Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Тульская область


ТУЛЬСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 13 октября 2011 года

Тульский областной суд в составе:
председательствующего Жуган Т.Д.,
с участием прокурора Южаниной Л.Д.,
при секретаре Семенчевой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело № 3-32/2011 по заявлению прокурора Тульской области о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими абзаца 3 (в части) раздела 4 и абзацев 11, 12, 13 раздела 5 Территориальной программы государственных гарантий оказания населению Тульской области бесплатной медицинской помощи на 2011 год, утвержденной постановлением администрации Тульской области от 21.03.2011 года № 181,

установил:

21 марта 2011 года администрацией Тульской области принято постановление № 181, которым утверждена Территориальная программа государственных гарантий оказания населению Тульской области бесплатной медицинской помощи на 2011 год.
24 марта 2011 года указанное постановление официально опубликовано в областной общественно-политической газете "Тульские известия" № 39 и согласно его пункту 7 вступило в силу со дня опубликования.
Прокурор Тульской области обратился в суд с заявлением об оспаривании отдельных положений Территориальной программы государственных гарантий оказания населению Тульской области бесплатной медицинской помощи на 2011 год, а именно раздела 4 в части установления норматива объема медицинской помощи - 9,198 посещения и раздела 5 в части слов: "подушевые нормативы финансового обеспечения 7119,9 рубля, в том числе:
4282,5 рубля - за счет средств обязательного медицинского страхования;
2837,4 рубля - за счет средств соответствующих бюджетов, предусматриваемых на оказание скорой, в том числе специализированной (санитарно-авиационной), медицинской помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, медицинской помощи при заболеваниях, передающихся половым путем, туберкулезе, ВИЧ-инфекции и синдроме приобретенного иммунодефицита, психических расстройствах и расстройствах поведения, в том числе связанных с употреблением психоактивных веществ, а также на содержание медицинских организаций, участвующих в обязательном медицинском страховании, и финансовое обеспечение деятельности медицинских организаций, не участвующих в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования, указанных в последнем абзаце раздела 3 Программы", ввиду их противоречия статье 35 Федерального закона от 29.11.2010 года № 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", пункту 4 статьи 6 и статье 20.1 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, поскольку в оспариваемой части Территориальная программа устанавливает заниженные нормативы по сравнению с установленными в Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2011 год, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 04.10.2010 года № 782.
В дополнительных заявлениях заявитель уточнил свои требования указанием конкретных абзацев разделов 4 и 5, содержащих оспариваемые им положения, и просил признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими абзац 3 раздела 4 в части слов: "для амбулаторной, в том числе неотложной, медицинской помощи, предоставляемой в амбулаторно-поликлинических учреждениях и других медицинских организациях или их соответствующих структурных подразделениях - 9,198 посещения" и абзацы 11, 12, 13 раздела 5 Территориальной программы государственных гарантий оказания населению Тульской области бесплатной медицинской помощи на 2011 год, полагая недопустимым снижение субъектом Российской Федерации гарантированного объема бесплатной медицинской помощи, поскольку Территориальная программа может определять лишь дополнительные условия, виды и объемы оказания медицинской помощи, но не снижать их. Указал, что установление заниженных нормативов объема медицинской помощи и подушевых нормативов финансового обеспечения нарушает право граждан Российской Федерации, проживающих на территории Тульской области, на получение медицинской помощи в объеме, определенном в Федеральной программе.
В судебном заседании участвующий в деле прокурор Южанина Л.Д. поддержала заявленные требования по тем же основаниям и просила удовлетворить их в полном объеме.
Представитель правительства Тульской области (правопреемника администрации Тульской области) по доверенности И.Л.И. с заявленными требованиями не согласился, полагая их необоснованными, указав, что Территориальная программа государственных гарантий оказания населению Тульской области бесплатной медицинской помощи на 2011 год утверждена администрацией области в пределах предоставленных полномочий, федеральному законодательству не противоречит и права граждан не нарушает.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, пояснения начальника отдела экономического анализа и прогнозирования планово-экономического управления Территориального фонда обязательного медицинского страхования Тульской области Г.И.В., заместителя начальника отдела планирования, экономики и финансирования департамента здравоохранения Тульской области С.С.В., начальника отдела финансирования социальной сферы департамента финансов Тульской области Д.О.А., допрошенных в качестве специалистов, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся координация вопросов здравоохранения, защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи (часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Согласно пункту 16 статьи 5 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5487-1 к полномочиям федеральных органов государственной власти в области охраны здоровья граждан относится, в том числе, разработка и утверждение программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, включающей в себя базовую программу обязательного медицинского страхования.
В соответствии с пунктом 4 статьи 6 Основ законодательства об охране здоровья граждан к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области охраны здоровья граждан относится разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, включающей в себя базовую программу обязательного медицинского страхования.
В силу статьи 20.1 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан Программу государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, определяющую виды, нормативы объема медицинской помощи, нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, подушевые нормативы финансирования, а также порядок и структуру формирования тарифов на медицинскую помощь, утверждает Правительство Российской Федерации.
В порядке реализации вышеуказанных полномочий Правительство Российской Федерации Постановлением от 4 октября 2010 года № 782 утвердило Программу государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2011 год.
В соответствии с этой Программой, как установлено статьей 20.1 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, которые могут определять дополнительные условия, виды и объемы оказания медицинской помощи.
Согласно статьям 8, 33, 34 Устава (Основного закона) Тульской области (в редакции, действовавшей на 21.03.2011 года) постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Тульской области являлась администрация Тульской области, которая в пределах своих полномочий принимала постановления.
Судом установлено, что 21 марта 2011 года администрацией Тульской области принято постановление № 181 "О территориальной Программе государственных гарантий оказания населению Тульской области бесплатной медицинской помощи на 2011 год", которым, как следует из его преамбулы, в целях обеспечения конституционных прав граждан на получение бесплатной медицинской помощи и в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 октября 2010 года № 782 "О Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2011 год" утверждена названная Территориальная программа (приложение к постановлению). Постановление подписано руководителем администрации Тульской области - губернатором Тульской области в соответствии с пунктом 2 статьи 28 Устава (Основного закона) Тульской области; 24 марта 2011 года официально опубликовано в газете "Тульские известия" № 39, согласно его пункту 7 вступило в силу со дня опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2011 года.
Таким образом, оспариваемая заявителем Территориальная программа утверждена компетентным органом в пределах предоставленных ему федеральным законодательством полномочий и с соблюдением требований, предъявляемых к форме издаваемого им нормативного правового акта, порядку принятия, регистрации и введения его в действие, установленных статьей 22 Федерального закона от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьей 34 Устава (Основного закона) Тульской области в вышеназванной редакции, разделом 6 и приложениями № 4, № 6 Инструкции по делопроизводству в органах исполнительной власти и подразделениях аппарата Администрации Тульской области, утвержденной постановлением губернатора Тульской области от 15.05.2007 г. № 26-пг.
Соблюдение установленной законодательством процедуры принятия и правил введения в действие постановления администрации Тульской области от 21.03.2011 года № 181 представителем заявителя в ходе судебного разбирательства не оспаривалось.
Проверяя содержание Территориальной программы государственных гарантий оказания населению Тульской области бесплатной медицинской помощи на 2011 год в оспариваемой заявителем части на предмет соответствия федеральному законодательству, суд установил следующее.
Так, разделом 4 вышеназванной Федеральной программы определены нормативы объема медицинской помощи, которые рассчитаны по ее видам в единицах объема на 1 человека в год, и, в частности, для амбулаторной, в том числе неотложной, медицинской помощи, предоставляемой в амбулаторно-поликлинических учреждениях и других медицинских организациях или их соответствующих структурных подразделениях, данный норматив в среднем составляет - 9,7 посещения.
Разделом 5 Федеральной программы установлены подушевые нормативы финансового обеспечения, предусмотренные Программой, в расчете на 1 человека в год (без учета расходов федерального бюджета) и составляют в среднем 7633,4 рубля, из них:
4102,9 рубля - за счет средств обязательного медицинского страхования;
3530,5 рубля - за счет средств соответствующих бюджетов, предусматриваемых на оказание скорой, в том числе специализированной (санитарно-авиационной), медицинской помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, медицинской помощи при заболеваниях, передающихся половым путем, туберкулезе, ВИЧ-инфекции и синдроме приобретенного иммунодефицита, психических расстройствах и расстройствах поведения, в том числе связанных с употреблением психоактивных веществ, а также на содержание медицинских организаций, участвующих в обязательном медицинском страховании, и финансовое обеспечение деятельности медицинских организаций, не участвующих в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования, указанных в последнем абзаце раздела III Программы.
Вместе с тем, абзацем 3 раздела 4 Территориальной программы государственных гарантий оказания населению Тульской области бесплатной медицинской помощи на 2011 год норматив объема медицинской помощи на 1 человека в год установлен для амбулаторной, в том числе неотложной, медицинской помощи, предоставляемой в амбулаторно-поликлинических учреждениях и других медицинских организациях или их соответствующих структурных подразделениях, в среднем - 9,198 посещения.
Согласно абзацам 11, 12, 13 раздела 5 названной Территориальной программы, подушевые нормативы финансового обеспечения, предусмотренные Программой, установлены в расчете на 1 человека в год (без учета расходов федерального бюджета) и составляют в среднем 7119,9 рубля (абзац 11), в том числе:
4282,5 рубля - за счет средств обязательного медицинского страхования (абзац 12);
2837,4 рубля - за счет средств соответствующих бюджетов, предусматриваемых на оказание скорой, в том числе специализированной (санитарно-авиационной), медицинской помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, медицинской помощи при заболеваниях, передающихся половым путем, туберкулезе, ВИЧ-инфекции и синдроме приобретенного иммунодефицита, психических расстройствах и расстройствах поведения, в том числе связанных с употреблением психоактивных веществ, а также на содержание медицинских организаций, участвующих в обязательном медицинском страховании, и финансовое обеспечение деятельности медицинских организаций, не участвующих в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования, указанных в последнем абзаце раздела 3 Программы (абзац 13).
Сравнительный анализ вышеприведенных положений Федеральной и Территориальной программ государственных гарантий и, в частности, установленных ими нормативов, позволяет суду сделать вывод о том, что в абзаце 3 раздела 4 и абзацах 11 и 13 раздела 5 Территориальной программы государственных гарантий оказания населению Тульской области бесплатной медицинской помощи на 2011 год установлены норматив объема медицинской помощи и подушевые нормативы финансового обеспечения в меньшем размере, чем это предусмотрено Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2011 год, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 4 октября 2010 года № 782, что нарушает право граждан Российской Федерации, проживающих на территории Тульской области, на получение медицинской помощи в объеме, определенном в Федеральной программе.
При таких обстоятельствах, Территориальная программа в части установления указанных выше заниженных нормативов противоречит федеральному законодательству, в связи с чем заявление прокурора Тульской области подлежит в данной части удовлетворению.
Поскольку установление в Территориальной программе таких видов нормативов, как нормативы объема медицинской помощи и подушевые нормативы финансового обеспечения, само по себе не противоречит федеральному законодательству, которому не соответствует лишь их размер, суд считает необходимым признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими в разделе 4 Территориальной программы абзац 3 в части слов: "9,198 посещения", в разделе 5 - абзац 11 в части слов: "7119,9 рубля" и абзац 13 в части слов "2837,4 рубля".
При этом ссылку представителя правительства Тульской области в обоснование занижения норматива объема медицинской помощи на положения раздела 4 Федеральной программы, предусматривающие при формировании территориальной программы возможность корректирования норматива объема медицинской помощи с учетом особенностей возрастно-полового состава, уровня и структуры заболеваемости населения субъекта Российской Федерации, климатогеографических условий региона и транспортной доступности медицинских организаций, нельзя признать состоятельной, поскольку право субъектов Российской Федерации корректировать нормативы объема медицинской помощи не свидетельствует о предоставлении им права занижать соответствующие нормативы, предусмотренные Федеральной программой.
Не может быть принята судом во внимание также ссылка представителя правительства Тульской области на установление в Территориальной программе норматива объема медицинской помощи в соответствии с разъяснениями, содержащимися в письме Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 20-2/10/2-12028 "О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2011 год", так как данное письмо нормативного характера не носит и Основам законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан и Постановлению Правительства РФ от 4 октября 2010 года № 782 как нормативным правовым актам более высокой юридической силы противоречить не может.
Реализация права граждан на гарантированный объем бесплатной медицинской помощи не может быть поставлена также и в зависимость от наличия средств в бюджете субъекта Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 253 ГПК РФ суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Учитывая, что Территориальная программа государственных гарантий оказания населению Тульской области бесплатной медицинской помощи на 2011 год, утвержденная постановлением администрации Тульской области от 21.03.2011 года № 181, в силу его пункта 7 применялась с 1 января 2011 года, и на основании ее норм были реализованы права граждан, суд считает необходимым признать вышеуказанные положения Территориальной программы недействующими со дня вступления решения суда в законную силу.
Что касается требований прокурора о признании недействующим абзаца 12 раздела 5 Территориальной программы государственных гарантий оказания населению Тульской области бесплатной медицинской помощи на 2011 год, то в этой части заявление удовлетворению не подлежит, поскольку установленный в данном абзаце размер подушевого норматива финансового обеспечения за счет средств обязательного медицинского страхования превышает соответствующий показатель Федеральной программы, что не противоречит федеральному законодательству, поскольку статья 20.1 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан и раздел I Федеральной программы предоставляют органу государственной власти субъекта Российской Федерации право определять в территориальной программе за счет доходов бюджета субъекта РФ и бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования дополнительные условия, виды и объемы оказания медицинской помощи.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 198, 253 ГПК РФ, суд

решил:

заявление прокурора Тульской области удовлетворить частично.
Признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими абзац 3 в части слов "9,198 посещения" раздела 4, абзац 11 в части слов "7119,9 рубля" и абзац 13 в части слов "2837,4 рубля" раздела 5 Территориальной программы государственных гарантий оказания населению Тульской области бесплатной медицинской помощи на 2011 год, утвержденной постановлением администрации Тульской области от 21.03.2011 года № 181, со дня вступления настоящего решения в законную силу.
В остальной части в удовлетворении заявления прокурора отказать.
Сообщение о настоящем решении суда о признании недействующими вышеуказанных положений нормативного правового акта после вступления решения в законную силу подлежит опубликованию в газете "Тульские известия".
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Тульский областной суд в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий
Т.Д.ЖУГАН





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru