ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ
АРДАТОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 декабря 2008 г. № 723
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ИНСПЕКЦИОННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАЙОННОГО УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
В соответствии с Законом
Российской Федерации "Об образовании", Законом
Республики Мордовия "Об образовании" в Республики Мордовия", Положением об управлении образования администрации Ардатовского муниципального района, утвержденного решением районного Совета депутатов Ардатовского муниципального района РМ от 27.12.2005 № 106 постановляю:
1. Утвердить Положение
об инспекционной деятельности районного управления образования (приложение № 1).
2. Управлению образования администрации Ардатовского муниципального района обеспечить выполнение настоящего Положения при проведении инспекционной деятельности муниципальных образовательных учреждений.
Глава администрации
муниципального района
А.С.ФЕДОРОВ
Приложение № 1
к Постановлению Главы администрации
Ардатовского муниципального района
от 09.12.2008 № 723
ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ИНСПЕКЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАЙОННОГО
УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
1. Общие положения
1.1. Настоящее положение разработано в соответствии с Законом
РФ "Об образовании", Федеральным законом
"О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)", Законом
Республики Мордовия "Об образовании в РМ", Положением об управлении образования администрации Ардатовского муниципального района.
1.2. Под инспекционной деятельностью понимается проведение проверок, наблюдений, обследований, осуществляемых управлением образования области в пределах своей компетенции, за соблюдением муниципальными органами управления образованием, подведомственными образовательными учреждениями и их должностными лицами законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и Республики Мордовия в сфере образования.
1.3. Целями инспекционной деятельности являются:
- соблюдение законодательства Российской Федерации и Республики Мордовия в сфере образования;
- исполнение нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность органов управления образованием и образовательных учреждений;
- защита прав и свобод участников образовательного процесса;
- осуществление принципов государственной и региональной политики в области образования;
- соблюдение социальных гарантий реализации прав граждан на образование;
- сохранение единого образовательного пространства Российской Федерации через соблюдение государственных и региональных образовательных и социальных стандартов и нормативов;
- совершенствование механизма управления качеством образования (формирование условий и результатов образования);
- повышение эффективности работы органов управления образованием и образовательных учреждений по обеспечению доступности качественных образовательных услуг;
- проведение анализа и прогнозирования тенденций развития системы образования и ее составляющих.
1.4. Управление образования, осуществляя инспекционную деятельность, руководствуется Конституцией
Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, законами Республики Мордовия, постановлениями и распоряжениями администрации района, Положением об управлении образования и, настоящим положением.
2. Основные задачи инспекционной деятельности.
2.1. Обеспечение соблюдения законодательства Российской Федерации и Республики Мордовия в области образования.
2.2. Выявление случаев нарушений и неисполнения законодательных и нормативных правовых актов и принятие в пределах своей компетенции мер по их пресечению.
2.3. Анализ причин, лежащих в основе нарушений и подготовка предложений по их предупреждению.
2.4. Анализ и экспертная оценка эффективности результатов деятельности муниципальных органов управления образованием и подведомственных образовательных учреждений, их должностных лиц.
2.5 Инструктирование должностных лиц по вопросам применения действующих в образовании норм, правил и предоставление им рекомендаций о корректировке или отмене их управленческих решений.
2.6. Изучение состояния системы образования области или ее составляющих, выявление отрицательных и положительных тенденций в их развитии и разработка на этой основе предложений по устранению негативных тенденций и распространению управленческого опыта.
2.7. Анализ результатов реализации законодательства Российской Федерации и Республики Мордовия, иных нормативных и правовых актов в области образования с целью разработки предложений и рекомендаций для внесения в установленном порядке изменений и дополнений в них и принятия мер по повышению эффективности применения этих актов на практике.
2.8. Сбор информации, ее обработка и накопление для принятия управленческих решений по вопросам развития региональной системы общего образования.
2.9. Контроль в пределах компетенции исполнения государственных стандартов образования с учетом регионального компонента.
3. Организационные виды, формы, методы и объекты инспекционной деятельности
3.1. Организационной формой инспекционной деятельности является контроль-проверка деятельности муниципальных общеобразовательных учреждений по результатам деятельности и их должностных лиц с целью исполнения законодательства и иных правовых актов, изучения последствий принятых управленческих решений, имеющих нормативно-правовую силу.
Осуществление контроля за состоянием бухгалтерского учета в учреждениях, финансируемых из муниципального бюджета.
3.2. Методами инспектирования являются: документальный контроль, наблюдение за фактическим состоянием проверяемого объекта, экспертиза, анкетирование, опрос участников образовательного процесса, оценочные и диагностические срезы освоения образовательных программ и иные правомерные методы, способствующие достижению цели инспекционной деятельности.
3.3. Инспекционная деятельность может осуществляться в виде плановых, оперативных, аудиторских, повторных проверок и мониторинга.
- инспекционная деятельность в виде плановой проверки осуществляется в соответствии с утвержденным управлением образования области годовым планом-графиком, который обеспечивает периодичность и исключает нерациональное дублирование в организации проверок;
- оперативная инспекционная деятельность осуществляется в целях установления и проверки сведений о нарушениях, указанных в обращениях граждан и организаций, и урегулирования конфликтных ситуаций в отношениях между участниками образовательного процесса;
- инспекционная деятельность в виде аудиторской проверки осуществляется по запросам муниципальных органов управления образованием, образовательных учреждений и должностных лиц с целью их консультирования и проверки правомерности и правильности принимаемых управленческих решений, без принятия мер административного воздействия к должностным лицам;
- повторная инспекционная проверка осуществляется в целях контроля за ликвидацией и устранением выявленных в ходе плановой, оперативной или другой проверки нарушений;
- инспекционная деятельность в виде мониторинга предусматривает:
постоянное наблюдение за нормируемой деятельностью объектов инспекционной деятельности;
сбор, системный учет, обработку, анализ, а также обновление и накопление информации для формирования вариативного набора решений по объекту инспекционной деятельности и совершенствования нормативных правовых актов для эффективного решения задач управления качеством образования.
Инспекционная деятельность сопровождается инструктированием - обучением должностных лиц по вопросам применения законодательства на практике и разъяснением положений нормативных правовых актов.
3.4. По совокупности вопросов подлежащих проверке проводится инспекционная деятельность:
- муниципальных общеобразовательных учреждений в виде тематической (1 направление деятельности), комплексной (2 и более направлений деятельности), фронтальных (проверка всей нормируемой деятельности) проверок;
- образовательных учреждений в виде тематических (1 направление деятельности), комплексных (2 и более направлений деятельности) проверок;
- подведомственных образовательных учреждений в виде тематических (1 направление деятельности), комплексных (2 и более направлений деятельности), фронтальных (проверка всей нормируемой деятельности) проверок должностных лиц в виде тематических проверки (одно направление деятельности) или комплексной проверки (два и более направлений деятельности).
3.5. Объектами инспекционной деятельности управления образования являются:
- подведомственные образовательные учреждения всех видов и типов;
- должностные лица подведомственных образовательных учреждений;
- образовательные учреждения и должностные лица в виде оперативных проверок;
3.6. Инспекционная проверка муниципальных образовательных учреждений, должностных лиц проводится, как правило, после согласования с руководителями объектов инспекционной деятельности. Инспекционная проверка муниципальных образовательных учреждений в целях подготовки управленческих решений и рассмотрения вопросов на заседании коллегии управления образования области проводится по согласованию с соответствующим органом местного самоуправления.
3.7. Периодичность и виды инспекционных проверок конкретных образовательных учреждений или результатов деятельности должностных лиц определяется необходимостью получения объективной информации о реальном состоянии дел в инспектируемых объектах.
3.8. В ходе проведения инспекционных проверок управление образования района на основе договора, соглашения (иного акта) осуществляет взаимодействие с территориальными подразделениями федеральных надзорных органов в форме совместного проведения проверок; совместной экспертизы, мониторинга по различным аспектам инспекционной деятельности; обмена информацией по вопросам инспектирования: участия в коллегиях, совещаниях, семинарах; совместной подготовки информационных писем по результатам проверок; совместной подготовки распорядительных документов по результатам проверок.
4. Компетенция районного управления образования при проведении инспекционной деятельности.
4.1. Управление образования осуществляет инспекционный контроль:
4.1.1. Результатов деятельности муниципальных общеобразовательных учреждений по вопросам реализации федеральной, региональной программы развития образования;
4.1.2. Организации предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса;
4.1.3. Организации предоставления дополнительного образования и общедоступного бесплатного дошкольного образования детям на территории муниципального образования;
4.1.4. Деятельности образовательных учреждений в части приема, выявления и учета детей, подлежащих обязательному обучению, их охвата различными формами получения общего образования на территории муниципального образования;
4.1.4 Организации и соблюдение порядка проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников на территории муниципального образования;
4.1.5. Создания условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья обучающихся на территории муниципального образования;
4.1.6. Соответствия условий осуществления образовательного процесса лицензионным требованиям и нормам;
4.17. Соблюдения федерального и регионального компонентов государственных образовательных стандартов;
4.1.8. Соблюдения дополнительных к федеральным требований к образовательным учреждениям в части строительных норм и правил, санитарных норм, охраны здоровья обучающихся, воспитанников, оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений;
4.1.9. Соблюдения региональных нормативов финансирования образования;
4.1.10. Уровня материально-технического, учебно-методического и кадрового обеспечения реализации государственных образовательных стандартов на территории муниципального образования;
4.1.11. Соблюдения порядка проведения аттестации педагогических работников;
4.1.12. Реализации федеральных и региональных, муниципальных мер социальной поддержки обучающихся и педагогических на территории муниципального образования;
4.1.13. Иных полномочий, предусмотренных Положением об управлении образования администрации Ардатовского муниципального района;
4.2. Управление образования района вправе осуществлять инспекционную деятельность в отношении подведомственных образовательных учрежденных по вопросам:
4.2.1. Реализации права граждан на получение установленного законом обязательного основного (общего) образования;
4.2.2. Предоставления и достоверности показателей о соответствии федеральным и местным требованиям условий осуществления образовательного процесса в образовательных учреждениях;
4.2.3. Использования финансовых средств на содержание образовательного учреждения, а также финансовых средств, полученных образовательным учреждением из других источников;
4.2.4. Сохранности и эффективного использования имущества, находящегося в оперативном управлении образовательного учреждения, в том числе на условиях аренды зданий, помещений, сооружений и другого имущества;
4.2.5. Результатов деятельности руководителя образовательного учреждения;
4.2.6. Обеспечения дополнительных социальных гарантий для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей);
4.2.7. Организации образовательного процесса в подведомственных образовательных учреждениях;
4.2.8. Поддержания в подведомственных образовательных учреждениях необходимых условий для обучения, воспитания, проживания, охраны жизни и здоровья воспитанников;
4.2.9. Соблюдения иных требований, установленных Уставом и другими учредительными документами, а также договором, заключенным между администрацией района, районным управлением образования и образовательным учреждением.