Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Пензенская область


УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 4 мая 2011 года № 1204-2

Резолютивная часть решения объявлена 26 апреля 2011 года.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: вместо слов "4 мая 2001 года" имеются в виду слова "4 мая 2011 года".

Решение изготовлено в полном объеме 4 мая 2001 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:
1. А.А.И. - руководителя управления, председателя Комиссии,
2. Б.Т.В. - заместителя руководителя управления, члена Комиссии,
3. К.О.Н. - начальника отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, члена Комиссии,
4. Ф.Е.В. - ведущего специалиста - эксперта отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, члена Комиссии,
при участии:
со стороны ОАО "К":
- Щ.Т.Ю. - начальника планово-экономической группы, представителя по доверенности от 15.04.2011 № 4;
- К.В.Н. - старшего юрисконсульта, представителя по доверенности от 31.05.2010 № 58 АА 394057;
со стороны Ш.В.И.:
- Ш.С.Н. - представителя по доверенности от 28.06.2011 № б/н;
рассмотрев дело № 2-03/07-2011 по признакам нарушения ОАО "К" <...> требований части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),

установила:

В Пензенское УФАС России обратилась гр-ка Ш.В.И. <...> (далее также - Абонент, потребитель) с заявлением в отношении ОАО "К" по факту взимания необоснованной платы за услуги по поверке счетчика газового бытового, а также платы за услуги по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования (далее по тексту - также ТО ВДГО).
Из заявления следует, что между Абонентом и ОАО "К" заключен договор об оказании услуг № 1138 от 27 октября 2009 года, согласно которому ОАО "К" обязуется оказать следующие виды услуг: снятие, поверку и установку счетчика бытового газового.
При этом в расчет предъявленной Абоненту платы ОАО "К" были включены услуги, не предусмотренные договором. Считая плату за оказанные услуги по снятию, поверке и установке счетчика бытового газового завышенной, представитель гр-ки Ш.В.И. по доверенности гр. Ш.С.Н. обратился в ОАО "К" с заявлением от 23.06.2010 о возврате части уплаченных за оказание названной услуги денежных средств. Однако ОАО "К" на данное обращение ответило отказом (письмо от 06.07.2010).
Кроме того, из заявления следует, что между Абонентом и ОАО "К" заключен договор № 759175 о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования и аварийно-диспетчерском обеспечении от 22.09.2010 (далее - также Договор). В перечне, который является Приложением № 1 к названному договору, указано установленное у Абонента ВДГО: плита газовая - 1 ед., бытовой газовый счетчик - 1 ед.
В то же время согласно акту выполненных работ по ТО ВДГО от 22.09.2010, ОАО "К" в стоимость услуг включило ТО оборудования и работы, не предусмотренные Приложением № 1 к Договору, а именно: ТО газового крана, стоимость которого составила - 62,53 руб., проверка на плотность фланцевых, резьбовых соединений и сварных стыков на газопроводе в подъезде здания - 12,08 руб., а также обход и осмотр внутриквартального и дворового газопровода - 2,13 руб. С учетом изложенного, оплата за ТО ВДГО для Абонента составила 255, 84 руб. вместо 179,15 руб.
На обращение потребителя о перерасчете суммы, указанной в акте выполненных работ, специализированная организация ответила отказом.
Считая действия ОАО "К", выразившиеся во взимании необоснованной платы за поверку газового счетчика бытового и ТО ВДГО, неправомерными и ущемляющими ее интересы, гр-ка Ш.В.И обратилась в антимонопольный орган с заявлением о принятии в отношении ОАО "К" мер антимонопольного воздействия.
По результатам проверки информации, изложенной в вышеуказанном обращении заявителя, приказом Пензенского УФАС России от 28.03.2011 № 59 в отношении ОАО "К" возбуждено дело по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в ущемлении интересов гр. Ш.В.И. в результате взимания необоснованной платы за услуги по ТО ВДГО.
В своих письменных объяснениях от 11.04.2011 № 1653 ОАО "К" сообщило следующее: ОАО "К" с гр-кой Ш.В.И. был заключен договор от 22.09.2010 № 759175 на ТО ВДГО и аварийно-диспетчерское обеспечение. Абонент по указанному договору работы принял в полном объеме, претензий по качеству и объему выполненных работ не имел, о чем свидетельствует подпись в актах выполненных работ. В связи с чем, в действиях ОАО "К", связанных с взиманием с Абонента платы за услуги по ТО ВДГО, отсутствуют признаки нарушения антимонопольного законодательства.
Изучив материалы дела и представленные сторонами доказательства, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, Комиссией установлено следующее.
Ведомственными строительными нормами 58-88 (Р) установлено, что продолжительность эксплуатации до капитального ремонта (замены) газового оборудования, а именно внутридомовых трубопроводов составляет 20 лет. Пункт 10.3.1 стандарта отрасли ОСТ 153-39.3-051-2003 "Техническая эксплуатация газораспределительных систем. Основные положения. Газораспределительные сети и газовое оборудование зданий. Резервуарные и баллонные установки", утвержденного приказом Минэнерго РФ от 27.06.2003 предусматривает, что по истечении установленного изготовителем срока службы бытового газоиспользующего оборудования техническое обслуживание этого оборудования (в период до его замены) должно производиться не реже одного раза в год в жилых зданиях.
В соответствии с Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденными постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 № 549 (далее также - Правила поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, Правила) наличие договора на ТО ВДГО и аварийно-диспетчерское обеспечение является обязательным условием для поставки природного газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан.
Согласно подпункту "к" пункта 9 Правил для заключения договора поставки газа поставщику газа необходимо представить копию договора на ТО ВДГО и аварийно-диспетчерское обеспечение.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 13 Правил, отсутствие у заявителя договора на ТО ВДГО и аварийно-диспетчерское обеспечение является основанием для отказа поставщика газа от заключения договора поставки газа.
Подпунктом "е" пункта 45 Правил предусмотрено, что поставщик газа вправе в одностороннем порядке приостановить исполнение обязательств по поставке газа в случае отсутствия у абонента договора о ТО ВДГО и аварийно-диспетчерском обеспечении, заключенного со специализированной организацией.
Обязанность Абонента обеспечивать надлежащее техническое состояние ВДГО и своевременно заключать договор на ТО ВДГО и аварийно-диспетчерское обеспечение, установлена подпунктом "к" пункта 21 Правил.
В соответствии с п. 10.3.3 стандарта отрасли ОСТ 153-39.3-051-2003 "Техническая эксплуатация газораспределительных систем. Основные положения. Газораспределительные сети и газовое оборудование зданий. Резервуарные и баллонные установки", утвержденного приказом Минэнерго РФ от 27.06.2003 (далее по тексту - ОСТ), техническое обслуживание и ремонт газопроводов и газоиспользующего оборудования жилых зданий производятся эксплуатационной организацией.
Согласно указанному ОСТу под эксплуатационной организацией понимается специализированная организация, осуществляющая техническую эксплуатацию объектов газораспределительных сетей, объектов сжиженных углеводородных газов (СУГ), резервуарных и групповых баллонных установок СУГ, газового оборудования зданий (газораспределительная организация (ГРО), организация - собственник, арендатор объекта газораспределительной системы).
На основании договора аренды объектов системы газораспределения от 31.12.2010 № 2 эксплуатационной организацией на территории г. Кузнецка Пензенской области в настоящее время является ОАО "П". При этом обязанности по ТО ВДГО на основании договора № 015-Э на выполнение работ по техническому обслуживанию и эксплуатации объектов системы газораспределения от 28.12.2010 ОАО "П" были переданы ОАО "К".
В ходе рассмотрения дела Пензенским УФАС России был проведен анализ состояния конкурентной среды на рынке оказания услуг по ТО ВДГО и аварийно-диспетчерскому обеспечению на территории г. Кузнецка, Кузнецкого, Лопатинского, Неверкинского, Сосновоборского, Камешкирского, районов Пензенской области, по результатам которого установлено, что единственной специализированной организацией, оказывающей услуги по ТО ВДГО и аварийно-диспетчерскому обеспечению на территории г. Кузнецка, Кузнецкого, Лопатинского, Неверкинского, Сосновоборского, Камешкирского районов Пензенской области является ОАО "К".
На основании аналитического отчета, составленного по результатам проведенного анализа, ОАО "К" приказом от 25.04.2011 № 57 включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов, с долей более 50% на рынке услуг по ТО ВДГО и аварийно-диспетчерскому обеспечению на территории г. Кузнецка, Кузнецкого, Лопатинского, Неверкинского, Сосновоборского, Камешкирского районов Пензенской области.
Из представленных в ходе рассмотрения дела документов следует, что ОАО "К" заключает с гражданами договоры на ТО ВДГО и аварийно-диспетчерское обеспечение, с взиманием платы за оказываемые по данным договорам услуги в соответствии с тарифами, ежегодно утверждаемыми ОАО "К", на основании экспертного заключения Аудиторской фирмы ООО "А". Так, приказом директора ОАО "К" от 25.11.2009 № 271 на основании указанного заключения от 09.11.2009 утверждены и введены в действие с 1 января 2010 года тарифы на услуги по ТО ВДГО, оказываемые ОАО "К" для населения.


Согласно материалам дела между ОАО "К" (Исполнителем), в лице генерального директора Б.Л.П. и Абонентом был заключен Договор от 22.09.2010 № 759175 на ТО ВДГО и аварийно-диспетчерское обеспечение. Предметом настоящего договора является оказание Исполнителем Абоненту следующих услуг:
- периодическое ТО ВДГО, эксплуатируемого Абонентом;
- обслуживание и ремонт ВДГО, указанного в Приложении № 1 к настоящему договору по заявкам Абонента;
- отключение и последующее подключение ВДГО,
- аварийно-диспетчерское обеспечение, указанного ВДГО, расположенного по адресу: <...>.
Согласно Приложению № 1 к Договору в перечень ВДГО, установленного у Абонента, включена плита газовая - 1 ед., бытовой газовый счетчик - 1 ед.
Пунктом 1.1. Договора установлено, что "обслуживанию подлежит ВДГО, указанное в Приложении № 1 к договору", при этом исходя из пункта 3.1.1. Договора, Абонент обязуется своевременно и в полном объеме производить оплату услуг, предусмотренных данным Договором.
Исходя из указанного Приложения № 1 и цен, установленных ОАО "К" на услуги по ТО ВДГО на 2010 год, плата за ТО ВДГО для гр-ки Ш.В.И. должна была составить 179,15 руб.
При этом в стоимость оказанных услуг ОАО "К" помимо услуг по ТО ВДГО, предусмотренных Приложением № 1 к Договору (ТО плиты газовой, стоимость которой составила 133,08 руб. и ТО бытового газового счетчика - 46,07 руб.), в нарушение условий Договора, самостоятельно дополнительно включено: ТО газового крана - 62,53 руб., обход и осмотр внутриквартального и дворового газопровода - 2,13 руб., проверка на плотность фланцевых, резьбовых соединений и сварных стыков на газопроводе в подъезде здания - 12,08 руб. В результате, как следует из акта выполненных работ от 22.09.2010, предъявленная к оплате Абоненту сумма за ТО ВДГО составила 255, 84 руб.
Не согласившись с размером выставленной ответчиком платы за ТО ВДГО, гр. Ш.В.И. обратилась в ОАО "К" с претензиями от 01.11.2010, 22.11.2010, 11.01.2011 и от 31.01.2011 г., в которых содержались требования о перерасчете указанной платы и исключении из ее расчета стоимости услуг, не предусмотренных Договором. Однако, ОАО "К" письмами от 09.11.2010 № 2477, от 01.12.2010 № 2605, от 25.01.2011 № 212, 08.02.2011 № 653 на указанные обращения отказало Абоненту в перерасчете стоимости за ТО ВДГО. При этом Общество продолжало настаивать на оплате потребителем работ, не предусмотренных Договором.
Вместе с тем, пунктом 3.1.8 Договора установлено, что при изменении перечня газового оборудования, указанного в Приложении № 1 к настоящему договору, необходимо перезаключить Приложение № 1 в новой редакции до ввода оборудования в эксплуатацию или оформить данные изменения дополнительным соглашением.
Договором изменение его условий в одностороннем порядке не предусмотрено.
Согласно представленным документам, а также объяснениям представителей ОАО "К" от 11.04.2011 № 1653, Приложение № 1 к Договору действует в прежней редакции.
Статьей 450 Гражданского кодекса РФ установлено, что основанием для изменения договора может являться только соглашение сторон (если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором). Изменение условий договора в одностороннем порядке возможно по решению суда, но лишь в определенных случаях.
Требование со стороны специализированной организации оплатить не предусмотренные Договором услуги по ТО ВДГО и отказ в произведении расчета платы за оказанные услуги в соответствии с Договором, может привести к дополнительным необоснованным расходам Абонента и ущемлению его интересов.
Комиссия отклоняет ссылки ОАО "К" на подпись гр-ки Ш.В.И. в акте выполненных работ по ТО ВДГО от 22.09.2010 г., поскольку имеющиеся в деле материалы (переписка гр. Ш.В.И. с ответчиком) свидетельствуют о несогласии Абонента с изменением условий заключенного между сторонами Договора.
Таким образом, действия ОАО "К" по предъявлению Абоненту необоснованных требований о внесении платы за не предусмотренные Договором услуги по ТО ВДГО в размере 76,69 руб., являются неправомерными.
Исходя из вышеизложенного, Комиссия единогласно пришла к выводу, что вышеуказанные действия ОАО "К", выразившиеся в ущемлении интересов потребителя в результате предъявления к оплате непредусмотренных договором услуг по ТО ВДГО, являются злоупотреблением доминирующим положением и нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
В соответствии с требованиями части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

решила:

1. Признать действия ОАО "К", выразившиеся в ущемлении интересов потребителя в результате предъявления к оплате стоимости услуг по ТО ВДГО, не предусмотренных договором, злоупотреблением доминирующим положением на рынке услуг по ТО ВДГО и аварийно-диспетчерском обеспечении и нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
2. Выдать ОАО "К" предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, а именно произвести расчет платы за услуги по ТО ВДГО в соответствии с договором.
3. Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание: За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

Председатель Комиссии
А.А.И.

Члены Комиссии
Б.Т.В.
К.О.Н.
Ф.Е.В.





УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРЕДПИСАНИЕ
от 4 мая 2011 г. № 2-03/07-2011

О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Комиссия Пензенского УФАС России по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:
- А.А.И. - руководителя управления, председателя Комиссии,
- Б.Т.В. - заместителя руководителя управления, члена Комиссии,
- К.О.Н. - начальника отдела антимонопольного контроля и естественных монополий,
- Ф.Е.В. - ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и естественных монополий
на основании своего решения от 4 мая 2011 года по делу № 2-03/07-2011 о нарушении ОАО "К" <...> части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции",

предписывает:

1. ОАО "К" прекратить нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в ущемлении интересов потребителя, в результате предъявления к оплате стоимости услуг по ТО ВДГО, не предусмотренных договором.
2. ОАО "К" в срок до 01.06.2011 привести предъявленную гр-ке Ш.В.И. плату за услуги по ТО ВДГО в соответствии с договором от 22.09.2010 № 759175.
3. О выполнении настоящего Предписания письменно сообщить в Пензенское УФАС России в срок до 06.06.2011 года с приложением подтверждающих документов.
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Председатель Комиссии
А.А.И.

Члены Комиссии
Б.Т.В.
К.О.Н.
Ф.Е.В.





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru