Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Тыва


ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТЫВА

именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 26 мая 2010 г. № 3-9/2010

Верховный суд Республики Тыва в составе:
председательствующего А.Ч.Д.,
при секретаре Д.А.С.-М.
с участием представителя заявителя О.У.М. и представителя Председателя Правительства Республики Тыва по доверенности Г.Л.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании 26 мая 2010 года в г. Кызыле гражданское дело по заявлению первого заместителя прокурора Республики Тыва о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим Закона Республики Тыва от 23 декабря 2005 года № 1499 ВХ-1 "Об установлении цены земли при продаже земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений" в части,

установил:

В суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим Закона Республики Тыва от 23 декабря 2005 года № 1499 ВХ-1 "Об установлении цены земли при продаже земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений" в части обратился первый заместитель прокурора Республики Тыва, указывая на то, что ст. 1 оспариваемого закона установлена цена земли в населенных пунктах Республики Тыва, а также за пределами границ населенных пунктов при продаже земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений в размере семикратной ставки земельного налога за единицу площади земельного участка (на начало текущего календарного года).
На федеральном уровне вопросы определения цены земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, при их продаже собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений урегулированы ст. 2 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 24 июля 2007 года № 212-ФЗ).
Так, до 1 января 2012 года осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности:
коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения;
коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были возведены на таких земельных участках вместо разрушенных или снесенных и ранее отчужденных из государственной или муниципальной собственности зданий, строений, сооружений;
гражданам и некоммерческим организациям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если право собственности указанных лиц на эти здания, строения, сооружения возникло до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации и если федеральными законами для указанных собственников не установлен иной порядок приобретения земельных участков в собственность.
При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах:
двадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек;
двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.
До установления субъектами Российской Федерации цены земельного участка применяется наибольшая для соответствующей местности цена земельного участка.
До 1 января 2012 года лица, не указанные в пункте 1 настоящей статьи и являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают такие земельные участки по цене, устанавливаемой субъектами Российской Федерации, в населенных пунктах с численностью населения:
свыше 3 миллионов человек - в размере от пяти- до тридцатикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка;
от 500 тысяч до 3 миллионов человек - в размере от пяти- до семнадцатикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка;
до 500 тысяч человек, а также за пределами границ населенных пунктов в размере от трех- до десятикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.
До установления субъектами Российской Федерации цены земельного участка применяется минимальный для соответствующей местности размер ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.
Таким образом, стоимость земельного участка определяется в зависимости от категории покупателей, а также расположения участка исходя из его кадастровой стоимости или размера ставки земельного налога.
Применение оспариваемой нормы нарушает интересы Российской Федерации, поскольку она противоречит федеральному законодательству.
Просит признать противоречащей федеральному законодательству и недействующей ст. 1 Закона Республики Тыва от 23 декабря 2005 года № 1499 ВХ-1 "Об установлении цены земли при продаже земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений" и возложить обязанность на заинтересованное лицо опубликовать сообщение о решении в газете "Тувинская правда".
Представитель заявителя О.У.М. требование поддержала и просила об удовлетворении заявления по основаниям, изложенным в нем.
Представитель Председателя Правительства Республики Тыва по доверенности Г.Ю.Н. требование признала, пояснив о том, что подготовлен проект закона, учитывающий положения федерального законодательства.
Представители Законодательной палаты и Палаты представителей Великого Хурала Республики Тыва по доверенности М.Д.А. и М.К.С. в судебное заседание не явились, от них поступили ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие, в которых они указывают на согласие с требованием заявителя. Суд счел возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьей 1 Закона Республики Тыва от 23 декабря 2005 года № 1499 ВХ-1 "Об установлении цены земли при продаже земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений" установлено, что цена земли в населенных пунктах Республики Тыва, а также за пределами границ населенных пунктов при продаже земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений в размере семикратной ставки земельного налога за единицу площади земельного участка (на начало текущего календарного года).
Между тем ст. 2 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 24 июля 2007 года № 212-ФЗ) предусмотрено, что до 1 января 2012 года осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности:
коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения;
коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были возведены на таких земельных участках вместо разрушенных или снесенных и ранее отчужденных из государственной или муниципальной собственности зданий, строений, сооружений;
гражданам и некоммерческим организациям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если право собственности указанных лиц на эти здания, строения, сооружения возникло до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации и если федеральными законами для указанных собственников не установлен иной порядок приобретения земельных участков в собственность.
При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах:
двадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек;
двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.
До установления субъектами Российской Федерации цены земельного участка применяется наибольшая для соответствующей местности цена земельного участка.
До 1 января 2012 года лица, не указанные в пункте 1 настоящей статьи и являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают такие земельные участки по цене, устанавливаемой субъектами Российской Федерации, в населенных пунктах с численностью населения:
свыше 3 миллионов человек - в размере от пяти- до тридцатикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка;
от 500 тысяч до 3 миллионов человек - в размере от пяти- до семнадцатикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка;
до 500 тысяч человек, а также за пределами границ населенных пунктов в размере от трех- до десятикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.
До установления субъектами Российской Федерации цены земельного участка применяется минимальный для соответствующей местности размер ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.
В силу положений указанного выше Федерального закона при установлении субъектом Российской Федерации цены земельного участка учитываются категории лиц, приобретающих земельные участки в собственность, а также расположение земельного участка в зависимости от численности жителей населенного пункта и исходя из кадастровой стоимости земельного участка либо размера ставки земельного налога.
В оспариваемом заявителем положении республиканского закона указанные выше условия не соблюдены, ввиду чего оно вошло в противоречие с федеральным законом.
По приведенным выше мотивам суд находит требование первого заместителя прокурора Республики Тыва обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Следует признать недействующим с момента вступления решения в законную силу ст. 1 Закона Республики Тыва от 23 декабря 2005 года № 1499 ВХ-1 "Об установлении цены земли при продаже земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений".
Сообщение о решении должно быть опубликовано в газете "Тувинская правда" после его вступления в законную силу.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198, 253 ГПК РФ, суд

решил:

Заявление первого заместителя прокурора Республики Тыва о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим Закона Республики Тыва от 23 декабря 2005 года № 1499 ВХ-1 "Об установлении цены земли при продаже земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений" в части удовлетворить.
Признать недействующей с момента вступления решения в законную силу ст. 1 Закона Республики Тыва от 23 декабря 2005 года № 1499 ВХ-1 "Об установлении цены земли при продаже земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений".
Сообщение о решении должно быть опубликовано в газете "Тувинская правда" после его вступления в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней с момента составления мотивированного решения через Верховный суд Республики Тыва. Мотивированное решение составлено 28 мая 2010 года.

Председательствующий
Ч.Д.ААЛ-ООЛ





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru