Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Татарстан


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 марта 2012 г. № 2073-IV ГС

О ДОКЛАДЕ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РЕСПУБЛИКЕ
ТАТАРСТАН "О СОБЛЮДЕНИИ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА
В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН В 2011 ГОДУ"

Заслушав и обсудив доклад Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан "О соблюдении прав и свобод человека и гражданина в Республике Татарстан в 2011 году", Государственный Совет Республики Татарстан отмечает, что в Республике Татарстан проводится определенная работа по улучшению положения дел в важнейших сферах жизнедеятельности населения, реализации прав и свобод человека и гражданина, гарантированных Конституцией Российской Федерации и Конституцией Республики Татарстан.
Вместе с тем Государственный Совет Республики Татарстан выражает серьезную обеспокоенность в связи с проявлениями фактов коррупции, злоупотребления должностными полномочиями, грубого нарушения конституционных прав и свобод человека и гражданина в таких сферах, как здравоохранение, образование, деятельность правоохранительных органов и иных учреждений, оказывающих услуги населению.
Учитывая изложенное, Государственный Совет Республики Татарстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Принять к сведению доклад Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан С.Х.Сабурской "О соблюдении прав и свобод человека и гражданина в Республике Татарстан в 2011 году" (доклад прилагается).
2. Комитетам Государственного Совета Республики Татарстан рассмотреть вытекающие из доклада Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан "О соблюдении прав и свобод человека и гражданина в Республике Татарстан в 2011 году" и его обсуждения вопросы реализации законов Республики Татарстан и принять по ним необходимые меры.
3. Предложить Кабинету Министров Республики Татарстан, министерствам и ведомствам Республики Татарстан, главам муниципальных образований принять меры по реализации предложений, содержащихся в докладе Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан "О соблюдении прав и свобод человека и гражданина в Республике Татарстан в 2011 году", выступлениях депутатов Государственного Совета Республики Татарстан при его обсуждении, а также разработке комплекса мер по недопущению случаев нарушения прав и свобод человека и гражданина.
4. Принять обращение Государственного Совета Республики Татарстан к гражданам, органам государственной власти и органам местного самоуправления в Республике Татарстан "О повышении ответственности государственных и муниципальных должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, представителей федеральных территориальных органов исполнительной власти по Республике Татарстан за исполнение своих обязанностей, соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина".

Председатель
Государственного Совета
Республики Татарстан
Ф.Х.МУХАМЕТШИН





ДОКЛАД
О СОБЛЮДЕНИИ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА
В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН В 2011 ГОДУ

Введение

Ежегодный доклад Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан (далее - Уполномоченный) "О соблюдении прав и свобод человека и гражданина в Республике Татарстан в 2011 году" подготовлен в соответствии со статьей 26 Закона Республики Татарстан от 03.03.2000 № 95 "Об Уполномоченном по правам человека в Республике Татарстан".
Оценка ситуации соблюдения прав и свобод человека и гражданина в Республике Татарстан основывается на обобщении результатов рассмотрения поступивших к Уполномоченному жалоб заявителей, материалов проверок, а также на информации, представленной общественными помощниками Уполномоченного, данных государственных органов и органов местного самоуправления, сообщений неправительственных правозащитных организаций и средств массовой информации, материалов республиканских межведомственных комиссий.
Положение с соблюдением прав человека в 2011 году оценивалось посредством анализа ситуации важнейших сфер человеческой жизнедеятельности: права на охрану здоровья, права на жилище, права на труд, права на меры социальной поддержки. Ценность этих незыблемых прав человека установлена не только национальным законодательством, но и международными правовыми актами, ратифицированными Российской Федерацией, - Конвенцией о защите прав человека и основных свобод, Европейской социальной хартией и др.
В докладе также дается оценка соблюдения прав военнослужащих по призыву, мигрантов, лиц, содержащихся в местах принудительного содержания, а также анализируются отдельные ситуации, требующие скорейшего решения.

Анализ обращений граждан

Работа с обращениями граждан является приоритетной в деятельности Уполномоченного. Она позволяет оказать содействие в восстановлении нарушенных прав в случае выявления подобных фактов либо в случае необходимости оказания юридической помощи и, самое главное, выявить системные проблемы в области соблюдения прав и свобод человека и гражданина и предпринять конкретные шаги по ее разрешению, в том числе довести до сведения компетентных органов.
В 2011 году в адрес Уполномоченного поступило 2035 жалоб и иных обращений граждан. По сравнению с 2010 годом число обращений увеличилось на 48,1% (таблица 1). Больше всего обращений поступило из г. г. Казани (387 обращений) и Набережные Челны (134), а также из Зеленодольского (70), Менделеевского (23), Нижнекамского (22), Чистопольского (19), Лаишевского (17), Высокогорского (15), Пестречинского (13), Альметьевского (13), Арского (11), Тетюшского (11), Верхнеуслонского (10) муниципальных районов республики. Помимо письменных обращений, направляемых гражданами в адрес Уполномоченного, и проведения личного приема (94 гражданина принято Уполномоченным по правам человека лично в Аппарате Уполномоченного), работа осуществлялась на выездных приемах в городах и районах республики (в 9 районах: Бугульминском, Верхнеуслонском, Зеленодольском, Менделеевском, Нижнекамском, Нурлатском, Пестречинском, Чистопольском, г. Набережные Челны принято Уполномоченным 110 человек), а также совместных (тематических) приемах граждан с руководителями государственных органов (с министром здравоохранения Республики Татарстан А.Р.Фарраховым, руководителем Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Татарстан Х.Г.Шариповым, военным комиссаром Республики Татарстан С.Н.Погодиным, начальником Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Татарстан Д.З.Хамадишиным), в ходе которых принято 46 человек.
По поступившим обращениям приняты следующие решения: восстановлены права граждан по 202 обращениям, даны разъяснения по 1789 обращениям, в 44 случаях в рассмотрении обращения отказано. Начала складываться практика участия Уполномоченного (его представителей) в рассмотрении гражданских дел в суде в качестве третьего лица (всего 6 судебных процессов). Считаем принятый в республике опыт положительным и в целом специфичным в деятельности Уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации.

Таблица 1

┌─────────────────────────────────────┬──────────┬─────────┐
│              Показатели             │Количество│    %    │
├─────────────────────────────────────┼──────────┼─────────┤






Уполномоченный обеспокоен значительным количеством происшествий на железнодорожном транспорте в Республике Татарстан.
В Казанском регионе Горьковской железной дороги за последние пять лет произошло 284 случая травмирования граждан на объектах железнодорожного транспорта (81 случай - в 2011 году), из них 186 случаев со смертельным исходом (48 случаев - в 2011 году).
При этом, по данным Казанского линейного управления внутренних дел на транспорте Управления на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации по Приволжскому федеральному округу, в 2010 году на территории обслуживания Казанского ЛУВДТ зарегистрировано 5 фактов (в 2009 году - 3 факта) травмирования несовершеннолетних на объектах железнодорожного транспорта. Пострадало 6 подростков, из них 5 - со смертельным исходом. Из 5 смертельных случаев 3 произошли по причине поражения электрическим током на крышах вагонов (на станциях Вахитово, Ометьево, Вятские Поляны Горьковской железной дороги); два факта травмирования поездом при переходе железнодорожных путей в неустановленных местах (на перегоне Иштуган - Коинсар, на остановочной платформе Братьев Комаровых).
В период летних каникул 2011 года произошло два случая смертельного травмирования школьников: в июне (Вятские Поляны гр. А., 1993 г.р., с друзьями в ожидании поезда залез на крышу, получил поражение током высокого напряжения) и июле (на остановке 777 км гр. С., 1997 г.р., решил сфотографироваться на крыше вагона, также попал под высоковольтное напряжение).
Наиболее травмоопасными перегонами железной дороги являются Зеленый Дол - Васильево, Васильево - Юдино, Зеленый Дол - Свияжск, Дербышки - Восстание, Юдино - Аракчино - Лагерная - Казань.
По данным Татарской транспортной прокуратуры, до настоящего времени на большинстве железнодорожных станций и остановочных пунктов Казанского региона Горьковской железной дороги с учетом характера и массовости пешеходных потоков не приняты меры по упорядочению прохода граждан через железнодорожные пути, не оборудованы необходимые для этого места переходы.
Среди причин непроизводственного травматизма на объектах железнодорожного транспорта можно выделить следующие: хождение по железнодорожным путям в неустановленном (неположенном) месте перед идущим поездом; нахождение на пешеходном настиле (пешеходном переходе) во время движения поезда; падение между вагоном и платформой; попытка взобраться на платформу в неустановленном (неположенном) месте.
Кроме того, причинами подросткового железнодорожного травмирования является неудовлетворительное состояние разъяснительной работы среди несовершеннолетних о возможных трагических последствиях нарушений правил безопасности граждан на железнодорожном транспорте.
Учитывая сложившуюся ситуацию, Уполномоченный обратилась к министру образования и науки Республики Татарстан по вопросу организации необходимой разъяснительной работы с учениками и родителями, направленной на предупреждение несчастных случаев на объектах железнодорожного транспорта.
В августе 2011 года с участием представителя Уполномоченного меры, направленные на предотвращение причинения электротравм несовершеннолетним и пресечение правонарушений, связанных с незаконным пребыванием людей в травмоопасных зонах в пределах объектов транспортной инфраструктуры, были обсуждены на межведомственном совещании в Татарской транспортной прокуратуре. По итогам совещания протокольно решено принять меры к перекрытию мест несанкционированного прохода к железнодорожным путям, местам отстоя вагонов, иным объектам транспортной инфраструктуры, представляющим повышенную опасность, проанализировать административную практику, организовать проведение проверок по фактам травмирования людей и т.д. Уполномоченный считает, что проведенные меры позволят минимизировать напряженность обстановки на железнодорожном транспорте.

Правовое просвещение населения, межрегиональное
и международное сотрудничество
в области защиты прав человека

За последние годы в обществе произошли изменения в оценке роли и места правового просвещения, однако значительная часть граждан до сих пор имеет весьма недостаточное представление о своих правах и свободах.
В 2011 году реализация задачи по правовому просвещению населения осуществлялась посредством организации и поддержки мероприятий, способствующих распространению знаний о правах человека среди учащихся, во взаимодействии со средствами массовой информации, а также проведения мероприятий по актуальным вопросам правового характера. Важная роль в повышении правовой культуры населения отведена консультационно-разъяснительной работе.
Несомненно, выстраивание эффективной системы правового просвещения невозможно без тесного взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления, учреждений образования, культуры, средств массовой информации, общественных объединений и иных организаций. Опыт работы Уполномоченного свидетельствует об этом однозначно.
По мнению Уполномоченного, правовое воспитание и образование необходимо начинать с детства. В связи с этим в Государственный Совет Республики Татарстан Уполномоченным было внесено предложение о том, чтобы темой очередного парламентского урока стала защита прав ребенка, прав человека. Государственный Совет данную идею поддержал и осенью 2011 года во всех школах республики состоялся парламентский урок "Я ребенок! Я гражданин!".
В целях распространения и углубления знаний о правах и свободах граждан в рамках парламентского урока состоялись конкурсы детских рисунков "Мои права и обязанности", агитационных плакатов "Мои права и обязанности", школьных стенгазет "Права и обязанности ребенка. Я знаю, как себя защитить!" и конкурс школьных эссе.
Правовое просвещение подрастающего поколения по вопросам реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина - основополагающий фактор формирования активной жизненной позиции, высокой правовой культуры, осознания необходимости верховенства права и ценностной сущности человека, его прав и свобод.
В рамках парламентского урока - 2011 впервые Уполномоченным была организована телефонная "горячая линия" по оказанию юридической помощи населению совместно с представителями аппарата Уполномоченного по правам ребенка в Республике Татарстан и Ассоциации молодых юристов Республики Татарстан. За один день работы на "горячую линию" поступило 67 звонков, что позволяет считать данную форму оказания юридической помощи гражданам заслуживающей внимания и потенциально возможной в дальнейшей деятельности.
Доступную юридическую помощь населению граждане могут получить на Днях правовой помощи, организуемых Уполномоченным по правам человека совместно с региональным отделением Общероссийской общественной организации "Союз пенсионеров России" по Республике Татарстан каждую третью среду месяца.
В Днях правовой помощи принимают участие сотрудники аппарата Уполномоченного, представители прокуратуры Республики Татарстан, некоммерческих организаций "Адвокатская палата Республики Татарстан", "Нотариальная палата Республики Татарстан", Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан, Министерства юстиции Республики Татарстан, Государственной жилищной инспекции Республики Татарстан, Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан, Отделения Пенсионного фонда России по Республике Татарстан. Общий охват получивших консультации граждан с января по декабрь 2011 года составил 657 человек.
В рамках работы по правовому просвещению населения Уполномоченным продолжена практика организации занятий Школы правовых знаний по социально значимым темам. Новый учебный год ознаменовался конкретизацией целевых аудиторий слушателей школы:
для призывников и их родителей: проведены занятия совместно с Военным комиссариатом Республики Татарстан в г. г. Казани, Зеленодольске, Набережные Челны, Нижнекамске, Альметьевске, Лениногорске; общий охват слушателей - 1383 человека;
для пенсионеров: совместно с региональным отделением Общероссийской общественной организации "Союз пенсионеров России" по Республике Татарстан проведено четыре занятия на темы "Право граждан на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления", "Условия и порядок предоставления жилья нуждающимся в его улучшении", "Условия и порядок установления инвалидности", "Пенсионное законодательство" с приглашением в качестве лекторов и докладчиков представителей профильных министерств и ведомств; общий охват слушателей - 251 человек;
для лиц, находящихся в местах лишения свободы: Уполномоченным совместно с Управлением Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Татарстан нами разработаны и сняты видеоролики для демонстрации во всех исправительных учреждениях по вопросам защиты прав граждан, находящихся в местах лишения свободы.
В работу по правовому просвещению населения включены и общественные помощники Уполномоченного. В Азнакаевском муниципальном районе занятия проводятся по заранее составленному графику (темы "Соблюдение прав граждан в сфере труда и занятости", "Налоговое законодательство", "Конвенция о правах ребенка" и др.), Муслюмовском муниципальном районе - выездные занятия Школы в наиболее отдаленных поселениях (темы "Условия пользования набором социальных услуг", "Материнский капитал" и др.), Елабужском муниципальном районе по графику в общеобразовательных учреждениях города по округам совместно с депутатской группой "Инициатива Елабуги" проведены занятия школы правовых знаний на тему "ЖКХ: вопросы и ответы".
Опыт работы по правому просвещению населения показывает высокую степень востребованности получения правовых знаний среди населения и потребности в получении бесплатной правовой помощи. Уполномоченным не раз отмечалось, что для создания системы правового просвещения требуется активное привлечение не только государственных органов и органов местного самоуправления, но и студентов юридических факультетов вузов, юридических консультаций, институтов гражданского общества. Огромными ресурсами по правовому просвещению обладают средства массовой информации, но, к сожалению, пока наблюдается отсутствие постоянных рубрик и передач по данной тематике, содержащих доступный информационный материал для большинства граждан. Вместе с тем на официальном сайте Уполномоченного ведутся и регулярно обновляются рубрики "Дайджест СМИ", "Юридическая консультация", где размещаются актуальные статьи и ответы на вопросы, связанные с защитой прав граждан.
В целом представляется, что вступивший в силу с 15 января 2012 года Федеральный закон "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" и принятие Закона Республики Татарстан "Об оказании бесплатной юридической помощи гражданам в Республике Татарстан" позволят разработать и осуществить в республике комплекс мероприятий, направленных на повышение уровня правовой культуры.
Немаловажное значение в работе Уполномоченного имеет межрегиональное и международное сотрудничество.
В июне 2011 года Уполномоченный по правам человека в Республике Татарстан принял участие в международной конференции в г. Баку (Азербайджан) на тему "Культурные права национальных меньшинств и мигрантов: правовые аспекты и имплементации", где Уполномоченный поделился опытом работы республики в сфере межэтнических отношений в Республике Татарстан.
Уполномоченный по правам человека в Республике Татарстан является членом Европейского института омбудсмена, в связи с этим участвует в мероприятиях, проводимых данным объединением. По признанию Уполномоченного, весьма полезным было участие в международной конференции "Ежедневная работа омбудсменов: проблемы и ответы, обмен опытом", которая состоялась 23 - 24 сентября 2011 года в г. Нови Сад (Сербия). Участие в мероприятиях подобного уровня позволяет, с одной стороны, информировать коллег об опыте работы Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан в деле защиты прав и свобод человека и гражданина, а с другой - повысить эффективность собственной деятельности, переняв опыт, накопленный другими правозащитниками.
Необходимо отметить, что в декабре 2011 года за Уполномоченным по правам человека в Республике Татарстан был закреплен статус действительного члена Ассоциации уполномоченных по правам человека (омбудсменов) Азии, что будет способствовать еще в большей мере укреплению конструктивных связей с омбудсменами других государств и повышению эффективности деятельности Уполномоченного.

Заключение

Прошедший год показал, что в республике сохраняется тенденция к улучшению положения в важнейших сферах человеческой жизнедеятельности. Успешно реализованы мероприятия республиканского масштаба в сфере образования, жилья, здравоохранения, спорта. По мнению Уполномоченного, проводимая работа неразрывно связана с пониманием прав человека как высшей ценности.
Несмотря на положительную оценку, Уполномоченный подчеркивает необходимость дальнейшего решения проблем, обозначенных в настоящем докладе. Уполномоченный также выражает уверенность, что выводы, предложения и рекомендации, содержащиеся в настоящем докладе, станут предметом пристального внимания тех государственных органов, к чьей компетенции относится рассмотрение поднятых в нем вопросов. Как и прежде, Уполномоченный готов к сотрудничеству в вопросах соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина с органами государственной власти, органами местного самоуправления и институтами гражданского общества. Уполномоченным предлагаются следующие направления совместной работы по вопросам соблюдения и защиты прав человека и гражданина:
осуществление мероприятий по восстановлению нарушенных прав человека путем совместных приемов граждан с руководителями органов государственной власти, а также совместных проверок по жалобам заявителей;
анализ причин случаев грубых и/или массовых нарушений прав человека с последующими предложениями и рекомендациями по их устранению;
участие в межведомственных комиссиях и рабочих группах по вопросам соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина;
выработка предложений по совершенствованию законодательства Республики Татарстан в области соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина;
развитие институтов гражданского общества в работе по соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина;
правовое просвещение населения, организация оказания бесплатной юридической помощи населению.
При этом деятельность Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан неизменно будет направлена на более полное использование своих возможностей для усиления гарантий государственной защиты прав и свобод на территории Республики Татарстан и содействия восстановлению нарушенных прав человека и гражданина.

Уполномоченный по правам человека
в Республике Татарстан
С.Х.САБУРСКАЯ





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru