Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Ярославская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 10 июня 2011 г. по делу № А82-13369/2010

Резолютивная часть решения оглашена 29 апреля 2011 года.
Полный текст решения изготовлен 10 июня 2011 года.
Арбитражный суд Ярославской области
в составе судьи Глызиной А.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Носковой Т.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
открытого акционерного общества "Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез" (ИНН - 7601001107, ОГРН - 1027600788544)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области
с участием третьих лиц:
№ 1 - ОАО "ЖКХ "Заволжье";
№ 2 - МУЗ "Ярославская центральная районная больница";
№ 3 - МОУ "Дубровская СОШ";
№ 4 - департамент топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области;
№ 5 - департамент ЖКХ и инфраструктуры Ярославской области;
№ 6 - ПО "Красные Ткачи";
№ 7 - ООО "Север";
№ 8 - ПО "Новый север";
№ 9 - ООО "Партнер Интер";
№ 10 - ОАО "Дубки";
№ 11 - ЗАО "Пульсар Трейд";
№ 12 - ИП Романов В.А.;
№ 13 - ИП Роденкова Т.И.;
№ 14 - МУ "Дубровский культурно-спортивный центр";
№ 15 - детский сад комбинированного вида № 36 "Золотой петушок";
№ 16 - МОУ дополнительного образования детей "Центр детского творчества "Солнышко";
№ 17 - ИП Соколов А.А.;
№ 18 - ИП Медведева Е.К.;
№ 19 - ИП Шибаев Д.С.;
№ 20 - ОАО "Ярославское районное производственное управление ЖКХ";
№ 21 - администрация Ярославского муниципального района;
о признании недействительными решения и предписания от 01.09.2010 по делу № 03-03/24-10
при участии:
от заявителя - Ненилин О.Е. - представитель по доверенности,
от ответчика - Гаев М.В. - представитель по постоянной доверенности,
от третьих лиц:
1. Молякова А.С. - представитель по доверенности;
4. Филиппов О.В. - представитель по доверенности;
5. Белова Г.Н. - представитель по доверенности;
прочие третьи лица - не явились,

установил:



Суд считает установленным факт доминирования Общества на рассматриваемом локальном рынке, ввиду того, что Общество является единственным исполнителем услуг по приему и очистке сточных вод для ряда потребителей. При этом границы рынка определены канализационной сетью, имеющей выход на его очистные сооружения.
Рассматриваемый вид деятельности регулируется Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 № 167 (с изменениями).
Согласно пункту 1 Правил данными Правилами введены следующие понятия:
"абонент" - юридическое лицо, а также предприниматели без образования юридического лица, имеющие в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении объекты системы водоснабжения и (или) канализации, которые непосредственно присоединены к системам коммунального водоснабжения и (или) канализации, заключившие с организацией водопроводно-канализационного хозяйства в установленном порядке договор на отпуск (получение) воды и (или) прием (сброс) сточных вод.
К числу абонентов могут относиться также организации, в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находятся жилищный фонд и объекты инженерной инфраструктуры; организации, уполномоченные оказывать коммунальные услуги населению, проживающему в государственном (ведомственном), муниципальном или общественном жилищном фонде; товарищества и другие объединения собственников, которым передано право управления жилищным фондом";
"водопроводные и канализационные устройства и сооружения и сооружения для присоединения к системам коммунального водоснабжения и канализации (водопроводный ввод или канализационный выпуск) - устройства и сооружения, через которые абонент получает питьевую воду из системы коммунального водоснабжения и (или) сбрасывает сточные воды в систему коммунальной канализации";
"водоотведение" - технологический процесс, обеспечивающий прием сточных вод абонентов с последующей передачей их на очистные сооружения канализации;
"сточные воды" - воды, образующиеся в результате хозяйственной деятельности человека (бытовые сточные воды) и абонентов после использования воды после использования воды из всех источников водоснабжения (питьевого, технического, горячего водоснабжения, пара от теплоснабжающих организаций);
"субабонент" - лицо, названное в понятии "абонент" настоящих Правил, получающее по договору с "абонентом" питьевую воду из водопроводных сетей и (или) сбрасывающее сточные воды в канализационные сети абонента организации водопроводно-канализационного хозяйства;
"канализационная сеть" - система трубопроводов, коллекторов, каналов и сооружений на них для сбора и отведения сточных вод;
"организация водопроводно-канализационного хозяйства" - предприятие (организация), осуществляющее отпуск воды из системы водоснабжения и (или) прием сточных вод в систему канализации и эксплуатирующая эти системы; "централизованная система коммунальной канализации" - комплекс инженерных сооружений населенных пунктов для сбора, очистки и отведения сточных вод в водные объекты и обработки осадков сточных вод".
Рассмотрев изложенные понятия, суд пришел к выводу о том, что в рассматриваемом споре отсутствуют правовые основания для признания прочих третьих лиц - за исключением ОАО "ЖКХ "Заволжье" - абонентами ОАО "ЯНОС".
ОАО "ЖКХ" Заволжье" отвечает необходимым признакам "абонента", в то время как прочие третьи лица, по мнению суда, соответствуют понятию - "субабонент".
Данный вывод суда соответствует распределению обязанностей по содержанию спорных канализационных сетей в пос. Дубки Ярославского района между администрацией Ярославского муниципального района (собственником сетей) и ОАО "ЖКХ "Заволжье" (лицо, непосредственно использующее по договору аренды спорные сети).
Фактически в результате договорных отношений указанных субъектов, принципу непосредственного присоединения к сетям ОАО "ЯНОС" и очистным сооружениям отвечает именно ОАО "ЖКХ "Заволжье".
У прочих третьих лиц, по мнению суда, отсутствуют основания для признания их абонентами ОАО "ЯНОС" - ввиду отсутствия признака непосредственного присоединения к сетям (очистным сооружениям) ОАО "ЯНОС".

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Решение Арбитражного суда ЯО по делу № А82-10125/2010-26 принято 02.12.2010, а не 26.12.2010.

Данный вывод суда подтвержден также решением Арбитражного суда Ярославской области по делу № А82-10125/2010-26 от 26.12.2010, вступившим в законную силу.
Суд отклоняет довод ответчика о том, что всех третьих лиц (потребителей услуг по водоотведению и очистке сточных вод) следует считать абонентами для Общества по причине их присоединения к системе водоотведения и (или) канализации - для целей использования соответствующего понятия "абонента", исходя из тождественности понятия "объекты", "канализационные сети" и "системы канализации".
Данный вывод ответчика не приводился в оспариваемом решении; не был предметом исследования в комиссионном рассмотрении дела; по мнению суда, не подтвержден необходимыми и достаточными доказательствами с технологической точки зрения, в нарушение статьи 65 АПК РФ.
По мнению суда, исходя из существующей схемы канализационных сетей пос. Дубки, содержания оспариваемого решения и норм действующего законодательства, отсутствуют основания для вывода о том, что все третьи лица (потребители рассматриваемых услуг, за исключением ОАО "ЖКХ "Заволжье"), должны быть признаны абонентами ОАО "ЯНОС" в правоотношениях на прием и очистку сточных вод.
Доводы сторон и третьего лица - департамента топлива. энергетики и регулирования тарифов Ярославской области - об установленных тарифах судом рассмотрены, не могут быть приняты в качестве решающего аргумента какой-либо из сторон - по причине наличия двух организаций (ОАО "ЯНОС" и ОАО "ЖКХ "Заволжье"), для которых установлены соответствующие тарифы на водоотведение и очистку сточных вод.
По мнению суда, не исключена возможность тарифного урегулирования для каждой из схем договорных отношений.
Ссылки заявителя на нормы Гражданского кодекса РФ следует признать обоснованными.
Соответственно, суд не усматривает законодательно установленной обязанности Общества на заключение спорных договоров на прием и очистку сточных вод с прочими (кроме ОАО "ЖКХ "Заволжье") третьими лицами.
Существенным, по мнению суда, также следует признать следующий довод Общества.
Несмотря на отсутствие с третьими лицами (потребителями услуг) заключенных договоров на оказание услуги по очистке сточных вод, Обществом не было отказано в приеме сточных вод и их очистке ни одному из потребителей. Данная деятельность осуществляется Обществом в 2010 году в отсутствие договорных отношений, вне зависимости от получаемого хозяйственного результата от данного вида хозяйственной деятельности.
Данный факт обсуждался сторонами в судебном заседании; не оспаривается ни одной из сторон; судом считается установленным.
С учетом изложенного, по мнению суда, отсутствуют основания для вывода о нарушении Обществом антимонопольного законодательства - применительно к вменяемому ему составу нарушения, предусмотренному пунктом 5 части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции" № 135-ФЗ.
Соответственно, заявленные Обществом требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
При подаче заявления в арбитражный суд заявителем - ОАО "ЯНОС" платежным поручением от 29.10.2010 № 350 была уплачена госпошлина в размере 4000 рублей. 2000 рублей из них является излишне уплаченной, подлежит возврату заявителю.
В остальной части расходы на уплату госпошлины судом относятся на ответчика.
Руководствуясь статьями 197 - 201, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

признать недействительным и отменить решение и предписание Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 01.09.2010 (в полном объеме изготовленное - 14.09.2010) по делу № 03-03/24-10 "о нарушении антимонопольного законодательства", вынесенное в отношении ОАО "Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез" (ИНН - 7601001107, ОГРН - 1027600788544) по пункту 5 части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции" № 135-ФЗ от 26.07.2006.
Возвратить заявителю - ОАО "Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез" (ИНН - 7601001107, ОГРН - 1027600788544) - 2000 рублей излишне уплаченной госпошлины, согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 333-40 Налогового кодекса РФ. Выдать заявителю - ОАО "Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез" справку на возврат госпошлины из федерального бюджета.
Взыскать с ответчика - Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области в пользу заявителя - ОАО "Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез" (ИНН - 7601001107, ОГРН - 1027600788544) - 2000 рублей в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в установленном законом порядке.

Судья
А.В.ГЛЫЗИНА





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru