Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Липецкая область


УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 4 октября 2011 года

Резолютивная часть решения объявлена 04 октября 2011 года.
Решение в полном объеме изготовлено 04 октября 2011 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председателя - руководителя управления А.А. Сешенова,
членов Комиссии: государственного инспектора Е.В. Пятых,
- специалиста-эксперта Т.С. Амелькиной,
рассмотрев дело № 86 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту нарушения требований ч. 7 ст. 5, ч. 1 ст. 28 ФЗ "О рекламе", в присутствии представителей:
- лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, - ИП Р. <...> установила:
В городе Грязи Липецкой области, на боковом фасаде здания, расположенного по ул. 30 лет Победы, специалистом-экспертом отдела рекламы и недобросовестной конкуренции Липецкого УФАС России Т.С. Амелькиной 28 августа 2011 года была зафиксирована распространявшаяся реклама следующего содержания: "ТД "К"_кредит_Салон дверей "Д"_тел.: <...>". Данная реклама была сфотографирована фотоаппаратом марки "Panasonic".
П. 1 ст. 3 Федерального закона № 38-ФЗ от 13.03.2006 "О рекламе" говорит, что реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование и поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Посредством телефонного звонка было установлено, что рекламодателем вышеуказанной рекламы является ИП Р. В связи с этим в адрес ИП Р. за № 3866-04 от 01.09.2011 был сделан письменный запрос о предоставлении информации. В ответ ИП Р. представил документ - копию обязательства о предоставлении рассрочки.
Из сопроводительного письма следует, что данная реклама была изготовлена ИП Р. пять лет назад, в связи с чем макет рекламы сохранен не был, платежные документы также не сохранились, договор с рекламопроизводителем не заключался, а указанный в рекламе ИП Р. кредит, правильнее будет сказать рассрочка, предоставляется самим индивидуальным предпринимателем на основании имеющегося документа (обязательства о предоставлении рассрочки).
В соответствии с п. 1 ст. 489 Гражданского кодекса РФ оплата покупателем товара в рассрочку, предусмотренная договором купли-продажи, является разновидностью оплаты товара в кредит. В этом случае оплата товара производится путем периодических платежей, рассредоточенных во времени, вплоть до полной уплаты цены товара. Цена товара, порядок, сроки и размеры платежей должны быть указаны в качестве существенных условий договора купли-продажи непосредственно в самом договоре (соглашении). При отсутствии в договоре хотя бы одного из названных условий договор признается недействительным по ст. 168 Гражданского кодекса РФ.
Исходя из определений, рассрочка - способ оплаты товаров и услуг, при котором платеж производится не в разовом порядке, не в полной сумме, а по частям. Такая форма наиболее распространена при продаже розничных товаров в кредит. При рассрочке платежа продавец становится кредитором, а покупатель - заемщиком. Продажа товара в рассрочку - продажа с внесением оплаты за товар отдельными взносами. А кредит - заем в денежной или товарной форме, предоставляемый кредитором заемщику на условиях возвратности, чаще всего с выплатой заемщиком процента за пользование займом. Кредитор - субъект (юридическое или физическое лицо), предоставляющий ссуду и имеющий право на этой основе требовать от дебитора ее возврата или исполнения других обязательств.
Получение кредита - это приобретение доверия кредитора, выраженного в определенных действиях последнего (передача денег, неоплаченных товаров, выполнение неоплаченных работ, услуг, предоставление отсрочки или рассрочки платежа и т.п.). В качестве получения кредита можно рассматривать и изменения договора, на основе которого предоставлен кредит (в т.ч. и рассрочка).
Один из вариантов кредитования покупателей товара - оплата товара в рассрочку предполагает, что кредит фактически выдает продавец, который является физическим лицом, зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица, поскольку именно он предоставляет покупателю возможность произвести оплату того или иного товара в рассрочку.
Так, согласно положениям ст. 822 ГК РФ, сторонами может быть заключен договор, предусматривающий обязанность одной стороны предоставить другой стороне вещи, определенные родовыми признаками (договор товарного кредита). К такому договору применяются общие правила гражданского законодательства о кредите, если иное не предусмотрено таким договором и не вытекает из существа обязательства. Условия о количестве, об ассортименте, о комплектности, о качестве, о таре и (или) об упаковке предоставляемых вещей должны исполняться в соответствии с правилами о договоре купли-продажи товаров, если иное не предусмотрено договором товарного кредита.
На заседании Комиссии ИП Р. были дополнительно представлены следующие документы: копия соглашения № 12/11-08-ЛИП от 14.11.2008, заключенного с ООО "Р" на предоставление кредита банком, копия договора № 1/Б-Рыж/Лп от 01.02.2010, заключенного с ООО КБ "Р" на предоставление кредита банком, копия договора № 436/47 от 26.09.2011, заключенного с ООО "Х" на предоставление кредита банком с дополнительным соглашением. Также ИП Р. пояснил, что данная реклама принадлежит ему, была изготовлена и размещена пять лет назад и что рассрочку предоставляет он, а кредит предоставляется кредитными организациями (банками), с которыми у него имеются договорные отношения.
Наличие у ИП Р. указанных договоров, а также представленные пояснения данного индивидуального предпринимателя свидетельствуют о том, что содержащаяся в рекламе ИП Р. информация: "кредит" не подразумевает под собой оплату товара в рассрочку, предоставляемую этим индивидуальным предпринимателем, как ранее предполагалось, а все же относится к финансовой услуге "кредитование", которую оказывают кредитные организации.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 "О банках и банковской деятельности": "Кредитная организация - юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество.
Банк - кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц".
Согласно положениям Гражданского кодекса РФ правоспособность кредитных организаций определена законом с целью их сосредоточения лишь на одном, специальном и лицензируемом виде коммерческой деятельности - осуществлении банковских операций. Право кредитной организации осуществлять банковские операции обусловлено необходимостью получения в установленном порядке от Банка России соответствующей лицензии. Оно возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия. В банковской лицензии указывается перечень банковских операций, на осуществление которых данная кредитная организация имеет право. Осуществление юридическим лицом банковских операций без лицензии влечет возможность привлечения его к ответственности. Банк России может обратиться в арбитражный суд с требованием о ликвидации такого юридического лица.
Кредитные организации имеют исключительное право на осуществление банковской деятельности: они могут и должны систематически в соответствии с правилами, формами и стандартами, устанавливаемыми Банком России, проводить банковские операции, предусмотренные в законодательстве и ее персональной лицензии (лицензиях). В Законе о банках установлен запрет иным организациям осуществлять банковскую деятельность.
Банковская деятельность - это предпринимательская деятельность кредитных организаций, а также деятельность Банка России (его учреждений), направленная на систематическое осуществление банковских операций (либо деятельность, обусловленная их проведением) на основании: для Банка России и его учреждений - Закона о Банке России; для кредитных организаций - специального разрешения (лицензии) Банка России, полученного после государственной регистрации кредитной организации в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
В силу ч. 7 ст. 5 Федерального закона № 38-ФЗ от 13.03.2006 "О рекламе" не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения и использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Нарушение ч. 7 ст. 5 Федерального закона № 38-ФЗ от 13.03.2006 "О рекламе" связано с непредоставлением информации потребителю в полном объеме с целью привлечения интереса к информации "кредиты", то есть возможности воспользоваться услугой кредитования при приобретении товара (на практике непонятно, какое лицо оказывает услуги кредитования: ООО "Р", ООО КБ "Р", ООО "Х" или ИП Р., из-за этого потребитель оказывается обманутым, рассчитывая на одни условия, а сталкиваясь с иными условиями). В связи с чем в рекламе необходимо указание наименования лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилия, имя, отчество).
В соответствии с п. 2 ст. 4 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции" под финансовыми услугами понимается банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.
В соответствии с ч. 1 ст. 28 Федерального закона № 38-ФЗ от 13.03.2006 "О рекламе" реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).
В рекламе ИП Р. указан вид финансовой услуги, а именно "кредитование", которое оказывают: ООО "Р", ООО КБ "Р", ООО "Х" при приобретении товаров у вышеуказанного индивидуального предпринимателя, и в связи с этим, руководствуясь ч. 1 ст. 28 Федерального закона № 38-ФЗ от 13.03.2006 "О рекламе", в рекламе необходимо указание наименования лиц, оказывающих эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилия, имя, отчество).
Согласно ст. 7 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 "О банках и банковской деятельности": "Кредитная организация должна иметь полное фирменное наименование и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Кредитная организация вправе иметь также полное фирменное наименование и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранных языках.
Фирменное наименование кредитной организации на русском языке и языках народов Российской Федерации может содержать иноязычные заимствования в русской транскрипции или в транскрипциях языков народов Российской Федерации, за исключением терминов и аббревиатур, отражающих организационно-правовую форму кредитной организации.
Фирменное наименование кредитной организации должно содержать указание на характер ее деятельности путем использования слов "банк" или "небанковская кредитная организация".
Иные требования к фирменному наименованию кредитной организации устанавливаются Гражданским кодексом Российской Федерации".
Согласно статье 54 Гражданского кодекса РФ наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму.
Указание правильных реквизитов организации, которая предлагает свои услуги и надежное сотрудничество, - одна из гарантий соблюдения информационного права клиента. Наименование - индивидуализирующий признак организации. Без его наличия не может быть образовано и вести деятельность юридическое лицо. Требования настоящего Закона предусматривают обязательность указания наименования юридического лица при размещении рекламы банковских, страховых и иных финансовых услуг. Как уже было отмечено, наименование юридического лица включает в себя, кроме непосредственного названия, также обязательное указание на его организационно-правовую форму (ООО, АО и иные). Для индивидуального предпринимателя обязательно указание фамилии, имени, отчества.
Таким образом, реклама ИП Р., распространяемая в городе Грязи Липецкой области, на боковом фасаде здания, расположенного по ул. 30 лет Победы, не содержит обязательного наименования банков, предоставляющих финансовую услугу, чем вводит в заблуждение потребителей рекламы.
В соответствии с указанными выше фактами реклама ИП Р. содержит признаки нарушения ч. 7 ст. 5, ч. 1 ст. 28 Федерального закона № 38-ФЗ от 13.03.2006 "О рекламе".
Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу ИП Р. следующего содержания: "ТД "К"_кредит_Салон дверей "Д"_тел.: <...>", поскольку в ней нарушены требования ч. 7 ст. 5, ч. 1 ст. 28 ФЗ № 38-ФЗ от 13.03.2006 "О рекламе".
2. Выдать ИП Р. предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Липецкого УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.





ПРЕДПИСАНИЕ
от 4 октября 2011 года

О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председателя - руководителя управления А.А. Сешенова,
членов Комиссии: государственного инспектора Е.В. Пятых,
- специалиста-эксперта Т.С. Амелькиной,
на основании своего решения от 04 октября 2011 г. по делу № 86 о признании ненадлежащей рекламы: "ТД "К"_кредит_Салон дверей "Д"_тел.: <...>" и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона "О рекламе", пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, предписывает:
1. ИП Р. <...> в пятидневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно: прекратить распространение рекламы, которая содержит нарушения ч. 7 ст. 5, ч. 1 ст. 28 ФЗ "О рекламе".
2. ИП Р. <...> представить в Липецкое УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 24 октября 2011 г.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Липецкое УФАС России вправе в соответствии с частью 2.4 статьи 19.5 КоАП РФ наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати до двадцати тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru