АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 21 марта 2012 г. по делу № А36-4744/2011
Резолютивная часть решения объявлена 14.03.2012 г.
Решение в полном объеме изготовлено 21.03.2012 г.
Арбитражный суд Липецкой области в составе судьи Захаровой Е.И.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Малышевым Я.С.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества "Липецкая городская энергетическая компания", г. Липецк
заинтересованное лицо: управление энергетики и тарифов Липецкой области, г. Липецк
о признании недействительным предписания управления энергетики и тарифов Липецкой области от 30.08.2011 г. № 107 в части,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Глазунова А.Н. - заместителя начальника юридического управления (доверенность <...>),
от заинтересованного лица: Ольхова А.П. - заместителя начальника отдела правового управления администрации Липецкой области (доверенность <...>),
установил:
Заявитель, открытое акционерное общество "Липецкая городская энергетическая компания" (далее - ОАО "ЛГЭК", общество), обратился в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением о признании недействительным предписания от 30.08.2011 года № 107 управления энергетики и тарифов Липецкой области в части обязанности перерасчета размера платы за горячее водоснабжение всем потребителям коммунальной услуги, проживающим по адресу: г. Липецк, ул. Горняцкая, д. 4, за период с октября 2010 года по июль 2011 года и начисления владельцам квартир, не оборудованных индивидуальными приборами учета (где отсутствуют зарегистрированные граждане), исходя из количества собственников жилого помещения и нормативов потребления (пункт 2) (л.д. 3 - 5).
Определением от 16.12.2011 г. арбитражный суд принял вышеуказанное заявление и возбудил производство по делу.
В судебном заседании представитель общества поддержал вышеуказанное требование по основаниям, изложенным в заявлении и дополнениях к нему, пояснив о том, что оспариваемое в части предписание не соответствует статьям 10
, 157
Жилищного кодекса Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 г. № 306
и № 307
и незаконно возлагает обязанности по перерасчету размера платы за горячее водоснабжение всем потребителям коммунальной услуги, проживающим по адресу: г. Липецк, ул. Горняцкая, д. 4 за период с октября 2010 года по июль 2011 года, поскольку наличие собственника(ов) жилого помещения, в котором отсутствуют потребители (зарегистрированные граждане) и квартирные приборы учета, не может подтверждать фактическое пользование коммунальными услугами в объеме рассчитанного исходя из количества собственников с применением нормативов потребления (л.д. 3, 5, 89, 90, 102 - 104).
Представитель управления энергетики и тарифов Липецкой области (далее - Управление, заинтересованное лицо) требование о признании частично недействительным предписания от 30.08.2011 года № 107, не признал по основаниям, изложенным в отзыве на заявление и дополнениях к нему, указав на то, что оспариваемый заявителем ненормативный правовой акт был принят Управлением в пределах предоставленных полномочий и в соответствии с требованиями действующего законодательства, в связи с этим не может нарушать права и законные интересы заявителя в сфере осуществляемой им предпринимательской деятельности (л.д. 33 - 38, 105 - 107).
Арбитражный суд, выслушав мнения лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, с учетом их относимости, допустимости, достоверности, а также достаточности и взаимной связи, установил следующее.
Согласно свидетельству серии 48 № 001316079 ОАО "ЛГЭК" 31 декабря 2009 года зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1094823016617 (л.д. 23).
На основании поступившего заявления гражданина Гончарова А.А., обратившегося в Управление от имени жильцов дома № 4 по улице Горняцкой в г. Липецке, о нарушении прав при оказании коммунальных услуг от 28.07.2011 г., в соответствии с приказом управления энергетики и тарифов Липецкой области от 01.08.2011 г. № 01-03/281-к заинтересованным лицом в отношении заявителя была проведена документарная проверка соблюдения действующего законодательства в части правильности определения объема коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению (л.д. 46, 47).
По результатам проверки был составлен акт от 30.08.2011 № 260, зафиксировавший нарушения Правил
предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года № 307 в части несоблюдения порядка расчета размера платы за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению в период октябрь 2010 г. - июль 2011 г. (л.д. 82, 83).
30 августа 2011 года Управлением ОАО "ЛГЭК" было выдано предписание № 107, обязавшее последнее произвести в срок до 15.12.2011 года перерасчет размера платы за отопление потребителям коммунальной услуги, проживающим по адресу: г. Липецк, ул. Горняцкая, д. 4, за период октябрь 2010 г. - апрель 2011 г. (п. 1);
перерасчет размера платы за горячее водоснабжение всем потребителям коммунальной услуги, проживающим по адресу: г. Липецк, ул. Горняцкая, д. 4, за период с октября 2010 г. по июль 2011 г., при этом произвести начисления владельцам квартир, не оборудованных индивидуальными приборами учета (где отсутствуют зарегистрированные граждане), исходя из количества собственников жилого помещения и нормативов потребления (п. 2);
предоставить расчет и платежные документы, подтверждающие перерасчет (п. 3) (л.д. 81).
Полагая, что вышеуказанный ненормативный правовой акт в части возложения обязанности по перерасчету размера платы за горячее водоснабжение всем потребителям коммунальной услуги, проживающим по адресу: г. Липецк, ул. Горняцкая, д. 4, за период с октября 2010 г. по июль 2011 г. и начисления владельцам квартир, не оборудованных индивидуальными приборами учета (где отсутствуют зарегистрированные граждане), исходя из количества собственников жилого помещения и нормативов потребления, не соответствует статьям 10
, 157
Жилищного кодекса Российской Федерации, пункту 2
Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 г. № 306, пунктам 3
, 19
- 28
, 38
Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 г. № 307, статье 544
Гражданского кодекса Российской Федерации, и нарушает права общества в сфере осуществляемой им деятельности, ОАО "ЛГЭК" обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Судом установлено следующее.
В силу части 1 статьи 198
АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200
АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как следует из пунктов 1.1
, 6.13.1
Положения об управлении энергетики и тарифов Липецкой области, утвержденного распоряжением администрации Липецкой области от 27.07.2010 года № 280-р, в редакции распоряжения
администрации Липецкой области от 04.02.2011 г. № 29-р (далее - Положение об Управлении) последнее является исполнительным органом государственной власти в области регулирования тарифов, осуществляет государственный контроль за применением установленных цен, за соответствием объема предоставления коммунальных услуг требованиям законодательства (л.д. 40 - 43).
В целях реализации предоставленных полномочий Управление вправе выдавать обязательные для исполнения предписания в случаях и в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Частями 2
, 4
, 8 статьи 5
Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) установлено, что жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса
, принятых в соответствии с настоящим Кодексом
других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Правительство Российской Федерации вправе издавать постановления, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, на основании и во исполнение настоящего Кодекса
, других федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации.
В случае несоответствия норм жилищного законодательства, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актах органов местного самоуправления, положениям настоящего Кодекса
применяются положения настоящего Кодекса
.
В соответствии с частями 1
, пунктом 5 части 2 статьи 153
Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
Согласно части 11 статьи 155
ЖК РФ неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации.
Частями 2
, 3
, 4 статьи 154
ЖК установлено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; 2) плату за коммунальные услуги.
Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
В соответствии с пунктами 27
, 30
, 31
Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. № 306, в редакции постановления
Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила № 306), нормативы потребления коммунальных услуг по услугам холодного (горячего) водоснабжения, электроснабжения, газоснабжения, водоотведения устанавливаются из расчета на 1 потребителя.
Согласно пункта 3
Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 307 (далее - Правила № 307), под потребителем понимается - гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
При таких обстоятельствах, следует согласиться с выводом Управления о том, что все проживающие в жилом помещении граждане, а также не проживающие, но обязанные в силу закона уплачивать коммунальные услуги (часть 11 статьи 155
ЖК РФ), относятся к потребителям коммунальных услуг.
В противном случае, в результате неплатежей со стороны собственников квартир, в которых никто не зарегистрирован, но фактически потребляет коммунальные услуги, по показаниям общедомовых приборов учета будет образовываться большое количество неоплаченных коммунальных ресурсов, оплата которых в соответствии с Правилами
№ 307 будет распределяться на добросовестных плательщиков, что является недопустимым.
В соответствии со статьей 10
ЖК РФ жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом
, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.
Согласно подпунктов "в"
, "ж" пункта 52
Правил № 307 потребитель обязан: в целях учета коммунальных ресурсов, подаваемых потребителю, использовать коллективные (общедомовые), общие (квартирные) или индивидуальные приборы учета, внесенные в государственный реестр средств измерений; информировать исполнителя об изменении оснований и условий пользования коммунальными услугами и их оплаты не позднее 10 рабочих дней с даты произошедших изменений.
В связи с этим, следует признать, что поскольку потребитель не проинформировал исполнителя об изменении оснований и условий пользования коммунальными услугами, у исполнителя имеются основания для начисления ему платы за коммунальные услуги.
Частью 5 статьи 13
Федерального закона от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме до 1 июля 2012 года обязаны обеспечить оснащение помещений индивидуальными приборами учета используемых воды, природного газа, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
Таким образом, установка коммерческих приборов учета позволит собственнику жилого помещения обосновать исполнителю коммунальных услуг (поставщику коммунальных ресурсов) отсутствие использования коммунальных ресурсов в квартире в соответствующем отчетном периоде.
Ссылка заявителя на пункт 38
Правил № 307 не может быть принята судом во внимание по следующим основаниям.
Согласно письма
Минрегионразвития РФ от 13.02.2007 г. № 2478-РМ/07 положения указанного пункта
, в том числе порядка указания в платежном документе объема (количества) потребленных в течение расчетного периода коммунальных ресурсов и отведенных сточных вод, не распространяются на отношения между собственниками помещений в многоквартирном доме (в случае непосредственного управления таким домом) или собственниками жилых домов и ресурсоснабжающей организацией, возникающие в порядке, установленном пунктом 7
Правил № 307, на основании договора о приобретении холодной, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также о водоотведении, заключенного собственником жилого помещения непосредственно с ресурсоснабжающей организацией, не являющейся исполнителем коммунальных услуг (при отсутствии у нее обязательств по обслуживанию внутридомовых инженерных систем).
В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Правила предоставления коммунальных услуг гражданам имеют номер 307, а не 107.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 23
, пунктом 30
Правил № 107 при оборудовании многоквартирного дома коллективным (общедомовым) прибором учета и оборудовании частично или полностью индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета помещений в таком доме размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом и в нежилом помещении, оборудованном или не оборудованном индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета, определяется: для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, газоснабжения и электроснабжения - в соответствии с подпунктом 1 пункта 3
приложения № 2 к настоящим Правилам.
Расчет размера платы за горячее водоснабжение при приготовлении горячей воды с использованием общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или имущества, принадлежащего собственнику жилого дома, производится исходя из тарифов (цен) на холодную воду, газ или тепловую энергию, а также объемов (количества) коммунальных ресурсов, использованных при приготовлении горячей воды.
Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что частично оспариваемое предписание от 30.08.2011 г. № 107 выдано Управлением в пределах предоставленных полномочий, в соответствии с вышеприведенным законодательством, в связи с чем не может нарушать права и законные интересы заявителя в осуществляемой сфере деятельности.
В связи с этим требование заявителя является необоснованным и удовлетворению не подлежит.
В силу ч. 1 ст. 110
АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Руководствуясь статьями 110
, 167
- 170
, 201
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
Отказать открытому акционерному обществу "Липецкая городская энергетическая компания" (основной государственный регистрационный номер 1094823016617) в удовлетворении требования о признании недействительным предписания управления энергетики и тарифов Липецкой области от 30.08.2011 г. № 107 в части произведения перерасчета размера платы за горячее водоснабжение всем потребителям коммунальной услуги, проживающим по адресу: г. Липецк, ул. Горняцкая, д. 4 за период с октября 2010 г. по июль 2011 и начисления владельцам квартир, не оборудованных индивидуальными приборами учета (где отсутствуют зарегистрированные граждане), исходя из количества собственников жилого помещения и нормативов потребления.
Решение суда подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд, расположенный в г. Воронеже, через Арбитражный суд Липецкой области в месячный срок со дня принятия и по истечении указанного срока в двухмесячный срок в том же порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в г. Брянск.
Дата изготовления решения суда в полном объеме считается датой принятия решения.
Судья
Е.И.ЗАХАРОВА