ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТЫВА
именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 25 января 2012 г. № 3-6/2012
Верховный суд Республики Тыва в составе:
председательствующего Аал-оол Ч.Д.,
при секретаре М.С.В., рассмотрев 25 января 2012 года в городе Кызыле Республики Тыва в открытом судебном заседании с участием представителя заявителя О.У.М. гражданское дело по заявлению заместителя прокурора Республики Тыва о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим Закона
Республики Тыва от 31 января 1996 года № 455 "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" в части,
установил:
Заместитель прокурора Республики Тыва Б.Б.М. обратился в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим абзаца 2 статьи 3
, а также статей 8
- 19
, 24
и 27
Закона Республики Тыва от 31 января 1996 года № 455 "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях".
В обоснование своих требований заявитель указал на то, что абзацем 2 статьи 3
Закона Республики Тыва понятие благотворительной деятельности определено как добровольная деятельность физических и юридических лиц, выражающаяся в направленной на достижение общественного блага бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче другим гражданам или юридическим лицам денежных средств, имущества, имущественных прав, а также выполнении работ, предоставлении услуг и оказании поддержки в иных формах.
В то же время статьей 1
, абзацем 7 статьи 5
, частью 1 статьи 6
Федерального закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительной организации" установлено, что под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки; добровольцы - физические лица, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного выполнения работ, оказания услуг (добровольческой деятельности), благотворительной организацией является неправительственная (негосударственная и немуниципальная) некоммерческая организация, созданная для реализации предусмотренных настоящим Федеральным законом целей путем осуществления благотворительной деятельности в интересах общества в целом или отдельных категорий лиц.
Учитывая, что указанный Федеральный закон
, установив основы правового регулирования благотворительной деятельности, определил содержание указанных понятий, установление этих же понятий Законом
Республики Тыва в иных формулировках является недопустимым.
Кроме того, статьями 8
- 19
, 24
и 27
Закона Республики Тыва регулируются вопросы создания и прекращения деятельности благотворительной организации, а также порядок осуществления ее деятельности.
В соответствии с пунктом "о" статьи 71
Конституции Российской Федерации гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 117
Гражданского кодекса Российской Федерации особенности правового положения общественных и религиозных организаций как участников отношений, регулируемых настоящим Кодексом, определяются законом.
Частью 1 статьи 1
Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" установлено, что Федеральный закон определяет правовое положение, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций как юридических лиц, формирования и использования имущества некоммерческих организаций, права и обязанности их учредителей (участников), основы управления некоммерческими организациями и возможные формы их поддержки органами государственной власти и органами местного самоуправления.
Вопросы создания, реорганизации и ликвидации, деятельность некоммерческих организаций (в том числе благотворительных организаций) регулируются главами III
- IV
указанного Федерального закона.
В силу приведенного положения Конституции
Российской Федерации, а также ее части 1 статьи 76
, указанные выше вопросы нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации регулироваться не могут, в связи с чем статьи 8
- 19
, 24
и 27
Закона Республики Тыва приняты с превышением установленной компетенции.
В судебном заседании представитель заместителя прокурора Республики Тыва О.У.М. заявление поддержала и просила признать указанный абзац статьи 3
, а также статьи 8
- 19
, 24
и 27
Закона Республики Тыва от 31 января 1996 года № 455 "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" противоречащими федеральному законодательству и недействующими по изложенным в заявлении основаниям.
Представитель Правительства Республики Тыва в судебное заседание не явился, был надлежащим образом извещен о дате, времени и месте судебного заседания, об уважительности причин неявки на судебное рассмотрение дела не сообщил.
Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя Правительства Республики Тыва.
Заслушав объяснения представителя заявителя, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 251
ГПК РФ, гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией
Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Абзацем 2 статьи 3
Закона Республики Тыва от 31.01.1996 № 455 "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" установлены основные понятия, в том числе благотворительной деятельности как добровольной деятельности физических и юридических лиц, выражающейся в направленной на достижение общественного блага бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче другим гражданам или юридическим лицам денежных средств, имущества, имущественных прав, а также выполнении работ, предоставлении услуг и оказании поддержки в иных формах.
Указанная выше норма
вошла в противоречие с федеральным законодательством, так как в соответствии со ст. 1
Федерального закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" (далее Федеральный закон № 135-ФЗ) под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.
Согласно ст. 6
Федерального закона № 135-ФЗ благотворительной организацией является неправительственная (негосударственная и немуниципальная) некоммерческая организация, созданная для реализации предусмотренных настоящим Федеральным законом целей путем осуществления благотворительной деятельности в интересах общества в целом или отдельных категорий лиц.
Статьями 8
- 19
, 24
и 27
Закона Республики Тыва регулируются вопросы создания и прекращения деятельности благотворительной организации, а также порядок осуществления ее деятельности.
Вместе с тем ч. 1 ст. 1
Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" установлено, что Федеральный закон определяет правовое положение, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций как юридических лиц, формирования и использования имущества некоммерческих организаций, права и обязанности их учредителей (участников), основы управления некоммерческими организациями и возможные формы их поддержки органами государственной власти и органами местного самоуправления.
Вопросы создания, реорганизации и ликвидации, деятельность некоммерческих организаций (в том числе благотворительных организаций) регулируются главами III
- IV
указанного Федерального закона.
В соответствии с пунктом "о" статьи 71
Конституции Российской Федерации гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 117
Гражданского кодекса Российской Федерации, особенности правового положения общественных и религиозных организаций как участников отношений, регулируемых настоящим Кодексом, определяются законом.
Поскольку указанные выше вопросы нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации регулироваться не могут, то статьи 8
- 19
, 24
и 27
Закона Республики Тыва приняты с превышением установленной пунктом "о" статьи 71
Конституции Российской Федерации компетенции.
При таких обстоятельствах заявление заместителя прокурора обоснованно и подлежит удовлетворению.
Следует признать абзац 2 статьи 3
, а также статьи 8
- 19
, 24
и 27
Закона Республики Тыва недействующими со дня вступления решения суда в законную силу ввиду их противоречия федеральному законодательству.
Сообщение о решении после его вступления в законную силу должно быть опубликовано в газете "Тувинская правда".
Руководствуясь ст. ст. 194
- 198
, 253
ГПК РФ, суд
решил:
Заявление заместителя прокурора Республики Тыва о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим в части Закона Республики Тыва от 31 января 1996 года № 455 "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" удовлетворить.
Признать недействующими с момента вступления решения в законную силу абзац 2 статьи 3
, а также статей 8
- 19
, 24
и 27
Закона Республики Тыва от 31 января 1996 года № 455 "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях".
Сообщение о решении после его вступления в законную силу должно быть опубликовано в газете "Тувинская правда".
На решение могут быть поданы апелляционные жалоба и представление в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации через Верховный суд Республики Тыва в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения. Мотивированное решение составлено 30 января 2012 года.
Председательствующий
Ч.Д.ААЛ-ООЛ