Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Коми республика


АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 13 мая 2011 г. по делу № А29-330/2011

(извлечение)

Резолютивная часть решения объявлена 5 мая 2011 года, полный текст решения изготовлен 13 мая 2011 года.
Арбитражный суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Полицинского В.Н., судей Князевой А.А. и Махмутова Н.Ш. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Пунеговой Т.И., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Житаря Алексея Владимировича к Службе Республики Коми по тарифам о признании недействующим Приказа от 30 ноября 2010 года № 90/52 "О тарифе на горячую воду ООО "Тепловые сети Воркуты",
третье лицо: Общество с ограниченной ответственностью "Тепловые сети Воркуты",
при участии в судебном заседании:
прокурора Проскуровой В.Н.,
от ответчика: Рябинин О.Н., Апраксин А.В., Секретарев П.П. (все по доверенности),
от третьего лица: Попов К.В. (по доверенности),

установил:

Житарь А.В., не являющийся индивидуальным предпринимателем, обратился в арбитражный суд с заявлением к Службе Республики Коми по тарифам (Служба) о признании недействующим Приказа от 30 ноября 2010 года № 90/52 "О тарифе на горячую воду ООО "Тепловые сети Воркуты", считая, что Приказ не соответствует пунктам 47 и 48 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.07.2008 № 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса", поскольку, по его мнению, третье лицо является энергоснабжающей организацией для потребителей тепловой энергии, которая производится источниками ОАО "ТГК-9", и самостоятельно не осуществляет непосредственное производство горячей воды.
Мотивируя нарушение его прав и законных интересов при осуществлении экономической деятельности оспариваемым нормативным актом, заявитель ссылается на то, что, являясь собственником жилого помещения в многоквартирном доме, является потребителем горячей воды, поставляемой ООО "ТСВ" управляющей компании, за которую он рассчитывается по тарифу, установленному оспариваемым Приказом.
Житарь А.В. в установленном законом порядке уведомлен о месте и времени рассмотрения дела судом, но в судебное заседание не явился, заявив ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Ответчик требования не признал, представил отзыв на заявление, в котором изложил возражения против требований.
Прокурор и третье лицо также оснований для удовлетворения требований заявителя не находят.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие заявителя.
Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела и представленное ответчиком дело об установлении тарифа, суд считает, что в удовлетворении требований заявителя надлежит отказать, поскольку доказательств того, что Приказом нарушены права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской либо иной экономической деятельности, в деле не имеется, а сам Приказ соответствует положениям Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса.
В соответствии со ст. 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе, об оспаривании нормативных правовых актов в сфере государственного регулирования цен (тарифов). Указанные дела рассматриваются арбитражным судом независимо от того, являются ли заявителями организации, индивидуальные предприниматели или граждане.
Дела об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным АПК РФ с особенностями, установленными в главе 23 АПК РФ (ст. 191 АПК РФ).
Согласно части 1 ст. 192 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно частям 4 и 6 ст. 194 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт. Обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, наличия у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли акт.
В соответствии с ч. 5 ст. 195 АПК РФ нормативный правовой акт или отдельные его положения, признанные арбитражным судом недействующими, не подлежат применению с момента вступления в законную силу решения суда.
В пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 6, Пленума ВАС РФ № 8 от 01.07.1996 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" судам разъяснено, что основанием для принятия решения суда о признании нормативного акта государственного органа недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
При этом в соответствии с положениями ст. ст. 65 и 192 АПК РФ доказательства нарушения прав и законных интересов должны быть представлены заявителем.
Судом факт нарушения оспариваемым нормативным актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской либо иной экономической деятельности не установлен; Житарем А.В. доказательств этого суду не представлено.
Приводившийся третьим лицом довод о том, что производство по делу подлежит прекращению в связи с тем, что в производстве Верховного суда Республики Коми находится дело по заявлению Житаря А.В., которым заявлены аналогичные требования о признании Приказа недействующим, суд считает неосновательным, поскольку заявление Житаря А.В. Верховным судом Республики Коми оставлено без рассмотрения в связи с тем, что в производстве Арбитражного суда Республики Коми находится настоящее дело, что лица, участвующие в деле, не оспаривают.
Судом установлены следующие фактические обстоятельства дела.
ООО "ТСВ" 18 ноября 2010 года обратилось в Службу Республики Коми по тарифам с заявлением об установлении тарифа на горячую воду для прочих и бюджетных потребителей (без НДС) в размере 131,46 руб. за 1 куб.м, для собственников жилищного фонда или уполномоченных ими организаций для последующей реализации населению (без НДС) в размере 122,12 руб. за 1 куб.м, для населения (с НДС) в размере 144,1 руб. за 1 куб.м.
Рассмотрев в установленном порядке дело по установлению тарифа Служба издала Приказ от 30 ноября 2010 года № 90/52 "О тарифе на горячую воду ООО "Тепловые сети Воркуты", которым установлен и введен в действие на период с 1 января по 31 декабря 2011 года тариф на горячую воду ООО "Тепловые сети Воркуты" для собственников жилищного фонда или уполномоченных ими организаций для последующей реализации населению в размере 78,33 руб. за 1 куб.м (без НДС).
Заявитель предпринимателем не является, доказательств осуществления предпринимательской деятельности суду не представил.
В соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности" (утв. Приказом Ростехрегулирования от 22.11.2007 № 329-ст) экономическая деятельность имеет место тогда, когда ресурсы (оборудование, рабочая сила, технологии, сырье, материалы, энергия, информационные ресурсы) объединяются в производственный процесс, имеющий целью производство продукции (оказание услуг). Экономическая деятельность характеризуется затратами на производство, процессом производства и выпуском продукции (оказанием услуг).
Производимые заявителем расходы по оплате приобретаемой горячей воды являются затратами на потребление, а не на производство, а поэтому применение установленного оспариваемым Приказом тарифа в расчетах с заявителем не связано с осуществлением заявителем какой-либо экономической деятельности.
В силу ст. 154 Жилищного кодекса РФ отопление (теплоснабжение) относится к коммунальным услугам, предоставляемым нанимателям (собственникам) жилых помещений.
В соответствии со ст. 8 Жилищного кодекса РФ отношения, связанные с предоставлением нанимателям (собственникам) жилых помещений коммунальных услуг, внесением платы за коммунальные услуги относятся к жилищным отношениям.
В данном случае, как видно из материалов дела, требования, заявленные Житарем А.В., основаны на жилищных отношениях, а не в связи с осуществлением заявителем предпринимательской либо иной экономической деятельности.
Доказательства нарушения оспариваемым приказом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности отсутствуют.
Судом проверены доводы заявителя о том, что оспариваемый Приказ Службы не соответствует требованиям пунктов 47 и 48 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса.
Указанные доводы заявителя своего подтверждения не нашли.
В соответствии с пунктами 47 - 49 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса тарифы на горячую воду и надбавки к таким тарифам устанавливаются для организаций коммунального комплекса, осуществляющих непосредственное производство горячей воды и оказание услуг по горячему водоснабжению с использованием систем централизованного горячего водоснабжения. Тарифы на горячую воду включают в себя стоимость 1 куб. метра холодной воды и расходы на подогрев воды, определяемые как произведение количества тепловой энергии, необходимого для нагрева 1 куб. метра холодной воды до температуры, установленной в соответствии с нормативными правовыми актами, и тарифа на тепловую энергию, установленного в соответствии с Основами ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 г. № 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации". Стоимость 1 куб. метра холодной воды, используемой для целей горячего водоснабжения, определяется как сумма тарифа на холодную воду и стоимости ее дополнительной химической очистки и деаэрации.
Службой представлены расчеты тарифа, из которых видно, что тариф, установленный оспариваемым Приказом, рассчитан Службой в соответствии с правилами, предусмотренными пунктами 47 - 49 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса.
Каких-либо возражений и замечаний относительно произведенных ответчиком расчетов тарифа ни Житарем А.В., ни иными лицами, участвующими в деле, не заявлено.
По мнению суда, указанные расчеты соответствуют приведенным выше требованиям Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса.
Довод заявителя о том, что ООО "ТСВ" не осуществляет непосредственно производство горячей воды, своего подтверждения также не нашел.
Судом установлено, что ООО "ТСВ" в соответствии с договором энергоснабжения № 200 (тепловая энергия и теплоноситель) от 1 января 2009 года приобретает у ОАО "ТГК-9" тепловую энергию и теплоноситель - химически очищенную воду, а не горячую воду.
Температурные параметры теплоносителя - химически очищенной воды, поставляемого третьему лицу ОАО "ТГК-9", превышают температурные параметры установленные для горячей воды "Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам".
По договору № 144999 на отпуск питьевой воды и прием сточных вод от 1 января 2010 года ООО "ТСВ" приобретает у ООО "Водоканал" холодную воду, которую подогревает приобретаемыми у ОАО "ТКГ-9" тепловой энергией и теплоносителем, в результате чего получает горячую воду, температурные параметры которой соответствуют "Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам", и поставляет полученную горячую воду потребителям.
Таким образом, ООО "ТСВ" путем подогрева приобретаемой у ООО "Водоканал" холодной воды получаемыми от ОАО "ТГК-9" тепловой энергией и теплоносителем осуществляет непосредственное производство горячей воды.
Следовательно, Приказом от 30 ноября 2010 года № 90/52 Служба обоснованно установила тариф на горячую воду ООО "Тепловые сети Воркуты".
Доказательств, опровергающих данные выводы суда, в деле не имеется.
При установленных обстоятельствах суд приходит к выводу, что оспариваемый Приказ Службы соответствует Основам ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской либо иной экономической деятельности не нарушает, а поэтому в удовлетворении требований заявителя надлежит отказать.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 194 - 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении требований Житарь А.В. о признании недействующим Приказа Службы Республики Коми по тарифам от 30 ноября 2010 года № 90/52 "О тарифе на горячую воду ООО "Тепловые сети Воркуты" отказать, признав Приказ Службы Республики Коми по тарифам от 30 ноября 2010 года № 90/52 "О тарифе на горячую воду ООО "Тепловые сети Воркуты" соответствующим Постановлению Правительства РФ от 14.07.2008 № 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса".
Решение вступает в законную силу немедленно после его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение месяца со дня вступления в законную силу через Арбитражный суд Республики Коми.

Судьи
В.Н.ПОЛИЦИНСКИЙ
А.А.КНЯЗЕВА
Н.Ш.МАХМУТОВ





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru