Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Пензенская область


УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 4 октября 2011 года

Резолютивная часть решения объявлена 21 сентября 2011 года.
Решение изготовлено в полном объеме 4 октября 2011 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:
1. А.О.К. - руководителя управления, председателя Комиссии,
2. К.О.Н. - начальника отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, члена Комиссии,
3. Ф.Е.В. - ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, члена Комиссии,
4. А.М.В. - специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, члена Комиссии,
при участии: со стороны заявителей:
- Т.А.Ф.;
- Ф.В.М.;
- Б.В.П. - представителя по доверенности от 17.09.2011 № 3Д-831;
со стороны ООО "Г":
- Р.И.А. - начальника юридического отдела, представителя по доверенности от 21.09.2011;
рассмотрев дело № 2-03/28-2011 по признакам нарушения ООО "У" (<...>) и ООО "Г" (<...>) требований части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),

установила:

В Пензенское УФАС России поступило обращение жителей дома, расположенного по адресу: (<...>), в лице граждан Ф.В.М. (<...>) и Т.А.Ф. (<...>) в отношении ООО "Г" и ООО "У" по вопросу необоснованного прекращения оказания услуг по управлению многоквартирным домом.
Из заявления следует, что с 2007 года услуги по управлению многоквартирным домом (<...>) (МКД) оказывало ООО "УО-4".
В связи с реорганизацией ООО "УО-4" в форме присоединения к ООО "У" с апреля 2010 г. управление МКД стало осуществлять ООО "У".
С апреля 2011 года по настоящее время на основании приказа ООО "Г" от 09.03.2011 № 2 ООО "У" услуги по управлению МКД собственникам его помещений не оказывает.
Считая действия ООО "Г" и ООО "У", выразившиеся в исключении МКД из адресного списка обслуживаемых ООО "У" многоквартирных домов, неправомерными и ущемляющими интересы жителей МКД, гр. Ф.В.М. и Т.А.Ф., от лица жителей МКД обратились в антимонопольный орган с заявлением о принятии в отношении ООО "Г" и ООО "У" мер антимонопольного воздействия.
По результатам проверки информации, изложенной в вышеуказанном обращении заявителей, приказом Пензенского УФАС России от 24.08.2011 № 170 в отношении ООО "Г" и ООО "У" возбуждено дело по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в ущемлении интересов жителей МКД в результате необоснованного прекращения оказания услуг по управлению многоквартирным домом.
В своих письменных объяснениях от 15.09.2011 № 3619 ООО "Г", являясь единоличным исполнительным органом ООО "У", сообщило, следующее, в связи с тем, что собственники помещений МКД не выбрали ООО "У" в качестве управляющей организации, в марте 2011 года данный МКД был исключен из договоров с поставщиками жилищных и коммунальных услуг. В настоящее время данное решение отменено. В связи с чем, в действиях ООО "Г" и ООО "У", отсутствуют признаки нарушения антимонопольного законодательства.
Изучив материалы дела и представленные сторонами доказательства, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, Комиссией установлено следующее.
В соответствии с частью 2 и 3 статьи 161 Жилищного кодекса РФ (далее по тексту - ЖК РФ) собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;
2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией.
Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Частью 9 статьи 161 ЖК РФ установлено, что многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.
Из представленных в ходе рассмотрения дела документов следует, что в 2007 году решением собственников помещений в МКД был выбран способ управления МКД - управление управляющей организацией ООО "УО-4", единоличным исполнительным органом которого является ООО "Г". К управлению МКД управляющая организация приступила с 01.01.2008.
На основании решения единственного участника ООО "УО-4" от 28.01.2010 № 2 данное общество было реорганизовано в форме присоединения к ООО "У", о чем собственники МКД были уведомлены путем размещения вышеуказанной информации на оборотной стороне счет-квитанции на оплату коммунальных услуг за март 2010 г.
В соответствии с пп. 4 части 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции ООО "У" входит в одну группу лиц ООО "Г", в связи с чем, названные общества рассматриваются как один хозяйствующий субъект.
В соответствии с частью 2 статьи 9 Закона о защите конкуренции запреты, установленные настоящим законом на действия хозяйствующих субъектов, распространяются на действия группы лиц
Приказом Пензенского УФАС России от 22.08.2011 № 164 ООО "У" в составе группы лиц ООО "Г" включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов, с долей более 50% на рынке услуг по управлению многоквартирными домами на территории г. Пенза.
На основании договора управления <...> единоличным исполнительным органом ООО "У" является ООО "Г", что подтверждается также выпиской из единого государственного реестра юридических от 22.04.2011 № 898.
09.03.2011 ООО "У" был издан приказ от № 2 об исключении с 1 апреля 2011 года МКД "из адресного списка к договору на содержание и ремонт общего имущества многоквартирных домов с МУП "Ж" по обслуживанию жилищным фондом (ОЖФ)", а также "из договоров с поставщиками жилищных услуг и коммунальных ресурсов, в связи с тем, что собственники помещений МКД не выбрали ООО "У" в качестве управляющей организации".
Во исполнение указанного приказа ООО "У" были направлены письма об исключении из адресного списка обслуживаемых домов многоквартирный дом <...> в адреса следующих поставщиков: ООО "С" от 22.03.2011 № 14-690, МКП "Т" от 22.03.2011 № 14-691, НО "Ф" от 22.03.2011 № 14-692, МУП "ГАР" от 22.03.2011 № 14-693, ОАО "М" от 22.03.2011 № 14-694.
В связи с чем, в последующем с рядом поставщиков жилищных и коммунальных услуг ООО "У" были заключены соответствующие дополнительные соглашения, а именно: дополнительное соглашение <...> к договору на содержание и ремонт общего имущества МКД <...>, дополнительное соглашение <...> к договору <...> на оказание услуг по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования (ТО ВДГО) жилых домов и приложения № 1 к данному договору, а также дополнительное соглашение <...> к договору на оказание услуг по вывозу и размещению (захоронению) ТБО населению, проживающему в многоквартирных жилых домах <...>.
Кроме того, с 1 апреля 2011 года предъявление ООО "У" счет-квитанций на оплату жилищно-коммунальных услуг собственникам помещений МКД прекратилось.
Вместе с тем, в соответствии с п. 2 ст. 58 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица.
Согласно статье 59 ГК РФ передаточный акт должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами.


В соответствии с передаточным актом, утвержденным решением единственного участника ООО "Г" от 20.04.2010 № 3, ООО "УО-4" передало все свои имущественные и неимущественные права и обязанности ООО "У" на основании решения о присоединении от 25 января 2010 года. "При присоединении к ООО "У" переходят все права и обязанности присоединенного общества, в том числе: имущественные и неимущественные права и обязанности в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства оспариваемые сторонами...".
О переходе всех прав и обязанностей присоединенного юридического лица к ООО "У" указано в объявлении на оборотной стороне счет-квитанции на оплату жилищно-коммунальных услуг за март 2010 г., а также в письме и.о. генерального директора ООО "У" Е.М.Х. адресованного гр. Ф.В.М., проживающему в МКД, которое содержит следующую информацию "В соответствии со ст. 58 ГК РФ и передаточным актом ООО "У" является правопреемником всех прав и обязанностей реорганизованной организации (ООО "УО-4"), в том числе по начислению и сбору платы за предоставленные жилищные и коммунальные услуги. Исходя из универсального правопреемства, счета-квитанции об оплате жилищных и коммунальных услуг выставляются "У".
Таким образом, права и обязанности, существовавшие у ООО "УО-4" по отношению к собственникам помещений МКД, с момента реорганизации в соответствии с п. 2 ст. 58 ГК РФ перешли к ООО "УО-4".
Частью 8.2. статьи 162 ЖК РФ установлено, что собственники помещений в МКД на основании решения общего собрания собственников помещений в МКД вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, если управляющая организация не выполняет условий такого договора.
Изменение и расторжение договора осуществляется в порядке установленном Гл. 29 Гражданского кодекса РФ.
Статьей 452 ГК РФ установлено, что соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев делового оборота не вытекает иное. Требование об изменении или о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок.
Решения собственников помещений МКД о расторжении договора управления с ООО "У", а также документов, свидетельствующих о направлении ООО "У" в адрес собственников помещений в МКД письменных предложений об изменении либо расторжении договора управления, в Пензенское УФАС России не представлено.
Из изложенного следует, что действия ООО "У" в составе группы лиц ООО "Г", выразившиеся в прекращении оказания услуг по управлению МКД, являются необоснованными.
Указанные действия привели к не оказанию услуг по содержанию и ремонту общего имущества МКД, вывозу ТБО, ТО ВДГО, а также могло привести к приостановлению предоставления собственникам помещений МКД коммунальных ресурсов.
Ссылки ООО "Г" на отсутствие в действиях ООО "У" признаков нарушения антимонопольного законодательства в связи с отменой приказа от 09.03.2011 № 2, Комиссия отклоняет по следующим основаниям.
Необоснованные действия ООО "У" по прекращению с 01.04.2011 оказания услуг по управлению МКД собственникам его помещений имели место быть, что подтверждается материалами настоящего дела, а также не отрицается ООО "Г" - единоличным исполнительным органом ООО "У". Доказательств свидетельствующих о фактическом исполнении приказа от 30.06.2011 № 6 (отзыва вышеуказанных писем, направленных в адрес поставщиков жилищных и коммунальных ресурсов, дополнительных соглашений к договорам на оказание услуг, дефектный акт и т.п.) на момент рассмотрения дела в Пензенское УФАС России не представлено.
Исходя из вышеизложенного, Комиссия единогласно пришла к выводу, что вышеуказанные действия ООО "У" в составе группы лиц ООО "Г", выразившиеся в необоснованном прекращении оказания услуг по управлению МКД, являются злоупотреблением доминирующим положением и нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
В соответствии с частью 2 статьи 9 Закона о защите конкуренции запреты на действия хозяйствующих субъектов, установленные данным законом, распространяются на действия группы лиц.
В соответствии с требованиями части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

решила:

1. Признать действия ООО "У" в составе группы лиц ООО "Г", выразившиеся в необоснованном прекращении оказания услуг по управлению многоквартирным домом, злоупотреблением доминирующим положением на рынке услуг по управлению многоквартирными домами и нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
2. Выдать ООО "У" предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, а именно отозвать письма об исключении с 01.04.2011 многоквартирного дома <...> по проезду Малый Свердлова г. Пенза из адресных списков к договорам оказания жилищных и коммунальных услуг, направленные поставщикам жилищных и коммунальных ресурсов, а также обеспечить оказание услуг по управлению многоквартирным домом <...>, в том числе услуг по содержанию и ремонту общего имущества указанного дома.
3. Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание: За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

Председатель Комиссии
А.О.К.

Члены Комиссии
К.О.Н.
Ф.Е.В.
А.М.В.





УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРЕДПИСАНИЕ
от 4 октября 2011 г. № 2-03/28-2011

О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Комиссия Пензенского УФАС России по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:
1. А.О.К. - руководителя управления, председателя Комиссии,
2. К.О.Н. - начальника отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, члена Комиссии,
3. Ф.Е.В. - ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, члена Комиссии,
4. А.М.В. - специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, члена Комиссии,

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: вместо слов "частью статьи 39" имеются в виду слова "частью 1 статьи 39".

на основании своего решения от 4 октября 2011 года по делу № 2-03/28-2011 о нарушении ООО "У" в составе группы лиц ООО "Г", части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", руководствуясь статьей 23, частью статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции",

предписывает:

1. ООО "У" в срок до 07.11.2011 прекратить нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в злоупотреблении доминирующим положением, для чего:
- отозвать письма об исключении с 01.04.2011 многоквартирного дома <...> из адресных списков к договорам оказания жилищных и коммунальных услуг, направленные поставщикам жилищных и коммунальных ресурсов;
- обеспечить оказание услуг по управлению многоквартирным домом <...>, в том числе услуг по содержанию и ремонту общего имущества указанного дома.
2. О выполнении настоящего Предписания письменно сообщить в Пензенское УФАС России в срок до 12.11.2011 года с приложением подтверждающих документов.
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Председатель Комиссии
А.О.К.

Члены Комиссии
К.О.Н.
Ф.Е.В.
А.М.В.





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru