Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Вологодская область


ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 28 апреля 2011 г. по делу № 3-12/2011

Вологодский областной суд в составе:
судьи Вологодского областного суда Жаворонковой В.А.,
при секретаре Михайловой А.В.,
с участием прокурора Зязиной В.И.
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению М.Л.Г. о признании недействующим в части нормативного правового акта,

установил:

постановлением Правительства Вологодской области от 30.12.2009 № 2154 (в редакции от 05.04.2010), вступившим в силу с 01.01.2011, опубликованным 16.01.2010, утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Вологодской области согласно приложениям 1, 2, 3 к настоящему постановлению.
Согласно п.<...> приложения № <...> к указанному постановлению кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> составила <...> руб. <...> коп.
М.Л.Г., собственник объекта незавершенного строительства, находящегося на арендуемом земельном участке, 03.02.2011 обратилась в суд с заявлением о признании недействующим пункта <...> приложения № <...> к постановлению Правительства Вологодской области от 30.12.2009 № 2154 "Об утверждении результатов кадастровой оценки земель населенных пунктов Вологодской области", признании кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <...>, находящегося <...> по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в сумме <...> руб.
В обоснование заявления М.Л.Г. указала, что постановление Правительства Вологодской области в оспариваемой ею части противоречит пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости. Рыночная стоимость земельного участка составляет <...> рублей на основании отчета № <...>, выполненного по ее заявке ООО "<...>" в период с 14.01.2011 по 24.01.2011. До вступления в силу постановления № 2154 стоимость этого же земельного участка составляла <...> руб. <...> коп.
По мнению заявителя, принятым постановлением нарушены ее права, поскольку арендная плата рассчитывается исходя из кадастровой стоимости одного квадратного метра земельного участка.
В судебном заседании заявитель М.Л.Г., ее представители Б.Е.Н., М.Р.В. заявление поддержали по основаниям, изложенным в обоснование заявления, указав на то, что кадастровая стоимость земельного участка является завышенной, установленной без учета достоверной информации о земельном участке, без учета его фактического места расположения; оспариваемое постановление противоречит пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации; право аренды земельного участка перешло к заявителю на основании пункта 3 ст. 552 ГК Российской Федерации с учетом состоявшегося соглашения о разделе общего имущества супругов от 05.07.2010.
Представитель Правительства Вологодской области В.Е.Л. против удовлетворения заявления возразила по тому основанию, что оспариваемое постановление не противоречит действующему законодательству, процедура утверждения результатов государственной кадастровой оценки земель соблюдена.
Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области К.Т.И. против удовлетворения заявления также возразила со ссылкой на соблюдение требований действующего законодательства и проведение Росреестром в полном объеме проверки результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков.
Заслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора прокуратуры Вологодской области Зязиной В.И., полагавшей заявление не подлежащим удовлетворению, исследовав и оценив материалы дела, Вологодский областной суда полагает в удовлетворении заявления М.Л.Г. отказать по следующим основаниям.
Согласно пунктам "в" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения такого рода мероприятий устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району, городскому округу.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316 (с последующими изменениями) утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила), в соответствии с которыми государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования (пункт 4). Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости (пункт 5). В силу пункта 8 Правил в процессе государственной кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территории. Оценочной признается часть земель, однородных по целевому назначению, виду функционального использования и близких по значению кадастровой оценки земельных участков.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункт 10).
Методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти (пункт 11).
Последовательность и сроки осуществления действий Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость) и его территориальных органов - Управлений Роснедвижимости по субъектам Российской Федерации, а также порядок их взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при исполнении государственной функции по организации государственной кадастровой оценки земель определяет Административный регламент исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденный приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 28.06.2007 № 215.
Роснедвижимостью осуществляется проверка отчета исполнителя работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации на соответствие Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли от 15.02.2007 № 39.
По результатам проведения проверки Роснедвижимость принимает одно из следующих решений, которое оформляется актом проверки: о соответствии отчета Методическим указаниям; о выявлении нарушений Методических указаний при выполнении работ по определению кадастровой стоимости земельного участка.
В случае принятия решения о соответствии отчета Методическим указаниям Роснедвижимость в срок не более трех рабочих дней с даты составления акта проверки направляет согласованные сведения о кадастровой стоимости земельных участков в Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации вместе с актом проверки.
После получения указанных сведений и акта проверки Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации представляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации сведения о кадастровой стоимости земельных участков на утверждение.
Приведенные нормы материального права наделяют орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации правом утверждать результаты государственной кадастровой оценки земель, в отношении которых Роснедвижимостью была проведена соответствующая проверка и принято решение о соответствии Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов.
Роснедвижимость является единственным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, компетентным осуществлять проверку правильности проведения работ по определению кадастровой стоимости земель утвержденным приказом Минэкономразвития от 15.02.2007 № 39 Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов.
Указом Президента Российской Федерации от 25.12.2008 № 1847 "О федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" Федеральное агентство геодезии и картографии и Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость) упразднены. Функции упраздняемых Федерального агентства геодезии и картографии и Федерального агентства кадастра объектов недвижимости переданы Федеральной службе государственной регистрации кадастра и картографии (Росреестр).
Судом установлено, что работы по определению кадастровой стоимости земель населенных пунктов Вологодской области проводились ФГУП "<...>".
По результатам проверки отчета по определению кадастровой стоимости земель населенных пунктов Вологодской области Федеральной службой государственной регистрации кадастра и картографии (Росреестр) было принято решение о соответствии данного отчета Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, что подтверждается письмом Росреестра от 09.10.2009 № <...> "О проведении проверки" и актом проверки отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков № <...> за период с 17.09.2009 по 29.09.2009.
После проведения проверки согласованные Росреестром результаты кадастровой оценки были направлены в Управление службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области, которое представило их на утверждение Правительству Вологодской области.
Результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов утверждены Правительством Вологодской области 30.12.2009 путем принятия постановления № 2154 "Об утверждении результатов кадастровой оценки земель населенных пунктов Вологодской области".
Из материалов дела следует, что кадастровая стоимость земельного участка <...>, указанная в результатах определения кадастровой стоимости земельного участка в составе населенных пунктов Вологодской области и прошедшая проверку в Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, соответствует кадастровой стоимости этого земельного участка в оспариваемом постановлении Правительства Вологодской области и составляет <...> руб. <...> коп.
Контроль за проведением работ по определению кадастровой стоимости земельных участков населенных пунктов Вологодской области осуществляется Управлением федеральной государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области.
Представленный ФГУП "<...>" отчет по результатам выполненных работ был предметом проверки Росреестра по всем показателям, в том числе и по критериям полноты и достоверности информации о рыночной стоимости земельных участков и составе факторов, влияющих на кадастровую оценку.
Государственный контракт № <...> на выполнение работ по государственной кадастровой оценке земельных участков от 25.09.2007 заключен Управлением Роснедвижимости по Вологодской области и <...> филиалом ФГУП "<...>" в соответствии с решением постоянно действующей конкурсной комиссии на основании уведомления о признании участником конкурса только одного участника размещения заказа с правом заключения государственного контракта от 11.09.2007 № <...>.
Результаты кадастровой стоимости земельного участка определялись на период 01.01.2007, т.е. использовалась исходная информация по состоянию на дату оценки, в связи с чем довод представителя заявителя относительно нарушения процедуры оценки не может быть признан состоятельным. В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Федерального закона № 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в редакции от 22.07.2010 положения указанного закона не применяются к государственной кадастровой оценке земель, договоры на проведение которой были заключены до истечения шестидесяти дней после дня его официального опубликования и работы по проведению которой не завершились в указанный срок.
Судом установлено, что работы по проведению кадастровой оценки земель населенных пунктов Вологодской области были завершены до момента принятия новой редакции земельного законодательства.
Каких-либо нарушений Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов при проведении работ по кадастровой оценке Росреестром установлено не было, в связи с чем было принято решение о соответствии отчета ФГУП "<...>" Методическим указаниям.
То обстоятельство, что кадастровая стоимость земельного участка значительно превышает его рыночную стоимость, само по себе о недостоверности результатов проведенной в отношении земель населенных пунктов Вологодской области кадастровой оценки свидетельствовать не может, поскольку действовавшее на момент принятия оспариваемого нормативного акта законодательство не содержало каких-либо положений, устанавливающих обязательность идентичности значений рыночной и кадастровой стоимости земельного участка. Кроме того, достаточность и достоверность информации о земельном участке, необходимой для проведения экономически обоснованной кадастровой оценки, оспаривание кадастровой стоимости земельного участка не входит в задачу суда при рассмотрении дела об оспаривании нормативного правового акта. Заявителем не указано каких-либо конкретных нарушений требований Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель.
Не может быть признан состоятельным довод заявителя и его представителей относительно установления равенства кадастровой и рыночной стоимости земельного участка по правилам части 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку указанная норма материального права действует с 2010 года, тогда как оспариваемое постановление принято в 2009 году.
При указанных обстоятельствах суд полагает, что постановление Правительства Вологодской области от 30.12.2009 № 2154 "Об утверждении результатов кадастровой оценки земель населенных пунктов Вологодской области", его пункт <...> приложения № <...>, принято в рамках компетенции субъекта Российской Федерации по вопросу совместного ведения, опубликовано в Вологодской областной газете "<...>", № <...>, 16.01.2010, вступило в законную силу с 01.01.2011, не противоречит федеральному законодательству и прав заявителя не нарушает.
Оснований для признания его противоречащим пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации не имеется. Не имеется правовых оснований и для признания кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости, поскольку предметом рассмотрения являются требования об оспаривании нормативного правового акта.
В силу части 1 статьи 253 ГПК Российской Федерации суд, признав, что оспариваемый нормативный акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении заявления.
Руководствуясь ст. ст. 197, 253 ГПК Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении заявления М.Л.Г. о признании пункта <...> приложения № <...> к Постановлению Правительства Вологодской области от 30.12.2009 № 2154 "Об утверждении результатов кадастровой оценки земель населенных пунктов Вологодской области" противоречащим пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, признании кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <...>, находящегося <...>, адрес ориентира: <адрес>, равной его рыночной стоимости в сумме <...> рублей - отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации через Вологодский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья
В.А.ЖАВОРОНКОВА





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru