Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Липецкая область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 21 марта 2012 г. по делу № А36-4744/2011

Резолютивная часть решения объявлена 14.03.2012 г.
Решение в полном объеме изготовлено 21.03.2012 г.
Арбитражный суд Липецкой области в составе судьи Захаровой Е.И.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Малышевым Я.С.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества "Липецкая городская энергетическая компания", г. Липецк
заинтересованное лицо: управление энергетики и тарифов Липецкой области, г. Липецк
о признании недействительным предписания управления энергетики и тарифов Липецкой области от 30.08.2011 г. № 107 в части,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Глазунова А.Н. - заместителя начальника юридического управления (доверенность <...>),
от заинтересованного лица: Ольхова А.П. - заместителя начальника отдела правового управления администрации Липецкой области (доверенность <...>),

установил:

Заявитель, открытое акционерное общество "Липецкая городская энергетическая компания" (далее - ОАО "ЛГЭК", общество), обратился в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением о признании недействительным предписания от 30.08.2011 года № 107 управления энергетики и тарифов Липецкой области в части обязанности перерасчета размера платы за горячее водоснабжение всем потребителям коммунальной услуги, проживающим по адресу: г. Липецк, ул. Горняцкая, д. 4, за период с октября 2010 года по июль 2011 года и начисления владельцам квартир, не оборудованных индивидуальными приборами учета (где отсутствуют зарегистрированные граждане), исходя из количества собственников жилого помещения и нормативов потребления (пункт 2) (л.д. 3 - 5).
Определением от 16.12.2011 г. арбитражный суд принял вышеуказанное заявление и возбудил производство по делу.
В судебном заседании представитель общества поддержал вышеуказанное требование по основаниям, изложенным в заявлении и дополнениях к нему, пояснив о том, что оспариваемое в части предписание не соответствует статьям 10, 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 г. № 306 и № 307 и незаконно возлагает обязанности по перерасчету размера платы за горячее водоснабжение всем потребителям коммунальной услуги, проживающим по адресу: г. Липецк, ул. Горняцкая, д. 4 за период с октября 2010 года по июль 2011 года, поскольку наличие собственника(ов) жилого помещения, в котором отсутствуют потребители (зарегистрированные граждане) и квартирные приборы учета, не может подтверждать фактическое пользование коммунальными услугами в объеме рассчитанного исходя из количества собственников с применением нормативов потребления (л.д. 3, 5, 89, 90, 102 - 104).
Представитель управления энергетики и тарифов Липецкой области (далее - Управление, заинтересованное лицо) требование о признании частично недействительным предписания от 30.08.2011 года № 107, не признал по основаниям, изложенным в отзыве на заявление и дополнениях к нему, указав на то, что оспариваемый заявителем ненормативный правовой акт был принят Управлением в пределах предоставленных полномочий и в соответствии с требованиями действующего законодательства, в связи с этим не может нарушать права и законные интересы заявителя в сфере осуществляемой им предпринимательской деятельности (л.д. 33 - 38, 105 - 107).
Арбитражный суд, выслушав мнения лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, с учетом их относимости, допустимости, достоверности, а также достаточности и взаимной связи, установил следующее.
Согласно свидетельству серии 48 № 001316079 ОАО "ЛГЭК" 31 декабря 2009 года зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1094823016617 (л.д. 23).
На основании поступившего заявления гражданина Гончарова А.А., обратившегося в Управление от имени жильцов дома № 4 по улице Горняцкой в г. Липецке, о нарушении прав при оказании коммунальных услуг от 28.07.2011 г., в соответствии с приказом управления энергетики и тарифов Липецкой области от 01.08.2011 г. № 01-03/281-к заинтересованным лицом в отношении заявителя была проведена документарная проверка соблюдения действующего законодательства в части правильности определения объема коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению (л.д. 46, 47).
По результатам проверки был составлен акт от 30.08.2011 № 260, зафиксировавший нарушения Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года № 307 в части несоблюдения порядка расчета размера платы за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению в период октябрь 2010 г. - июль 2011 г. (л.д. 82, 83).
30 августа 2011 года Управлением ОАО "ЛГЭК" было выдано предписание № 107, обязавшее последнее произвести в срок до 15.12.2011 года перерасчет размера платы за отопление потребителям коммунальной услуги, проживающим по адресу: г. Липецк, ул. Горняцкая, д. 4, за период октябрь 2010 г. - апрель 2011 г. (п. 1);
перерасчет размера платы за горячее водоснабжение всем потребителям коммунальной услуги, проживающим по адресу: г. Липецк, ул. Горняцкая, д. 4, за период с октября 2010 г. по июль 2011 г., при этом произвести начисления владельцам квартир, не оборудованных индивидуальными приборами учета (где отсутствуют зарегистрированные граждане), исходя из количества собственников жилого помещения и нормативов потребления (п. 2);
предоставить расчет и платежные документы, подтверждающие перерасчет (п. 3) (л.д. 81).
Полагая, что вышеуказанный ненормативный правовой акт в части возложения обязанности по перерасчету размера платы за горячее водоснабжение всем потребителям коммунальной услуги, проживающим по адресу: г. Липецк, ул. Горняцкая, д. 4, за период с октября 2010 г. по июль 2011 г. и начисления владельцам квартир, не оборудованных индивидуальными приборами учета (где отсутствуют зарегистрированные граждане), исходя из количества собственников жилого помещения и нормативов потребления, не соответствует статьям 10, 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункту 2 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 г. № 306, пунктам 3, 19 - 28, 38 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 г. № 307, статье 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, и нарушает права общества в сфере осуществляемой им деятельности, ОАО "ЛГЭК" обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Судом установлено следующее.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как следует из пунктов 1.1, 6.13.1 Положения об управлении энергетики и тарифов Липецкой области, утвержденного распоряжением администрации Липецкой области от 27.07.2010 года № 280-р, в редакции распоряжения администрации Липецкой области от 04.02.2011 г. № 29-р (далее - Положение об Управлении) последнее является исполнительным органом государственной власти в области регулирования тарифов, осуществляет государственный контроль за применением установленных цен, за соответствием объема предоставления коммунальных услуг требованиям законодательства (л.д. 40 - 43).
В целях реализации предоставленных полномочий Управление вправе выдавать обязательные для исполнения предписания в случаях и в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Частями 2, 4, 8 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) установлено, что жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Правительство Российской Федерации вправе издавать постановления, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, на основании и во исполнение настоящего Кодекса, других федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации.
В случае несоответствия норм жилищного законодательства, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актах органов местного самоуправления, положениям настоящего Кодекса применяются положения настоящего Кодекса.
В соответствии с частями 1, пунктом 5 части 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
Согласно части 11 статьи 155 ЖК РФ неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации.
Частями 2, 3, 4 статьи 154 ЖК установлено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; 2) плату за коммунальные услуги.
Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
В соответствии с пунктами 27, 30, 31 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. № 306, в редакции постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила № 306), нормативы потребления коммунальных услуг по услугам холодного (горячего) водоснабжения, электроснабжения, газоснабжения, водоотведения устанавливаются из расчета на 1 потребителя.
Согласно пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 307 (далее - Правила № 307), под потребителем понимается - гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
При таких обстоятельствах, следует согласиться с выводом Управления о том, что все проживающие в жилом помещении граждане, а также не проживающие, но обязанные в силу закона уплачивать коммунальные услуги (часть 11 статьи 155 ЖК РФ), относятся к потребителям коммунальных услуг.
В противном случае, в результате неплатежей со стороны собственников квартир, в которых никто не зарегистрирован, но фактически потребляет коммунальные услуги, по показаниям общедомовых приборов учета будет образовываться большое количество неоплаченных коммунальных ресурсов, оплата которых в соответствии с Правилами № 307 будет распределяться на добросовестных плательщиков, что является недопустимым.
В соответствии со статьей 10 ЖК РФ жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.
Согласно подпунктов "в", "ж" пункта 52 Правил № 307 потребитель обязан: в целях учета коммунальных ресурсов, подаваемых потребителю, использовать коллективные (общедомовые), общие (квартирные) или индивидуальные приборы учета, внесенные в государственный реестр средств измерений; информировать исполнителя об изменении оснований и условий пользования коммунальными услугами и их оплаты не позднее 10 рабочих дней с даты произошедших изменений.
В связи с этим, следует признать, что поскольку потребитель не проинформировал исполнителя об изменении оснований и условий пользования коммунальными услугами, у исполнителя имеются основания для начисления ему платы за коммунальные услуги.
Частью 5 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме до 1 июля 2012 года обязаны обеспечить оснащение помещений индивидуальными приборами учета используемых воды, природного газа, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
Таким образом, установка коммерческих приборов учета позволит собственнику жилого помещения обосновать исполнителю коммунальных услуг (поставщику коммунальных ресурсов) отсутствие использования коммунальных ресурсов в квартире в соответствующем отчетном периоде.
Ссылка заявителя на пункт 38 Правил № 307 не может быть принята судом во внимание по следующим основаниям.
Согласно письма Минрегионразвития РФ от 13.02.2007 г. № 2478-РМ/07 положения указанного пункта, в том числе порядка указания в платежном документе объема (количества) потребленных в течение расчетного периода коммунальных ресурсов и отведенных сточных вод, не распространяются на отношения между собственниками помещений в многоквартирном доме (в случае непосредственного управления таким домом) или собственниками жилых домов и ресурсоснабжающей организацией, возникающие в порядке, установленном пунктом 7 Правил № 307, на основании договора о приобретении холодной, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также о водоотведении, заключенного собственником жилого помещения непосредственно с ресурсоснабжающей организацией, не являющейся исполнителем коммунальных услуг (при отсутствии у нее обязательств по обслуживанию внутридомовых инженерных систем).

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Правила предоставления коммунальных услуг гражданам имеют номер 307, а не 107.

В соответствии с подпунктом "а" пункта 23, пунктом 30 Правил № 107 при оборудовании многоквартирного дома коллективным (общедомовым) прибором учета и оборудовании частично или полностью индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета помещений в таком доме размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом и в нежилом помещении, оборудованном или не оборудованном индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета, определяется: для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, газоснабжения и электроснабжения - в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 приложения № 2 к настоящим Правилам.
Расчет размера платы за горячее водоснабжение при приготовлении горячей воды с использованием общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или имущества, принадлежащего собственнику жилого дома, производится исходя из тарифов (цен) на холодную воду, газ или тепловую энергию, а также объемов (количества) коммунальных ресурсов, использованных при приготовлении горячей воды.
Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что частично оспариваемое предписание от 30.08.2011 г. № 107 выдано Управлением в пределах предоставленных полномочий, в соответствии с вышеприведенным законодательством, в связи с чем не может нарушать права и законные интересы заявителя в осуществляемой сфере деятельности.
В связи с этим требование заявителя является необоснованным и удовлетворению не подлежит.
В силу ч. 1 ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Отказать открытому акционерному обществу "Липецкая городская энергетическая компания" (основной государственный регистрационный номер 1094823016617) в удовлетворении требования о признании недействительным предписания управления энергетики и тарифов Липецкой области от 30.08.2011 г. № 107 в части произведения перерасчета размера платы за горячее водоснабжение всем потребителям коммунальной услуги, проживающим по адресу: г. Липецк, ул. Горняцкая, д. 4 за период с октября 2010 г. по июль 2011 и начисления владельцам квартир, не оборудованных индивидуальными приборами учета (где отсутствуют зарегистрированные граждане), исходя из количества собственников жилого помещения и нормативов потребления.
Решение суда подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд, расположенный в г. Воронеже, через Арбитражный суд Липецкой области в месячный срок со дня принятия и по истечении указанного срока в двухмесячный срок в том же порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в г. Брянск.
Дата изготовления решения суда в полном объеме считается датой принятия решения.

Судья
Е.И.ЗАХАРОВА





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru