Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Нижегородская область


ТРЕТЕЙСКИЙ СУД
ПРИ ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННОЙ ПАЛАТЕ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 17 октября 2011 г. по делу № ТС-38-11

Третейский суд при Торгово-промышленной палате Нижегородской области в составе:
Единоличного судьи: Самсоновой Анны Александровны
образованный в соответствии со ст. 8, 26, 29 Регламента Третейского суда при Торгово-промышленной палате Нижегородской области, в соответствии с третейской оговоркой, содержащейся в Соглашении о рассмотрении споров в Третейском суде при Торгово-промышленной палате Нижегородской области от 27 сентября 2011 года и Соглашении о рассмотрении споров в Третейском суде при Торгово-промышленной палате Нижегородской области от 29 сентября 2011 года, рассмотрев на основе письменных материалов, в соответствии со ст. 47 Регламента Третейского суда при ТПП Нижегородской области дело по иску Истца к Ответчику о взыскании суммы неосновательного обогащения в размере 18 494 097 рублей 79 копеек, третейского сбора в размере 89 576 рублей 39 копеек.

установил:

Истец обратился в Третейский суд при Торгово-промышленной палате Нижегородской области с иском к Ответчику о взыскании суммы неосновательного обогащения в размере 18 494 097 рублей 79 копеек в виде переплаты за услуги водоснабжения и водоотведения и очистку сточных вод за период с сентября 2009 года по декабрь 2010 года включительно в размере налога на добавленную стоимость начисленного Ответчику по ставке 18% сверх установленных тарифов на водоснабжение и водоотведение для Ответчика на 2009, 2010 годы, третейского сбора в размере 89 576 рублей 39 копеек.
Спор принят Третейским судом при Торгово-промышленной палате Нижегородской области в соответствии с Регламентом и на основании Соглашения о рассмотрении споров в Третейском суде при Торгово-промышленной палате Нижегородской области от 27 сентября 2011 года.
Ответчик извещен о принятии к рассмотрению искового заявления путем направления 30.09.2011 года заказного письма с уведомлением о вручении. Письмо получено ответчиком 03.10.2011 года, что подтверждается уведомлением о вручении.
05 октября 2011 года от истца поступило исковое заявление в порядке ст. 34 Регламента Третейского суда при Торгово-промышленной палате Нижегородской области о взыскании суммы неосновательного обогащения в размере 19 744 808 рублей 59 копеек в виде переплаты за услуги водоснабжения и водоотведения и очистку сточных вод за период с сентября 2009 года по январь 2011 года включительно в размере налога на добавленную стоимость начисленного Ответчику по ставке 18% сверх установленных тарифов на водоснабжение и водоотведение для Ответчика на 2009, 2010, 2011 годы, третейского сбора в размере 94 599 рублей 23 копейки.
Спор принят Третейским судом при Торгово-промышленной палате Нижегородской области в соответствии с Регламентом и на основании Соглашения о рассмотрении споров в Третейском суде при Торгово-промышленной палате Нижегородской области от 29 сентября 2011 года.
Спор, в соответствии с соглашениями б/н от 27 сентября 2011 года и от 29 сентября 2011 года, заключенными между Истцом и Ответчиком, подлежит рассмотрению на основе письменных материалов в соответствии со ст. 47 Регламента Третейского суда при ТПП Нижегородской области.
Ответчик был извещен о принятии к рассмотрению искового заявления в порядке ст. 34 Регламента и о рассмотрении спора на основе письменных материалов в соответствии со ст. 47 Регламента Третейского суда при ТПП Нижегородской области путем направления 05.10.2011 года заказного письма с уведомлением о вручении. Письмо получено ответчиком 07.10.2011 года, что подтверждается уведомлением о вручении.
На обозрение суда представлены копии документов, заверенные подписью генерального директора и печатью Истца, содержащихся в материалах дела.
Истец обосновывает требованиями следующим образом, 09 октября 2009 года между Истцом и Ответчиком был заключен договор № 600 на отпуск питьевой воды и прием сточных вод. Данный договор был заключен Истцом, как исполнителем коммунальных услуг, во исполнение обязательств перед собственниками помещений, расположенных в многоквартирных домах, находящихся в управлении Истца по предоставлению коммунальных услуг водоснабжения и водоотведения.
В силу пункта 3.1. указанного договора стоимость услуг, оказываемых Ресурсоснабжающей организацией Истцу определяется исходя из согласованного сторонами планового объема водоснабжения и водоотведения и тарифов, утвержденных Администрацией муниципального района.
Постановлением Администрации муниципального района утверждены и введены в действие с 01 января 2009 года тарифы (без НДС) на услуги по водоснабжению, водоотведению и очистке сточных вод, оказываемые потребителям Ответчиком в следующих размерах: по водоснабжению - 12,61 руб./куб. м (без НДС), по водоотведению и очистке сточных вод - 13,04 руб./м куб. (без НДС).
Решением РСТ Нижегородской области № 45/10 от 27.11.2009 года установлены следующие тарифы для Ответчика на 2010 год: тариф на холодную воду - 13,96 руб./куб. м (без учета НДС) и тариф на водоотведение и очистку сточных вод в размере 14,43 руб./куб. м (без учета НДС).
Решением РСТ Нижегородской области № 42/125 от 30.11.2010 года установлены следующие тарифы для Ответчика на 2011 год: тариф на холодную воду - 16,05 руб./куб. м (без учета НДС) и тариф на водоотведение и очистку сточных вод в размере 16,58 руб./куб. м (без учета НДС).
Начиная с сентября 2009 года по январь 2011 года включительно Ответчик ежемесячно выставлял Истцу счета-фактуры на водоснабжение и водоотведение по всем многоквартирным домам, находящимся в управлении Истца, в которых стоимость отпущенных ресурсов, рассчитанная по утвержденным тарифам, была увеличена на сумму НДС по ставке 18%.
Таким образом, за период с сентября 2009 года по январь 2011 года включительно Ответчик выставил Истцу счета-фактуры на водоснабжение и водоотведение на 129 640 954 рубля 33 копейки, в том числе НДС 18% в сумме 19 775 738 рублей 93 копейки. Указанные счета-фактуры были оплачены Истцом в сумме 129 438 189 рублей 67 копеек, в том числе НДС 18% - 19 744 808 рублей 59 копеек.
Согласно пункту 15 Правил № 307, принятых Правительством Российской Федерации на основании статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, размер платы за холодное водоснабжение, водоотведение рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации. В случае если исполнителем является управляющая организация жилья, расчет размера платы за коммунальные услуги, а также за приобретение исполнителем холодной воды, услуг водоотведения осуществляется по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Таким образом, при расчетах Ответчика с Истцом (являющимся исполнителем коммунальных услуг) за питьевую воду и водоотведение должен применяться тариф, используемый для расчета размера платы гражданами.
В силу пунктов 1, 6 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации при реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщик дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг) обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг) соответствующую сумму НДС. При реализации товаров (работ, услуг) населению по розничным ценам соответствующая сумма НДС включается в цены (тарифы).
При расчетах между Истцом и Ответчиком подлежал применению тариф, устанавливаемый для граждан с включением в него НДС, поэтому у Ответчика отсутствовали основания для увеличения тарифа на сумму НДС по налоговой ставке в размере 18%.
Таким образом, выставление счетов-фактур за услуги водоснабжения и водоотведения с учетом тарифа, установленного для Ответчика, увеличенного на сумму НДС, не соответствует упомянутым нормам Налогового кодекса Российской Федерации, Жилищного кодекса Российской Федерации, Правил № 307.
Истец просит взыскать сумму неосновательного обогащения в размере 19 744 808 рублей 59 копеек в виде переплаты за услуги водоснабжения и водоотведения и очистку сточных вод за период с сентября 2009 года по январь 2011 года включительно в размере налога на добавленную стоимость начисленного Ответчику по ставке 18% сверх установленных тарифов на водоснабжение и водоотведение для Ответчика на 2009, 2010, 2011 годы, третейского сбора в размере 94 599 рублей 23 копейки.
Ответчик представил в материалы дела отзыв. Исковые требования не признал, указав, что начисления Истцу стоимости услуги по тарифу, увеличенному на сумму НДС соответствует действующему законодательству.
В соответствии с п. 1, 6 ст. 168 Налогового кодекса РФ, при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав налогоплательщик дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг), передаваемых имущественных прав обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг), имущественных прав соответствующую сумму налога. При реализации товаров (работ, услуг) населению по розничным ценам (тарифам) соответствующая сумма налога включается в указанные цены (тарифы). При этом на ярлыках товаров и ценниках, выставляемых продавцами, а также на чеках и других выдаваемых покупателю документах сумма налога не выделяется.
Решением РСТ Нижегородской области для нашего предприятия не установлена розничная цена, включающая в себя НДС, следовательно, применять какой-либо другой тариф (кроме утвержденного) мы не имеем права.
Кроме того, в соответствии с разъяснением Министерства финансов РФ от 28.11.2009 г. № 03-07-15/169 о порядке применения норм Федерального закона от 28.11.2009 г. № 287-ФЗ "О внесении изменений в ст. 149 и 162 части второй НК РФ", на основании подп. 1 пункта 2 статьи 170 Кодекса суммы налога на добавленную стоимость по коммунальным услугам, предъявленные управляющим организациям и ТСЖ организациями коммунального комплекса, поставщиками электрической энергии и газоснабжающими организациями, включаются управляющими организациями и ТСЖ в стоимость коммунальных услуг и вычету не подлежат.
Таким образом, от налогообложения итогом на добавленную стоимость освобождается предоставление коммунальных услуг управляющими организациями и ТСЖ по стоимости, соответствующей стоимости приобретения этих коммунальных услуг, в том числе с учетом налога на добавленную стоимость, у организаций коммунального комплекса, поставщиков электрической энергии и газоснабжающих организаций.
Следовательно, от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождаются операции по реализации вышеуказанных работ (услуг) по содержанию, а также ремонту общего имущества в многоквартирном доме, осуществляемые управляющими организациями и ТСЖ по стоимости, соответствующей стоимости приобретения этих работ (услуг) у организаций и индивидуальных предпринимателей, непосредственно выполняющих (оказывающих) данные работы (услуги). При этом работы (услуги) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, реализуемые управляющим организациям и ТСЖ, организациями и индивидуальными предпринимателями, непосредственно выполняющими (оказывающими) данные работы (услуги), от налогообложения налогом на добавленную стоимость не освобождены.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: постановление Президиума ВАС РФ № 12552/10 принято 22.02.2011, а не 22.02.2001.

Толкование правовых норм, содержащихся в Постановлении Президиума ВАС РФ от 22.02.2001 года № 12552/10, является обязательным при рассмотрении Арбитражными судами аналогичных дел, но не может являться обязательным нормативным актом для предприятия ВКХ при решении вопроса о применении тарифа на оказываемые услуги.
Ответчик считает, что в силу действующего налогового законодательства он законно и обосновано выставлял управляющей организации счета, начислив на стоимость услуг, рассчитанную по утвержденным тарифам без НДС, налог на добавленную стоимость в размере 18%, неосновательного обогащения не имел, т.к. суммы налога на добавленную стоимость (НДС) перечислялись в бюджет.
Изучив материалы дела, доводы, изложенные истцом в исковом заявлении и ответчиком в отзыве, суд установил:
09 октября 2009 года между Истцом и Ответчиком был заключен договор № 600 на отпуск питьевой воды и прием сточных вод. В соответствии с пунктом 1.1 указанного договора "Настоящий договор заключен в целях обеспечения населения жилого фонда, управление которым осуществляется управляющей компанией, услугами водоснабжения и водоотведения. В силу пунктов 5.1., 5.2. "Договор считается заключенным с момента его подписания, распространяется на отношения, возникшие с 01 сентября 2009 года и действует до 31 декабря 2009 года. Договор считается ежегодно продленным, если за месяц до окончания срока не последует заявления одной из сторон об отказе от настоящего договора или его пересмотре.
31 января 2011 года между истцом и ответчиком было подписано дополнительное соглашении к указанному договору, в соответствии с которым договор был расторгнут по соглашению сторон 31 января 2011 года.
За период с сентября 2009 года по январь 2011 года Ответчиком были оказаны услуги по водоснабжению и водоотведению о чем были подписаны акты оказанных услуг и выставлены счета-фактуры на сумму 129 640 955 рублей 33 копейки, в том числе НДС 18% - 19 775 738 рублей 93 копейки. Ответчиком также был осуществлен перерасчет оказанных услуг на сумму 182 498 рублей 13 копейки. С учетом перерасчета стоимость услуг предъявленных Ответчику к оплате Истцом составила 129 458 457 рублей 20 копеек, в том числе НДС 18% 19 747 900 рублей 24 копеек.


Факт оказания ответчиком услуг водоснабжения и водоотведения (очистке сточных вод) на сумму 129 458 457 рублей 20 копеек в том числе НДС 18% 19 747 900 рублей 23 копейки подтверждается расчетом ответчика, представленном в материалы дела.
Судом установлено, что истцом были частично оплачены оказанные услуги в сумме 129 277 849 рублей 62 копеек, в том числе НДС 18% - 19 720 349 рублей 94 копейки, что подтверждается представленными в материалы дела платежными поручениями, Актами сверки расчетов по перечислению денежных средств, поступивших от абонентов в счет оплаты услуг между Истцом и КФ ООО "Центр-СБК" за период с июня 2010 года по август 2011 года и Соглашениями о проведении взаимных расчетов № 1 от 03.11.2009 года, № 2 от 25.12.2009 года. № 3 от 31.12.2009 года.
Довод ответчика о том, что в оплату истца услуг Ответчика за период с сентября 2009 года по декабрь 2009 года не следует включать сумму выпадающих доходов Истца, возникших за счет разницы тарифов, установленных Ответчиком Администрацией муниципального района № 24 от 27.11.2008 года и Региональной службой по тарифам Нижегородской области на 2009 год № 26/6 от 20.10.2008 г. в размере 1 125 721 рубль 33 копеек (в т.ч. НДС 171 720 рублей 20 копеек), судом не принимается по следующим основаниям.
Согласно Соглашению № 63 о взаимодействии и порядке расчетов за оказанные услуги по водоснабжению населению от 15 октября 2009 года п. 1.4. "Администрация осуществляет Абоненту компенсацию суммы выпадающих доходов, возникающих в результате сложившейся разницы из-за тарифов, установленных Постановлением Администрации муниципального района № 24 от 27.11.2008 года для ресурсоснабжающей организации и требованиями РСТ НО № 26/6 от 20.10.2008 года в размере предусмотренном Решением городской Думы от 18.12.2008 года № 167 "О бюджете городского поселения город Кстово Кстовского района Нижегородской области на 2009 год". п. 2.3. "Администрация перечисляет денежные средства в счет компенсации выпадающих доходов, возникших у абонента из-за разницы в тарифах, в соответствии с п. 9 решения городской Думы города Кстово от 18.12.2008 года № 167 "О бюджете городского поселения город Кстово Кстовского района Нижегородской области на 2009 год" непосредственно на расчетный счет Ресурсоснабжающей организации в порядке, установленном дополнительным двухсторонним соглашением, заключенным между Администрацией и ресурсоснабжающей организацией".
В силу статьи 313 ГК РФ "Исполнение обязательства может быть возложено должником на третье лицо, если из закона, иных правовых актов, условий обязательства или его существа не вытекает обязанность должника исполнить обязательство лично. В этом случае кредитор обязан принять исполнение, предложенное за должника третьим лицом".
В силу статьи 408 ГК РФ "Надлежащее исполнение прекращает обязательство. Кредитор, принимая исполнение, обязан по требованию должника выдать ему расписку в получении исполнения полностью или в соответствующей части".
Ответчик принял от Администрации г. Кстово исполнение обязательства по оплате части оказанных услуг водоснабжения за Истца за период с сентября 2009 года по декабрь 2009 года в сумме 1 125 721 рубль 33 копейки (в т.ч. НДС 171 720 рублей 20 копеек), что подтверждается подписанными между истцом и ответчиком Соглашениями о проведении взаимных расчетов № 1 от 03 ноября 2009 года в сумме 59 343 рубля 24 копейки (в том числе НДС), № 2 от 25 декабря 2009 года на сумму 643 999 рублей 67 копеек (в том числе НДС), № 3 от 31 декабря 2009 года на сумму 422 378 рублей 42 копейки (в том числе НДС), а также Расчетом, представленным ответчиком.
Таким образом, обязательства Истца по оплате оказанных ответчиком услуг водоснабжения и водоотведения (сброс сточных вод) в сумме 129 277 849 рублей 62 копеек, в том числе НДС 18% - 19 720 349 рублей 94 копейки исполнены в полном объеме, а исполнение принято ответчиком также в полном объеме.
В силу статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом, вследствие иных действий юридических лиц.
В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В силу пункта 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
По правилам статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Материалами дела подтверждается и ответчиком не оспаривается факт оказания им истцу услуг водоснабжения и приема сточных вод. Спор по количеству принятых коммунальных ресурсов у сторон отсутствует. Конечными потребителями указанных коммунальных ресурсов, приобретаемых истцом, являются жители многоквартирных домов.
Отношения, связанные с предоставлением услуг по водоснабжению и водоотведению (очистке сточных вод) непосредственно гражданам, регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307 (далее - Правила № 307).
В соответствии с пунктом 15 Правил № 307 исполнителем в сфере предоставления коммунальных услуг является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
Согласно пункту 4 Правил № 307 коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящими Правилами, на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается:
- исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления;
- по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в порядке, установленном федеральным законом.
В соответствии с пунктом 15 Правил № 307 размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
В случае если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Таким образом, при расчетах Истца с Ответчиком за принятую холодную воду и оказанные услуги водоотведения и очистке сточных вод должен применяться тариф, используемый для расчета размера платы гражданами.
В соответствии с пунктами 1, 6 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации при реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщик дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг) обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг) соответствующую сумму налога на добавленную стоимость. При реализации товаров (работ, услуг) населению по розничным ценам соответствующая сумма налога на добавленную стоимость включается в цены (тарифы).
Как усматривается из материалов дела, Ответчик в спорный период при проведении расчетов с истцом за услуги водоснабжения и водоотведения применял следующие тарифы:
В 2009 году по водоснабжению - 12,61 руб./куб. м (без НДС), по водоотведению и очистке сточных вод - 13,04 руб./м куб. (без НДС), утвержденные Постановлением Администрации муниципального района № 24 от 27.11.2008 года.
В 2010 году тариф на холодную воду - 13,96 руб./куб. м (без учета НДС) и тариф на водоотведение и очистку сточных вод в размере 14,43 руб./куб. м (без учета НДС), установленные для Ответчика на 2010 года Решением РСТ Нижегородской области № 45/10 от 27.11.2009 года.
В 2011 году тариф на холодную воду - 16,05 руб./куб. м (без учета НДС) и тариф на водоотведение и очистку сточных вод в размере 16,58 руб./куб. м (без учета НДС), установленные для Ответчика на 2011 года Решением РСТ Нижегородской области № 42/125 от 30.11.2010 года.
Изучив, представленные в материалы дела счета-фактуры, выставленные ответчиком, судом установлено, что Ответчик увеличивал размер установленного тарифа на сумму налога на добавленную стоимость.
Вместе с тем, при определении стоимости поставленной холодной воды и оказанных услуг водоотведения и очистки сточных вод следует руководствоваться тарифами, установленными для ресурсоснабжающей организации Администрацией муниципального района на 2009 года и Региональной службой по тарифам Нижегородской области на 2010 - 2011 годы, без учета налога на добавленную стоимость, поскольку истец, являясь исполнителем коммунальных услуг, не осуществляет реализацию ресурса и коммунальных услуг, а лишь выступает посредником при проведении расчетов, занимаясь сбором денежных средств с собственников жилья и их перечислением на счета ресурсоснабжающей организации.
Таким образом, при расчетах стоимости поставленной холодной воды и оказанных услуг водоотведения между истцом и ответчиком подлежал применению тариф, устанавливаемый для граждан без включения в него налога на добавленную стоимость, поэтому у Ответчика отсутствовали основания для самостоятельного увеличения установленного тарифа на сумму налога на добавленную стоимость по налоговой ставке в размере 18%.
Данная позиция подтверждается многочисленной судебной практикой Арбитражных судов РФ и позицией Президиума Высшего Арбитражного суда, изложенной в постановлении № 12552/10 от 22.02.2011 года по делу № А33-16422/2009.
В соответствии со статьей 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
Данное положение, в силу подпункта 3 статьи 1103 Гражданского кодекса РФ подлежит применению также к требованиям одной стороны в обязательстве к другой о возврате исполненного в связи с этим обязательством, если иное не установлено Гражданским кодексом, другими законами или иными правовыми актами и не вытекает из существа отношений.
На основании вышеизложенного, исковые требования Истца о взыскании с Ответчика неосновательного обогащения в размере 19 744 808 рублей 59 копеек в виде переплаты за услуги водоснабжения и водоотведения и очистку сточных вод за период с сентября 2009 года по январь 2011 года включительно в размере налога на добавленную стоимость начисленного Ответчику по ставке 18% сверх установленных тарифов на водоснабжение и водоотведение для Ответчика на 2009, 2010, 2011 годы подлежат удовлетворению частично в сумме 19 720 349 рублей 94 копейки. В части взыскания оставшейся суммы неосновательного обогащения в размере 24 458 рублей 65 копеек требования истца не подлежат удовлетворению, т.к. истцом не представлено доказательств неосновательного обогащения Ответчика на указанную сумму за счет Истца.
Расчет третейского сбора произведен Истцом в соответствии с требованиями Положения о третейских сборах и расходах в Третейском суде при ТПП Нижегородской области. Третейский сбор в размере 94 579 рублей 23 копейки оплачен в полном объеме, что подтверждается платежными поручениями № 2234 от 04.10.2011 года на сумму 89 576 рублей 38 копеек, № 2249 от 05.10.2011 года на сумму 5 022 рубля 85 копеек. Расходы по третейскому сбору относятся на ответчика в сумме 94 462 рубля 07 копеек. Сумма третейского сбора в размере 117 рублей 16 копеек относится на Истца.
С учетом изложенного и руководствуясь ст.ст. 8, 309, 548, 539 - 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст.ст. 5, 15, 21, 23, 26, 27, 29, 30, 33, 40, 43, 45, 47, 52, 53, 54 Регламента Третейского суда при Торгово-промышленной палате Нижегородской области, Третейский суд

решил:

Исковые требования Истца удовлетворить частично.
1. Взыскать с Ответчика в пользу Истца сумму неосновательного обогащения в размере 19 720 349 (Девятнадцать миллионов семьсот двадцать тысяч триста сорок девять) рублей 94 копейки в виде переплаты за услуги водоснабжения и водоотведения и очистку сточных вод за период с сентября 2009 года по январь 2011 года включительно в размере налога на добавленную стоимость начисленного Ответчику по ставке 18% сверх установленных тарифов на водоснабжение и водоотведение для Ответчика на 2009, 2010, 2011 годы.
2. Взыскать с Ответчика в пользу Истца третейский сбор в размере 94 462 (Девяносто четыре тысячи четыреста шестьдесят два) рубля 07 копеек.
3. В оставшейся части исковых требований Истцу отказать.
4. Сумму третейского сбора в размере 117 (Сто семнадцать) рублей 16 копеек отнести на Истца.
Данное решение вступает в законную силу с момента его принятия и оспариванию не подлежит.

Единоличный судья
А.А.САМСОНОВА





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru