Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Ярославская область


УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 30 мая 2011 г. по делу № 04-01/14-11

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии: заместитель руководителя Управления Балабаев С.А.,
члены Комиссии: главный специалист-эксперт Правдина С.Н., специалист-эксперт Самсонов А.Н.,
рассмотрев дело № 04-01/14-11 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту размещения непристойной рекламы магазина "К" в газете "Р", в присутствии представителя общества с ограниченной ответственностью "П" (далее - ООО "П") С.Н.А. (доверенность № 02/02-11 от 01.02.2011), представителя общества с ограниченной ответственностью "Т" (далее - ООО "Т") и общества с ограниченной ответственностью "Р" (далее - ООО "Р") М.И.В. (доверенность ООО "Т" от 05.04.2011, доверенность ООО "Р" от 05.04.2011),

установила:

в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области поступило заявление от физического лица, жителя города Ярославля, по рекламе магазина "К".
В газете "Р" № 50 (№ 630) 12 декабря 2010 г. на странице 8 размещена следующая реклама:
- "C" shoes and accessories Новый магазин обуви и аксессуаров SALE 50% ул. <...>, т. <...>". Помимо текста в данной рекламе имеется изображение полуобнаженной девушки.
Заявитель определил указанную рекламу как непристойную.
Указанная реклама магазина "К" и его услуг размещена на основании договора на оказание услуг по размещению рекламной информации в газете "Р" от 07.12.2010 № 12, заключенного между ООО "Р" и ООО "Т", акта № 00001982 от 13.12.2010, счета-фактуры № 1312/1 от 13.12.2010, приходного кассового ордера.
Согласно указанным документам - договору, платежным документам лицом, определившим объект рекламирования, является ООО "Т".
ООО "Т" заключен договор коммерческой концессии № Ф 88-31 от 7 июля 2010 г. с ООО "П", в соответствии с подпунктом 10.7 которого "Правообладатель" (ООО "П") предоставляет "Пользователю" (ООО "Т") макеты, эскизы и образцы для изготовления рекламных материалов с целью проведения региональной рекламы предприятия и (или) продукции.
Представитель ООО "П" пояснила, что отсутствует их вина по вменяемому правонарушению, поскольку указанная реклама является надлежащей, исходя из следующего: не содержит непристойных образов, носит чисто художественный (эстетический) характер, степень обнаженности является допустимой, не нарушает общепринятые нормы морали о реализации творческого самовыражения художника. Кроме того, С.Н.А. пояснила, что ООО "П" не является рекламодателем рассматриваемой рекламы, так как не направляло макетов и эскизов ООО "Т" для публикации рекламы в газете "Р" № 50 (№ 630) от 12.12.2010. ООО "Т" имеет право самостоятельно разрабатывать и использовать новые образцы и макеты рекламных материалов, проводить региональные мероприятия рекламного характера, которые должны быть письменно согласованы с ООО "П", согласно подпунктам 10.10, 10.13 договора коммерческой концессии от 07.07.2010. ООО "Т" не направляло на согласование ООО "П" планируемое рекламное мероприятие для публикации рекламного изображения в местной газете.
ООО "Т" признает себя рекламодателем. Представитель ООО "Т" и ООО "Р" поддерживает позицию ООО "П" в том, что рассматриваемая реклама является надлежащей рекламой, так как не содержит непристойных образов, носит художественный характер, без элементов эротики, с допустимой степенью обнаженности.
От ООО "П" и ООО "Т" в устной и письменной форме поступили ходатайства о проведении искусствоведческой экспертизы.
Комиссия, рассмотрев материалы дела, заслушав доводы представителей ООО "П", ООО "Т" и ООО "Р", пришла к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федеральный закон "О рекламе", ФЗ "О рекламе", Закон) реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Указанная выше информация о магазине "К" обладает всеми перечисленными признаками, следовательно, является рекламой.
В соответствии с частью 6 статьи 5 ФЗ "О рекламе" в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.
Согласно толковому словарю русского языка С.И. Ожегова непристойный - неприличный, бесстыдный; неприличный - не соответствующий, противоречащий правилам приличия; бесстыдный - лишенный чувства стыда, противоречащий общественной морали, непристойный.
Неприличная форма - нарушение правил поведения, принятых обществом в целом или отдельной социальной группой в данной ситуации. Приличие же представляет собой правило поведения, пристойность, а приличный - значит соответствующий приличиям, пристойный, подобающий, уместный. Понятие неприличности является родственным и сходным по значению непристойному. Непристойный образ (внешний вид, облик) - это образ, способный вызвать у потребителя рекламы ощущение своей неуместности и недопустимости, то есть несоответствия данной обстановке, ситуации.
В рекламе магазина "К", размещенной в газете "Р", которая доступна для всех без исключения категорий населения, допущено использование неприличного, бесстыдного образа. Это противоречит принципам морали, принятым в обществе, воспринимается крайне неуместным и недопустимым в данном печатном издании.
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 ФЗ "О рекламе" реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
Таким образом, в рассматриваемой рекламе магазина "К", распространяемой в газете "Р" № 50 (№ 630) 12 декабря 2010 г. на странице 8, в нарушение требований части 6 статьи 5 ФЗ "О рекламе" использовался непристойный образ.
Согласно части 6 статьи 38 ФЗ "О рекламе" ответственность за нарушение части 6 статьи 5 ФЗ "О рекламе" несет рекламодатель.
В соответствии со статьей 3 ФЗ "О рекламе" рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
На основании устных пояснений, договора от 07.12.2010 (заключен между ООО "Р" и ООО "Т"), акта № 00001982 от 13.12.2010, счета-фактуры № 1312/1 от 13.12.2010, приходного кассового ордера рекламодателем рассматриваемой рекламы является ООО "Т".
Таким образом, ответственность за нарушение требований части 6 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" несет ООО "Т".
В ходе рассмотрения дела ООО "П" и ООО "Т" были заявлены письменные и устные ходатайства о назначении независимой экспертизы для исследования спорной рекламы на предмет соответствия ее содержания нормам закона и морали. Письменные и устные ходатайства Комиссией рассмотрены и отклоняются исходя из следующего. По смыслу Федерального закона "О рекламе" содержание рекламы является вопросом факта; по общему правилу данный вопрос может быть разрешен Управлением с позиции рядового потребителя, не требует специальных знаний и, соответственно, - без назначения экспертизы.
Частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) за нарушение рекламодателем, рекламораспространителем или рекламопроизводителем законодательства о рекламе (за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса) предусмотрена административная ответственность в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

решила:

1. Признать рекламу магазина "К", размещенную на странице 8 в газете "Р" № 50 (№ 630) за 12 декабря 2010 года, ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования части 6 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
2. Выдать ООО "Т" предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Ярославского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 6 июня 2011 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии
С.А.БАЛАБАЕВ

Члены Комиссии:
С.Н.ПРАВДИНА
А.Н.САМСОНОВ





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru