Зарегистрировано в Управлении Минюста России по УР 24 марта 2009 г. № RU18000200900068
УКАЗ
ПРЕЗИДЕНТА УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
О ПОРЯДКЕ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ПРАВОВЫХ АКТОВ
УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ И ИХ ПРОЕКТОВ
(в ред. Указа
Президента УР от 28.03.2012 № 64)
В соответствии с Федеральным законом
от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом
от 17 июля 2009 года № 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" и Законом
Удмуртской Республики от 20 сентября 2007 года № 55-РЗ "О мерах по противодействию коррупционным проявлениям в Удмуртской Республике", в целях совершенствования правового регулирования, повышения качества правотворческой деятельности государственных органов Удмуртской Республики, выявления и устранения несовершенства правовых норм, которые повышают вероятность коррупционных проявлений, постановляю:
(в ред. Указа
Президента УР от 28.03.2012 № 64)
(см. текст в предыдущей редакции
)
1. Утвердить прилагаемый Порядок
проведения антикоррупционной экспертизы правовых актов Удмуртской Республики и их проектов (далее - Порядок).
2. Руководителям государственных органов Удмуртской Республики:
в течение 30 дней со дня вступления в силу настоящего Указа определить структурное подразделение (должностное лицо), ответственное за организацию и проведение антикоррупционной экспертизы правовых актов Удмуртской Республики и их проектов в соответствующем государственном органе Удмуртской Республики;
при разработке проектов правовых актов обеспечить недопущение включения в указанные проекты правовых актов положений, содержащих коррупциогенные факторы и проявления коррупциогенности, указанные в Порядке
, а также иных положений, которые могут способствовать созданию условий для коррупции.
(в ред. Указа
Президента УР от 28.03.2012 № 64)
(см. текст в предыдущей редакции
)
3. Установить, что государственный орган Удмуртской Республики, ответственный за реализацию антикоррупционной политики в Удмуртской Республике, вправе давать официальные разъяснения по вопросам применения Порядка
, предусмотренного пунктом 1
настоящего Указа.
4. Установить, что информация об организации антикоррупционной экспертизы правовых актов Удмуртской Республики и их проектов и мероприятиях, направленных на устранение выявленных в ходе ее проведения коррупциогенных факторов и проявлений коррупциогенности, за прошедший год представляются руководителями государственных органов Удмуртской Республики в государственный орган Удмуртской Республики, ответственный за реализацию антикоррупционной политики в Удмуртской Республике, до 1 февраля текущего года.
(в ред. Указа
Президента УР от 28.03.2012 № 64)
(см. текст в предыдущей редакции
)
5. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований, образованных на территории Удмуртской Республики, организовать проведение антикоррупционной экспертизы муниципальных правовых актов и их проектов в соответствии с
Порядком
, предусмотренным
пунктом 1
настоящего Указа.
6. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.
Президент
Удмуртской Республики
А.А.ВОЛКОВ
г. Ижевск
16 марта 2009 года
№ 48
Приложение
к Указу
Президента
Удмуртской Республики
от 16 марта 2009 г. № 48
ПОРЯДОК
В правовом акте должны содержаться нормы об ответственности государственных и муниципальных служащих за нарушения, которые корреспондируют соответствующим актам о юридической ответственности, а также нормы о возможности обжалования действий государственных и муниципальных служащих.
21. Отсутствие контроля за государственными органами, органами местного самоуправления, государственными (муниципальными) служащими.
Правовой акт должен содержать нормы, обеспечивающие возможность контроля, в том числе общественного, за наиболее значимыми направлениями деятельности государственного органа, органа местного самоуправления, государственных и муниципальных служащих.
22. Нарушение режима прозрачности информации.
Правовой акт должен содержать нормы, повышающие информационную открытость государственных органов, органов местного самоуправления. О наличии данного коррупциогенного фактора свидетельствуют нормы, устанавливающие закрытость для граждан и организаций информации, имеющей значение для принятия решения по конкретному делу, равно как отсутствие в правовом акте норм, устанавливающих возможность и порядок получения такой информации.
4. Коррупциогенные факторы системного характера
23. В данной группе объединены коррупциогенные факторы, обнаружить которые можно при системном анализе правового акта, оценивая не отдельные нормы, а весь его текст.
24. Коррупциогенными факторами данной группы являются:
1) ложные цели и приоритеты;
2) нормативные коллизии;
3) "навязанная" коррупциогенность.
25. Ложные цели и приоритеты.
Правовой акт должен иметь ясные цели и приоритеты, отвечающие реальным потребностям правового регулирования. На наличие данного коррупциогенного фактора может указывать объективная нецелесообразность принятия правового акта, избыточность регулирования вопроса, противоречие норм правового акта продекларированным им целям.
26. Нормативные коллизии.
Правовой акт, полностью или в части противоречащий другому правовому акту, создает для должностных лиц возможность произвольного выбора акта, подлежащего применению в конкретном случае. На наличие данного коррупциогенного фактора указывает любой вид коллизии, если возможность ее разрешения зависит от волевого решения должностного лица.
27. "Навязанная" коррупциогенность.
Подзаконный правовой акт может содержать коррупциогенные нормы в силу того, что коррупциогенен соответствующий законодательный акт или иной правовой акт большей юридической силы. Данный коррупциогенный фактор обнаруживается путем выявления соответствующих коррупциогенных факторов в законодательном акте или ином правовом акте большей юридической силы.
5. Проявления коррупциогенности
28. В данной группе объединены положения, которые при определенных условиях могут свидетельствовать об уже свершившихся фактах коррупции и (или) способствовать проявлению коррупциогенных факторов.
29. К проявлениям коррупциогенности относятся:
1) формально-техническая коррупциогенность;
2) непринятие правового акта (бездействие);
3) нарушение баланса интересов.
30. Формально-техническая коррупциогенность (несоблюдение требований формально-технического характера).
О наличии данного проявления коррупциогенности свидетельствуют нарушения, выявляемые в ходе юридико-технической экспертизы правовых актов, в том числе порядка принятия и (или) формы правового акта. Указанные нарушения могут быть обусловлены коррупционными интересами или способствовать им в будущем.
31. Непринятие правового акта (бездействие).
Замена общеобязательных правил поведения индивидуальными правоприменительными актами в силу отсутствия предусмотренного правового акта стимулирует произвольное административное усмотрение. Данное проявление коррупциогенности обнаруживается в отсутствие сроков для издания правовых актов, чье принятие предусматривается в анализируемом правовом акте. Также данное проявление коррупциогенности обнаруживается в фактическом отсутствии (непринятии) правовых актов, чье принятие предусматривается в анализируемом правовом акте.
32. Нарушение баланса интересов.
Наличие данного проявления коррупциогенности обнаруживается в нормативном закреплении привилегий за одним из группы субъектов в ущерб другим, что может свидетельствовать о коррупционном интересе при подготовке и применении правового акта.
Приложение 2
к Порядку
проведения антикоррупционной
экспертизы правовых актов
Удмуртской Республики
и их проектов
Утратило силу с 28 марта 2012 года. - Указ
Президента УР от 28.03.2012 № 64.
(см. текст в предыдущей редакции
)