САХАЛИНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 28 апреля 2010 г. по делу № 3-12/2010
Сахалинский областной суд в составе:
председательствующего судьи Пискуновой Н.В.,
при секретаре Рябошапко А.С.,
рассмотрев заявление прокурора Сахалинской области о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления в силу Федерального закона
от 27 декабря 2009 года № 374-ФЗ "О внесении изменений в статью 45 части первой и в главу 25.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившим силу Федерального закона "О сборах за выдачу лицензий на осуществление видов деятельности, связанных с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" пунктов 2.5.1.1.4
, 2.6.1.1
, 2.6.1.2
, 2.6.1.3
, пункта 5 формы № 10
, пункта 5 формы № 12
постановления администрации Сахалинской области от 20 апреля 2009 года № 146-па "Об утверждении административного регламента комитета по промышленности и торговле Сахалинской области по предоставлению государственной услуги по лицензированию розничной продажи алкогольной продукции на территории Сахалинской области",
установил:
20 апреля 2009 года администрацией Сахалинской области принято постановление
№ 146-па "Об административном регламенте комитета по промышленности и торговле Сахалинской области по предоставлению государственной услуги по лицензированию розничной продажи алкогольной продукции на территории Сахалинской области", которое опубликовано в газете "Губернские ведомости" от 8 мая 2009 года № 84(3291) и от 13 мая 2009 года № 85(3292).
Указанным постановлением
утвержден Административный регламент
комитета по промышленности и торговле Сахалинской области по предоставлению государственной услуги по лицензированию розничной продажи алкогольной продукции на территории Сахалинской области.
В пункте 2.5
данного Административного регламента содержится информация о перечне необходимых для предоставления государственной услуги документов, требуемых от заявителей, способах их получения от заявителей, в том числе в электронной форме, и порядке их предоставления.
Согласно пункту 2.5.1.1.4
для выдачи и продления срока действия лицензии заявитель, наряду с другими документами, представляет документ, подтверждающий оплату лицензионного сбора в размере, установленном законом Сахалинской области.
В силу пункта 2.6.1
Административного регламента предоставление государственной услуги осуществляется на платной основе. За выдачу, продление срока действия, переоформление лицензий взимаются лицензионные сборы в размере, установленном законом Сахалинской области (пункт 2.6.1.1)
. В случае принятия лицензирующим органом решений об отказе в рассмотрении заявления о выдаче лицензии, отказе в выдаче лицензии либо отзыва заявления о выдаче лицензии, уплаченная сумма сбора подлежит возврату за вычетом произведенных лицензирующим органом расходов, связанных с рассмотрением заявления о выдаче лицензии и иных представленных документов, в размере 1000 рублей (пункт 2.6.1.2)
. При возобновлении действия приостановленных лицензий сбор не взимается (пункт 2.6.1.3)
.
Кроме того, пунктом 3.2.3
Административного регламента предусмотрено, что регистрация заявлений о выдаче, переоформлении, продлении срока действия лицензии и об устранении обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия лицензии, а также о прекращении ее действия и прилагаемых документов осуществляется специалистами лицензирующего органа в следующем порядке:
- присвоение заявлению регистрационного номера и внесение записи в журналы регистрации заявлений по формам № 1
и № 2
к настоящему Административному регламенту (прилагаются);
- проставление отметки на заявлениях (дата приема, входящий номер);
- формирование лицензионного дела;
- составление в двух экземплярах описи документов, представленных заявителем по форме № 10
к настоящему Административному регламенту. Один экземпляр описи документов вручается лично заявителю или направляется в его адрес в виде почтового отправления, а второй экземпляр описи документов приобщается к документам, находящимся в лицензионном деле.
Пунктом 5
Описи документов, представленных заявителем согласно форме № 10
к Административному регламенту, предусмотрен документ, подтверждающий оплату лицензионного сбора.
В соответствии с пунктом 3.3.9
Административного регламента начальник отдела лицензирования не позднее трех дней со дня утверждения акта обследования, подписывает заключение о выдаче (отказе в выдаче) лицензии заявителю по форме № 12
к настоящему Административному регламенту.
В пункте 5
заключения о выдаче, переоформлении, продлении срока действия лицензии (отказе в выдаче, переоформлении, продлении срока действия лицензии) формы № 12 к настоящему Административному регламенту предусмотрено наличие документа, подтверждающего оплату лицензионного сбора в размере, установленном законом.
Таким образом, указанными положениями Административного регламента
урегулированы административные действия и процедуры по лицензированию розничной продажи алкогольной продукции, связанные с взиманием лицензионного сбора.
1 апреля 2010 года прокурор Сахалинской области обратился в Сахалинский областной суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления в силу Федерального закона
от 27 декабря 2009 года № 374-ФЗ "О внесении изменений в статью 45 части первой и в главу 25.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившим силу Федерального закона "О сборах за выдачу лицензий на осуществление видов деятельности, связанных с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" пунктов 2.5.1.1.4
, 2.6.1.1
, 2.6.1.2
, 2.6.1.3
, пункта 5 формы № 10
, пункта 5 формы № 12
постановления администрации Сахалинской области от 20 апреля 2009 года № 146-па "Об утверждении административного регламента комитета по промышленности и торговле Сахалинской области по предоставлению государственной услуги по лицензированию розничной продажи алкогольной продукции на территории Сахалинской области".
В обоснование заявленных требований прокурор указал на то, что в связи с вступлением в силу вышеназванного Федерального закона
оспариваемые положения Административного регламента
, утвержденного постановлением администрации Сахалинской области от 20 апреля 2009 года № 146-па, затрагивающие вопросы, связанные с взиманием лицензионного сбора за предоставление лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, противоречат Федеральному закону
от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" и Налоговому кодексу
Российской Федерации, установивших размер и порядок уплаты государственной пошлины за предоставление лицензии на розничную продажу алкогольной продукции.
В судебном заседании прокурор Кисленко И.Л. поддержала заявление прокурора по изложенным в нем основаниям.
Представитель Правительства Сахалинской области Кириллова О.С. с заявлением прокурора согласилась.
Проверив материалы дела, заслушав пояснения прокурора, представителя Правительства Сахалинской области, суд приходит к следующему.
Согласно пункту "з" статьи 71
Конституции Российской Федерации федеральные налоги и сборы находятся в ведении Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 76
Конституции Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации согласно части 5 статьи 76
Конституции Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой
и второй настоящей статьи
. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
В соответствии с пунктом 1 статьи 18
Федерального закона от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" лицензированию подлежат виды деятельности, связанные с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (в целях использования их в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве алкогольной, спиртосодержащей и иной продукции либо в технических или иных не связанных с производством указанной продукции целях) и розничной продажи спиртосодержащей продукции.
Пунктом 2 данной статьи
предусмотрено, что лицензии выдаются на осуществление следующих видов деятельности:
производство, хранение и поставки произведенного этилового спирта, в том числе денатурата;
производство, хранение и поставки произведенной алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции;
хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции;
закупка, хранение и поставки алкогольной, и спиртосодержащей продукции;
производство, хранение и поставки спиртосодержащей непищевой продукции;
розничная продажа алкогольной продукции.
В силу пункта 10 статьи 18
названного Федерального закона лицензии на розничную продажу алкогольной продукции выдаются субъектами Российской Федерации в установленном ими порядке с учетом положений настоящего Федерального закона только организациям.
Статьей 8
Федерального закона от 27 декабря 2009 года № 374-ФЗ "О внесении изменений в статью 45 части первой и в главу 25.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившим силу Федерального закона "О сборах за выдачу лицензий на осуществление видов деятельности, связанных с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" указанный пункт
дополнен абзацем следующего содержания: "за предоставление лицензии на розничную продажу алкогольной продукции уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах".
Согласно подпункту 94 пункта 1 статьи 333.33
Налогового кодекса Российской Федерации в редакции вышеназванного Федерального закона
№ 374-ФЗ за действия уполномоченных органов, связанные с лицензированием деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в том числе за предоставление лицензии на розничную продажу алкогольной продукции установлена государственная пошлина в размере 40000 рублей за каждый год срока действия лицензии.
Федеральный закон
от 27 декабря 2009 года № 374-ФЗ "О внесении изменений в статью 45 части первой и в главу 25.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившим силу Федерального закона "О сборах за выдачу лицензий на осуществление видов деятельности, связанных с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" в соответствии со статьей 28
вступил в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, то есть с 29 января 2010 года.
Таким образом, с этой даты пункты 2.5.1.1.4
, 2.6.1.1
, 2.6.1.2
, 2.6.1.3
Административного регламента комитета по промышленности и торговле Сахалинской области по предоставлению государственной услуги по лицензированию розничной продажи алкогольной продукции на территории Сахалинской области, утвержденного постановлением администрации Сахалинской области от 20 апреля 2009 года № 146-па, пункт 5 формы № 10
и пункт 5 формы № 12
к указанному Административному регламенту, затрагивающие вопросы, связанные с взиманием лицензионного сбора за предоставление лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, противоречат Федеральному закону
"О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" и Налоговому кодексу
Российской Федерации, установивших размеры и порядок уплаты государственной пошлины за предоставление лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, и подлежат признанию недействующими.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194
- 199
, частью 2 статьи 253
Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
заявление прокурора Сахалинской области удовлетворить.
Признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления в силу Федерального закона
от 27 декабря 2009 года № 374-ФЗ "О внесении изменений в статью 45 части первой и в главу 25.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившим силу Федерального закона "О сборах за выдачу лицензий на осуществление видов деятельности, связанных с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" пункты 2.5.1.1.4
, 2.6.1.1
, 2.6.1.2
, 2.6.1.3
Административного регламента комитета по промышленности и торговле Сахалинской области по предоставлению государственной услуги по лицензированию розничной продажи алкогольной продукции на территории Сахалинской области, утвержденного постановлением администрации Сахалинской области от 20 апреля 2009 года № 146-па, пункт 5 формы № 10
и пункт 5 формы № 12
к указанному Административному регламенту.
На решение суда участвующими в деле лицами может быть подана жалоба, а прокурором принесено представление в Верховный Суд Российской Федерации в течение десяти дней со дня принятия мотивированного решения по делу через Сахалинский областной суд.
Мотивированное решение по делу изготовлено 30 апреля 2010 года.
Судья Сахалинского областного суда
Н.В.Пискунова