Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Тыва


ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТЫВА

именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 26 мая 2010 г. № 3-8/2010

Верховный суд Республики Тыва в составе:
председательствующего Аал-оол Ч.Д.,
при секретаре С.Ч.В.
с участием представителя заявителя О.У.М. и представителя Председателя Правительства Республики Тыва по доверенности Г.Л.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании 26 мая 2010 года в г. Кызыле гражданское дело по заявлению первого заместителя прокурора Республики Тыва о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим Закона Республики Тыва от 6 апреля 2005 года № 1237 ВХ-1 "О некоторых вопросах организации местного самоуправления в Республике Тыва" в части,

установил:

В суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим Закона Республики Тыва от 6 апреля 2005 года № 1237 ВХ-1 "О некоторых вопросах организации местного самоуправления в Республике Тыва" в части обратился первый заместитель прокурора Республики Тыва, ссылаясь на то, что п. 17 ст. 4 оспариваемого закона органам государственной власти Республики Тыва в сфере местного самоуправления предоставлено полномочие по установлению административной ответственности за нарушение должностным лицом местного самоуправления порядка и срока письменного ответа на обращение граждан в органы местного самоуправления.
Порядок рассмотрения обращений граждан определен Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", статья 15 которого определяет, что лица, виновные в нарушении настоящего Федерального закона, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Таким образом, действующим федеральным законодательством право устанавливать ответственность за нарушение порядка рассмотрения обращения граждан субъектам Российской Федерации не предоставлено.
Применение оспариваемой нормы нарушает интересы Российской Федерации, поскольку противоречит федеральному законодательству.
Просит признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим п. 17 ст. 4 Закона Республики Тыва от 6 апреля 2005 года № 1237 ВХ-1 "О некоторых вопросах организации местного самоуправления в Республике Тыва", а также возложить обязанность на заинтересованное лицо, после вступления решения в законную силу опубликовать сообщение о нем в газете "Тувинская правда".
Представитель заявителя О.У.М. требование поддержала по основаниям, указанным в заявлении, и просила об его удовлетворении.
Представитель Председателя Правительства Республики Тыва по доверенности Г.Л.Н. требование не признала, пояснив о том, что в силу ч. 1 ст. 72 Конституции РФ административное, административно-процессуальное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Пунктом 2 ст. 3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с данным федеральным законом в течение трех месяцев.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" лица, виновные в нарушении данного Федерального закона, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации. Однако действующее законодательство Российской Федерации административной ответственности за нарушение срока и порядка ответа на обращения граждан не устанавливает. Следовательно, субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование до принятия соответствующих положений федерального закона.
Кроме того, согласно ст. 8 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" порядок обнародования конституции (устава), закона субъекта Российской Федерации устанавливается конституцией (уставом) и законом субъекта Российской Федерации.
Конституция (устав) и закон субъекта Российской Федерации вступают в силу после их официального опубликования.
Статьей 1 Закона Республики Тыва от 29 декабря 2001 года № 1277 "О порядке опубликования и вступления в силу конституционных законов Республики Тыва, законов Республики Тыва, иных нормативных правовых актов Республики Тыва" на территории Республики Тыва применяются только те конституционные законы Республики Тыва, законы Республики Тыва, иные нормативные правовые акты Республики Тыва, которые официально опубликованы.
Согласно ст. 4 указанного закона установлено, что официальным опубликованием закона Республики Тыва считается первая публикация его полного текста в газетах "Тувинская правда", "Шын" или периодическом издании "Собрание законодательства Республики Тыва".
Оспариваемый закон был опубликован только в газете "Тувинская правда", в газете "Шын" закон не публиковался.
Полагает, что в связи с тем, что текст закона официально не был опубликован, он не может применяться.
От представителей Великого Хурала Республики Тыва по доверенности М.К.С. и П.О.С. поступили ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие. В них они указывают на свое согласие с заявленным требованием.
Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных выше лиц.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Пунктом 17 ст. 4 Закона Республики Тыва от 6 апреля 2005 года № 1237 ВХ-1 "О некоторых вопросах организации местного самоуправления в Республике Тыва" предусмотрено, что органам государственной власти Республики Тыва в сфере местного самоуправления предоставлено полномочие по установлению административной ответственности за нарушение должностным лицом местного самоуправления порядка и срока письменного ответа на обращение граждан в органы местного самоуправления.
Оспариваемая заявителем норма республиканского закона вошла в противоречие со ст. 15 Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", из которой следует, что лица, виновные в нарушении настоящего Федерального закона, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Из смысла приведенной выше нормы следует, что действующим федеральным законодательством право устанавливать ответственность за нарушение порядка рассмотрения обращений граждан субъектам Российской Федерации не предоставлено.
Таким образом, заявление первого заместителя прокурора Республики Тыва суд находит обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Следует признать недействующим с момента вступления решения в законную силу п. 17 ст. 4 Закона Республики Тыва от 6 апреля 2005 года № 1237 ВХ-1 "О некоторых вопросах организации местного самоуправления в Республике Тыва".
Сообщение о решении после его вступления в законную силу подлежит опубликованию в газете "Тувинская правда".
Суд находит доводы представителя Председателя Правительства Республики Тыва Г.Л.Н. о том, что действующее законодательство Российской Федерации административной ответственности за нарушение срока и порядка ответа на обращения граждан не устанавливает, и субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование до принятия соответствующих положений федерального закона, несостоятельными, поскольку вопрос установления ответственности за нарушение Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" отнесен к компетенции Российской Федерации.
Несостоятельны и доводы Г.Л.Н. о том, что оспариваемый заявителем закон не может применяться ввиду того, что он не опубликован в газете "Шын", выходящей на тувинском языке.
Так, ст. 1 Федерального закона от 1 июня 2005 года № 53-ФЗ "О государственном языке Российской Федерации" установлено, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык.
Закон Республики Тыва от 6 апреля 2005 года № 1237 ВХ-1 "О некоторых вопросах организации местного самоуправления в Республике Тыва" опубликован в газете "Тувинская правда", выходящей на русском, т.е. государственном языке Российской Федерации, в связи с чем применяется на территории Республики Тыва.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198, 253 ГПК РФ, суд

решил:

Заявление первого заместителя прокурора Республики Тыва о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим Закона Республики Тыва от 6 апреля 2005 года № 1237 ВХ-1 "О некоторых вопросах организации местного самоуправления в Республике Тыва" в части удовлетворить.
Признать недействующим с момента вступления решения в законную силу п. 17 ст. 4 Закона Республики Тыва от 6 апреля 2005 года № 1237 ВХ-1 "О некоторых вопросах организации местного самоуправления в Республике Тыва".
Сообщение о решении после его вступления в законную силу подлежит опубликованию в газете "Тувинская правда".
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней с момента составления мотивированного решения через Верховный суд Республики Тыва. Мотивированное решение составлено 31 мая 2010 года.

Председательствующий
Ч.Д.ААЛ-ООЛ





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru