Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Нижегородская область


НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 5 октября 2011 г. по делу № 3-146/11

"05" октября 2011 года судебная коллегия по гражданским делам
Нижегородского областного суда
в составе:
председательствующего судьи Самарцевой В.В.
при секретаре судебного заседания А.
с участием прокурора отдела прокуратуры Нижегородской области
Смурова С.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании
гражданское дело по заявлению Р.А.П.
о признании недействующим Закона Нижегородской области от 09 августа 2011 года № 107-З "Об условиях осуществления деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Нижегородской области",

установила:

Р.А.П. обратился в Нижегородский областной суд с заявлением о признании незаконным и недействующим закона Нижегородской области от 09 августа 2011 года № 107-З "Об условиях осуществления деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Нижегородской области" (далее по тексту - Закон области № 107-З)
В обосновании заявления он указал следующие доводы.
Р.А.П. является индивидуальным предпринимателем с 1995 года (основной вид экономической деятельности - такси).
1 сентября 2011 года вступил в силу Закон Нижегородской области от 09 августа 2011 года № 107-З "Об условиях осуществления деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Нижегородской области".
Р.А.П. считает, что закрепленный Законом специальный - разрешительный - порядок осуществления перевозок легковыми такси, исключающий возможность занятия данным видом предпринимательской деятельности для лиц, не имеющих действующего разрешения, по сути, означает введение не предусмотренного федеральным законом ограничения права на свободу предпринимательской деятельности, гарантированного статьей 34 Конституции Российской Федерации, и, следовательно, нарушение требования статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, в силу которого нормативным актом, прямо устанавливающим ограничение конституционных прав и свобод, может быть только федеральный закон.
Кроме этого, заявитель указал, что пунктом 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплено, что отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием регулирует гражданское законодательство. В соответствии с пунктом "о" части 1 статьи 71 Конституции Российской Федерации, статьей 3 Гражданского кодекса РФ гражданское законодательство находится в исключительном ведении Российской Федерации. Из содержания статей 2 и 3 Гражданского кодекса РФ следует, что гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности государства.
Порядок допуска к осуществлению перевозок легковыми такси и выдачи соответствующего разрешения, определенный оспариваемым Законом, содержательно имеет черты лицензирования, которому согласно подпункту 24 пункта 1 статьи 12 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" в действующей в настоящее время редакции подлежат лишь перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя). Исключив обязательность лицензирования деятельности по транспортному обслуживанию пассажиров легковыми такси, федеральный законодатель тем самым осознанно отказался от такого ограничения данного вида предпринимательской деятельности.
Согласно статьям 26.1, 26.3.1 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ субъекты Российской Федерации не вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам ведения Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами, издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации или соглашениями.
Заявитель считает, что положения оспариваемого Закона, устанавливающие дополнительные требования к индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозку пассажиров и багажа легковыми такси на территории Нижегородской области, не предусмотренные федеральным законодательством, приняты без учета полномочий, предоставленных органам государственной власти Нижегородской области.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 26, частью 1 статьи 251, частью 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, принимая во внимание правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в Постановлении от 13 июля 2010 года № 16-П, Р.А.П. просит суд признать Закон Нижегородской области от 09 августа 2011 года № 107-З "Об условиях осуществления деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Нижегородской области" недействующим со дня его принятия.
В судебном заседании Р.А.П. участия не принимал, просил суд рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель Законодательного Собрания Нижегородской области Ц.Т.Б. по доверенности в судебном заседании с доводами заявления Р.А.П. не согласилась по следующим мотивам.
Закон области принят в полном соответствии с Федеральным законом от 21 апреля 2011 года № 69-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту Федеральный закон от 21.04.2011 г. № 69-ФЗ)
Так, статьей 9 указанного Федерального закона от 21.04.2011 г. № 69-ФЗ установлено, что деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории субъекта Российской Федерации осуществляется при условии получения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, выдаваемого уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации. Разрешение выдается при условии соответствия требованиям, установленным Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации.
То есть, Федеральный закон от 21.04.2011 г. № 69-Ф содержит прямое указание на необходимость принятия закона субъекта Российской Федерации, регламентирующего условия осуществления деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковыми такси.
Представитель Законодательного Собрания Нижегородской области Ц.Т.Б. просила отказать в удовлетворении заявления Р.А.П.
Проверив материалы дела, обсудив доводы заявления Р.А.П., заслушав возражения представителя Законодательного Собрания Нижегородской области Ц.Т.Б., заслушав прокурора, участвующего в процессе, Смурова С.Н., полагавшего оставить без удовлетворения заявление Р.А.П., судебная коллегия, находит заявление Р.А.П. не подлежащим удовлетворению по следующим мотивам и основаниям.
В соответствии с положениями п. 2 ч. 1 ст. 26 ГПК РФ, верховный суд республики, краевой, областной суд рассматривают в качестве суда первой инстанции гражданские дела об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан и организаций.
Закон области № 107-З является нормативным правовым актом, изданным органом государственной представительной власти субъекта Российской Федерации, действующим на основании Закона Нижегородской области от 1 марта 2011 года № 25-З "О Законодательном Собрании Нижегородской области Нижегородской области".
Оспариваемый нормативный правовой акт предназначен для неоднократного применения неограниченным кругом лиц.
Закон области № 107-З опубликован в средстве массовой информации: газете "Нижегородские новости" № 143(4755), 12.08.2011) в приложении "Правовая среда", № 89(1354), 12.08.2011.
Вопрос о признании недействующим этого нормативного правового акта как противоречащего федеральным нормативным правовым актам и признании его недействующим подлежит рассмотрению Нижегородским областным судом в качестве суда первой инстанции.
Проверяя обоснованность доводов заявления Р.А.П., судебная коллегия пришла к выводу о том, что Законодательное Собрание Нижегородской области приняло оспариваемый Закон области № 107-З в соответствии с предоставленной органу представительной власти субъекта компетенцией.
К такому выводу судебная коллегия пришла, основываясь на следующих мотивах.
В соответствии со ст. 26.1 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 настоящей статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Осуществление указанных полномочий может в порядке и случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами. Особенности финансового обеспечения указанных полномочий за счет средств бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации устанавливаются федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Согласно ч. 1 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, определяются федеральными законами, издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также соглашениями.
В соответствии с п. 12 ч. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов: организации транспортного обслуживания населения автомобильным, железнодорожным, водным, воздушным транспортом (пригородное и межмуниципальное сообщение).
Согласно ст. 9 Федерального закона от 21 апреля 2011 года № 69-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории субъекта Российской Федерации осуществляется при условии получения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, выдаваемого уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации. Разрешение выдается при условии соответствия требованиям, установленным Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации.
То есть, Федеральный закон от 21 апреля 2011 года № 69-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" содержит прямое указание на необходимость принятия, и наделяет субъект Российской Федерации компетенцией принятия закона субъекта Российской Федерации, регламентирующего условия осуществления деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковыми такси.


В соответствии со статьей 9 указанного Федерального закона от 21.04.2011 г. № 69-ФЗ, законами субъектов Российской Федерации должны быть определены:
требования, при условии соответствия которым выдается разрешение;
порядок осуществления контроля за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований, установленных частью 16 статьи 9 Федерального закона;
может быть определено:
соответствие легкового такси единой цветовой гамме кузова;
максимальное количество легковых такси исходя из численности населения субъекта Российской Федерации, уровня обеспеченности населения услугами общественного транспорта и развития улично-дорожной сети.
Статьей 5 Закона области № 107-З установлены требования, при условии соответствия которым выдается разрешение в полном соответствии с пунктом 16 статьи 9 Федерального закона.
Статья 7 Закона области № 107-З определяет порядок осуществления контроля за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями установленных требований, также в соответствии с требованиями Федерального закона.
Согласно части 4 статьи 4 Закона области № 107-З максимальное количество транспортных средств, используемых для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, на территории Нижегородской области не ограничивается.
Согласно ст. 4 Закона Нижегородской области от 1 марта 2011 года № 25-З "О Законодательном Собрании Нижегородской области" к основным полномочиям Законодательного Собрания относятся:
1) принятие Устава области и поправок к нему;
2) осуществление законодательного регулирования по предметам ведения области и по предметам совместного ведения Российской Федерации и области в пределах полномочий области;
Частью 2 ст. 18 Закона Нижегородской области от 03 марта 2011 года № 25-З "О Законодательном Собрании Нижегородской области" установлено, что Законодательное Собрание принимает Устав области, законы области и постановления Законодательного Собрания в пределах полномочий, предусмотренных статьей 4 этого Закона.
Таким образом, оспариваемый Закон области № 107-З принят полномочным органом, в рамках предоставленных ему федеральным законодательством компетенций, по вопросу, отнесенному федеральным законодательством к его ведению, опубликован в средствах массовой информации и вступил в законную силу 1 сентября 2011 года.
Нарушений порядка принятия оспариваемого Закона области № 107-З судебной коллегией не установлено.
Другие доводы заявления Р.А.П., судебная коллегия находит также неубедительными и необоснованными по следующим мотивам.
Согласно ст. 34 Конституции РФ каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.
Частью 3 ст. 55 Конституции РФ предусмотрено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Федеральный закон от 21 апреля 2011 года № 69-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" является таким федеральным законом, который регламентирует соблюдение прав и свобод гражданина и человека в целях безопасности здоровья граждан в дорожном движении при осуществлении перевозки граждан легковым такси и представляет собой перечень необходимых организационных мер по организации безопасности и контролю за безопасностью перевозки пассажиров и их багажа легковым такси, то есть устанавливает условия осуществления конкретного вида предпринимательской деятельности - перевозка пассажиров и багажа легковым такси.
Положения данного Федерального закона от 21.04.2011 года № 69-ФЗ не предусматривают лицензирования этого вида предпринимательской деятельности.
Закон области № 107-З принят в соответствии с Федеральным законом от 21 апреля 2011 года № 69-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", и также направлен на оптимизацию организации дорожного движения и совершенствование правоотношений в сфере транспортного обслуживания населения Нижегородской области легковым такси и не затрагивает вопросы лицензирования.
Предмет правового регулирования Закона области № 107-З представляет собой установление требований, при условии соответствия которым выдается разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Нижегородской области, а также порядок осуществления контроля за их соблюдением.
Предметом же регулирования Федерального закона от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" являются отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности.
Согласно статье 3 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", лицензирование представляет собой деятельность лицензирующих органов по предоставлению, переоформлению лицензий, продлению срока действия лицензий в случае, если ограничение срока действия лицензий предусмотрено федеральными законами, осуществлению лицензионного контроля, приостановлению, возобновлению, прекращению действия и аннулированию лицензий, формированию и ведению реестра лицензий, формированию государственного информационного ресурса, а также по предоставлению в установленном порядке информации по вопросам лицензирования.
Лицензия выдается лицензирующим органом, финансовое обеспечение которого, согласно статье 11 Федерального закона является расходным обязательством Российской Федерации.
Согласно п. 2 ст. 3 Федерального закона от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа;
В соответствии с п. 4 этой же нормы Федерального закона, лицензирующие органы - уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или их территориальные органы и в случае передачи осуществления полномочий Российской Федерации в области лицензирования органам государственной власти субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие лицензирование;
Разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, в соответствии с Федеральным законом от 21 апреля 2011 года № 69-ФЗ выдается уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.
Указанное положение Федерального закона от 21.04.2011 года № 69-ФЗ содержится и в оспариваемом Законе области № 107-З.
В соответствии положениями ст. 9 Федерального закона 21.04.2011 года № 69-ФЗ часть 2 статьи 4 Закона области № 107-З предусматривает выдачу разрешения уполномоченным Правительством Нижегородской области органом исполнительной власти Нижегородской области.
Условия, выполнение которых необходимо для получения лицензии в соответствии с Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности", являются иными чем условия получения разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси установленными как Федеральным законом от 21 апреля 2011 года № 69-ФЗ, так и оспариваемым Законом области № 107-З.
Таким образом, Федеральным законом от 21.04.2011 года № 69-ФЗ урегулированы условия, при соблюдении которых, право граждан, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, может быть реализовано. То есть Федеральный закон от 21.04.2011 года № 69-ФЗ имеет иной предмет регулирования, нежели Федеральный закон от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Сопоставление двух федеральных законов: Федерального закона от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и Федерального закона от 21 апреля 2011 года № 69-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не может быть предметом рассмотрения данного судебного разбирательства
Закон области № 107-З, предусматривающий положения о выдаче соответствующего разрешения на осуществление перевозок пассажиров легковым такси в Нижегородской области не содержит характерных черт, предусматривающих лицензирование отдельного вида деятельности в том смысле как это определено Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности", а, следовательно, ему не противоречит.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 13 июля 2010 года № 16-П реализация права на осуществление предпринимательской деятельности в сфере транспортного обслуживания населения, как связанного с использованием транспортных средств (в том числе таксомоторов), являющихся источником повышенной опасности, обусловливает необходимость принятия особых мер обеспечения безопасности пассажиров и других участников дорожного движения и введения обоснованных требований, в том числе ограничительного характера, т.е. установленных в соответствии со статьей 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации. Следовательно, нормативной правовой основой достижения баланса между свободой предпринимательской деятельности и интересами обеспечения безопасности в сфере транспортного обслуживания населения является именно федеральное законодательное регулирование, осуществляемое как по предметам ведения Российской Федерации, так и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статьи 71 и 72 Конституции Российской Федерации).
Положения Федерального закона от 21 апреля 2011 года № 69-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" как раз и являются сводом норм обеспечивающей баланс между свободой предпринимательской деятельности и интересами обеспечения безопасности в сфере транспортного обслуживания населения.
Определив в качестве основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности, приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении, соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения, положения Федерального закона от 21 апреля 2011 года № 69-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" закреплены основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения и эксплуатации транспортных средств при осуществлении юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств при перевозке пассажиров легковым такси.
Довод заявителя о том, что отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, регулируют нормы Гражданского кодекса Российской Федерации, которое относится к ведению Российской Федерации, и в данном случае при принятии закона области № 107-З имеется превышение полномочий субъекта Российской Федерации, также является необоснованным.
Правоотношения, которые регулируются нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, складываются непосредственно из взаимоотношений сторон при оказании услуг по перевозке пассажиров, багажа, грузов транспортом, то есть устанавливают права и обязанности сторон по договору перевозки, в то время как оспариваемый Закон области № 107-З определяет комплекс организационных и распорядительных мероприятий в сфере организации транспортного обслуживания населения Нижегородской области непосредственно легковым такси. Таким образом, оспариваемый Закон области № 107-З является актом не гражданского, а административного законодательства.
Согласно ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды.
Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти.
Этот вывод судебной коллегии согласуется с правовой позицией, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 13 июля 2010 года № 16-П, по смыслу которой, согласно Конституции Российской Федерации регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина, а также гражданское законодательство и установление правовых основ единого рынка находятся в ведении Российской Федерации (статья 71, пункты "в", "ж", "о"), а защита прав и свобод человека и гражданина, обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, административное законодательство - в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статья 72, пункты "б", "д", "к" части 1); осуществление охраны общественного порядка органами местного самоуправления относится к вопросам местного значения (статья 132, часть 1).
Из приведенных положений Конституции Российской Федерации вытекает, что по предметам совместного ведения применительно к сфере транспортного обслуживания населения субъекты Российской Федерации принимают соответствующие нормативные акты административно-правового характера, а также осуществляют исполнительно-распорядительные и контрольные функции. Наряду с Российской Федерацией субъекты Российской Федерации вправе принимать законы, направленные на обеспечение общественной безопасности в сфере перевозок населения, включая перевозки таксомоторами индивидуального пользования.
Указанные нормотворческие полномочия субъектов Российской Федерации, вытекающие из Конституции Российской Федерации, закреплены федеральным законодательством, прежде всего Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", относящим решение вопросов организации транспортного обслуживания населения автомобильным, железнодорожным, водным, воздушным транспортом (пригородное и межмуниципальное сообщение) к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения.
Таким образом, субъекты Российской Федерации вправе принимать нормативные правовые акты, касающиеся обеспечения безопасности дорожного движения, в пределах, определенных Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством.
При таких обстоятельствах заявление Р.А.П. является необоснованным и неубедительным и не подлежит удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 253 ГПК РФ, суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194 - 198, 253 ГПК РФ, судебная коллегия,

решила:

Заявление Р.А.П. о признании недействующим Закона Нижегородской области от 09 августа 2011 года № 107-З "Об условиях осуществления деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Нижегородской области" - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Нижегородский областной суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий
В.В.САМАРЦЕВА

Решение изготовлено в окончательной форме 10 октября 2011 года в 15 час.

Судья областного суда
В.В.САМАРЦЕВА





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru