УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ - ЧУВАШИИ
РЕШЕНИЕ
от 29 ноября 2011 г. по делу № 182-АМЗ-2011
Резолютивная часть решения оглашена 15 ноября 2011 года.
Решение изготовлено в полном объеме 29 ноября 2011 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
Гаврилова А.А. - заместителя руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии (председатель Комиссии);
Иванова Н.Д. - заместителя начальника отдела контроля органов власти и по борьбе с картелями (член Комиссии);
Зиминой Т.А. - специалиста 1 разряда отдела контроля органов власти и по борьбе с картелями (член Комиссии),
при участии на заседании ответчиков:
- представителя администрации г. Шумерля Чувашской Республики Макаровой Надежды Алексеевны по доверенности от 25.10.2011;
- представителя ООО "Т." - Скворцова Олега Борисовича по доверенности от 14.11.2011, являющегося также представителем заинтересованных лиц ООО "Т.-2", ООО "Т.-3" по доверенностям от 14.11.2011,
рассмотрев материалы дела № 182-АМЗ-2011, возбужденного в отношении администрации г. Шумерля Чувашской Республики и общества с ограниченной ответственностью "Т.-1" по признакам нарушения статьи 16
Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в осуществлении ими согласованных действий, которое приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на рынок предоставления услуг жилищно-коммунального хозяйства, выхода из него или устранению с него хозяйствующих субъектов,
установила:
В Чувашское УФАС России поступили материалы из Шумерлинской межрайонной прокуратуры Чувашской Республики по факту предоставления администрацией г. Шумерля в аренду муниципального имущества хозяйствующему субъекту ООО "Т.-1" без проведения торгов.
Шумерлинская межрайонная прокуратура Чувашской Республики установила, что между администрацией г. Шумерля и ООО "Т.-1" заключен договор на аренду теплотрассы муниципальной собственности города Шумерля под инвентарным № /2315-1 от 12.04.2011 сроком на один год - с 12.04.2011 по 10.04.2012 (далее договор № 7).
В соответствии со статьей 17.1
Закона о защите конкуренции конкурс либо аукцион на право заключения договоров на аренду теплотрасс, находящихся в муниципальной собственности, не проводился.
На заседании Комиссии представитель ответчика - администрации г. Шумерля Чувашской Республики нарушение антимонопольного законодательства не признала, пояснила следующее.
В соответствии Федеральным законом
от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и статьей 17.1
Закона о защите конкуренции, на основании обращения ООО "Т.-1" было издано постановление администрации г. Шумерля от 11.04.2011 № 282 "О предоставлении в аренду теплотрассы от котельной № 10 ООО "Т.-1" сроком на 30 календарных дней.
Администрацией г. Шумерля, в лице главы администрации Б., 12.04.2011 с ООО "Т.-1" заключен договор на аренду нежилого фонда (нежилого помещения, здания, сооружения), находящегося в собственности города Шумерля № 7 на срок с 12.04.2011 по 11.05.2011, т.е. на один месяц. К названному договору оформлен акт передачи помещения арендатору от 12.04.2011 (передача арендатору) и акт приема передачи от 12.05.2011 (возвращение муниципального имущества в муниципальную казну).
Таким образом, администрацией муниципальное имущество передавалось хозяйствующему субъекту в аренду на 30 дней.
Также сообщила, что дополнительно заключен договор № 7 со сроком действия с 12.04.2011 по 10.04.2012 в целях представления его в Государственную службу Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам (далее - Госслужба Чувашии по конкурентной политике и тарифам) для утверждения тарифов. В подтверждение тому представила Комиссии письмо администрации г. Шумерля Чувашской Республики в адрес Госслужбы Чувашии по конкурентной политике и тарифам от 06.04.2011 № 1134, где администрация г. Шумерля в целях выполнения условий статьи 14
Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Закон о Фонде содействия реформированию ЖКХ) и привлечения средств Фонда для капитального ремонта многоквартирных домов и переселения граждан из аварийного и ветхого жилого фонда просит установить тариф на транспортировку тепловой энергии хозяйствующему субъекту.
Представитель администрации г. Шумерля пояснила, что Госслужба Чувашии по конкурентной политике и тарифам при утверждении тарифов по отпуску тепловой энергии требует заключение договоров на один год и на меньший срок тарифы не утверждаются.
В последствии, июне 2011 года был проведен конкурс на право заключения договора аренды того же муниципального имущества (теплотрассы) и по результатам торгов с ООО "Т.-1" заключен договор аренды от 01.07.2011 со сроком действия с 01.07.2011 по 30.06.2016.
На запрос Чувашского УФАС России Госслужба Чувашии по конкурентной политике и тарифам письмом от 10.11.2011 № 03/09-2747 представила следующую информацию.
В 2011 году на основании постановлений главы администрации г. Шумерля от 11.04.2011 № 282, 283, 284, от 3.05.2011 № 351 и от 16.05.2011 № 412 администрацией г. Шумерля объекты теплоснабжения (участки теплотрассы) в соответствии с заключенными договорами на аренду теплотрассы муниципальной собственности г. Шумерля переданы в аренду ООО "Т.-1", "Т.-2", ООО "Т.-3", ООО "Т.-4". Данное решение принято в целях выполнения условий статьи 14
Закона о Фонде содействия реформированию ЖКХ и привлечения средств Фонда для капитального ремонта многоквартирных домов и переселения граждан из аварийного и ветхого жилого фонда.
В соответствии с Федеральным законом
"О теплоснабжении" и на основании представленных в Госслужбу заявлений об установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии и обосновывающих документов, предусмотренных Постановлением
Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации" и с учетом Методических указаний
по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 № 20-э/2 (далее - Методические указания), Постановлениями Госслужбы Чувашии по конкурентной политике и тарифам от 18.05.2011 № 21-8/т
"О внесении изменений в постановление Госслужбы Чувашии по конкурентной политике и тарифам от 30.11.2010 № 42-10/т" и от 15.06.2011 № 24-9т
"О внесении изменений в постановление Госслужбы Чувашии по конкурентной политике и тарифам от 30.11.2010 № 42-10/т" установлены тарифы на услуги по передаче тепловой энергии для вышеназванных предприятий на 2011 год.
В качестве обосновывающих документов вышеназванными тепловыми организациями были представлены, в том числе:
- копии договоров на аренду теплотрассы муниципальной собственности (со сроками действия на один год);
- копии договоров на оказание услуг по транспортировке тепловой энергии, заключенных тепловыми организациями с МУП "Теплоэнерго".
В соответствии со статьей 10
Федерального закона от 27.07.2010 190-ФЗ "О теплоснабжении" срок действия установленных тарифов в сфере теплоснабжения не может быть менее чем один финансовый год, если иное не установлено федеральными законами, решениями Правительства Российской Федерации. При этом в соответствии с пунктом 10 Правил для организаций, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование тарифов, тарифы на очередной и текущий периоды регулирования рассчитываются независимо о сроков подачи материалов.
Представитель ООО "Т.-1" пояснил, что договор № 7 заключался только на один месяц. Нарушения антимонопольного законодательства не допущены, договор сроком на один год оформлялся в целях представления в Госслужбу Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам для утверждения тарифа на услуги по передаче тепловой энергии.
В июне 2011 года ООО "Т.-1" участвовало в конкурсе на право заключения договоров аренды муниципального имущества и по результатам торгов заключен договор аренды муниципального имущества - теплотрассы от 01.07.2011 № 18.
Таким образом, муниципальное имущество передано в аренду хозяйствующему субъекту 01.07.2011 в соответствии с требованиями статьи 17.1
Закона о защите конкуренции.
Также пояснил, что договор на оказание услуг по транспортировке тепловой энергии от 11.04.2011 № 1 между ООО "Т.-1" и МУП "Теплоэнерго" г. Шумерля заключен на один год, с 11.04.2011 по 31.03.2012, при этом в пункте 6.1 договора допущена опечатка, вместо "до 31.03.2012" указано "до 31.03.2011".
Кроме того, представил справку о том, что котельная № 10 МУП "Т." работает только в отопительный сезон в соответствии с распоряжением главы администрации г. Шумерля, что с 01.05.2011 по 24.09.2011 потребители тепловую энергию не получали.
Также ООО "Т.-1" в письменных пояснениях сообщило, что:
- ошибочно произвело перечисление денежных средств за аренду муниципального имущества в мае и июне 2011 года в период проведения администрацией г. Шумерля аукциона на право заключения договоров на аренду теплотрасс, находящихся в муниципальной собственности;
- за период деятельности с 12.05.2011 по 30.06.2011 не имело доходов.
Комиссия, рассмотрев материалы дела, заслушав представителей ответчиков, установила следующее.
ООО "Т.-1" учреждено единственным участником - Е. 28.01.2011, на учет поставлено 07.02.2011, постановка на учет в налоговом органе - межрайонной инспекции ФНС № 8 по Чувашской Республике, осуществлена также 07.02.2011, основной вид деятельности - производство, передача и распределение пара и горячей воды (тепловой энергии). Юридический адрес: г. Шумерля, ул. Коммунальная, д. 3, строение "а". На основании обращения ООО "Т.-1" (от 12.042011 № 1301) издано постановление администрации г. Шумерля от 11.04.2011 № 282 "О предоставлении в аренду теплотрассы от котельной № 10 ООО "Т.-1" сроком на 30 календарных дней.
Администрацией г. Шумерля 12.04.2011 с хозяйствующим субъектом заключен договор на аренду нежилого фонда (нежилого помещения, здания, сооружения), находящегося в собственности города Шумерля № 7 на один месяц - с 12.04.2011 по 11.05.2011. Актом передачи помещения арендатору от 12.04.2011 совершена передача имущества арендатору и актом приема передачи от 12.05.2011 муниципальное имущество возвращено в муниципальную казну. Таким образом, администрацией муниципальное имущество передавалось хозяйствующему субъекту в аренду на 30 дней.
Администрация г. Шумерля в июне 2011 года провела конкурс на право заключения договоров аренды на муниципальное имущество (всего 7 лотов), по результатам которого с победителем конкурса по лоту № 1 (лот - теплотрасса от котельной № 10 протяженностью 498 м, инвентарный № /2315-1, расположенной в г. Шумерля, начало трассы - котельная № 10, трасса проходит по территории котельной и Сенному переулку, окончание трассы - дома № 9Б, 9А по Сенному переулку) 01.07.2011 заключен договор аренды недвижимого имущества муниципальной собственности города Шумерля № 18 (далее - договор № 18).
Из вышеизложенного следует, что предметами договоров № 7 и между администрацией г. Шумерля и ООО "Т.-1" является одно и то же муниципальное имущество - теплотрасса с инвентарным № /2315-1 для использования в целях транспортировки горячей воды.
Согласно представленным Шумерлинской межрайонной прокуратурой документам (копии платежных поручений) ООО "Т.-1" продолжало оплачивать арендную плату по договору № 7 на расчетный счет администрации г. Шумерля в период отсутствия договорных отношений (договор № 7 заключен на срок с 12.04.2011 по 11.05.2011):
- платежное поручение от 16.05.2011 № 2 на сумму 283 рубля 33 копейки (расходы от сдачи в аренду муниципального имущества по договору № 7 от 12.04.2011), банковская операция проведена 17.05.2011;
- платежное поручение от 09.06.2011 № 3 на сумму 283 рубля 33 копейки (расходы от сдачи в аренду муниципального имущества по договору № 7 от 12.04.2011), банковская операция проведена 10.06.2011.
Доводы ООО "Т.-1" о том, что Общество ошибочно произвело перечисление денежных средств за аренду муниципального имущества в мае и июне 2011 года, Комиссия считает несостоятельными ввиду следующего:
1) аналогичные платежи по прежнему договору от 12.04.2011 проведены после вступления в силу с 01.07.2011 новых договорных отношений по договору № 18: - платежное поручение от 12.07.2011 № 6 на сумму 283 рубля 33 копейки (расходы от сдачи в аренду муниципального имущества по договору № 7 от 12.04.2011), банковская операция проведена 12.07.2011;
- платежное поручение от 10.08.2011 № 7 на сумму 283 рубля 33 копейки (расходы от сдачи в аренду муниципального имущества по договору № 7 от 12.04.2011), банковская операция проведена 10.08.2011.
2) согласно представленным по запросу Чувашского УФАС России хозяйствующим субъектом ООО "Т.-1" документам установлено, что между ООО "Т.-1" и МУП "Теплоэнерго" г. Шумерля (ресурсоснабжающая организация) заключен договор на оказание услуг по транспортировке тепловой энергии от 11.04.2011 № 1 сроком на один год - с 11.04.2011 по 31.03.2012, т.е. получая в пользование муниципальное имущество на один месяц, ООО "Т.-1" заключило договор с ресурсоснабжающей организацией на один год.
Согласно пункту 18 статьи 4
Закона о защите конкуренции соглашение - договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме, т.е вышесказанное свидетельствует о том, что администрация г. Шумерля и ООО "Т.-1" заключив между собой договор пришли к соглашению, что по итогам конкурса (извещение о проведении торгов /0117938/01 размещено на сайте http://torgi.dov.ru 06.05.2011) арендуемое по договору № 7 муниципальное имущество также будет передано в аренду ООО "Т.-1". В соответствии с пунктом 4 статьи 16
Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.
По имеющейся в материалах дела информации, на территории г. Шумерля хозяйственную деятельность на этом же рынке предоставления услуг жилищно-коммунального хозяйства осуществляют еще три хозяйствующих субъекта: ООО "Т.-2", ООО "Т.-3", ООО "Т.-4". Комиссия Чувашского УФАС России приходит к выводу, что администрация города Шумерля и ООО "Т.-1", заключив соглашение (договор № 7, а в последующем договор № 18) допустили нарушение требований антимонопольного законодательства, предусмотренный частью 4 статьи 16
Закона о защите конкуренции, которые привели, в частности, к ограничению доступа на рынок предоставления услуг жилищно-коммунального хозяйства, выхода из него или устранению с него хозяйствующих субъектов.
Руководствуясь статьей 23
, частью 1 статьи 39
, частями 1
- 4 статьи 41
, частью 1 статьи Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия
решила:
1. Признать в действиях администрации города Шумерля и общества с ограниченной ответственностью "Т.-1" факт нарушения пункта 4 статьи 16
Федерального закона от 26.07.1006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Председатель Комиссии
А.А.ГАВРИЛОВ
Члены Комиссии
Н.Д.ИВАНОВ
Т.А.ЗИМИНА
В соответствии со статьей 52
Закона о защите конкуренции решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.