Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Липецкая область


УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 4 октября 2011 года

Резолютивная часть решения объявлена 04 октября 2011 года.
Решение в полном объеме изготовлено 04 октября 2011 года.
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председателя - руководителя управления А.А. Сешенова,
членов Комиссии: государственного инспектора Е.В. Пятых,
- специалиста-эксперта Т.С. Амелькиной,
рассмотрев дело № 87 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту нарушения требований ч. 7 ст. 5, ч. 1 ст. 28 ФЗ "О рекламе", в присутствии представителей:
- лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, - ИП О. <...> установила:
В городе Грязи Липецкой области, на фасаде магазина "П", расположенного по <...>, специалистом-экспертом отдела рекламы и недобросовестной конкуренции Липецкого УФАС России - Т.С. Амелькиной 28 августа 2011 года была зафиксирована распространявшаяся реклама следующего содержания: "Двери_металлические стандартные и нестандартные_рассрочка кредит <...>". Данная реклама была сфотографирована фотоаппаратом марки "Panasonic".
П. 1 ст. 3 Федерального закона № 38-ФЗ от 13.03.2006 "О рекламе" говорит, что реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование и поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Посредством телефонного звонка было установлено, что рекламодателем вышеуказанной рекламы является ИП О. В связи с этим в адрес ИП О. за № 3882-04 от 02.09.2011 был сделан письменный запрос о предоставлении информации. В ответ ИП О. представила: - копию договора № 239/10 аренды недвижимого имущества ОАО "Ж", заключенного с ОАО "Ж" от 31.12.2010, с приложениями; - копию договора № АП48010035 от 15.02.2011 о сотрудничестве с торговой организацией (с функцией передачи документов), заключенного с ОАО "А" о предоставлении кредита банком, с приложениями; - копию договора № 1 от 20.12.2010 оказания услуг по изготовлению рекламы, заключенного с ООО "Л"; - копию счета на оплату за оказанные услуги; - копии свидетельств: о постановке на учет в налоговом органе физического лица <...>, о внесении записи в ЕГРИП <...>; - копию паспорта; - копию макета рекламы.
Из сопроводительного письма следует, что макет данной рекламы был изготовлен ИП О., рассрочку предоставляет данный индивидуальный предприниматель.
В соответствии с п. 1 ст. 489 Гражданского кодекса РФ оплата покупателем товара в рассрочку, предусмотренная договором купли-продажи, является разновидностью оплаты товара в кредит. В этом случае оплата товара производится путем периодических платежей, рассредоточенных во времени, вплоть до полной уплаты цены товара. Цена товара, порядок, сроки и размеры платежей должны быть указаны в качестве существенных условий договора купли-продажи непосредственно в самом договоре (соглашении). При отсутствии в договоре хотя бы одного из названных условий договор признается недействительным по ст. 168 Гражданского кодекса РФ.
Исходя из определений, рассрочка - способ оплаты товаров и услуг, при котором платеж производится не в разовом порядке, не в полной сумме, а по частям. Такая форма наиболее распространена при продаже розничных товаров в кредит. При рассрочке платежа продавец становится кредитором, а покупатель - заемщиком. Продажа товара в рассрочку - продажа с внесением оплаты за товар отдельными взносами. А кредит - заем в денежной или товарной форме, предоставляемый кредитором заемщику на условиях возвратности, чаще всего с выплатой заемщиком процента за пользование займом. Кредитор - субъект (юридическое или физическое лицо), предоставляющий ссуду и имеющий право на этой основе требовать от дебитора ее возврата или исполнения других обязательств.
Получение кредита - это приобретение доверия кредитора, выраженного в определенных действиях последнего (передача денег, неоплаченных товаров, выполнение неоплаченных работ, услуг, предоставление отсрочки или рассрочки платежа и т.п.). В качестве получения кредита можно рассматривать и изменения договора, на основе которого предоставлен кредит (в т.ч. и рассрочка).
Один из вариантов кредитования покупателей товара - оплата товара в рассрочку предполагает, что кредит фактически выдает продавец, который является физическим лицом, зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица, поскольку именно он предоставляет покупателю возможность произвести оплату того или иного товара в рассрочку.
В силу ч. 7 ст. 5 Федерального закона № 38-ФЗ от 13.03.2006 "О рекламе" не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения и использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Нарушение ч. 7 ст. 5 Федерального закона № 38-ФЗ от 13.03.2006 "О рекламе" связано с непредоставлением информации потребителю в полном объеме с целью привлечения интереса к информации "кредиты", то есть возможности воспользоваться услугой кредитования при приобретении товара (на практике непонятно, какое лицо оказывает услуги кредитования: ОАО "А" или ИП О., из-за этого потребитель оказывается обманутым, рассчитывая на одни условия, а сталкиваясь с иными условиями). Также нарушение ч. 7 ст. 5 Федерального закона № 38-ФЗ от 13.03.2006 "О рекламе" связано и с непредоставлением информации потребителю в полном объеме с целью привлечения интереса к информации о предоставлении товара с оплатой в рассрочку, то есть возможностью воспользоваться данной услугой, предоставляемой ИП О. при приобретении товара (также непонятно, какое лицо оказывает данные услуги, из-за чего потребитель вновь оказывается обманутым, рассчитывая на одни условия, а сталкиваясь с иными условиями). В связи с чем в рекламе необходимо указание наименования лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилия, имя, отчество).
В соответствии с п. 2 ст. 4 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции" под финансовыми услугами понимается банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.
В соответствии с ч. 1 ст. 28 Федерального закона № 38-ФЗ от 13.03.2006 "О рекламе" реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).
В рекламе ИП О. указан вид финансовой услуги, а именно "кредитование", которое оказывает ОАО "А" при приобретении товаров у вышеуказанного индивидуального предпринимателя, и в связи с этим, руководствуясь ч. 1 ст. 28 Федерального закона № 38-ФЗ от 13.03.2006 "О рекламе", в рекламе необходимо указание наименования лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилия, имя, отчество).
Согласно ст. 7 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 "О банках и банковской деятельности": "Кредитная организация должна иметь полное фирменное наименование и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Кредитная организация вправе иметь также полное фирменное наименование и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранных языках.
Фирменное наименование кредитной организации на русском языке и языках народов Российской Федерации может содержать иноязычные заимствования в русской транскрипции или в транскрипциях языков народов Российской Федерации, за исключением терминов и аббревиатур, отражающих организационно-правовую форму кредитной организации.
Фирменное наименование кредитной организации должно содержать указание на характер ее деятельности путем использования слов "банк" или "небанковская кредитная организация".
Иные требования к фирменному наименованию кредитной организации устанавливаются Гражданским кодексом Российской Федерации".
Согласно статье 54 Гражданского кодекса РФ наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму.
Указание правильных реквизитов организации, которая предлагает свои услуги и надежное сотрудничество, - одна из гарантий соблюдения информационного права клиента. Наименование - индивидуализирующий признак организации. Без его наличия не может быть образовано и вести деятельность юридическое лицо. Требования настоящего Закона предусматривают обязательность указания наименования юридического лица при размещении рекламы банковских, страховых и иных финансовых услуг. Как уже было отмечено, наименование юридического лица включает в себя, кроме непосредственного названия, также обязательное указание на его организационно-правовую форму (ООО, АО и иные). Для индивидуального предпринимателя обязательно указание фамилии, имени, отчества.
Таким образом, реклама ИП О., распространяемая в городе Грязи Липецкой области, на фасаде магазина "П", расположенного по адресу: <...>, не содержит обязательного наименования банка, предоставляющего финансовую услугу, чем вводит в заблуждение потребителей рекламы, а также не содержит информацию о лице, с которым заключается договор товарного кредита с условием приобретения товара у данного индивидуального предпринимателя - с оплатой в рассрочку.
В соответствии с указанными выше фактами реклама ИП О. содержит признаки нарушения ч. 7 ст. 5, ч. 1 ст. 28 Федерального закона № 38-ФЗ от 13.03.2006 "О рекламе".
На заседании Комиссии ИП О. пояснила, что данные нарушения были допущены ею по причине незнания законодательства о рекламе и они уже устранены, о чем свидетельствуют представленные ею фотографии рекламы, исправленной в соответствии с требованиями законодательства о рекламе.
Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу ИП О. следующего содержания: "Двери_металлические стандартные и нестандартные_рассрочка кредит <...>", поскольку в ней нарушены требования ч. 7 ст. 5, ч. 1 ст. 28 ФЗ № 38-ФЗ от 13.03.2006 "О рекламе".
2. Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе ИП О. не выдавать, так как нарушение законодательства о рекламе добровольно устранено.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Липецкого УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru