Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Карачаево-Черкесская республика


ВЕРХОВНЫЙ СУД
КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКИ

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 14 сентября 2011 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Карачаево-Черкесской Республики в составе:
председательствующего Матакаевой С.К.,
судей Дзыба З. И., Шишкина И.В.
при секретаре Лайпанове И.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора г. Черкесска о признании противоречащим закону п. 3.3 Положения "О порядке комплектования муниципальных дошкольных образовательных учреждений города Черкесска", утвержденного решением Думы муниципального образования г. Черкесска № 52 от 27.05.2010 года, по кассационной жалобе Мэра города Черкесска на решение Черкесского городского суда от 06 июля 2011 года, которым заявленные требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Верховного суда КЧР Дзыба З.И., объяснения представителя Мэрии МО г. Черкесска Вальшаковой Н.В., поддержавшей доводы жалобы, объяснения представителя Думы муниципального образования г. Черкесска Эркеновой М.Л. и представителя Управления образования Мэрии МО г. Черкесска Цыганаш Л.В. в поддержку доводов жалобы, мнение прокурора Мурадовой А.Ю., возражавшей против доводов жалобы, судебная коллегия

установила:

Прокурор г. Черкесска обратился в суд с заявлением о признании противоречащим закону п. 3.3 Положения "О порядке комплектования муниципальных дошкольных образовательных учреждений города Черкесска", утвержденного решением Думы муниципального образования г. Черкесска № 52 от 27.05.2010 года, которым предусмотрено, что в муниципальные дошкольные учреждения принимаются дети от 2 лет 8 месяцев до 6 лет. Свои требования обосновал тем, что оспариваемый пункт Положения противоречит требованиям ФЗ "Об образовании", Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденного Постановлением Правительства РФ, так как лишение малолетних жителей города Черкесска в возрасте до 2 лет 8 месяцев возможности получения физического и нравственного развития, социальной заботы со стороны Государства нарушает конституционные права указанных малолетних и их родителей, что ставит под угрозу реализацию принципов и задач системы образования.
В качестве заинтересованных лиц к участию в деле суд привлек Мэрию МО г. Черкесска и Управление образования Мэрии МО г. Черкесска.
Решением Черкесского городского суда от 06 июля 2011 года заявленные требования удовлетворены, п. 3.3. Положения "О порядке комплектования муниципальных дошкольных образовательных учреждений г. Черкесска", утвержденного решением Думы МО г. Черкесска № 52 от 27.05.2010 года, признан противоречащим закону.
В кассационной жалобе Мэр города Черкесска просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных прокурором г. Черкесска требований, полагая, что судом при вынесении решения нарушены нормы материального и процессуального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не усматривает законных оснований к отмене состоявшегося по делу судебного акта.
Установлено, что 27 мая 2010 года Думой МО г. Черкесска принято решение № 52 "Об утверждении положения о порядке комплектования муниципальных дошкольных образовательных учреждений".
Согласно п. 3.3 Положения "О порядке комплектования муниципальных дошкольных образовательных учреждений города Черкесска", утвержденного 27 мая 2010 года решением Думы МО г. Черкесска № 52, в муниципальные дошкольные образовательные учреждения принимаются дети от 2 лет 8 месяцев до 6 лет.
Разрешая заявленные требования о признании противоречащим закону п. 3.3 Положения "О порядке комплектования муниципальных дошкольных образовательных учреждений города Черкесска", утвержденного 27 мая 2010 года решением Думы МО г. Черкесска № 52, суд пришел к обоснованному выводу об их правомерности.
Общие вопросы образования в соответствии с подпунктом "е" статьи 72 Конституции Российской Федерации находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 3 ст. 5, ч. 5 ст. 18 Закона РФ от 10 июля 1992 года "Об образовании" государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях; органы местного самоуправления организуют и координируют методическую, диагностическую и консультативную помощь семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста на дому.
Согласно п. 1 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12 сентября 2008 года № 666, данное Типовое положение регулирует деятельность государственных и муниципальных дошкольных образовательных учреждений всех видов.
В соответствии с п. 3 вышеуказанного Типового положения, дошкольное образовательное учреждение - это тип образовательного учреждения, реализующего основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Дошкольное образовательное учреждение обеспечивает воспитание, обучение и развитие, а также присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет.
В соответствии с требованиями п.п. 27, 28 раздела 3 Типового положения порядок комплектования дошкольного образовательного учреждения определяется учредителем в соответствии с законодательством Российской Федерации и закрепляется в уставе. В дошкольное образовательное учреждение принимаются дети в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. Прием детей осуществляется на основании медицинского заключения, заявления и документов, удостоверяющих личность одного из родителей (законных представителей).
Установив вышеназванные обстоятельства, суд пришел к обоснованному выводу о том, что п. 3.3 Положения "О порядке комплектования муниципальных дошкольных образовательных учреждений города Черкесска" противоречит требованиям ФЗ "Об образовании", Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденного Постановлением Правительства РФ 12 сентября 2008 г. за № 666.
Вывод суда мотивирован, основан на анализе действующего законодательства, соответствует требованиям закона, и оснований считать его неправильным не имеется.
Не состоятелен довод кассационной жалобы о том, что суд неправильно истолковал нормы материального права, а также не применил закон, подлежащий применению, поскольку признана утратившей силу ч. 2 ст. 18 Закона "Об образовании", согласно которой государство гарантировало финансовую и материальную поддержу в воспитании детей раннего детского возраста, обеспечение доступности образовательных услуг дошкольной образовательного учреждения для всех слоев населения.
Важнейшей функцией Российской Федерации как социального государства является обеспечение права каждого на образование, в том числе дошкольное, общедоступность и бесплатность которого в государственных или муниципальных образовательных учреждениях гарантируется (статья 43, части 1 и 2, Конституции Российской Федерации) на основе конституционного принципа юридического равенства.
Закрепляя право на образование и в качестве одного из его элементов - право на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных образовательных учреждениях Российской Федерации непосредственно определяет и систему гарантирования этого права, предполагающую в том числе, что государство и муниципальные образования - исходя из конституционного требования общедоступности дошкольного образования независимо от места жительства - обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть, чтобы удовлетворить потребности всех детей и их родителей в получении дошкольного образования, в том числе и детей раннего возраста.
Вопрос об организации общедоступного, бесплатного дошкольного образования действующим законодательством отнесен к вопросам местного значения (Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ).
Довод представителя Мэрии МО г. Черкесска о недостаточном количестве детских садов, в связи с чем Положением "О порядке комплектования муниципальных дошкольных образовательных учреждений г. Черкесска" и ограничен возраст детей, принимаемых в дошкольные образовательные учреждения, коллегия признает не основанным на нормах права.
Неудовлетворительное количество дошкольных учреждений, недостаточность собственных средств муниципального образования на организацию дошкольных учреждений не свидетельствует о правомерности пункта 3.3 Положения "О порядке комплектования муниципальных дошкольных образовательных учреждений города Черкесска", регламентирующего прием детей в муниципальные дошкольные образовательные учреждения, начиная с 2 лет 8 месяцев. Финансовая самостоятельность местного самоуправления предполагает наличие необходимых бюджетных прав у органов местного самоуправления.
Поскольку нарушений норм материального или процессуального права, которые бы привели или могли привести к неправильному рассмотрению дела, судом не допущено, судебная коллегия не усматривает оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Черкесского городского суда от 06 июля 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий судья
С. К. Матакаева





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru