КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 24 ноября 2011 г. по делу № 3-85/2011
Калининградский областной суд в лице судьи - Струковой А.А.
с участием прокурора - Павлюченковой В.А.
при секретаре - П.Н.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению уполномоченного представителя инициативной группы по проведению областного референдума К.М.И. об оспаривании решения Избирательной комиссии Калининградской области от 30 июня 2011 года № 4/31-6 об отказе в регистрации инициативной группы по проведению референдума,
установил:
Решением Избирательной комиссии Калининградской области от 30 июня 2011 года № 4/31-6 в соответствии с пунктом 5 ст. 36
Федерального закона № 67-ФЗ от 12 июня 2002 года "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и пунктом 6 ст. 9
Закона Калининградской области "Об областном референдуме в Калининградской области" отказано в регистрации инициативной группы по проведению областного референдума по вопросу "Считаете ли Вы необходимым, в целях обеспечения конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду, прекратить строительство атомной электростанции на территории Калининградской области?" по тем основаниям, что инициативной группой не выполнены требования пункта 5 ст. 2
и пункта 3 ст. 36
Федерального закона № 67-ФЗ, а именно: в ходе проверки достоверности персональных данных членов и уполномоченных представителей инициативной группы установлены несоответствия паспортных данных члена инициативной группы Г.В.В. и сведений об адресе места жительства члена и уполномоченного представителя инициативной группы К.М.И.
Уполномоченный представитель инициативной группы по проведению областного референдума К.М.И. подал в суд 7 июля 2011 года заявление об оспаривании указанного решения Избирательной комиссии Калининградской области от 30 июня 2011 года № 4/31-6, ссылаясь на то, что местом его жительства в соответствии с п. 1 ст. 20
ГК РФ и Правилами
регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и жительства в РФ, утв. постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 года № 713, является его место пребывания в Калининградской области при том, что он свыше 7 лет проживает в городах Калининграде и Зеленоградске Калининградской области, в связи с чем в силу ст. 17
Федерального закона № 67-ФЗ от 12 июня 2002 года вправе участвовать в референдуме Калининградской области.
В судебное заседание К.М.И. не явился, судом приняты все возможные меры к его извещению о времени и месте судебного заседания, при этом по указанным в заявлении К.М.И. телефонам он не отвечает, по указанному в заявлении адресу телеграмма не вручена, на официальном сайте Калининградского областного суда информация о времени и месте рассмотрения дела была размещена. С учетом изложенного суд полагает, что К.М.И. считается надлежащим образом уведомленным о времени и месте рассмотрения дела и ввиду отсутствия мотивированных ходатайств об отложении судебного заседания рассмотрение дела возможно в отсутствие заявителя.
Представитель Избирательной комиссии Калининградской области К.Л.П. полагала заявление не подлежащим удовлетворению.
Выслушав пояснения представителя Избирательной комиссии Калининградской области, заключение прокурора об отказе в удовлетворении заявления, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
На основании п. 2 ст. 11
Федерального закона № 67-ФЗ от 12 июня 2002 года "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" законодательство Российской Федерации о референдумах составляют Конституция
Российской Федерации, Федеральный конституционный закон
"О референдуме Российской Федерации", настоящий Федеральный закон
, иные федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты о референдумах, принимаемые в Российской Федерации.
В соответствии со ст. 14
Федерального закона № 67-ФЗ от 12 июня 2002 года инициатива проведения референдума в Российской Федерации принадлежит гражданам Российской Федерации, имеющим право на участие в референдуме (п. 1)
; федеральным законом инициатива проведения референдума может быть предоставлена иным субъектам (п. 2)
; инициативную группу по проведению референдума вправе образовать, в частности, гражданин или группа граждан Российской Федерации, имеющие право на участие в референдуме (п. 3)
.
Согласно п.п. 1 п. 1 ст. 8
Закона Калининградской области от 12 июля 2006 года № 43 "Об областном референдуме в Калининградской области" инициатива проведения областного референдума может принадлежать гражданам Российской Федерации, имеющим право на участие в областном референдуме, под которыми в силу п. 1 ст. 4
настоящего Закона области понимаются граждане Российской Федерации, место жительства которых расположено на территории Калининградской области.
Из приведенных положений закона
следует, что правом на выдвижение инициативы проведения областного референдума и на участие в областном референдуме не обладают граждане Российской Федерации, не имеющие места жительства в Калининградской области.
В ходатайстве инициативной группы по проведению референдума должны быть указаны, помимо иных сведений, паспортные данные, а также адрес места жительства каждого члена инициативной группы и лиц, уполномоченных действовать от ее имени (п. 3 ст. 36
Федерального закона № 67-ФЗ от 12 июня 2002 года, п. 3 ст. 9
Закона Калининградской области "Об областном референдуме в Калининградской области").
Под адресом места жительства понимается адрес, по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (п. 5 ст. 2
Федерального закона № 67-ФЗ от 12 июня 2002 года).
Таким образом, для целей настоящего Федерального закона
адресом места жительства признается адрес, по которому гражданин зарегистрирован по месту жительства, а не по месту пребывания.
Само по себе длительное фактическое проживание в пределах Калининградской области гражданина Российской Федерации, зарегистрированного по месту пребывания в Калининградской области, а по месту жительства - в другом субъекте Российской Федерации, не влечет возникновение у этого гражданина права на выдвижение инициативы проведения референдума в Калининградской области и на участие в референдуме в Калининградской области.
Согласно представленным инициативной группой документам член и уполномоченный представитель инициативной группы К.М.И. зарегистрирован по месту жительства в Калининградской области.
Однако, как следует из копии паспорта гражданина Российской Федерации К.М.И. и свидетельства о его регистрации по месту пребывания от 26 мая 2010 года, К.М.И. зарегистрирован в Калининградской области по месту пребывания и а по месту жительства - в Архангельской области, в связи с чем он не может быть на законных основаниях включен в состав инициативной группы по проведению референдума в Калининградской области.
На основании п. 5 ст. 36
Федерального закона № 67-ФЗ от 12 июня 2002 года и п. 6 ст. 9
Закона Калининградской области "Об областном референдуме в Калининградской области" Избирательная комиссия Калининградской области в течение 15 дней со дня поступления ходатайства инициативной группы по проведению областного референдума обязана рассмотреть указанное ходатайство и приложенные к нему документы и принять решение:
в случае соответствия указанных ходатайства и документов требованиям Федерального закона
"Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Устава
(Основного Закона) Калининградской области, настоящего Закона
Калининградской области - о направлении их в Калининградскую областную Думу;
в противном случае - об отказе в регистрации инициативной группы.
Принимая во внимание, что сведения об адресе места жительства в Калининградской области члена и уполномоченного представителя инициативной группы К.М.И. не соответствуют действительности, Избирательная комиссия Калининградской области правомерно, в соответствии с приведенными нормами закона, приняла решение об отказе в регистрации инициативной группы по проведению референдума в Калининградской области.
Оспариваемое решение принято на правомочном заседании Избирательной комиссии Калининградской области большинством голосов от общего количества присутствовавших на заседании членов комиссии в соответствии с требованиями ст.ст. 7
, 18
, п. 1 ст. 23
Закона Калининградской области от 16 декабря 2002 года № 209 "Об Избирательной комиссии Калининградской области", то есть в установленном законом порядке.
В оспариваемом решении избирательной комиссии имеется также указание о несоответствии паспортных данных члена инициативной группы Г.В.В.
Такое мнение избирательной комиссии, как видно из материалов дела, было основано на том, что заявленные в отношении Г.В.В. персональные данные не совпадают с данными о Г.В.В., имеющимися в ГАС "Выборы".
В то же время, в ходе заседания Избирательной комиссии Калининградской области 30 июня 2011 года была представлена незаверенная ксерокопия паспорта гражданина Российской Федерации Г.В.В. и отраженные в ней персональные данные совпадают с заявленными инициативной группой персональными данными Г.В.В.
В этой связи суд приходит к выводу о том, что указание в оспариваемом решении избирательной комиссии о несоответствии заявленных персональных данных о члене инициативной группы Г.В.В. основано на неполно проверенных документах.
В то же время, само по себе это обстоятельство, по мнению суда, не влечет за собой отмену решения Избирательной комиссии Калининградской области от 30 июня 2011 года № 4/31-6 об отказе в регистрации инициативной группы по проведению референдума, учитывая заявление недостоверных сведений об адресе места жительства члена и уполномоченного представителя инициативной группы К.М.И.
Суд также принимает во внимание, что после принятия оспариваемого решения Избирательной комиссии Калининградской области от 30 июня 2011 года № 4/31-6 инициативная группа по проведению референдума в Калининградской области вновь 8 июля 2011 года обратилась с ходатайством о регистрации группы, в состав которой К.М.И. и Г.В.В. включены не были, после чего решением Избирательной комиссии Калининградской области от 21 июля 2011 года № 5/42-6 постановлено направить ходатайство о регистрации инициативной группы по проведению областного референдума и приложенные к нему документы в Калининградскую областную Думу.
С учетом изложенного суд считает, что оспариваемое решение Избирательной комиссии Калининградской области от 30 июня 2011 года № 4/31-6 об отказе в регистрации инициативной группы утратило определяющее значение и в настоящее время само по себе не препятствует реализации инициативы проведения областного референдума.
При таких обстоятельствах суд полагает заявление не подлежащим удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194
-198
, 261
ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении заявления уполномоченного представителя инициативной группы по проведению областного референдума К.М.И. об оспаривании решения Избирательной комиссии Калининградской области от 30 июня 2011 года № 4/31-6 об отказе в регистрации инициативной группы по проведению референдума - отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Калининградский областной суд в течение десяти дней.
Мотивированное решение изготовлено 24 ноября 2011 года.