Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Липецкая область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 21 марта 2012 г. по делу № А36-5210/2011

"21" марта 2012 г. (решение изготовлено в полном объеме)
"14" марта 2012 г. (оглашена резолютивная часть решения)
Арбитражный суд Липецкой области в составе судьи Уколова С.М.,
при участии помощника судьи Мещеряковой Я.Р.
рассмотрев в судебном заседании заявление ООО "АГРОСНАБСЕРВИС" (г. Сураж Брянской области)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы России по Липецкой области (г. Липецк)
третьи лица: 1) ООО "Универсалстрой" (г. Липецк)
2) муниципальное образование Грязинский муниципальный район Липецкой области в лице администрации района (г. Грязи Липецкой области)
о признании недействительным решения Липецкого УФАС России от 19.09.2011 г. № 126м/11
при участии в судебном заседании:
от заявителя: представитель Курышев В.В., доверенность от 17.10.2011 г.
от заинтересованного лица: зам. начальника отдела контроля размещения заказов и антимонопольного контроля органов власти Карих О.Н., доверенность от 14.03.2012 г.,
от третьих лиц: 1) адвокат Шаповалова Р.С., доверенность от 18.05.2011 г.,
2) заместитель начальника отдела организационно-контрольной и правовой работы Хвощина Ю.В., доверенность от 12.01.2012 г.

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "АГРОСНАБСЕРВИС" (далее - ООО "АГРОСНАБСЕРВИС") обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с требованием о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы России по Липецкой области (далее - Липецкое УФАС России) № 126м/11 от 19.09.2011 г. в части указания на несоответствие заявителя требованиям пункта 3 части 20 статьи 41.12 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов).
Определением от 20.01.2012 г. суд на основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса РФ привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, ООО "Универсалстрой" (участник размещения заказа, победитель аукциона) и муниципальное образование Грязинский муниципальный район Липецкой области в лице администрации района (далее - администрация района, заказчик).
В судебном заседании представитель заявителя настаивал на удовлетворении заявления.
Представитель Липецкого УФАС России возражал против требования, полагая заявление необоснованным и ссылаясь на то, что заявитель не обосновал какому закону или иному нормативному правовому акту не соответствует оспариваемое решение, а также не указал, каким именно образом решение антимонопольной службы нарушает права ООО "АГРОСНАБСЕРВИС" на свободу предпринимательской деятельности.
Представитель администрации района поддержал позицию заинтересованного лица и полагал, что ООО "АГРОСНАБСЕРВИС" не могло выступать поручителем ООО "Универсалстрой" по муниципальному контракту на выполнение работ по окончательной разработке карты № 4 на полигоне ТБО в г. Грязи Липецкой области, поскольку показатели бухгалтерской отчетности поручителя в части стоимости основных средств не соответствовали требования действующего законодательства.
Представитель ООО "Универсалстрой" полагал позицию заявителя правомерной, а решение Липецкого УФАС России не обоснованным, ссылаясь на приказ Минфина РФ от 22.07.2003 г. № 67н "О формах бухгалтерской отчетности организаций".
Рассмотрев материалы дела, и выслушав доводы представителей сторон, суд установил следующее.
Как видно из материалов дела, распоряжением главы администрации Грязинского муниципального района Липецкой области от 05.08.2011 г. № 110 принято решение о размещении заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме на выполнение работ по окончательной разработке карты № 4 на полигон ТБО в г. Грязи (л.д. 21 т. 2).
Извещение № 0146300017211000015 от 05.08.2011 г. о проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения контракта на выполнение работ по окончательной разработке карты № 4 на полигон ТБО в г. Грязи и документация об аукционе были размещены на официальном сайте РФ для размещения информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru и на электронной площадке.
Начальная (максимальная) цена контракта составляла 4 296 986 руб.
Документация об аукционе предусматривала обеспечение исполнения контракта (пункт 17 информационной карты) в размере 30% начальной (максимальной) цены контракта - 1 289 095,80 руб.
Согласно протоколу подведения итогов открытого аукциона в электронной форме от 30.08.2011 г. (л.д. 57 - 58 т. 2) победителем аукциона признан участник, предложивший наиболее низкую цену контракта - ООО "Универсалстрой".
В качестве обеспечения исполнения контракта ООО "Универсалстрой" представило заказчику договор поручительства № 5393-АСС/2011 от 29.08.2011 г. с ООО "АГРОСНАБСЕРВИС" с приложением документов и бухгалтерской отчетности поручителя за 2009 и 2010 годы (л.д. 17 - 19 т. 1).
Согласно протоколу об отказе от заключения муниципального контракта № 52 от 13.09.2011 г. заказчик отказался заключать контракт с победителем аукциона, полагая, что поручитель не соответствует п. 3 ч. 20 ст. 41.12 Закона о размещении заказов, так как по данным его бухгалтерской отчетности за 2009 - 2010 г.г. стоимость основных средств (в части зданий) составляет менее 300 млн. руб. Кроме того, имелись иные основания отказа в заключении контракта: не соответствие договора поручительства требованиям ст. ст. 361 - 362 ГК РФ, отсутствие подписей подрядчик на каждом листе договора поручительства, неправомерное применение поручителем упрощенной системы налогообложения.
Победитель аукциона ООО "Универсалстрой" обратился с жалобой на действия муниципального заказчика по отказу от заключения контракта в Управление ФАС по Липецкой области (л.д. 3 - 7 т. 2).
По результатам рассмотрения жалобы комиссия Липецкого УФАС России приняла решение № 126м/11 от 19.09.2011 г., согласно которому жалоба ООО "Универсалстрой" на действия заказчика признана необоснованной. При этом комиссия согласилась с доводами заказчика о несоответствии поручителя требованиям п. 3 ч. 20 ст. 41.12. Закона о размещении заказов. В то же время в действиях заказчика контролирующий орган усмотрел нарушение ч. 21 ст. 41.12 Закона о размещении заказов (л.д. 11 - 16 т. 1).
Не соглашаясь с выводами заинтересованного лица в части бухгалтерской отчетности поручителя, заявитель обратился в суд с заявлением.
Проанализировав материалы дела и доводы представителей лиц, участвующих в деле, суд полагает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в связи со следующим.
В соответствии со ст. 198 АПК РФ организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (ч. 4 ст. 200 АПК РФ).
В соответствии со ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа может быть признан судом недействительным, если он не соответствует закону или иным правовым актам и нарушает гражданские права или охраняемые законом интересы юридического лица.
Согласно п. 6 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.1996 г. № 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа недействительным являются одновременно: не соответствие его закону или иному правовому акту и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
Суд полагает, что решение УФАС по Липецкой области от 19.09.2011 г. № 126м/11 в обжалуемой части вынесено с неправильным толкованием действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя.
Представителем заявителя в судебное заседание представлены доказательства наличия у него на праве собственности объектов недвижимости - земельного участка площадью 771 кв. м. и помещения коптильного цеха с подвалом общей площадью 226,9 кв. м., карточка учета основных средств (приобщены к делу).
Согласно части 20 ст. 41.12. Закона о размещении заказов в случае, если обеспечением исполнения контракта является договор поручительства, поручителем выступает юридическое лицо, государственная регистрация которого осуществлена в установленном порядке на территории Российской Федерации и которое соответствует следующим требованиям:
1) капитал и резервы поручителя, указанные в соответствующем разделе бухгалтерской отчетности, должны составлять не менее чем триста миллионов рублей и превышать размер поручительства не менее чем в десять раз;
2) чистая прибыль поручителя, указанная в соответствующем разделе бухгалтерской отчетности, должна превышать не менее чем в три раза размер поручительства или размер чистой прибыли поручителя должен составлять более чем сто миллионов рублей;
3) стоимость основных средств (в части зданий) поручителя, указанная в соответствующем разделе бухгалтерской отчетности, должна составлять не менее чем триста миллионов рублей и превышать не менее чем в десять раз размер поручительства или стоимость указанных основных средств должна составлять более чем один миллиард рублей.
Заказчик и Управление ФАС по Липецкой области полагают, что стоимость основных средств (в части зданий) поручителя составляет за 2009 г. - 83 549 млн. руб., а за 2010 г. - 79 396 млн. руб., что менее требуемых по закону 300 млн. руб. (в редакции оспариваемого решения).

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: приказ Минфина России № 26н издан 30.03.2001, а не 27.11.2006.

Суд считает данный подход ошибочным и не соответствующим ст. 13 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", приказу Минфина России от 22.07.2003 г. № 67н "О формах бухгалтерской отчетности организаций", Положению по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденного приказом Минфина России от 27.11.2006 г. № 26н.
Согласно п. 7 ПБУ 6/01 основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости.
Первоначальная стоимость основных средств, по которой они приняты к бухгалтерскому учету, в дальнейшем не подлежит изменению, кроме случаев, установленных законодательством Российской Федерации и самим ПБУ 6/01 (п. 14).
Указанным бухгалтерским стандартом определено, что изменение первоначальной стоимости объектов основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, допускается в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации и переоценки объектов основных средств.
Основные средства - это активы со сроком службы более одного года, многократно используемые организацией для осуществления деятельности и сохраняющие при этом свою натуральную форму.
Пункт 3 части 20 статьи 41.12 Закона о размещении заказов предписывает проверять соответствие поручителя требованию к стоимости основных средств в части зданий на основании соответствующего раздела бухгалтерской отчетности.
Единственный раздел бухгалтерской отчетности, в котором отражены сведения о стоимости основных средств в части зданий - приложение № 5 к бухгалтерскому балансу. При этом первоначальная стоимость основных средств, по которой они приняты к бухгалтерскому учету, в дальнейшем изменению не подлежит.
В бухгалтерском балансе (строка 120), отражена стоимость всех основных средств. При этом, в соответствии с пунктом 49 приказа Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н "Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации", основные средства отражаются в бухгалтерском балансе по остаточной стоимости, то есть по фактическим затратам на их приобретение, сооружение и изготовление за вычетом суммы начисленной амортизации.
По строке 120 Бухгалтерского баланса указывается остаточная стоимость ОС организации на начало отчетного года (с учетом проведенной на 1 января отчетного года переоценки) и на конец отчетного периода (пункт 15 ПБУ 6/01, пункт 35 ПБУ 4/99, пункт 49 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, письмо Минфина России от 30.01.2006 № 07-0506/16).
Остаточная стоимость ОС определяется как разница между сальдо по счетам 01 и 02 (с учетом переоценки по состоянию на 1 января отчетного года).
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что амортизация представляет собой процесс перенесения стоимости основных средств или нематериальных активов организации на произведенную с их помощью продукцию (выполненные работы, оказанные услуги) и на иные правоотношения, не связанные с производством, не влияет.
При изучении представленных в отношении поручителя бухгалтерских балансов и приложения № 5 к бухгалтерским балансам судом установлено, что стоимость зданий (строка 070 форма № 5) составляет 346 826 000 руб., т.е., более трехсот миллионов рублей.
Таким образом, стоимость основных средств (в части зданий) поручителя соответствуют пункту 3 части 20 статьи 41.12 Закона о размещении заказов.
Отражение в бухгалтерском балансе организации стоимость всех основных средств на конец отчетного периода за 2009 г. - 83 549 000 руб., за 2010 г. - 79 396 000 руб., не является противоречием к приложению № 5 бухгалтерского баланса, поскольку она заполнена на основании положений приказа Минфина № 34н от 29.07.1998, и ее значение расшифровывается именно показателями приложений № 5 к бухгалтерскому балансу.
Следовательно, ООО "АГРОСНАБСЕРВИС" представило заказчику надлежащее обеспечение обязательств по исполнению муниципального контракта.
Доводы о том, что следует проверять остаточную стоимость основных средств поручителя, исчисляемую как разницу между стоимостью, указанной в строке "Здания" и амортизацией зданий не принимаются судом во внимание, как не основанные на Законе о размещении заказов.
Из пункта 3 части 20 статьи 41.12 Закона о размещении заказов прямо усматривается обязанность заказчика определять соответствие поручителя требованиям Закона к стоимости основанных средств в части зданий на основании стоимости зданий, указанной в соответствующем разделе бухгалтерской отчетности.
Других разделов бухгалтерской отчетности, кроме кода 070 приложения 5 к бухгалтерскому балансу, содержащих сведения о стоимости зданий формой ОКУД 0710002 не предусмотрено.
Кроме того, суд учитывает, что бухгалтерская отчетность заявителя за 2009 - 2010 годы исследовалась Арбитражным судом Тамбовской области по делам № А64-6592/2011 и А64-6835/2011 и Девятнадцатым арбитражным апелляционным судом, в решениях Управления ФАС по Москве, Управления ФАС по Курской области, Управления ФАС по Тамбовской области и Управления ФАС по Сахалинской области, в которых этим документам давалась аналогичная оценка.
Исходя из этого, решение № 126м/11 от 19.09.2011 г. в оспариваемой части не соответствует требованиям п. 3 ч. 20 ст. 41.12. Федерального закона от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и законодательству о бухгалтерском учете.
Указанная часть решения нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку препятствует ему выступать поручителем в рамках Закона о размещении заказов.
Учитывая изложенное, заявленные требования подлежат удовлетворению.
В силу ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. С учетом этого с Управления ФАС по Липецкой области в пользу заявителя взыскиваются расходы последнего по государственной пошлине.
Руководствуясь ст. ст. 167 - 170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Признать недействительным решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области № 126м/11 от 19.09.2011 г. в части указания на несоответствие ООО "АГРОСНАБСЕРВИС" требованиям п. 3 ч. 20 ст. 41.12. Федерального закона от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Обязать Управление Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Взыскать с Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области (ОГРН 1024840864432 ИНН 4826018513) в пользу ООО "АГРОСНАБСЕРВИС" (ОРГН 1023201042182 ИНН 3231001818) в возмещение расходов по уплате государственной пошлины 2000 руб.
Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока и может быть обжаловано в этот период в суд апелляционной инстанции, после чего в двухмесячный срок в суд кассационной инстанции. Жалобы подаются через Арбитражный суд Липецкой области.

Судья
С.М.УКОЛОВ





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru