
от заявителя - К., доверенность № 49 от 22.12.2011 года; Ш., доверенность № 50 от 22.12.2011 года;
от антимонопольного органа - Р., доверенность № 3/8233 от 18.10.2011 года;
от КГКУ "Автобаза Правительства Хабаровского края" - не явились, извещены надлежащим образом;
от ООО Страховая компания "Цюрих" - М., доверенность № 6292 от 28.12.2011 года.
В заседании суда в порядке ст. 163 АПК РФ объявлялся перерыв с 10.01.2012 года по 17.01.2012 года.

Сущность спора: Комитет государственного заказа Правительства Хабаровского края обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 23.11.2011 г. № 225 и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 23.11.2011 г. № 113.
Представители сторон выразили согласие на переход от предварительного рассмотрения дела к рассмотрению дела в судебном заседании суда первой инстанции.
Представители заявителя на требованиях настаивают, поскольку электронное сообщение, направленное ООО СК "Цюрих" на электронный адрес уполномоченного органа, содержало прикрепленный файл в формате Microsoft Word, названный "заявка на участие в конкурсе", в котором содержалась опись документов и сведения о цене и предполагаемой квалификации участника и не содержало иных сведений и документов, прямо предусмотренных ч. 3 ст. 25 Федерального закона № 94-ФЗ от 21.07.2005 года (далее - Закон № 94-ФЗ, Закон о размещении заказов), и позволяющих идентифицировать данное электронное сообщение именно как заявку на участие в конкурсе; кроме того, электронное сообщение подписано электронно-цифровой подписью лица, чьи полномочия на подписание "заявки" от лица ООО СК "Цюрих" никак документально не были подтверждены, что не соответствует прямому требованию пп. "в" п. 1 ч. 3 ст. 25 Федерального закона № 94-ФЗ и также не позволяет идентифицировать поданный документ как заявку; электронное сообщение было открыто, то есть не позволяло обеспечить его конфиденциальность.
Соответственно участник размещения заказов, направивший такое электронное сообщение, даже в случае придания данному сообщению формального статуса "заявки" (регистрации), в любом случае не мог быть допущен к участию в конкурсе на основании п. 1 ч. 1 ст. 12 Федерального закона № 94-ФЗ.
Таким образом, уполномоченный орган не мог быть признан нарушившим ч. 10 ст. 25 Федерального закона № 94-ФЗ, как не зарегистрировавший заявку в установленном законом порядке, так как электронное сообщение не являлось "заявкой" в понимании Федерального закона № 94-ФЗ как таковой и в любом случае подлежала отклонению.
Кроме того, Комитетом в п. 9.1 конкурсной документации были определены дата, время и место подачи заявок на конкурс; заявка заявителя поступила по адресу электронной почты Комитета 10.11.2011 г. в 00 ч. 04 мин., однако срок начала подачи заявок на конкурс был определен как 09 ч. 00 мин. 10.11.2011 года и еще не начал течь на момент подачи заявки. Кроме того, заявка была подана до начала рабочего дня Комитета и не могла быть обнаружена.
Частью 10 статьи 26 Закона № 94-ФЗ предусмотрено, что полученные после окончания приема конвертов с заявками на участие в конкурсе и подаваемых в форме электронных документов заявок на участие в конкурсе конверты с заявками на участие в конкурсе вскрываются (в случае, если на конверте не указаны почтовый адрес (для юридического лица) или сведения о месте жительства (для физического лица) участника размещения заказа), осуществляется открытие доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе, и в тот же день такие конверты и такие заявки возвращаются участникам размещения заказа.
Ввиду того, что нормы, регулирующие действия Комиссии с заявками, поступившими до начала срока подачи заявок на конкурс, отсутствуют в Законе № 94-ФЗ, уполномоченным органом была применена аналогия закона в соответствии со ст. 6 Гражданского кодекса РФ и заявка возвращена по основаниям, аналогичным ч. 10 ст. 26 Закона № 94-ФЗ.
Представитель антимонопольного органа с заявленными требованиями не согласна, считает, что решение о соответствии (не соответствии) требованиям документации и Закону о размещении заказов, конкурсная комиссия обязана принять лишь при процедуре рассмотрения заявок на участие в конкурсе, а не при процедуре подачи конкурсных заявок на участие в конкурсе; отклонить конкурсную заявку конкурсная комиссия вправе лишь при процедуре рассмотрения конкурсных заявок.
В документах, поданных ООО Страховая компания "Цюрих" содержалась опись документов, заявка на участие в открытом конкурсе, конкурсное предложение. Из перечисленных документов ясно следует, что данные документы поданы для участия в конкурсе.
Кроме того, в письме от 10.11.2011 года № 03-11/959, адресованном директору филиала ООО Страховая компания "Цюрих" в г. Хабаровске, Комитет указал: "возвращаем поданную Вами заявку на участие в открытом конкурсе...", то есть документы, поданные участником размещения заказа уполномоченный орган идентифицировал как конкурсную заявку.
Доводы заявителя относительного правомерности возвращения конкурсной заявки в связи с поступлением заявки до начала срока подачи заявок считает несостоятельными, так как извещение о проведении открытого конкурса размещено на официальном сайте www.zakupki.gov.ru 09.11.2011 года, то есть подать конкурсную заявку в электронной форме, участник размещения заказа в праве подать уже с 10.11.2011 года. В этой связи, участник размещения заказа ООО Страховая компания "Цюрих" 10.11.2011 года в 00 час. 04 мин. направило конкурсную заявку в электронной форме на электронный адрес, указанный в информационной карте.
Довод уполномоченного органа о том, что рабочий день Комитета определен с 9 час 00 мин. до 18 час. 00 мин. соответственно подать конкурсную заявку в электронной форме можно только с 9 час. 00 мин., не обоснован.
В пункте 14 информационной карты конкурсной документации указана лишь дата начала срока подачи конкурсных заявок - 10.11.2011 года; время начала подачи конкурсных заявок не указано ни в конкурсной документации, ни в извещении.
Представитель КГКУ "Автобаза Правительства Хабаровского края" в заседание суда не явился. О времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. КГКУ "Автобаза Правительства Хабаровского края", как следует из представленного отзыва, требования заявителя поддерживает в том числе в связи с тем, что электронное сообщение, направленное ООО Страховая компания "Цюрих", не было зарегистрировано Комитетом, так как не являлось надлежаще поданной заявкой, было открыто, то есть не позволяло обеспечить его конфиденциальность, что соответствует подаче заявки в письменном виде без конверта (оболочки), обеспечивающего его конфиденциальность; кроме того сообщение подписано электронно-цифровой подписью лица, чьи полномочия на подписание "заявки" от лица ООО СК "Цюрих" никак документально не были подтверждены, что не соответствует прямому требованию пп. "в" п. 1 ч. 3 ст. 25 Закона № 94-ФЗ и также не позволяет идентифицировать поданный документ как заявку.
Ввиду того что данное сообщение не являлось заявкой и подлежало бы в любом случае отклонению, права и законные интересы ООО Страховая компания "Цюрих" никак не могли быть нарушены оспариваемыми действиями уполномоченного органа.
При этом, электронное сообщение ООО Страховая компания "Цюрих" было подано не в срок, установленный конкурсной документацией.
Представитель ООО Страховая компания "Цюрих" с заявленными требованиями не согласен по основаниям, изложенным в отзыве, в том числе в связи с тем, что согласно ст. 22 ч. 4. п. 9 Закона о размещении заказов датой начала срока подачи заявок на участие в конкурсе является день, следующий за днем размещения на официальном сайте извещения о проведении конкурса, время подачи заявки не ограничено. Ни конкурсная документация, ни положения Закона о размещении заказов не предусматривают возврат заявки.
ООО СК "Цюрих" не были нарушены условия, установленные требованиями ч. 1 ст. 12 Закона о размещении заказа, в которой указаны условия допуска к участию в торгах. Более того возврат заявки (отказ в допуске к участию в торгах) по иным основаниям, кроме указанных в части 1 ст. 12 Закона о размещении заказа случаев, не допускается.
Заслушав стороны, исследовав представленные документы, суд

установил:

09.11.2011 года на официальном сайте в сети Интернет размещено извещение № 0122200002511002511 о проведении открытого аукциона на право заключения договора по оказанию услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности Краевого государственного казенного учреждения "Автобаза Правительства Хабаровского края".
В соответствии с п. 9.1 конкурсной документации - заявки подаются участниками не позднее времени и даты вскрытия конвертов с заявками: в письменной форме - по адресу: г.Хабаровск, ул.Фрунзе,71, каб. 506, с 9 час. 00 мин. до 13 час. 00 мин., с 14 час. 00 мин. до 18 час. 00 мин. (время местное) в рабочие дни; в форме электронного документа - по электронному адресу, указанному в информационной карте.
Прием заявок начинается со дня, следующего за днем размещения на официальном сайте извещения о проведении конкурса (п. 9.2) конкурсной документации.
ООО Страховая компания "Цюрих" 10.11.2011 года в 0 час. 04 мин. направило заявку на участие в конкурсе в Комитет государственного заказа Правительства Хабаровского края, разместивший извещение о проведении конкурса.
10.11.2011 года Комитет возвратил заявку в связи с тем, что она подана до начала срока подачи заявок (до 9 час. 00 мин.).
Общество, считая, что заявка возвращена неправомерно, обратилось с заявлением в Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю, рассмотрев заявление страховой компании вынесло решение № 225 от 23.11.2011 года, признав жалобу обоснованной, выдало предписание № 113 от 28.11.2011 года, предписывающее устранить нарушения ч. 10 ст. 25 Закона о размещении заказов путем регистрации конкурсной заявки ООО Страховая компания "Цюрих" на участие в конкурсе.
Предписание Комитетом государственного заказа исполнено, однако, не согласившись с решением и предписанием, уполномоченный орган обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
По смыслу ст. 198 АПК РФ для признания оспариваемого акта незаконным необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие его закону или иному нормативному акту и нарушение этим актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд регулируются Законом о размещении заказов.
Данным Законом установлен единый порядок размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Компетенция антимонопольного органа по контролю за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о размещении заказов определяется статьями 17, 60 Закона о размещении заказов, Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2004 г. № 189 "Вопросы Федеральной антимонопольной службы", Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 г. № 94 "О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд", Приказом Федеральной антимонопольной службы от 14.11.2007 г. № 379 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Приказ ФАС РФ от 14.11.2007 г. № 379).
Частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов установлено, что внеплановая проверка осуществляется в случае обращения участника размещения заказа с жалобой на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа или специализированной организации либо конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, поступления информации о нарушении законодательства Российской Федерации и(или) иных нормативных правовых актов Российской Федерации о размещении заказов. При этом рассмотрение такой жалобы осуществляется в порядке, установленном главой 8 настоящего Федерального закона. В случае, если внеплановая проверка осуществляется на основании жалобы участника размещения заказа, по результатам проведения указанной проверки и рассмотрения указанной жалобы принимается единое решение.
Частью 9 ст. 17 Закона о размещении заказов предусмотрено, что при выявлении в результате проведения установленных частью 1 настоящей статьи проверок нарушения заказчиком, уполномоченным органом или специализированной организацией либо конкурсной, аукционной или котировочной комиссией законодательства Российской Федерации и(или) иных нормативных правовых актов Российской Федерации о размещении заказов уполномоченные на осуществление контроля в сфере размещения заказов орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления вправе, в том числе выдать заказчику, уполномоченному органу, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, в результате действий (бездействия) которых были нарушены права и законные интересы участников размещения заказа, обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, выдать указанным в части 1 настоящей статьи лицам обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 5 ст. 12, ч. 1 ст. 57 Закона о размещении заказов участник размещения заказа обладает правом обжалования решения конкурсной или аукционной комиссии об отказе в допуске к участию в конкурсе или аукционе, а равно других действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, нарушающих права и законные интересы участника размещения заказа.
Таким образом, рассмотрев жалобу ООО Страховая компания "Цюрих" управление действовало в рамках предоставленных ему законодательством о размещении заказов полномочий.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о размещении заказов размещение заказа может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, а том числе аукциона в электронной форме и без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах).
Размещение заказов путем проведения открытого конкурса регулируется главой 2 Закона о размещении заказов.
Частью 1 статьи 25 Закона о размещении заказов установлено, что для участия в конкурсе участник размещения заказа подает заявку на участие в конкурсе в срок и по форме, которые установлены конкурсной документацией.
Согласно ч. 10 ст. 25 указанного Закона каждый конверт с заявкой на участие в конкурсе и каждая поданная в форме электронного документа заявка на участие в конкурсе, поступившие в срок, указанный в конкурсной документации, регистрируются заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией. При этом отказ в приеме и регистрации конверта с заявкой на участие в конкурсе, на котором не указаны сведения об участнике размещения заказа, подавшем такой конверт, а также требование предоставления таких сведений, в том числе в форме документов, подтверждающих полномочия лица, подавшего конверт с заявкой на участие в конкурсе, на осуществление таких действий от имени участника размещения заказа, не допускается. По требованию участника размещения заказа, подавшего конверт с заявкой на участие в конкурсе, заказчик, уполномоченный орган, специализированная организация выдают расписку в получении конверта с такой заявкой с указанием даты и времени его получения.
Заявка ООО Страховая компания "Цюрих" подана 10.11.2011 года в 0 час. 04 мин. в связи с чем уполномоченный орган сделал вывод о подаче заявки в неустановленное конкурсной документацией время и вернул заявку.
Однако, как следует из Федерального закона № 94-ФЗ возврат заявки не предусмотрен, поступившая заявка, в силу ч. 10 ст. 25 Закона о размещении заказов должна быть зарегистрирована.
Из дословного прочтения п. 9.1 конкурсной документации следует только время представления заявок непосредственно в Комитет с 9 час. 00 мин. до 13 час. 00 мин. и с 14 час. 00 мин. до 18 час. 00 мин., представление заявки в форме электронного документа во времени не ограничено.
Судом не принимается довод заявителя о том, что электронное сообщение, направленное ООО Страховая компания "Цюрих", содержало прикрепленный файл в формате Microsoft Word, названный "заявка на участие в конкурсе", однако, данное электронное сообщение невозможно идентифицировать как заявку на участие в конкурсе. В отказе в приеме указано только на преждевременную подачу заявки.
При рассмотрении заявки, в силу ст. 12 Закона о размещении заказов непредставление какого-либо документа является основанием для не допуска к участию в конкурсе.
С учетом изложенного суд приходит к выводу о правомерности выводов антимонопольного органа, в связи с чем в удовлетворении требований заявителя следует отказать.
От уплаты судебных расходов в виде государственной пошлины заявитель освобожден на основании ст. 333.37 НК РФ.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

В удовлетворении требований Комитета государственного заказа Правительства Хабаровского края, отказать.
Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения, а также в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев с даты вступления решения в законную силу при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.

Судья
Т.И.ЧАКОВА





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru