Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Сахалинская область


САХАЛИНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 28 апреля 2010 г. по делу № 3-12/2010

Сахалинский областной суд в составе:
председательствующего судьи Пискуновой Н.В.,
при секретаре Рябошапко А.С.,
рассмотрев заявление прокурора Сахалинской области о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления в силу Федерального закона от 27 декабря 2009 года № 374-ФЗ "О внесении изменений в статью 45 части первой и в главу 25.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившим силу Федерального закона "О сборах за выдачу лицензий на осуществление видов деятельности, связанных с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" пунктов 2.5.1.1.4, 2.6.1.1, 2.6.1.2, 2.6.1.3, пункта 5 формы № 10, пункта 5 формы № 12 постановления администрации Сахалинской области от 20 апреля 2009 года № 146-па "Об утверждении административного регламента комитета по промышленности и торговле Сахалинской области по предоставлению государственной услуги по лицензированию розничной продажи алкогольной продукции на территории Сахалинской области",

установил:

20 апреля 2009 года администрацией Сахалинской области принято постановление № 146-па "Об административном регламенте комитета по промышленности и торговле Сахалинской области по предоставлению государственной услуги по лицензированию розничной продажи алкогольной продукции на территории Сахалинской области", которое опубликовано в газете "Губернские ведомости" от 8 мая 2009 года № 84(3291) и от 13 мая 2009 года № 85(3292).
Указанным постановлением утвержден Административный регламент комитета по промышленности и торговле Сахалинской области по предоставлению государственной услуги по лицензированию розничной продажи алкогольной продукции на территории Сахалинской области.
В пункте 2.5 данного Административного регламента содержится информация о перечне необходимых для предоставления государственной услуги документов, требуемых от заявителей, способах их получения от заявителей, в том числе в электронной форме, и порядке их предоставления.
Согласно пункту 2.5.1.1.4 для выдачи и продления срока действия лицензии заявитель, наряду с другими документами, представляет документ, подтверждающий оплату лицензионного сбора в размере, установленном законом Сахалинской области.
В силу пункта 2.6.1 Административного регламента предоставление государственной услуги осуществляется на платной основе. За выдачу, продление срока действия, переоформление лицензий взимаются лицензионные сборы в размере, установленном законом Сахалинской области (пункт 2.6.1.1). В случае принятия лицензирующим органом решений об отказе в рассмотрении заявления о выдаче лицензии, отказе в выдаче лицензии либо отзыва заявления о выдаче лицензии, уплаченная сумма сбора подлежит возврату за вычетом произведенных лицензирующим органом расходов, связанных с рассмотрением заявления о выдаче лицензии и иных представленных документов, в размере 1000 рублей (пункт 2.6.1.2). При возобновлении действия приостановленных лицензий сбор не взимается (пункт 2.6.1.3).
Кроме того, пунктом 3.2.3 Административного регламента предусмотрено, что регистрация заявлений о выдаче, переоформлении, продлении срока действия лицензии и об устранении обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия лицензии, а также о прекращении ее действия и прилагаемых документов осуществляется специалистами лицензирующего органа в следующем порядке:
- присвоение заявлению регистрационного номера и внесение записи в журналы регистрации заявлений по формам № 1 и № 2 к настоящему Административному регламенту (прилагаются);
- проставление отметки на заявлениях (дата приема, входящий номер);
- формирование лицензионного дела;
- составление в двух экземплярах описи документов, представленных заявителем по форме № 10 к настоящему Административному регламенту. Один экземпляр описи документов вручается лично заявителю или направляется в его адрес в виде почтового отправления, а второй экземпляр описи документов приобщается к документам, находящимся в лицензионном деле.
Пунктом 5 Описи документов, представленных заявителем согласно форме № 10 к Административному регламенту, предусмотрен документ, подтверждающий оплату лицензионного сбора.
В соответствии с пунктом 3.3.9 Административного регламента начальник отдела лицензирования не позднее трех дней со дня утверждения акта обследования, подписывает заключение о выдаче (отказе в выдаче) лицензии заявителю по форме № 12 к настоящему Административному регламенту.
В пункте 5 заключения о выдаче, переоформлении, продлении срока действия лицензии (отказе в выдаче, переоформлении, продлении срока действия лицензии) формы № 12 к настоящему Административному регламенту предусмотрено наличие документа, подтверждающего оплату лицензионного сбора в размере, установленном законом.
Таким образом, указанными положениями Административного регламента урегулированы административные действия и процедуры по лицензированию розничной продажи алкогольной продукции, связанные с взиманием лицензионного сбора.
1 апреля 2010 года прокурор Сахалинской области обратился в Сахалинский областной суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления в силу Федерального закона от 27 декабря 2009 года № 374-ФЗ "О внесении изменений в статью 45 части первой и в главу 25.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившим силу Федерального закона "О сборах за выдачу лицензий на осуществление видов деятельности, связанных с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" пунктов 2.5.1.1.4, 2.6.1.1, 2.6.1.2, 2.6.1.3, пункта 5 формы № 10, пункта 5 формы № 12 постановления администрации Сахалинской области от 20 апреля 2009 года № 146-па "Об утверждении административного регламента комитета по промышленности и торговле Сахалинской области по предоставлению государственной услуги по лицензированию розничной продажи алкогольной продукции на территории Сахалинской области".
В обоснование заявленных требований прокурор указал на то, что в связи с вступлением в силу вышеназванного Федерального закона оспариваемые положения Административного регламента, утвержденного постановлением администрации Сахалинской области от 20 апреля 2009 года № 146-па, затрагивающие вопросы, связанные с взиманием лицензионного сбора за предоставление лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, противоречат Федеральному закону от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" и Налоговому кодексу Российской Федерации, установивших размер и порядок уплаты государственной пошлины за предоставление лицензии на розничную продажу алкогольной продукции.
В судебном заседании прокурор Кисленко И.Л. поддержала заявление прокурора по изложенным в нем основаниям.
Представитель Правительства Сахалинской области Кириллова О.С. с заявлением прокурора согласилась.
Проверив материалы дела, заслушав пояснения прокурора, представителя Правительства Сахалинской области, суд приходит к следующему.
Согласно пункту "з" статьи 71 Конституции Российской Федерации федеральные налоги и сборы находятся в ведении Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации согласно части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" лицензированию подлежат виды деятельности, связанные с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (в целях использования их в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве алкогольной, спиртосодержащей и иной продукции либо в технических или иных не связанных с производством указанной продукции целях) и розничной продажи спиртосодержащей продукции.
Пунктом 2 данной статьи предусмотрено, что лицензии выдаются на осуществление следующих видов деятельности:
производство, хранение и поставки произведенного этилового спирта, в том числе денатурата;
производство, хранение и поставки произведенной алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции;
хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции;
закупка, хранение и поставки алкогольной, и спиртосодержащей продукции;
производство, хранение и поставки спиртосодержащей непищевой продукции;
розничная продажа алкогольной продукции.
В силу пункта 10 статьи 18 названного Федерального закона лицензии на розничную продажу алкогольной продукции выдаются субъектами Российской Федерации в установленном ими порядке с учетом положений настоящего Федерального закона только организациям.
Статьей 8 Федерального закона от 27 декабря 2009 года № 374-ФЗ "О внесении изменений в статью 45 части первой и в главу 25.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившим силу Федерального закона "О сборах за выдачу лицензий на осуществление видов деятельности, связанных с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" указанный пункт дополнен абзацем следующего содержания: "за предоставление лицензии на розничную продажу алкогольной продукции уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах".
Согласно подпункту 94 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции вышеназванного Федерального закона № 374-ФЗ за действия уполномоченных органов, связанные с лицензированием деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в том числе за предоставление лицензии на розничную продажу алкогольной продукции установлена государственная пошлина в размере 40000 рублей за каждый год срока действия лицензии.
Федеральный закон от 27 декабря 2009 года № 374-ФЗ "О внесении изменений в статью 45 части первой и в главу 25.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившим силу Федерального закона "О сборах за выдачу лицензий на осуществление видов деятельности, связанных с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" в соответствии со статьей 28 вступил в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, то есть с 29 января 2010 года.
Таким образом, с этой даты пункты 2.5.1.1.4, 2.6.1.1, 2.6.1.2, 2.6.1.3 Административного регламента комитета по промышленности и торговле Сахалинской области по предоставлению государственной услуги по лицензированию розничной продажи алкогольной продукции на территории Сахалинской области, утвержденного постановлением администрации Сахалинской области от 20 апреля 2009 года № 146-па, пункт 5 формы № 10 и пункт 5 формы № 12 к указанному Административному регламенту, затрагивающие вопросы, связанные с взиманием лицензионного сбора за предоставление лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, противоречат Федеральному закону "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" и Налоговому кодексу Российской Федерации, установивших размеры и порядок уплаты государственной пошлины за предоставление лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, и подлежат признанию недействующими.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 199, частью 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

заявление прокурора Сахалинской области удовлетворить.
Признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления в силу Федерального закона от 27 декабря 2009 года № 374-ФЗ "О внесении изменений в статью 45 части первой и в главу 25.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившим силу Федерального закона "О сборах за выдачу лицензий на осуществление видов деятельности, связанных с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" пункты 2.5.1.1.4, 2.6.1.1, 2.6.1.2, 2.6.1.3 Административного регламента комитета по промышленности и торговле Сахалинской области по предоставлению государственной услуги по лицензированию розничной продажи алкогольной продукции на территории Сахалинской области, утвержденного постановлением администрации Сахалинской области от 20 апреля 2009 года № 146-па, пункт 5 формы № 10 и пункт 5 формы № 12 к указанному Административному регламенту.
На решение суда участвующими в деле лицами может быть подана жалоба, а прокурором принесено представление в Верховный Суд Российской Федерации в течение десяти дней со дня принятия мотивированного решения по делу через Сахалинский областной суд.
Мотивированное решение по делу изготовлено 30 апреля 2010 года.

Судья Сахалинского областного суда
Н.В.Пискунова





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru