Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Тыва


ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТЫВА

именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 27 января 2012 г. № 3-7/2012

Верховный суд Республики Тыва в составе:
председательствующего Аал-оол Ч.Д.,
при секретаре И-С.А.Ш., рассмотрев 27 января 2012 года в городе Кызыле Республики Тыва в открытом судебном заседании с участием представителя заявителя О.В.Н. гражданское дело по заявлению заместителя прокурора Республики Тыва о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим Положения о субсидировании части затрат экспортно ориентированных малых и средних предприятий на участие в выставочно-ярмарочных и конгрессных мероприятиях, семинарах, конференциях, круглых столах и других международных мероприятиях, связанных с продвижением товаров (работ, услуг) на зарубежные рынки, утвержденного постановлением Правительства Республики Тыва от 26 августа 2011 № 524 "Об утверждении Положения о субсидировании части затрат экспортно ориентированных малых и средних предприятий на участие в выставочно-ярмарочных и конгрессных мероприятиях, семинарах, конференциях, круглых столах и других международных мероприятиях, связанных с продвижением товаров (работ, услуг) на зарубежные рынки" в части

установил:

Заместитель прокурора Республики Тыва Б.Б.М. обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующимм пунктов 11 и 17 Положения о субсидировании части затрат экспортно ориентированных малых и средних предприятий на участие в выставочно-ярмарочных и конгрессных мероприятиях, семинарах, конференциях, круглых столах и других международных мероприятиях, связанных с продвижением товаров (работ, услуг) на зарубежные рынки, утвержденного постановлением Правительства Республики Тыва от 26 августа 2011 № 524 "Об утверждении Положения о субсидировании части затрат экспортно ориентированных малых и средних предприятий на участие в выставочно-ярмарочных и конгрессных мероприятиях, семинарах, конференциях, круглых столах и других международных мероприятиях, связанных с продвижением товаров (работ, услуг) на зарубежные рынки" (далее - Положения).
В обоснование своих требований заместитель прокурора указал на то, что в соответствии с ч. 2 ст. 17 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" средства федерального бюджета на государственную поддержку субъектов малого предпринимательства, предусмотренные федеральным законом о федеральном бюджете, предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В целях реализации вышеуказанной статьи Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2009 № 178 "О распределении и предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства" утверждены Правила распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства (далее - Правила).
Пунктом 37 Правил установлен перечень документов, необходимых для предоставления субъектом малого и среднего предпринимательства в уполномоченный орган, для получения субсидии:
а) заявление, копии документов, подтверждающих участие субъектов малого и среднего предпринимательства в выставочно-ярмарочных мероприятиях за рубежом либо стоимость их вклада в оплату договора аренды выставочных площадей для общей экспозиции;
б) заверенные руководителями субъектов малого и среднего предпринимательства (индивидуальным предпринимателем) и банком копии платежных поручений или заверенные руководителями субъектов малого и среднего предпринимательства копии кассовых документов, подтверждающих затраты, связанные с участием в выставочно-ярмарочных мероприятиях за рубежом;
в) заверенные руководителями субъектов малого и среднего предпринимательства (индивидуальным предпринимателем) копии договоров аренды выставочных площадей;
г) расчет размера субсидии на оплату расходов, связанных с участием в выставочно-ярмарочных мероприятиях за рубежом;
д) справка налогового органа на последнюю отчетную дату об отсутствии у субъектов малого и среднего предпринимательства просроченной задолженности по налоговым и иным обязательным платежам в бюджетную систему Российской Федерации.
Однако в п. 11 Положения субъектом малого и среднего предпринимательства республики для получения субсидии предоставление справки налогового органа на последнюю отчетную дату об отсутствии просроченной задолженности по налоговым и иным обязательным платежам в бюджетную систему Российской Федерации и расчета размера субсидии на оплату расходов, связанных с участием в выставочно-ярмарочных мероприятиях за рубежом, а также обязанность руководителя субъекта малого и среднего предпринимательства и банка заверять копии платежных поручений, руководителем субъекта малого и среднего предпринимательства - копии кассовых документов, договоров аренды выставочных площадей не предусмотрены.
Согласно п. 42 Правил, уполномоченный орган регистрирует заявления, представляемые субъектами малого и среднего предпринимательства в соответствии с пунктами 33, 35, 37, 39 и 41 настоящих Правил, по мере их поступления в специальном журнале, который должен быть пронумерован, прошнурован, скреплен печатью этого органа, и в течение 10 дней с даты регистрации направляет субъектам малого и среднего предпринимательства письменное уведомление о принятии затрат к субсидированию или об отказе в субсидировании (с указанием причин отказа).
В нарушение вышеуказанных требований федерального законодательства п. 17 Положения срок рассмотрения заявок субъектов малого и среднего предпринимательства и принятия решения установлен 30 календарных дней.
Применение оспариваемого постановления Правительства Республики Тыва нарушает интересы Российской Федерации, поскольку он противоречит федеральному законодательству.
Просит признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими оспариваемые нормы, а также возложить обязанность на заинтересованное лицо после вступления решения в законную силу опубликовать сообщение о нем в газете "Тувинская правда".
В судебном заседании представитель заявителя О.В.Н. заявление поддержала и просила признать пункты 11 и 17 Положения о субсидировании части затрат экспортно ориентированных малых и средних предприятий на участие в выставочно-ярмарочных и конгрессных мероприятиях, семинарах, конференциях, круглых столах и других международных мероприятиях, связанных с продвижением товаров (работ, услуг) на зарубежные рынки противоречащим федеральному законодательству и недействующим по изложенным в заявлении основаниям.
Представитель Правительства Республики Тыва в судебное заседание не явился, хотя был надлежащим образом извещен о дате, времени и месте судебного заседания, об уважительности причин неявки в судебное заседание не сообщил.
Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного выше лица.
Заслушав объяснения представителя заявителя, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 251 ГПК РФ, гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования.
В соответствии с ч. 2 ст. 17 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" средства федерального бюджета на государственную поддержку субъектов малого предпринимательства, предусмотренные федеральным законом о федеральном бюджете, предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В целях реализации вышеуказанной статьи Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2009 № 178 "О распределении и предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства" утверждены Правила распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства (далее - Правила).
Пунктом 37 Правил установлен перечень документов, необходимых для предоставления субъектом малого и среднего предпринимательства в уполномоченный орган, для получения субсидии:
а) заявление, копии документов, подтверждающих участие субъектов малого и среднего предпринимательства в выставочно-ярмарочных мероприятиях за рубежом либо стоимость их вклада в оплату договора аренды выставочных площадей для общей экспозиции;
б) заверенные руководителями субъектов малого и среднего предпринимательства (индивидуальным предпринимателем) и банком копии платежных поручений или заверенные руководителями субъектов малого и среднего предпринимательства копии кассовых документов, подтверждающих затраты, связанные с участием в выставочно-ярмарочных мероприятиях за рубежом;
в) заверенные руководителями субъектов малого и среднего предпринимательства (индивидуальным предпринимателем) копии договоров аренды выставочных площадей;
г) расчет размера субсидии на оплату расходов, связанных с участием в выставочно-ярмарочных мероприятиях за рубежом;
д) справка налогового органа на последнюю отчетную дату об отсутствии у субъектов малого и среднего предпринимательства просроченной задолженности по налоговым и иным обязательным платежам в бюджетную систему Российской Федерации.
Однако в п. 11 оспариваемого Положения указано, что для получения субсидии субъекты малого и среднего предпринимательства представляют следующие документы:
1) заявка на участие в конкурсном отборе по предоставлению субсидий;
2) заверенная копия свидетельства о государственной регистрации;
3) заверенная копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;
4) отчет о деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства за предшествующий год, заверенный подписью руководителя предприятия или индивидуального предпринимателя;
5) документы, подтверждающие стоимость и факт оплаты расходов по участию в выставочно-ярмарочных и конгрессных мероприятиях, семинарах, конференциях, круглых столах и других международных мероприятиях, связанных с продвижением товаров (работ и услуг) на зарубежные рынки, в том числе:
- копии договоров, заключенных между субъектами малого и среднего предпринимательства и организаторами выставочно-ярмарочных и конгрессных мероприятий, семинаров, конференций, круглых столов и других международных мероприятий;
- копии счетов и платежных поручений (кассовых документов), подтверждающие произведенные расходы, согласно пункту 4 настоящего Положения;
6) отчет, подтверждающий эффективность участия в выставочно-ярмарочных и конгрессных мероприятиях, семинарах, конференциях, круглых столах и других международных мероприятиях, связанных с продвижением товаров (работ и услуг) на зарубежные рынки (копии документов о сотрудничестве, протоколов о намерении, договоров поставки, дипломы, грамоты и т.д.), заверенный руководителем предприятия или индивидуальным предпринимателем;
7) заверенная копия документа, удостоверяющего личность заявителя, - для индивидуальных предпринимателей, выписка из Единого государственного реестра юридических лиц - для юридических лиц.
Заявки рассматриваются Комиссией.
Таким образом, в нарушение пункта 37 Правил, которым установлен перечень необходимых документов, в п. 11 Положения субъектам малого и среднего предпринимательства республики для получения субсидии предоставление справки налогового органа на последнюю отчетную дату об отсутствии просроченной задолженности по налоговым и иным обязательным платежам в бюджетную систему Российской Федерации и расчета размера субсидии на оплату расходов, связанных с участием в выставочно-ярмарочных мероприятиях за рубежом, а также обязанность руководителя субъекта малого и среднего предпринимательства и банка заверять копии платежных поручений, руководителем субъекта малого и среднего предпринимательства - копии кассовых документов, договоров аренды выставочных площадей не предусмотрены, что указывает на то, что оспариваемая норма вошла в противоречие с федеральным законодательством.
Согласно п. 17 Положения, комиссия рассматривает заявки, заслушивает претендентов и выносит решение в течение 30 календарных дней со дня окончания приема документов.
В соответствии с п. 42 Правил уполномоченный орган регистрирует заявления, представляемые субъектами малого и среднего предпринимательства в соответствии с пунктами 33, 35, 37, 39 и 41 настоящих Правил, по мере их поступления в специальном журнале, который должен быть пронумерован, прошнурован, скреплен печатью этого органа, и в течение 10 дней с даты регистрации направляет субъектам малого и среднего предпринимательства письменное уведомление о принятии затрат к субсидированию или об отказе в субсидировании (с указанием причин отказа).
Поскольку Правилами предусмотрены иные сроки рассмотрения заявок, то установленный в п. 17 Положения тридцатидневный срок рассмотрения заявок противоречит федеральному законодательству, установившему более короткий срок.
При таких обстоятельствах заявление заместителя прокурора обоснованно и подлежит удовлетворению.
Следует признать оспариваемые заявителем пункты Положения о субсидировании части затрат экспортно ориентированных малых и средних предприятий на участие в выставочно-ярмарочных и конгрессных мероприятиях, семинарах, конференциях, круглых столах и других международных мероприятиях, связанных с продвижением товаров (работ, услуг) на зарубежные рынки, утвержденного постановлением Правительства Республики Тыва от 26 августа 2011 № 524 "Об утверждении Положения о субсидировании части затрат экспортно ориентированных малых и средних предприятий на участие в выставочно-ярмарочных и конгрессных мероприятиях, семинарах, конференциях, круглых столах и других международных мероприятиях, связанных с продвижением товаров (работ, услуг) на зарубежные рынки" недействующими со дня вступления решения суда в законную силу ввиду их противоречия федеральному законодательству.
Сообщение о решении после его вступления в законную силу должно быть опубликовано в газете "Тувинская правда".
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198, 253 ГПК РФ, суд

решил:

Заявление заместителя прокурора Республики Тыва о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим Положения о субсидировании части затрат экспортно ориентированных малых и средних предприятий на участие в выставочно-ярмарочных и конгрессных мероприятиях, семинарах, конференциях, круглых столах и других международных мероприятиях, связанных с продвижением товаров (работ, услуг) на зарубежные рынки, утвержденного постановлением Правительства Республики Тыва от 26 августа 2011 № 524 "Об утверждении Положения о субсидировании части затрат экспортно ориентированных малых и средних предприятий на участие в выставочно-ярмарочных и конгрессных мероприятиях, семинарах, конференциях, круглых столах и других международных мероприятиях, связанных с продвижением товаров (работ, услуг) на зарубежные рынки" в части удовлетворить.
Признать недействующими с момента вступления решения в законную силу п.п. 11 и 17 Положения о субсидировании части затрат экспортно ориентированных малых и средних предприятий на участие в выставочно-ярмарочных и конгрессных мероприятиях, семинарах, конференциях, круглых столах и других международных мероприятиях, связанных с продвижением товаров (работ, услуг) на зарубежные рынки, утвержденного постановлением Правительства Республики Тыва от 26 августа 2011 № 524 "Об утверждении Положения о субсидировании части затрат экспортно ориентированных малых и средних предприятий на участие в выставочно-ярмарочных и конгрессных мероприятиях, семинарах, конференциях, круглых столах и других международных мероприятиях, связанных с продвижением товаров (работ, услуг) на зарубежные рынки".
Сообщение о решении после его вступления в законную силу должно быть опубликовано в газете "Тувинская правда".
На решение могут быть поданы апелляционные жалоба и представление в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации через Верховный суд Республики Тыва в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения. Мотивированное решение изготовлено 1 февраля 2012 года.

Председательствующий
Ч.Д.ААЛ-ООЛ





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru