АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 30 мая 2011 г. по делу № А14-3427-2011
(извлечение)
Резолютивная часть решения объявлена "30" мая 2011 года
Решение изготовлено в полном объеме "30" мая 2011 года
Муниципальное унитарное предприятие г. Нововоронежа "Г" (далее - заявитель, МУП "Г") обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (далее - Управление, УФАС по Воронежской области, антимонопольный орган) от 07.04.2011 № 28.04-9.16 по делу об административном правонарушении.
Определением от 10.05.2011 заявление принято к производству.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении.
Административный орган возражал против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве.
Как следует из материалов дела, антимонопольным органом в адрес заявителя был направлен запрос (исх. № 04-16/131 от 19.01.2011) о соблюдении заявителем выполнения обязанности по предоставлению собственникам жилых домов, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, лицам, представляющим интересы собственников, предложения об оснащении приборами учета электрической энергии.
18.02.2011 от МУП "Г" в Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области поступила информация (исх. № 67 от 14.02.2011) о том, что предложения, предусмотренные частью 10 статьи 13
Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон
№ 261-ФЗ, Закон
об энергосбережении) об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов МУП "Г" не направлялись собственникам жилых домов, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, лицам, представляющим интересы собственников.
По факту нарушения МУП "Г" требований ч. 10 ст. 13
Закона об энергосбережении административным органом были установлены признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 9.16
КоАП РФ, в отношении МУП "Г" 21.03.2011 составлен протокол № 28.04-9.16 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 6 ст. 9.16
КоАП РФ.
07.04.2011 Управлением Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области было вынесено постановление № 28.04-9.16 о признании МУП "Г" виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 9.16
КоАП РФ, и назначении заявителю наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением, заявитель обратился в Арбитражный суд с настоящим заявлением, ссылаясь на то, что у всех потребителей, присоединенных к электрическим сетям МУП "Г" имеются приборы учета электрической энергии, и правонарушение возможно отнести к малозначительным.
Рассмотрев представленные доказательства, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 6 ст. 9.16
КоАП РФ несоблюдение организациями, обязанными осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют, требования о предоставлении собственникам жилых домов, дачных домов, садовых домов, лицам, представляющим их интересы, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, предложений об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов, если предоставление указанных предложений таким лицам является обязательным, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии с ч. 10 ст. 13
Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 1 июля 2010 года организации, указанные в части 9
настоящей статьи, обязаны предоставить собственникам жилых домов, указанных в части 5
настоящей статьи, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, лицам, представляющим интересы собственников, указанных в части 6
настоящей статьи, предложения об оснащении объектов, указанных в частях 5
и 6
настоящей статьи, приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых осуществляют указанные организации. Примерная форма предложения об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с частью 9
указанной статьи с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи
оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.
Таким образом, из системного толкования указанных норм Закона
следует, что обязанности по предоставлению собственникам жилых домов, собственникам садовых и дачных домов, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, лицам представляющим интересы собственников, предложений об оснащении объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых осуществляют указанные организации, не зависит от наличия либо отсутствия у собственников жилых домов, собственников садовых и дачных домов, собственников помещений в многоквартирных домах приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Целью предоставления указанных предложений, помимо информирования собственников жилых домов, собственников садовых и дачных домов, собственников помещений в многоквартирных домах, лиц, ответственных за содержание многоквартирных домов, лиц представляющих интересы собственников, о необходимости оснащения указанных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, является: информирование об организациях, оказывающих соответствующие услуги по установке, замене и эксплуатации приборов учета энергетических ресурсов; о наличии у таких организаций обязанности по предоставлению собственникам жилых домов, собственникам садовых и дачных домов, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, лицам представляющим интересы собственников, в установленный в Законе
об энергосбережении срок предложений об оснащении указанных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых осуществляют указанные организации; об отсутствии у указанных организаций права, в случае обращения к ним собственников указанных объектов, отказать им в заключении договоров по установке, замене и эксплуатации приборов учета энергетических ресурсов; возможности и порядке оплаты соответствующих услуг в рассрочку.
Таким образом, само по себе наличие приборов учета электрической энергии у потребителей не освобождает МУП "Г" от обязанности направить потребителям предложения об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов (электрической энергии), т.к. указанное предложение направлено на информирование потребителей не только о необходимости установки приборов учета, но и об организациях, осуществляющих установку, замену и эксплуатацию приборов учета используемых ресурсов.
При указанных обстоятельствах данный довод МУП "Г" суд считает несостоятельным.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1
КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом
или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств того, что МУП "Г" предприняло какие-либо действия по распространению предложений по установке приборов учета суду не представлено.
Суд считает, что у МУП "Г" была возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом
предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду часть 6 статьи 9.16 КоАП РФ, а не статьи 19.16.
Таким образом, суд пришел к выводу о том, что в действиях МУП "Г" имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 19.16
КоАП РФ.
Учитывая, что административный орган доказал факт совершения правонарушения, суд считает привлечение МУП "Г" к административной ответственности правомерным.
Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности в действиях УФАС по Воронежской области судом не установлено.
Оснований для применения ст. 2.9
КоАП РФ суд не усматривает.
При таких обстоятельствах, заявленные требования о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области от 07.04.2011 № 28.04-9.16 по делу об административном правонарушении не подлежат удовлетворению.
При подаче заявления платежным поручением № 312 от 05.05.2011 МУП "Г" оплатило государственную пошлину в сумме 2 000 руб. Вместе с тем, в соответствии с п. 4 ст. 208
АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь ст. ст. 110
, 167
- 170
, 176
, 211
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд
решил:
В удовлетворении требований отказать.
Выдать муниципальному унитарному предприятию г. Нововоронежа "Г" справку на возврат госпошлины.
Решение может быть обжаловано в десятидневный срок со дня его принятия в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд.