Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Вологодская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 6 августа 2010 г. по делу № А13-6232/2010

Арбитражный суд Вологодской области в составе председательствующего судьи Кирова С.А., судей Парфенюка А.В., Мамоновой А.Е., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Я.И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества "Череповецкий "Азот" о признании недействующим постановления Региональной энергетической комиссии Вологодской области от 27.08.2009 № 131 "О взаиморасчетах за услуги по передаче электрической энергии на территории Вологодской области" в части установления в строке 30 приложения следующего индивидуального тарифа для открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада", плательщиком которого указано открытое акционерное общество "Череповецкий "Азот": ставки на содержание электрических сетей (без НДС) в размере 3693,96 руб./МВА в месяц; ставки на оплату технологического расхода (потерь) (без НДС) в размере 147,49 руб./МВтч отпуска в сеть,
при участии прокурора Вологодской области, третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, открытого акционерного общества "Вологодская сбытовая компания", открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада"
при участии: от ОАО "Череповецкий "Азот" - Г.А.А. по доверенности от 30.11.2007; от РЭК Вологодской области - С.Т.М. по доверенности от 30.03.2010 № 8/10, Ж.К.Ю. по доверенности от 23.04.2010 № 10/10; от ОАО "МРСК Северо-Запада" - К.А.П. по доверенности от 17.12.2009, К.А.Г. по доверенности от 14.04.2010; от ОАО "Вологодская сбытовая компания" - С.Ю.Б. по доверенности от 12.01.2010 № 755; от прокурора - Иволги О.В. по удостоверению,

установил:

открытое акционерное общество "Череповецкий "Азот" (далее - ОАО "Череповецкий "Азот", общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области к Региональной энергетической комиссии Вологодской области (далее - РЭК) с заявлением о признании недействующим постановления от 27.08.2009 № 131 "О взаиморасчетах за услуги по передаче электрической энергии на территории Вологодской области" (далее - постановление № 131) в части установления в строке 30 Приложения индивидуального тарифа для филиала открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" (далее - ОАО "МРСК Северо-Запада"), плательщиком которого указано ОАО "Череповецкий "Азот", ставки на содержание электрических сетей: ставки на содержание электрических сетей (без НДС) в размере 3693.96 руб./МВА в месяц; ставки на оплату технологического расхода (потерь) (без НДС) в размере 147.49 руб./МВтч.
В обоснование заявленных требований ОАО "Череповецкий "Азот" указало на необоснованное возложение платы за услуги электрической энергии по сетям территориальной сетевой организации "МРСК Северо-Запада" "Вологдаэнерго" на общество, поскольку на ОАО "Череповецкий "Азот" возложена обязанность несения дополнительных затрат, связанных с процессом передачи электрической энергии, без указания источников доходов для соразмерного возмещения соответствующих затрат, а также возложение на общество дополнительной обязанности повторно (дважды) производить оплату стоимости услуг по передаче электрической энергии. Указанная плата ставит общество в неравное положение с другими участниками рынка производства, передачи и реализации электрической энергии, что противоречит пункту 1 статьи Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), оплата одной и той же услуги дважды различным лицам влечет по существу запрещенное подпунктом 4 пункта 1 статьи 575 ГК РФ в отношениях между коммерческими организациями дарение денежных средств ОАО "Череповецкий "Азот" ОАО "МРСК Северо-Запада". ОАО "Череповецкий "Азот" ни сетевой, ни смежной сетевой организацией не является, так как общество не оказывает каких-либо услуг ОАО "МРСК Северо-Запада" "Вологдаэнерго", поэтому на общество возлагается обязанность по оплате ни экономически, ни технологически необоснованной услуги, приобретаемой (потребляемой) другими хозяйствующими субъектами. Общество не является субъектом естественных монополий, а поэтому не может оказывать услуги по передаче электрической энергии. Оспариваемым актом нарушен баланс экономических интересов участников спорных правоотношений, поскольку размеры индивидуальных тарифов, установленные для получения обществом платы от смежных сетевых организаций и объем передачи электрической энергии заведомо порождает неравное положение общества в сравнении с ОАО "МРСК Северо-Запада" "Вологдаэнерго", поскольку присоединенная мощность потребителей электрической энергии существенно выше присоединенной мощности в тарифе, в котором общество является получателем денежных средств. Оспариваемое постановление введено в действие с нарушением установленного законом порядка, поскольку устанавливает индивидуальные тарифы на срок менее одного финансового года (начиная с сентября 2009 года и по декабрь 2009 года включительно), в вводит в действие индивидуальные тарифы не с начала очередного года, а с 01.09.2009. Постановление опубликовано в газете "Красный Север" 08.09.2009, поэтому в период с 1 по 7 сентября 2009 года постановление не может применяться.
В дополнении к заявлению от 16.07.2010 ОАО "Череповецкий "Азот" указало, что оспариваемое постановление противоречит пункту 42 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее - Правила недискриминационного доступа), и пункту 49 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом Федеральной службой по тарифам Российской Федерации от 06.08.2004 № 20-э/2 (далее - Методические указания), поскольку нарушен принцип обеспечения необходимой валовой выручки сетевой организации от реализации услуг передачи электрической энергии другим сетевым организациям так, чтобы расходы на оплату услуг смежных сетевых организаций не превышали доходов от реализации собственных услуг. Также указано, что постановление противоречит пункту 25 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации" (далее - Правила регулирования), в соответствии с которым решение об установлении тарифов и (или) их предельных уровней обратной силы не имеет, поскольку оспариваемому постановлению придана обратная сила.
В дополнении № 2 к заявлению ОАО "Череповецкий "Азот" указало, что его ежемесячный доход в период с 01.01.2008 по 31.08.2009 от реализации услуг ОАО "ВСК" составлял 300 - 340 тыс. руб., после введения РЭК новой схемы тарификации услуг передачи электрической энергии с 01.09.2009 размер ежемесячного дохода заявителя существенно снизился и составил за сентябрь - декабрь 2009 года 1 069 544 руб. 51 коп., среднемесячный доход составил 78 225 руб. 01 коп., что в 4,5 раза меньше, чем до введения в действие оспариваемого постановления. Вне зависимости от оценки доводов общества о нарушении самой схемой расчетов по постановлению базовых принципов хозяйственного оборота и предпринимательской деятельности в Российской Федерации, оспариваемое постановление нарушило права и законные интересы общества путем снижения доходности от операций по приобретению (реализации) услуг передачи электрической энергии, по существу снизив необходимую валовую выручку (далее - НВВ) заявителя.
Представитель ОАО "Череповецкий "Азот" в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме.
РЭК в отзыве на заявление и ее представители в судебном заседании с требованиями ОАО "Череповецкий "Азот" не согласились и указали, что заявитель осуществляет регулируемую деятельность по передаче электрической энергии и регулируется в РЭК с 2006 года, ежегодно направляя заявления о пересмотре тарифов за услуги по передаче электрической энергии по принадлежащим ему электрическим сетям. Приказом Федеральной службы по тарифам (далее - ФСТ) от 22.07.2009 № 284-к с 01.09.2009 отменено действие постановления от 26.12.2008 № 519/34 "Об установлении индивидуальных тарифов на передачу электрической энергии" для взаимозачетов с ОАО "ВСК" (далее - постановление № 519/34). Расчет НВВ для заявителя рассматривался при принятии постановления РЭК № 519/34 и фактически был принят повторно обжалуемым постановлением. Экономическая обоснованность тарифа для заявителя подтверждена экспертным заключением РЭК к постановлению РЭК 519/34. РЭК не была нарушена установленная процедура разработки тарифа до издания нормативного акта, поэтому наличие экспертного заключения подтверждает экономическую обоснованность установленного тарифа. Заявитель приводит данные о сумме доходов только от смежных сетевых организаций, упуская доходы, которые он должен получать от потребителя услуг гарантирующего поставщика - открытого акционерного общества "Вологодская сбытовая компания" (далее - ОАО "Вологодская сбытовая компания", ОАО "ВСК"). Доводы заявителя относительно двойной оплаты передачи электрической энергии также необоснованны, поскольку установленный тариф между ОАО "Череповецкий "Азот" и ОАО "ВСК" касается только взаимоотношений заявителя как потребителя электрической энергии на производственные и хозяйственные нужды собственника сетей, оплачивающего ее по договору поставки электроэнергии и мощности от 01.01.2008 № 3. Оплачивая электроэнергию и мощность (в соответствии с договором) потребленную на свои хозяйственные и производственные нужды гарантирующему поставщику ОАО "ВСК" по конечному двухставочному тарифу, потребитель ОАО "Череповецкий "Азот" оплачивает и услуги территориальных электрических сетей, но только как потребитель - единожды.
Постановление РЭК от 27.08.2009 № 131 принято во исполнение приказа ФСТ России от 22.07.2009 № 284-к с целью приведения принятых ранее индивидуальных тарифов в соответствие с законодательством, направлено на публикацию в газету "Красный Север" и опубликовано на сайте РЭК, поэтому нарушения в указанной части также отсутствуют.
Определением суда от 16.06.2010 по настоящему делу в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены открытое акционерное общество "Вологодская сбытовая компания", открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада".
ОАО "Вологодская сбытовая компания" в отзыве на заявление и ее представитель в судебном заседании требования общества не признали и указали, что установленная РЭК схема расчетов между заявителем и смежными сетевыми организациями на основании индивидуального тарифа, законность которого оспаривает заявитель, принята регулирующим органом в соответствии с пунктом 42 Правил недискриминационного доступа и пунктами 49 - 52 Методических указаний. ОАО "Череповецкий "Азот" является сетевой организацией, поскольку у него имеются объекты электросетевого хозяйства, посредством которых оказываются услуги по передаче электрической энергии присоединенным к сетям заявителя потребителям ОАО "ВСК", а также осуществляется передача электроэнергии в сети смежных сетевых организаций (ГП ВО "Череповецкая ЭТС" и ООО "Череповецкая электросетевая компания"). Заявитель является и потребителем услуг (в отношениях с ОАО "МРСК Северо-Запада", ГП ВО "Череповецкая ЭТС" и ООО "Череповецкая электросетевая компания", как смежными сетевыми организациями), и организацией, оказывающей услуги (в отношении с потребителями, присоединенными к его сетям, и с указанными смежными сетевыми организациями). При этом при расчете индивидуальных тарифов учитываются как расходы, которые данная сетевая организация несет при оплате услуг смежных сетевых организаций, так и доходы, которые данная сетевая организация получает от смежных сетевых организаций и потребителей электроэнергии. Поскольку при расчете единых (котловых) тарифов учитываются затраты всех сетевых организаций региона, избыток выручки, полученный от ОАО "ВСК" по единым (котловым) тарифам, заявитель обязан был перечислить ОАО "МРСК Северо-Запада", как вышестоящей смежной сетевой организации, рассчитавшись с ним по индивидуальному тарифу на услуги по передаче. Оплачивая в адрес ОАО "ВСК" стоимость электроэнергии, заявитель в составе платы за электроэнергию оплачивает только стоимость услуг в отношении потребленной им для собственных производственных нужд электроэнергии. В отношении электроэнергии, передаваемой по его сетям, заявитель в адрес ОАО "ВСК" оплату электроэнергии не производит, в результате чего доводы заявителя о двойной оплате им стоимости одних и тех же услуг являются несостоятельными. Оспариваемое постановление РЭК № 131 является решением, направленным на приведение ранее принятого решения об установлении тарифов в соответствие с законодательством Российской Федерации, в связи с чем, на исчисление срока его действия не распространяются положения части 1 пункта 6 Правил. Оспариваемое постановление было принято 27.08.2009, поэтому установление тарифов с 01.09.2009 полностью соответствует пункту 25 Правил. Просили в удовлетворении заявленных требований отказать.
ОАО "МРСК Северо-Запада" в отзыве на заявление и его представители в судебном заседании предъявленные требования не признали, указали, что ОАО "Череповецкий "Азот" является сетевой организацией, его деятельность подлежит тарифному регулированию, а также на него возлагается обязанность по исполнению требований действующего законодательства в области оказания услуг по передаче электрической энергии, в том числе и обязанность по оплате этих услуг. Доходы от услуг по передаче электрической энергии ОАО "Череповецкий "Азот" формируются за счет поступления денежных средств от потребителей (по договору между ОАО "ВСК" и ОАО "Череповецкий "Азот" от 01.08.2008 № ВСК-08/006 оказания комплекса услуг, обеспечивающих передачу электроэнергии и мощности), расчеты с которыми производятся по котловому тарифу, установленному постановлением РЭК от 27.08.2009 № 130, а за период с января по август 2009 года по индивидуальному тарифу (постановление РЭК от 26.12.2008 № 519/34); сетевых организаций: ГП ВО "Череповецкая ЭТС", ООО "Череповецкая электросетевая компания", расчеты с которым производятся по индивидуальному тарифу, установленному постановлением РЭК от 27.08.2009 № 131, и составляют 10 142 309 руб. 96 коп. Расходы за услуги по передаче электрической энергии ОАО "Череповецкий "Азот" формируются за счет платежей ОАО "МРСК Северо-Запада" по индивидуальному тарифу, установленному постановлением РЭК от 27.08.2009 № 131, и составляют 3 965 277 руб. 99 коп. Чистый доход заявителя составляет 1 780 772 руб. 86 коп. Относительно срока вступления в силу ОАО "МРСК Северо-Запада" и его представителем ОАО "МРСК Северо-Запада" приведены доводы, аналогичные доводам, указанным ОАО "ВСК".
Прокурор Вологодской области, вступивший в дело в порядке части 5 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в отзыве на заявление и его представитель в судебном заседании заявленные требования не поддерживают, считают, что постановление РЭК от 27.08.2009 № 131 в оспариваемой части соответствует действующему законодательству.
Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, письменные доказательства по делу, арбитражный суд считает, что предъявленные требования не подлежат удовлетворению.
Как следует из материалов дела, ОАО "Череповецкий "Азот" 06.05.2008 обратилось в РЭК с заявлением о пересмотре тарифов на передачу электрической энергии. Постановлением РЭК от 26.12.2008 № 519/34 "Об установлении индивидуальных тарифов на передачу электрической энергии" был установлен индивидуальный тариф ОАО "Череповецкий "Азот" на передачу электрической энергии для взаиморасчетов с ОАО "ВСК".
Приказом ФСТ России от 22.07.2009 № 294-к с 01.09.2009 действие постановления от 26.12.2008 № 519/34 отменено.
Во исполнение приказа ФСТ России от 22.07.2009 № 294-к РЭК приняла постановление от 27.08.2009 № 131 "О взаиморасчетах за услуги по передаче электрической энергии на территории Вологодской области" (далее - постановление № 131) в пункте 30 приложения к которому установлен двухставочный тариф на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями ОАО "МРСК Северо-Запада" - ОАО "Череповецкий "Азот", где ставка на содержание электрических сетей (без НДС) установлена в размере 3693.96 руб./МВА в месяц; ставка на оплату технологического расхода (потерь) (без НДС) установлена в размере 147,49 руб./МВтч отпуска в сеть.
Полагая, что установление данного тарифа не соответствует действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы ОАО "Череповецкий "Азот" обратилось в суд с указанным заявлением.
Постановление № 131 признано утратившим силу пунктом 2 Постановления РЭК от 29.12.2009 № 509 "О взаиморасчетах за услуги по передаче электрической энергии на территории Вологодской области".
Постановление РЭК от 29.12.2009 № 509 вступило в законную силу, опубликовано и недействующим в установленном законом порядке не признано, поэтому подлежит применению по настоящему делу.
Исходя из смысла постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.01.2010 № 12939/09 лицо, которое считает, что его права нарушены нормативным правовым актом, не может быть лишено права на судебную защиту в случае прекращения действия нормативного правового акта до момента обращения с заявлением в арбитражный суд.
ОАО "Череповецкий "Азот" считает, что его права оспариваемым постановлением нарушены, поэтому оснований для прекращения производства по настоящему делу не имеется.
В соответствии со статьей 7.1 Федерального закона от 14.04.1995 № 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (далее - Закона № 41-ФЗ) споры, связанные с осуществлением государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию, подлежат рассмотрению в арбитражном суде.
Статьей 6 Закона № 41-ФЗ предусмотрено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают, в частности, тарифы на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям.
Согласно вышеуказанной статье органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов осуществляют регулирование тарифов в соответствии с основами ценообразования на электрическую и тепловую энергию на территории Российской Федерации, правилами государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию и иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утверждаемыми Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
В силу пункта 64 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109 (далее - Основы ценообразования), тарифы на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям определяются путем деления НВВ организаций, оказывающих данные услуги (в том числе с привлечением других организаций), на суммарную присоединенную (заявленную) мощность потребителей услуг в расчетном периоде регулирования и дифференцируются по уровням напряжения и иным критериям, установленным законодательством Российской Федерации, в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми ФСТ.
Пунктом 42 Правил недискриминационного доступа предусмотрено, что при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии ставки тарифов определяются с учетом необходимости обеспечения равенства тарифов на услуги по передаче электрической энергии для всех потребителей услуг, расположенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и принадлежащих к одной группе (категории) из числа тех, по которым законодательством Российской Федерации предусмотрена дифференциация тарифов на электрическую энергию (мощность). Расчеты по заключаемому территориальными сетевыми организациями в соответствии с разделом III названных Правил договору (то есть расчеты между парой смежных сетевых организаций) осуществляются по тарифу на услуги по передаче электрической энергии, который определяется в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, в отношении каждой из сторон такого договора и носит индивидуальный характер. При этом расходы территориальной сетевой организации на оплату предоставляемых в соответствии с указанным договором услуг включаются в экономически обоснованные расходы, учитываемые при установлении тарифа на услуги по передаче электрической энергии для иных потребителей ее услуг, а доходы другой стороны указанного договора от предоставляемых ею по этому договору услуг и доходы от услуг по передаче электрической энергии, предоставляемых иным потребителям, должны в сумме обеспечивать НВВ данной организации.
Во исполнение требований пункта 42 Правил недискриминационного доступа приказом ФСТ от 31.07.2007 № 138-э/6 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 20.08.2007, регистрационный № 10030) утверждены изменения и дополнения в Методические указания, которыми определяется порядок расчета тарифов на услуги по передаче электрической энергии котловым методом. Согласно этому приказу на 2008 год и последующие годы во всех субъектах Российской Федерации должен быть рассчитан и утвержден единый (котловой) тариф на услуги по передаче электрической энергии. При этом в целях обеспечения каждой сетевой организации средствами в размере ее НВВ необходимо обеспечить перераспределение полученных по единому (котловому) тарифу средств между сетевыми организациями в соответствии с Методическими указаниями. Все сетевые организации и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов обязаны провести расчеты строго в соответствии с утвержденными Методическими указаниями.
Согласно пункту 49 Методических указаний расчет тарифов на услуги по передаче электрической энергии осуществляется с учетом необходимости обеспечения равенства тарифов на услуги по передаче электрической энергии для всех потребителей услуг, расположенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и принадлежащих к одной группе (категории) из числа тех, по которым пунктом 27 настоящих Методических указаний предусмотрена дифференциация тарифов на электрическую энергию (мощность).
Пунктом 50 Методических указаний определен порядок расчета единых на территории субъекта Российской Федерации (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии для потребителей этих услуг (кроме сетевых организаций) независимо от того, к сетям какой сетевой организации они присоединены. Пунктом 52 Методических указаний установлен порядок расчета индивидуального тарифа на услуги по передаче электрической энергии, используемого только для взаиморасчетов между сетевыми организациями за оказанные услуги.
Постановление № 131 принято компетентным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в пределах его полномочий, в порядке, предусмотренном Законом № 41-ФЗ, Основами ценообразования, Правилами недискриминационного доступа и Методическими указаниями.
В силу статьи 2 Закона № 41-ФЗ государственное регулирование тарифов на энергию осуществляется на основе принципов, изложенных в настоящем Федеральном законе, посредством установления экономически обоснованных тарифов (цен, платы за услуги) на электрическую и тепловую энергию и (или) их предельных уровней.
Статьей 3 Закона № 41-ФЗ определено, что государственное регулирование тарифов осуществляется в целях защиты экономических интересов потребителей от монопольного повышения тарифов.
В соответствии со статей 4 указанного закона основными принципами государственного регулирования тарифов, в частности, являются: определение экономической обоснованности планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли при расчете и утверждении тарифов; обеспечение экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и распределение электрической и тепловой энергии.
Согласно статье 3 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон № 35-ФЗ) территориальная сетевая организация - коммерческая организация, оказывающая услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети, а в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, - с использованием объектов электросетевого хозяйства или части указанных объектов, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть.
В соответствии с пунктом 2 Правил недискриминационного доступа "сетевые организации" - организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, а также осуществляющие право заключения договоров об оказании услуг по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих другим собственникам и иным законным владельцам и входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть.
ОАО "Череповецкий "Азот" не оспаривается, что у него имеются в собственности объекты электросетевого хозяйства, посредством которых им оказывались и оказываются услуги по передачи электрической энергии присоединенным к сетям заявителя потребителям ОАО "ВСК", а также осуществляется передача электроэнергии в сети смежных сетевых организаций (ГП ВО "Череповецкая ЭТС", ООО "Череповецкая электросетевая компания").
Таким образом, ОАО "Череповецкий "Азот" является сетевой организацией, вследствие чего оно является субъектом тарифного регулирования, что подтверждается также тарифной заявкой ОАО "Череповецкий "Азот" на 2009 год.
Доводы заявителя о том, что он не относится к сетевой организации, поскольку отсутствуют решение о включении его в Реестр субъектов естественных монополий и уведомление об этом, несостоятельны, поскольку необходимые и достаточные признаки, как сетевой организации, предусмотренные статьей 3 Закона № 35-ФЗ и пунктом 2 Правил недискриминационного доступа, у ОАО "Череповецкий "Азот" имеются. Отсутствие указанных документов не исключает осуществление заявителем функций сетевой организации в рассматриваемых правоотношениях.
Как сетевой организации ОАО "Череповецкий "Азот" постановлением РЭК от 26.12.2008 № 519/34 с 01.01.2009 был установлен индивидуальный двухставочный тариф для взаиморасчетов с ОАО "ВСК".
Приказом ФСТ России от 22.07.2009 № 284-к постановление РЭК от 26.12.2008 № 519/34 отменено с 01.09.2009.
В силу пункта 6 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации" (далее - Правила регулирования) Тарифы и (или) их предельные уровни вводятся в действие с начала очередного года на срок не менее одного года.
Действие настоящего пункта не распространяется на решения регулирующих органов, направленные на приведение ранее принятых решений об установлении тарифов или их предельных уровней в соответствие с законодательством Российской Федерации, на решения об установлении цен (тарифов) на услуги по обеспечению системной надежности, на решения регулирующих органов об установлении тарифов для организаций, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование тарифов, а также на решения регулирующих органов об установлении размера платы за технологическое присоединение.


Согласно пункту 7 указанных Правил установление тарифов и (или) предельных уровней производится регулирующими органами путем рассмотрения соответствующих дел. Если изменение тарифов и (или) их предельных уровней осуществляется в течение финансового года в соответствии с актом Правительства Российской Федерации либо в целях приведения в соответствие с законодательством Российской Федерации, то дело об установлении тарифов и (или) их предельных уровней не открывается, а материалы при необходимости запрашиваются соответствующими органами регулирования.
На основании указанного пункта и во исполнение приказа ФСТ России от 22.07.2009 № 284-к дело об установлении тарифа не открывалось, за основу РЭК приняты материалы, которые использовались при регулировании тарифов на 2009 год.
Пунктом 2 приказа ФСТ России от 22.07.2009 № 284-к РЭК Вологодской области предписано установить и ввести в действие тарифы на услуги по передаче электрической энергии на территории Вологодской области в соответствии с законодательством Российской Федерации с 01.09.2009. Указанный приказ опубликован, вступил в законную силу и недействующим в установленном законом порядке не признан.
Таким образом, действующее законодательство предусматривает возможность приведения ранее принятого решения об установлении тарифов в соответствие с законодательством Российской Федерации в течение года, а поэтому доводы заявителя о том, что оспариваемое постановление противоречит статье 2 Закона № 41-ФЗ и пункту 6 Правил регулирования не могут быть признаны состоятельными.
В силу пункту 10 Правил недискриминационного допуска энергосбытовые организации (гарантирующие поставщики), заключают договор в интересах обслуживаемых ими потребителей электрической энергии.
Гарантирующий поставщик оплачивает услуги, оказанные сетевой организацией потребителю по единому (котловому) тарифу.
Постановлением РЭК от 27.08.2009 № 130 утверждены единые (котловые) тарифы (далее - постановление № 130).
Поскольку единые (котловые) тарифы продифференцированы по уровням напряжения, структура потребления из сетей сетевых организаций различна, соответственно возникает недостаток или избыток выручки по единому тарифу, которые перераспределяются между сетевыми организациями с помощью индивидуальных тарифов.
В соответствии с установленным порядком взаимодействия субъектов розничного рынка электрической энергии при расчетах за услуги по передаче электрической энергии по единым (котловым) и индивидуальным тарифам, взаиморасчеты между субъектами розничного рынка производится по следующей схеме: энергосбытовые компании, гарантирующие поставщики оплачивают по единым (котловым) тарифам, установленным РЭК, услуги по передаче электрической энергии сетевым организациям, к сетям которых непосредственно подключены энергопринимающие устройства потребителей, обслуживаемых данными энергосбытовыми компаниями, гарантирующими поставщиками, и необходимая валовая выручка которых учтена при расчете единых (котловых) тарифов (нижестоящие сетевые организации); нижестоящие сетевые организации в дальнейшем рассчитываются со всеми вышестоящими смежными территориальными сетевыми организациями по индивидуальным тарифам.
ОАО "Череповецкий "Азот" получает денежные средства от потребителей, от имени которых в указанных отношениях выступает гарантирующий поставщик ОАО "ВСК" в виде платы по единому котловому тарифу, установленному постановлением РЭК от 27.08.2009 № 130. Расчет с вышестоящей сетевой организацией - ОАО "МРСК Северо-Запада" - осуществляется по индивидуальному тарифу, установленному постановлением РЭК от 27.08.2009 № 131.
Согласно пункту 34 Правил недискриминационного доступа по договору между смежными сетевыми организациями одна сторона договора обязуется предоставлять другой стороне услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих ей на праве собственности или на ином законном основании объектов электросетевого хозяйства, а другая сторона обязуется оплачивать эти услуги и (или) осуществлять встречное предоставление услуг по передаче электрической энергии. Услуга предоставляется в пределах величины присоединенной (заявленной) мощности в соответствующей точке технологического присоединения объектов электросетевого хозяйства одной сетевой организации к объектам другой сетевой организации. Потребитель услуг, предоставляемых по такому договору, определяется в соответствии с пунктом 39 настоящих Правил.
Пунктом 36 Правил недискриминационного доступа предусмотрено, что сетевая организация не вправе отказать смежной сетевой организации в заключении договора.
В соответствии с пунктом 41 указанных Правил при исполнении договора между территориальными сетевыми организациями, обслуживающими потребителей, расположенных на территории одного субъекта Российской Федерации, сторонами договора осуществляется взаимное предоставление услуг по передаче электрической энергии, при этом потребителями услуг являются обе стороны.
Согласно пункту 49 Методических указаний индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии, которые территориальные сетевые организации оказывают друг другу, то есть для взаиморасчетов пары сетевых организаций (далее - индивидуальные тарифы), определяются исходя из разности между тарифной выручкой сетевой организации - получателя услуги по передаче электрической энергии, получаемой ею от потребителей электрической энергии на всех уровнях напряжения, и необходимой валовой выручкой (с учетом расходов на оплату нормативных технологических потерь в сетях и средств, получаемых (оплачиваемых) от других сетевых организаций).
Расходы территориальной сетевой организации на оплату предоставляемых ей услуг по передаче электрической энергии прочими сетевыми организациями включаются в экономически обоснованные расходы, учитываемые при установлении тарифа на услуги по передаче электрической энергии электрической энергии для иных потребителей ее услуг, а доходы от предоставления услуги сетевой организации, предоставляющей услугу по передаче электрической энергии, и доходы от услуг по передаче электрической энергии, предоставляемых иным потребителям, должны суммарно обеспечивать необходимую валовую выручку данной организации.
В соответствии с пунктом 52 Методических указаний базой для расчета ставки индивидуальных тарифов на содержание электрических сетей является присоединенная (заявленная) мощность сетевой организации.
Базой для расчета ставки индивидуальных тарифов на оплату технологического расхода (потерь) электрической энергии является плановый сальдированный переток электроэнергии между сетевыми организациями. Оплата услуг осуществляется за фактический объем сальдированного перетока.
В случае, если сетевая организация по заключенным договорам получает плату от нескольких сетевых организаций, ее избыток (недостаток) должен учитывать совокупные платежи от всех таких организаций.
При этом НВВ любой сетевой организации региона должна суммарно обеспечиваться за счет платежей от потребителей, а также от сетевых организаций.
Таким образом, судом установлено, что ОАО "Череповецкий "Азот" является потребителем услуг в отношениях с ОАО "МРСК Северо-Запада", ГП ВО "Череповецкая ЭТС" и ООО "Череповецкая электросетевая компания", как смежными сетевыми организациями, и организацией оказывающей услуги в отношении с потребителями, присоединенными к его сетям, и с указанными смежными сетевыми организациями.
На основании изложенного доводы заявителя о том, что ОАО "МРСК Северо-Запада" не оказывается услуг ОАО "Череповецкий "Азот", вследствие чего установление индивидуального тарифа для взаиморасчетов с указанной сетевой организацией оспариваемым постановлением, не основаны на нормах действующего законодательства.
Поскольку от имени потребителей, подключенных к сетям заявителя, выступает ОАО "ВСК", платежи, которые осуществляет гарантирующий поставщик по единому котловому тарифу, платежи последнего также должны учитываться при расчете НВВ заявителя.
Из представленных в материалы дела расчетов со стороны заявителя, ОАО "ВСК", ОАО "МРСК Северо-Запада" следует, что с учетом платежей, поступающих от ОАО "ВСК" по единому котловому тарифу, соотношение доходов и расходов заявителя складывается в пользу первого. Несмотря на наличие убытка в сентябре 2009 года по окончании периода регулирования доходы заявителя превысили расходы на 312 900 руб. 05 коп., что свидетельствует о том, что оспариваемое постановление не нарушает прав и законных интересов заявителя.
Сопоставление с предыдущим периодом регулирования и доводы заявителя о том, что за любой период 2008 года доход был значительно выше, не могут быть приняты во внимание, поскольку на 2009 год определение единых (котловых) тарифов определялось на основании новых заявок сетевых организаций относительно НВВ каждой из них, в том числе и ОАО "Череповецкий "Азот", поэтому уровень дохода каждого следующего периода регулирования может не совпадать с предыдущим.
Доводы заявителя, изложенные в дополнении № 2 к заявлению, относительно того, что за период действия оспариваемого постановления сентябрь - декабрь 2009 года включительно объем дохода был значительно меньше, чем в предыдущие периоды 2009 года, также не состоятельны. НВВ заявителя рассчитывается за целый период регулирования - календарный год, поэтому отдельные месяцы не могут быть предметом сравнения. Кроме того, индивидуальный тариф, установленный оспариваемым постановлением, установлен на оставшуюся часть периода регулирования с учетом объема платежей, поступивших в ходе действия постановления РЭК от 26.12.2008 № 519/34, чтобы обеспечить заявленную НВВ ОАО "Череповецкий "Азот" в целом за 2009 год. Так доходы от услуг по передаче электрической энергии заявителя за 2009 год составили 7108 520 руб. 87 коп., расходы за указанный период в виде платежей ОАО "МРСК Северо-Запада" - 3965 277 руб. 99 коп., то есть доход составил 3 143 242 руб. 88 коп., что ниже НВВ утвержденный РЭК на 2009 год на 310 757 руб. 12 коп. Однако данная разница не может быть признана значительной (менее 10%), является сопоставимой с учетом планового характера расчета самой НВВ.
Доказательств того, что при принятии оспариваемого постановления, РЭК изменила НВВ заявителя при расчете тарифа не представлено и в материалах дела отсутствуют.
Основанием для установления тарифа в соответствии с приказом ФСТ от 22.07.2009 № 284-к послужили материалы, которые использовались при регулировании тарифов на 2009 год и представлены РЭК в судебное заседание.
Суд также отмечает, что в обоснование своих доводов заявитель приводит данные о финансовых результатах деятельности по окончании периода регулирования, которые на момент принятия оспариваемого постановления отсутствовали, тогда как основанием для расчета как НВВ заявителя, так и тарифов принимались плановые показатели, которые могут меняться в течение периода регулирования. Документальные данные, позволяющие рассчитать конкретные результаты деятельности заявителя за период регулирования на момент принятия оспариваемого постановления, в РЭК не представлялись и в действительности отсутствовали.
Согласно пункту 10 Основ ценообразования если организации, осуществляющие регулируемую деятельность, в течение расчетного периода регулирования понесли экономически обоснованные расходы, не учтенные при установлении регулируемых тарифов (цен), в том числе расходы, связанные с объективным и незапланированным ростом цен на продукцию, потребляемую в течение расчетного периода регулирования, эти расходы учитываются регулирующими органами при установлении регулируемых тарифов (цен) на последующий расчетный период регулирования (включая расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств).
На основании указанной нормы, приведенные доводы заявителя о неполучении запланированной НВВ являются основанием для учета указанных расходов в последующем периоде регулирования.
Таким образом, постановление Региональной энергетической комиссии Вологодской области от 27.08.2009 № 131 "О взаиморасчетах за услуги по передаче электрической энергии на территории Вологодской области" в части установления в строке 30 приложения следующего индивидуального тарифа для открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада", плательщиком которого указано открытое акционерное общество "Череповецкий "Азот": ставки на содержание электрических сетей (без НДС) в размере 3693,96 руб./МВА в месяц; ставки на оплату технологического расхода (потерь) (без НДС) в размере 147,49 руб./МВтч отпуска в сеть является соответствующим статьям 2 и 4 Федерального закона от 14.04.1995 № 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", Правилам функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 № 530, Правилам недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861, Правилам государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации", Методическим рекомендациям по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном рынке, утвержденных приказом Федеральной службой по тарифам от 06.08.2004 № 20-э/2.
Требования заявителя о признании оспариваемой части постановления РЭК от 27.08.2009 № 131 недействующим в период с 01.09.2009 по 07.09.2009 также не основаны на законе.
Оспариваемое постановление РЭК об установлении тарифов с 01.09.2009 принято 27.08.2009, то есть срок вступления его в силу определен позднее даты принятия, что исключает обратную силу указанного акта. Таким образом, нарушения пункта 25 Правил регулирования отсутствуют.
В соответствии со статьей 1 Закона Вологодской области от 17.04.1996 № 76-ОЗ "О порядке обнародования и вступления в силу законов области и иных нормативных правовых актов органов государственной власти области" (далее - Закон № 76-ОЗ) на территории Вологодской области применяются только те законы области, которые официально обнародованы.
В силу статьи 5 Закона № 76-ОЗ законы области и иные нормативные правовые акты органов государственной власти области вступают в силу со дня их официального обнародования в областной газете "Красный Север", либо в указанный в нормативном акте срок, а по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина - не ранее чем через 10 дней после их официального обнародования.
В пункте 1 постановления № 131 указано, что индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями устанавливаются с 01.09.2009, что также соответствует статье 5 Закона № 76-ОЗ. Кроме того, указанный пункт заявителем не оспорен и предметом рассмотрения по настоящему делу не является.
Оспариваемая строка 30 приложения к постановлению № 131, где указан двухставочный тариф для взаиморасчетов между ОАО "МРСК Северо-Запада" и ОАО "ВСК", не содержит срока его действия, а поэтому не может противоречить ни пункту 25 Правил регулирования, ни статьям 1 и 5 Закона № 76-ОЗ.
При этом, применение указанного постановления в период с 01.09.2009 по 07.09.2009 относится к правоприменению, которое не может рассматриваться в качестве предмета по настоящему делу.
На основании изложенного заявленные требования ОАО "Череповецкий "Азот" удовлетворению не подлежат.
В соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины, перечисленной заявителем по платежному поручению от 01.06.2010 № 3631, не подлежат распределению, поскольку в удовлетворении заявленных требований отказано.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 176, 181, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Вологодской области

решил:

признать постановление Региональной энергетической комиссии Вологодской области от 27.08.2009 № 131 "О взаиморасчетах за услуги по передаче электрической энергии на территории Вологодской области" в части установления в строке 30 приложения следующего индивидуального тарифа для открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада", плательщиком которого указано открытое акционерное общество "Череповецкий "Азот": ставки на содержание электрических сетей (без НДС) в размере 3693,96 руб./МВА в месяц; ставки на оплату технологического расхода (потерь) (без НДС) в размере 147,49 руб./МВтч отпуска в сеть, соответствующим статьям 2 и 4 Федерального закона от 14.04.1995 № 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", Правилам функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 № 530, Правилам недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861, Правилам государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации", Методическим рекомендациям по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном рынке, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 № 20-э/2, статьям 1, 5 Закона Вологодской области от 17.04.1996 № 76-ОЗ "О порядке обнародования и вступления в силу законов области и иных нормативных правовых актов органов государственной власти области".
В удовлетворении требований открытого акционерного общества "Череповецкий "Азот" отказать.
Решение суда вступает в законную силу немедленно, может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение месяца со дня вступления в законную силу.

Председательствующий
С.А.КИРОВ

Судьи
А.В.ПАРФЕНЮК
А.Е.МАМОНОВА





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru