Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Белгородская область


БЕЛГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 5 апреля 2010 года

Белгородский областной суд в составе:
Председательствующего судьи Подпориной И.В.
При секретаре Г.В.В.
С участием:
прокурора Кирилловой М.А., представителей заявителя - ОАО "КМАпроектжилстрой" К.Н.Я. (по доверенности), К.Г.В. (по доверенности), представителя заинтересованного лица - Правительства Белгородской области И.Н.И. (по доверенности),
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ОАО "КМАпроектжилстрой" о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня принятия пункта 5 в части постановления Правительства Белгородской области от 13.07.2009 г. № 247-пп "Об утверждении Порядка определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Белгородской области и государственная собственность на которые не разграничена", пункта 2 в части, пункта 5 в части, пунктов 3, 9 Порядка определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Белгородской области и государственная собственность на которые не разграничена,

установил:

Правительством Белгородской области принято и Губернатором области 13 июля 2009 г. подписано постановление № 247-пп "Об утверждении Порядка определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Белгородской области и государственная собственность на которые не разграничена".
Абзацем 3 пункта 5 указанного постановления администрациям муниципальных районов и городских округов области рекомендовано при установлении размеров арендных платежей, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, руководствоваться утвержденной на территории области кадастровой стоимостью земель, а также указанным Порядком.
Абзацем 4 пункта 2 Порядка определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Белгородской области и государственная собственность на которые не разграничена установлено, что при этом размер годовой арендной платы не может быть меньше размера земельного налога соответствующего земельного участка, рассчитанного исходя из применения максимальной ставки земельного налога для таких земель, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации.
Согласно пункту 3 Порядка размер арендной платы за использование земельных участков, находящихся в государственной собственности Белгородской области, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, право постоянного (бессрочного) пользования на которые переоформляется в порядке, установленном Федеральным законом от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", устанавливается на год в размере:
- 0.3 процента кадастровой стоимости арендуемых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения;
- 1.5 процента кадастровой стоимости арендуемых земельных участков, изъятых из оборота или ограниченных в обороте;
- 2 процента кадастровой стоимости иных арендуемых земельных участков.
Пунктом 5 Порядка предусмотрено, что размер арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в государственной собственности Белгородской области и государственная собственность на которые не разграничена, в год, за исключением случаев, установленных пунктами 3, 4, 6, 7, 8 настоящего Порядка, определяется по формуле:

Аr = УПКС x S x К (%), где

Аr - размер арендной платы за использование земельного участка в год;
УПКС - удельный показатель кадастровой стоимости 1 кв. м земельного участка;
S - площадь земельного участка;
К (%) - величина в процентах от кадастровой стоимости по видам функционального использования земель.
Порядок определения указанного коэффициента (К(%) и его значение устанавливаются в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, дифференцированно с учетом видов их функционального использования решениями представительных органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, если иное не предусмотрено другими нормативными правовыми актами Российской Федерации и Белгородской области. При этом значение данного коэффициента не может быть менее 1.5.
В отношении земельных участков, находящихся в государственной собственности Белгородской области, применяются коэффициенты, установленные представительными органами муниципальных районов и городских округов.
В соответствии с пунктом 9 Порядка размер годовой арендной платы за использование земельных участков, находящихся в государственной собственности Белгородской области и государственная собственность на которые не разграничена, подлежит ежегодной индексации с учетом прогнозируемого уровня инфляции, предусмотренного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, если иное не установлено действующими нормативными документами и настоящим Порядком.
ОАО "КМАпроектжилстрой" (далее ОАО "КМАПЖС") на основании договоров аренды является арендатором земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, а также находящихся в муниципальной собственности, расположенных в г. Старый Оскол.
Оспаривая абзац 3 пункта 5 постановления № 247-пп, абзац 4 пункта 2, пункт 5 в части слов "при этом значение данного коэффициента не может быть менее 1.5", пункты 3, 9 Порядка определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Белгородской области и государственная собственность на которые не разграничена (в уточненной редакции), заявитель ссылается на их противоречие части 3 статьи 65 ЗК РФ, постановлению Правительства РФ от 16.07.2009 г. № 582, Основным принципам определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденным данным постановлением, статьям 1, 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции", подпункту 1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса РФ и нарушение его прав и законных интересов.
На основании приведенных норм с ОАО "КМАПЖС", переоформившего право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды, в 2010 г. будет взиматься неоправданно повышенная арендная плата - в 2.5 раза больше по отношению к 2009 г. При таком положении созданы препятствия для осуществления хозяйственной деятельности, дискриминационные условия деятельности по сравнению с другими хозяйствующими субъектами, уплачивающими земельный налог на территории Старооскольского городского округа. Утвержденные оспариваемым нормативным правовым актом коэффициенты, влияющие на размер арендной платы, носят неразумный, экономически необоснованный характер и нарушают права заявителя на установление арендных платежей в разумных и экономически обоснованных пределах.
В соответствии с нормативными актами, имеющими большую юридическую силу, не допускается ухудшение экономического состояния землепользователей и землевладельцев при переоформлении ими прав на земельные участки; размер арендной платы, установленный в связи с этим, не должен превышать более чем в 2 раза размер земельного налога в отношении таких земельных участков. Необходимость поддержки социально значимых видов деятельности влечет установление арендной платы в пределах, не превышающих размер земельного налога, а также защиту интересов лиц, освобожденных от уплаты земельного налога. При соблюдении данных принципов арендная плата за земельные участки, переданные под жилищное строительство, в 2010 г. должна составлять от 0.1 % до 0.6 % (подпункт 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ) от кадастровой стоимости, однако для заявителя коэффициент увеличен в 40 раз. Тем самым созданы препятствия для осуществления строительной деятельности в связи с резким увеличением размеров арендных платежей. Изменение годового размера арендной платы может предусматриваться только договорами аренды земельных участков, только в связи с изменением кадастровой стоимости соответствующего земельного участка, но не по другим основаниям.
Руководствуясь оспариваемым постановлением, Совет депутатов Старооскольского городского округа 29.12.2009 г. принял Решение, зарегистрированное за № 387, которым утвержден Порядок определения корректирующего коэффициента и его величины, в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, существенно изменивший условия аренды земельных участков, повлекший повышение арендных платежей.
В судебном заседании представители ОАО "КМАПЖС" К.Н.Я., К.Г.В. требования поддержали по основаниям, указанным в заявлении.
Представитель К.Н.Я. дополнительно указала на противоречие пункта 5 постановления № 247-пп пункту 2 статьи 22 Федерального закона от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"; пункта 9 Порядка - пункту 9 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 г. № 582; на необходимость применения пунктов 5, 7, 24 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 г. № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части"; фактическое установление не общих начал определения размера арендной платы, а конкретных размеров арендной платы; не оспаривая при этом полномочие Правительства Белгородской области на принятие постановления № 247-пп и процедуру его принятия.
Представитель К.Г.В. сослалась на значительное увеличение с января 2010 г. арендных платежей за земельные участки, выделенные под жилищное строительство, при сокращении темпов такого строительства; высокий корректирующий коэффициент, установленный Решением Совета депутатов Старооскольского городского округа от 29.12.2009 г. № 387, считая допустимым размер арендной платы 0.1 % (0.05% x 2) от кадастровой стоимости.
Правительство Белгородской области представленное И.Н.И. просит в удовлетворении заявления отказать, указывая на принятие нормативного правового акта в рамках предоставленной компетенции, с соблюдением установленного порядка и федерального законодательства, регламентирующего общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив оспариваемый в части нормативный правовой акт по содержанию, компетенции издавшего его органа, проанализировав применительно к рассматриваемому предмету требований действующее законодательство, исследовав представленные доказательства, выслушав заключение прокурора Кирилловой М.А., полагавшей заявленные требования необоснованными, суд не находит оснований для удовлетворения заявления.
В соответствии с подпунктами "в" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (части 2 и 5 статьи 76 Конституции РФ).
Согласно частям 1, 3 статьи 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формой платы за использование земли является и арендная плата, взимаемая за земли, переданные в аренду.
Данной нормой закона установление порядка определения арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов РФ или муниципальной собственности отнесено соответственно к компетенции Правительства РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления.
Порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 г. № 137-ФЗ в редакции Федерального закона от 24.07.2007 г. № 212-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части уточнения условий и порядка приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности" (далее Закон № 212-ФЗ), действующий с 30 октября 2007 г.).
Установлено, что ОАО "КМАПЖС", являясь арендатором земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся в муниципальной собственности, на основании договоров аренды уплачивает арендную плату.
13 июля 2009 г. Правительством Белгородской области принято и Губернатором области подписано постановление № 247-пп "Об утверждении Порядка определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Белгородской области и государственная собственность на которые не разграничена". Данное постановление является нормативным правовым актом, официально опубликовано в газете "Белгородские известия" 28 июля 2009 г. № 135, вступило в силу 8 августа 2009 г.
Постановление принято Правительством Белгородской области в пределах его полномочий (статьи 35, 42, 44 Устава Белгородской области), с соблюдением процедуры принятия.
Стороны не оспаривают не установление к моменту его принятия общих начал определения арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Белгородской области и государственная собственность на которые не разграничена, ни на федеральном уровне, ни на уровне субъекта, а также использование заявителем земель, государственная собственность на которые не разграничена.
Таким образом, утверждение Правительством области Порядка ... произведено в пределах компетенции, установленной Конституцией Российской Федерации, Земельным кодексом РФ, Федеральным законом № 137-ФЗ в редакции Закона № 212-ФЗ.
Оспариваемым абзацем 3 пункта 5 постановления администрациям муниципальных районов и городских округов рекомендуется при установлении размеров арендных платежей, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, руководствоваться утвержденной на территории области кадастровой стоимостью земель, а также указанным Порядком.
Суд не усматривает противоречия приведенных положений требованиям федерального законодательства, на которые ссылается заявитель с позиции рекомендации администрациям муниципальных районов и городских округов руководствоваться и Порядком.
Анализ пункта 3 статьи 65 ЗК РФ (с учетом рекомендации) не указывает на превышение пределов компетенции и вмешательство в компетенцию органа местного самоуправления по определению размера арендной платы за земли, находящиеся в муниципальной собственности, предоставившего заявителю в аренду несколько таких земельных участков.
Изложенная рекомендация обязательной не является и по смыслу пункта 2 статьи 22 Федерального закона от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Принятие постановления в пределах полномочий Правительства области не оспаривается. Имея обязательный для органов местного самоуправления характер в части вопросов, связанных с определением размеров арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности определена как рекомендация.
Принятие местным органом самоуправления решения руководствоваться названным Порядком и при определении размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, зависит исключительно от усмотрения данного органа. Обладая публично-властными полномочиями на соответствующем территориальном уровне, эти органы конституционно независимы от органов государственной власти.


Ссылка представителя заявителя К.Н.Я. на неоднозначное толкование положений абзаца 3 пункта 5 постановления № 247-пп, что влечет признание нормы недействующей, носит субъективный характер и не основана на нормах федерального законодательства.
Доводы заявителя о противоречии оспариваемых положений пункта 5 постановления области постановлению Правительства РФ от 16.07.2010 г. № 582, которым определены Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности сведены к простому изложению этих принципов. В судебном заседании представители заявителя также не сформулировали, в чем конкретно и по отношению к каким принципам заключается противоречие абзаца 3 пункта 5 постановления области.
Согласно абзацу 4 пункта 2 Порядка определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Белгородской области и государственная собственность на которые не разграничена, размер годовой арендной платы не может быть меньше размера земельного налога соответствующего земельного участка, рассчитанного исходя из применения максимальной ставки земельного налога для таких земель, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации.
Доводы заявителя об установлении субъектом Российской Федерации в оспариваемой норме фиксированного предела размера годовой арендной платы неубедительны.
В пункте 2 Порядка определена правовая природа арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Белгородской области и государственная собственность на которые не разграничена, в оспариваемой части взят в качестве критерия размера годовой арендной платы размер земельного налога.
Оспариваемые положения названной нормы не противоречат Основным принципам определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденным постановлением Правительства РФ № 582. Во-первых, из буквального смысла четвертого принципа о недопущении ухудшения экономического состояния землепользователей и землевладельцев следует прямое соотношение размера арендной платы и земельного налога. Во-вторых, ограничений для такого определения годового размера арендной платы действующим законодательством не установлено.
Ссылка заявителя на нарушение при этом статей 1, 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции" несостоятельна. Целью названного Закона является обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (часть 2 статьи 1). В силу части 1 статьи 15 запрещается введение ограничений в отношении осуществления отдельных видов деятельности, необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами. Оспариваемый по данному основанию абзац 4 пункта 2 Порядка ... не устанавливает преимуществ отдельных хозяйствующих субъектов, не препятствуют осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, не влияет на свободу конкуренции на рынке товаров и услуг. Предусмотренное положение действует в рамках определения величины годового размера арендной платы, являющегося не ее элементом, а результатом исчисления; имеет равное значение для всех арендаторов земель, находящихся в государственной собственности области и государственная собственность на которые не разграничена; обеспечивает равенство участников договорных отношений, установленное ст. 1 ГК РФ и подлежащее применению к отношениям по аренде земли в силу пункта 3 статьи 3 ЗК РФ, что подчеркивает не дискриминационный характер оспариваемого положения.
С точки зрения баланса общественных интересов всего публично-правового образования (максимально эффективное распоряжение такими землями) и частных интересов арендатора (выгодная хозяйственная деятельность на арендуемом участке) данное правило представляется оптимальным.
Поскольку арендаторы земельных участков не являются плательщиками земельного налога, положения подпункта 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ вопросы арендной платы не регулируют, следовательно, на арендаторов земельных участков они не распространяются.
Представленные заявителем в подтверждение доводов о нарушении оспариваемыми положениями прав и законных интересов заявителя доказательства: постановления главы администрации органа местного самоуправления, договоры аренды, акты приема-передачи, дополнительные соглашения к ним не свидетельствуют о расчете арендной платы с применением этих положений по договорам аренды, заключенным с ОАО "КМАПЖС". На это обстоятельство в судебном заседании указала и представитель заявителя К.Н.Я.
При таком положении суд приходит к выводу о не доказанности заявителем нарушения его прав абзацем 4 пункта 2 Порядка.
В соответствии с пунктом 3 Порядка размер арендной платы за использование земельных участков, находящихся в государственной собственности Белгородской области, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, право постоянного (бессрочного) пользования на которые переоформляется в порядке, установленном Федеральным законом от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", устанавливается на год в размере:
- 0.3 процента кадастровой стоимости арендуемых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения;
- 1.5 процента кадастровой стоимости арендуемых земельных участков, изъятых из оборота или ограниченных в обороте;
- 2 процента кадастровой стоимости иных арендуемых земельных участков.
Буквальное содержание данной нормы свидетельствует о ее аналогии пункту 2 статьи 3 Федерального закона № 137-ФЗ - специального законодательного акта федерального уровня, имеющего большую юридическую силу по отношению к постановлению Правительства РФ. В этой связи ссылка заявителя на не соответствие Основным принципам определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, неубедительна.
Оспариваемой нормой установлены нормативные пределы арендной платы, применяемые к договорам, по которым право аренды возникло у землепользователей вследствие переоформления права постоянного (бессрочного) пользования после вступления в силу ФЗ № 212-ФЗ, с 30.10.2007 г., без превышения пределов, определенных на федеральном уровне, что исключает вывод о каком-либо несоответствии.
Из текста следует, что такое правовое регулирование в равной степени распространяется на всех арендаторов независимо от вида функционального использования земельных участков, не затрагивает виды их хозяйственной деятельности.
Таким образом, оснований считать пункт 3 Порядка противоречащим действующему федеральному законодательству не усматривается.
Пункт 5 Порядка содержит формулу определения размера арендной платы за пользование земельными участками, в том числе государственная собственность на которые не разграничена, за исключением случаев, установленных пунктами 3, 4, 6, 7, 8 Порядка. Одним из составляющих этой формулы является коэффициент К (%) (величина в процентах от кадастровой стоимости по видам функционального использования земель).
Оспаривая пункт 5 в части слов "При этом значение данного коэффициента не может быть менее 1.5", заявитель ссылается на завышение размера указанного коэффициента, соответствующего максимальному пределу ставки земельного налога в отношении прочих земельных участков (ст. 394 НК РФ), не позволяющего органу местного самоуправления установить меньшую величину коэффициента.
Исходя из буквального толкования данного пункта, указанные положения определения размера арендной платы распространяются только на те земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, по которым размер арендной платы не установлен пунктами 3, 4, 6, 7, 8 настоящего Порядка.
Законность пункта 5 Порядка в целом, предусматривающего, в том числе основание и порядок установления коэффициента в процентах от кадастровой стоимости земли с учетом вида ее функционального использования и его применение заявителем не оспаривается.
На федеральном уровне каких-либо ограничений порядка определения размера арендной платы за пользование земельными участками не установлено. Следовательно, субъект РФ не лишен возможности установить минимальное значение этого коэффициента. Оснований считать нарушенными Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности оспариваемой частью пункта 5 Порядка не имеется.
Указанный правовой подход опровергает довод заявителя об установлении и в данной норме фиксированного размера арендной платы, поскольку сам размер арендной платы определяется по формуле с учетом коэффициента, значение которого дифференцированно применительно к виду функционального использования каждого земельного участка. Принятие решений о конкретных размерах данного коэффициента отнесено к компетенции органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов. Размер арендной платы, являясь существенным условием, определяется договором аренды. Стороны договора, руководствуясь предписанным размером арендной платы в зависимости от основания возникновения права аренды (пункты 3, 4, 5, 6, 7 Порядка), не вправе применять другой размер арендной платы. Из представленных заявителем дополнительных соглашений, находящихся в стадии заключения, к 17 договорам аренды земель государственная собственность на которые не разграничена, следует выполнение расчета размера арендной платы на 2010 год по формуле пункта 5 Порядка.
Правильность его определения оценивается арендатором, при не согласии составляет предмет другого заявления.
Принимая во внимание долгосрочный характер договоров аренды; обесценивание сумм арендной платы; назначение арендной платы, выступающей в качестве источника формирования соответствующих бюджетов, такое правовое регулирование обеспечивает соотношение принципа свободы договора с принципом равенства арендаторов, баланс публичных и частных интересов.
Обжалуемая норма, как и пункт 3 Порядка, сама по себе не нарушает прав и законных интересов заявителя, которые вытекают из договоров аренды.
Утверждая о нарушении пунктами 3, 5 в обжалуемой части Порядка прав и законных интересов заявителя доказательств этому не представлено, несмотря на неоднократное разъяснение судом необходимости их представления.
Из имеющихся доказательств следует, что из 20 договоров аренды по 3 арендуемые земельные участки находятся в муниципальной собственности. Все остальные договоры касаются земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена. Ни постановления органа местного самоуправления, ни договоры аренды не содержат доказательств получения их заявителем в аренду в порядке переоформления права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды. В постановлениях, в большинстве договоров аренды отсутствуют кадастровые номера земельных участков. Согласно же кадастровым паспортам, приложенным к договорам аренды, земельные участки были сформированы и поставлены на кадастровый учет после заключения договоров.
То обстоятельство, что определенные в дополнительных соглашениях к договорам аренды, размеры арендной платы на 2010 год по некоторым земельным участкам значительно выросли, о противоречии оспариваемых норм нормативного правового акта требованиям федерального законодательства само по себе свидетельствовать не может.
В этой связи неосновательно и утверждение об угрозе нарушения прав заявителя, подписавшего дополнительные соглашения с протоколами разногласий.
В соответствии с пунктом 9 Порядка размер годовой арендной платы за использование земельных участков, находящихся в государственной собственности Белгородской области и государственная собственность на которые не разграничена, подлежит ежегодной индексации с учетом прогнозируемого уровня инфляции, предусмотренного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, если иное не установлено действующими нормативными документами и настоящим Порядком.
Реализация Правительством области предоставленного законом (пункт 3 ст. 65 ЗК РФ, абзац пункта 10 статьи 3 ФЗ № 137-ФЗ) права самостоятельно определять порядок определения размера арендной платы в отношении указанных выше земель имела место в отсутствие общефедеральных правил об этом. Оспариваемое постановление принято 13.07.2009 г., постановление Правительства РФ - 16.07.2009 г.
Анализируя эти обстоятельства, учитывая, что инфляция является общеизвестным фактом, в силу указанных предписаний, отсутствия ограничений для такого правового регулирования субъект РФ не лишен был возможности предусмотреть ежегодную индексацию размера годовой арендной платы, не изменяющую ее размер, а влияющую на порядок исчисления арендной платы. Такой способ регулирования ставок арендной платы, не требующий при его применении внесения изменений в договоры аренды, законной возможностью содействует развитию субъекта РФ и развитию местного самоуправления на территории субъекта РФ.
Ссылка заявителя на противоречие оспариваемой нормы пункту 9 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ № 582 неубедительна. Указанные нормы касаются различных земель, обусловлены самостоятельностью Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в решении этого вопроса. В то же время, федеральный законодатель предусмотрел возможность индексации арендной платы с учетом коэффициента-дефлятора, что с позиции аналогии также не указывает на незаконность оспариваемой нормы субъекта РФ.
Более того, содержащееся в данной норме положение "если иное не установлено действующими нормативными документами" указывает на обязательность применения актов, имеющих большую юридическую силу в случае изменения действующего законодательства.
Учитывая, что предметных возражений относительно противоречия всех оспариваемых норм Основным принципам определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности от заявителя не поступило, эти доводы во внимание не принимаются.
При этом суд считает, что принцип экономической обоснованности соблюден установлением арендной платы, соответствующей доходности земельного участка в конкретной зоне с учетом категории земель и их разрешенного использования. В соответствии с принципом предсказуемости расчета размера арендной платы нормативные правовые акты органов государственной власти субъекта и органов местного самоуправления определяют порядок расчета арендной платы и случаи, в которых возможен пересмотр ее размера в одностороннем порядке по требованию арендодателя. Арендная плата основана на стабильном показателе - кадастровой стоимости, которая пересматривается не позже 5 лет и не ранее 3. Принцип предельно допустимой простоты расчета арендной платы очевиден, вытекая из принципа предсказуемости.
По принципу недопущения ухудшения экономического состояния землепользователей и землевладельцев при переоформлении ими прав на земельные участки, в соответствии с которым размер арендной платы не должен превышать более чем в 2 раза размер земельного налога в отношении таких земельных участков заявитель не учитывает, к какой стадии он относится (при переоформлении прав). Его утверждения о превышении не основаны на объективных критериях, носят предположительный характер, приведены без учета, что по ряду земельных участков размер арендной платы уменьшился.
Что касается принципа о необходимости поддержки социально значимых видов деятельности посредством установления размера арендной платы в пределах, не превышающих размер земельного налога, а также защиты интересов лиц, освобожденных от уплаты земельного налога, то отсутствие положений об этом, как и в постановлении Правительства РФ № 582, касающегося земель, находящихся в собственности Российской Федерации, не указывает на его незаконность в оспариваемой части.
Письмо Министерства экономического развития РФ от 10.08.2009 г. № Д23-2580, подписанное директором Департамента недвижимости является ответом на частный вопрос относительно компетенции органов государственной власти субъекта РФ о предоставлении льгот по арендной плате.
Признав необходимым установить льготы для арендаторов, занимающихся социально значимыми видами деятельности, субъект РФ вправе издать соответствующий нормативный правовой акт.
По объяснениям представителей заявителя льготного налогообложения, размера арендной платы ОАО "КМАПЖС" не имело. Договоры аренды не предусматривают расчет арендной платы по льготному коэффициенту.
Ссылка заявителя на решение территориального Совета депутатов г. Старый Оскол и Старооскольского района от 28.11.2005 г. № 104, установившее налоговые ставки в размере 0.05 процента от кадастровой стоимости участка в отношении земельных участков, предоставленных для жилищного строительства, и нарушение его прав не учтением этого обстоятельства отклоняется. Оспариваемое постановление Правительства области является нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу по отношению к указанному решению.
Предметом разбирательства является вопрос законности нормативного правового акта Белгородской области. Отличие этого акта от аналогичных актов, принятых в Воронежской, Саратовской, Свердловской областях правового значения не имеет.
Исследовав представленные доказательства, проанализировав действующее законодательство, суд приходит к выводу о не противоречии установленного Белгородской областью правового регулирования требованиям федерального законодательства.
На этих основаниях суд не считает, что оспоренное ОАО "КМАПЖС" в части постановление области нарушает его права.
Изучив предоставленный материал, суд отмечает, что ОАО "КМАПЖС" не представило ни одного факта или довода, которые могли бы убедить суд вынести иное постановление по данному делу.
В соответствии с частью 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199, 253 ГПК РФ, Белгородский областной суд

решил:

В удовлетворении заявления ОАО "КМАпроектжилстрой" о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня принятия пункта 5 в части постановления Правительства Белгородской области от 13.07.2009 г. № 247-пп "Об утверждении Порядка определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Белгородской области и государственная собственность на которые не разграничена", пункта 2 в части, пункта 5 в части, пунктов 3, 9 Порядка определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Белгородской области и государственная собственность на которые не разграничена - отказать.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации через Белгородский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Справка:
Решение вступило в законную силу 9 июня 2010 года.





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru