Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Тыва


ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТЫВА

именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 25 января 2012 г. № 3-6/2012

Верховный суд Республики Тыва в составе:
председательствующего Аал-оол Ч.Д.,
при секретаре М.С.В., рассмотрев 25 января 2012 года в городе Кызыле Республики Тыва в открытом судебном заседании с участием представителя заявителя О.У.М. гражданское дело по заявлению заместителя прокурора Республики Тыва о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим Закона Республики Тыва от 31 января 1996 года № 455 "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" в части,

установил:

Заместитель прокурора Республики Тыва Б.Б.М. обратился в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим абзаца 2 статьи 3, а также статей 8 - 19, 24 и 27 Закона Республики Тыва от 31 января 1996 года № 455 "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях".
В обоснование своих требований заявитель указал на то, что абзацем 2 статьи 3 Закона Республики Тыва понятие благотворительной деятельности определено как добровольная деятельность физических и юридических лиц, выражающаяся в направленной на достижение общественного блага бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче другим гражданам или юридическим лицам денежных средств, имущества, имущественных прав, а также выполнении работ, предоставлении услуг и оказании поддержки в иных формах.
В то же время статьей 1, абзацем 7 статьи 5, частью 1 статьи 6 Федерального закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительной организации" установлено, что под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки; добровольцы - физические лица, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного выполнения работ, оказания услуг (добровольческой деятельности), благотворительной организацией является неправительственная (негосударственная и немуниципальная) некоммерческая организация, созданная для реализации предусмотренных настоящим Федеральным законом целей путем осуществления благотворительной деятельности в интересах общества в целом или отдельных категорий лиц.
Учитывая, что указанный Федеральный закон, установив основы правового регулирования благотворительной деятельности, определил содержание указанных понятий, установление этих же понятий Законом Республики Тыва в иных формулировках является недопустимым.
Кроме того, статьями 8 - 19, 24 и 27 Закона Республики Тыва регулируются вопросы создания и прекращения деятельности благотворительной организации, а также порядок осуществления ее деятельности.
В соответствии с пунктом "о" статьи 71 Конституции Российской Федерации гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 117 Гражданского кодекса Российской Федерации особенности правового положения общественных и религиозных организаций как участников отношений, регулируемых настоящим Кодексом, определяются законом.
Частью 1 статьи 1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" установлено, что Федеральный закон определяет правовое положение, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций как юридических лиц, формирования и использования имущества некоммерческих организаций, права и обязанности их учредителей (участников), основы управления некоммерческими организациями и возможные формы их поддержки органами государственной власти и органами местного самоуправления.
Вопросы создания, реорганизации и ликвидации, деятельность некоммерческих организаций (в том числе благотворительных организаций) регулируются главами III - IV указанного Федерального закона.
В силу приведенного положения Конституции Российской Федерации, а также ее части 1 статьи 76, указанные выше вопросы нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации регулироваться не могут, в связи с чем статьи 8 - 19, 24 и 27 Закона Республики Тыва приняты с превышением установленной компетенции.
В судебном заседании представитель заместителя прокурора Республики Тыва О.У.М. заявление поддержала и просила признать указанный абзац статьи 3, а также статьи 8 - 19, 24 и 27 Закона Республики Тыва от 31 января 1996 года № 455 "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" противоречащими федеральному законодательству и недействующими по изложенным в заявлении основаниям.
Представитель Правительства Республики Тыва в судебное заседание не явился, был надлежащим образом извещен о дате, времени и месте судебного заседания, об уважительности причин неявки на судебное рассмотрение дела не сообщил.
Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя Правительства Республики Тыва.
Заслушав объяснения представителя заявителя, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 251 ГПК РФ, гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Абзацем 2 статьи 3 Закона Республики Тыва от 31.01.1996 № 455 "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" установлены основные понятия, в том числе благотворительной деятельности как добровольной деятельности физических и юридических лиц, выражающейся в направленной на достижение общественного блага бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче другим гражданам или юридическим лицам денежных средств, имущества, имущественных прав, а также выполнении работ, предоставлении услуг и оказании поддержки в иных формах.
Указанная выше норма вошла в противоречие с федеральным законодательством, так как в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" (далее Федеральный закон № 135-ФЗ) под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.
Согласно ст. 6 Федерального закона № 135-ФЗ благотворительной организацией является неправительственная (негосударственная и немуниципальная) некоммерческая организация, созданная для реализации предусмотренных настоящим Федеральным законом целей путем осуществления благотворительной деятельности в интересах общества в целом или отдельных категорий лиц.
Статьями 8 - 19, 24 и 27 Закона Республики Тыва регулируются вопросы создания и прекращения деятельности благотворительной организации, а также порядок осуществления ее деятельности.
Вместе с тем ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" установлено, что Федеральный закон определяет правовое положение, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций как юридических лиц, формирования и использования имущества некоммерческих организаций, права и обязанности их учредителей (участников), основы управления некоммерческими организациями и возможные формы их поддержки органами государственной власти и органами местного самоуправления.
Вопросы создания, реорганизации и ликвидации, деятельность некоммерческих организаций (в том числе благотворительных организаций) регулируются главами III - IV указанного Федерального закона.
В соответствии с пунктом "о" статьи 71 Конституции Российской Федерации гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 117 Гражданского кодекса Российской Федерации, особенности правового положения общественных и религиозных организаций как участников отношений, регулируемых настоящим Кодексом, определяются законом.
Поскольку указанные выше вопросы нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации регулироваться не могут, то статьи 8 - 19, 24 и 27 Закона Республики Тыва приняты с превышением установленной пунктом "о" статьи 71 Конституции Российской Федерации компетенции.
При таких обстоятельствах заявление заместителя прокурора обоснованно и подлежит удовлетворению.
Следует признать абзац 2 статьи 3, а также статьи 8 - 19, 24 и 27 Закона Республики Тыва недействующими со дня вступления решения суда в законную силу ввиду их противоречия федеральному законодательству.
Сообщение о решении после его вступления в законную силу должно быть опубликовано в газете "Тувинская правда".
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198, 253 ГПК РФ, суд

решил:

Заявление заместителя прокурора Республики Тыва о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим в части Закона Республики Тыва от 31 января 1996 года № 455 "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" удовлетворить.
Признать недействующими с момента вступления решения в законную силу абзац 2 статьи 3, а также статей 8 - 19, 24 и 27 Закона Республики Тыва от 31 января 1996 года № 455 "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях".
Сообщение о решении после его вступления в законную силу должно быть опубликовано в газете "Тувинская правда".
На решение могут быть поданы апелляционные жалоба и представление в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации через Верховный суд Республики Тыва в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения. Мотивированное решение составлено 30 января 2012 года.

Председательствующий
Ч.Д.ААЛ-ООЛ





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru