Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Амурская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 17 мая 2011 г. по делу № А04-1062/2011

(извлечение)

10 мая 2011 года объявлена резолютивная часть решения.
17 мая 2011 года решение изготовлено в полном объеме.
Арбитражный суд
рассмотрев в судебном заседании заявление закрытого акционерного общества "Арсенал" (ОГРН 1102807000834, ИНН 2809004370)
к региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Дальневосточном федеральном округе
об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности

установил:

в Арбитражный суд Амурской области обратилось закрытое акционерное общество "Арсенал" с заявлением к региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Дальневосточном федеральном округе об отмене постановления от 22 февраля 2011 г. № 20-11-011/пн, в котором просило ограничиться в отношении общества устным замечанием в связи с малозначительностью совершенного им правонарушения (с учетом принятых в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнений).
Заявленные требования обоснованы несогласием с привлечением к административной ответственности за невыполнение в установленный срок предписания территориального органа Федеральной службы по финансовым рынкам о представлении в регистрирующий орган комплекта документов для государственной регистрации выпуска акций, распределенных среди учредителей общества при его создании. Общество указывает, что причинами правонарушения явились тяжелое финансовое положение и отсутствие сотрудника, специализирующегося в области права. Кроме того, заявитель полагает возможным применение к нему положений статьи 2.9 КоАП РФ в силу малозначительности совершенного им правонарушения, в связи с устранением вмененного нарушения путем представления пакета документов для регистрации выпуска и отчета ценных бумаг, несоразмерностью размера штрафа и признанием вины.
В судебном заседании представитель заявителя на требованиях настаивал.
Представитель ответчика в судебном заседании с заявленными требованиями не согласился, указал, что общество обоснованно привлечено к административной ответственности за невыполнение в установленный срок предписания, считает, что у общества имелась возможность для соблюдения пункта 3.2.2 приказа ФСФР РФ от 25 января 2007 г. № 07-4/пз-н № "Об утверждении Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг" и представления документов для государственной регистрации выпуска и отчета об итогах выпуска акций, размещенных при учреждении акционерного общества в течение одного месяца с момента его внесения в Единый государственный реестр юридических лиц, то есть с 19 июля 2010 года. Кроме того, предписанием обществу была дана возможность в срок до 23 декабря 2010 года устранить нарушение, за невыполнение которого и было вынесено оспариваемое постановление. По мнению ответчика, процедура привлечения общества к административной ответственности соблюдена в соответствии с требованиями КоАП РФ. Кроме того, на общество наложен минимальный размер штрафа с учетом смягчающих вину обстоятельств.
Исследовав материалы дела, судом установлены следующие обстоятельства.
Закрытое акционерное общество "Арсенал" зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц 19 июля 2010 года за основным государственным регистрационным номером 1102807000834, ИНН 2809004370.
Региональным отделением Федеральной службы по финансовым рынкам в Дальневосточном федеральном округе при выполнении функций по контролю и надзору в сфере финансовых рынков выявлено нарушение закрытым акционерным общество "Арсенал" процедуры эмиссии ценных бумаг.
По факту выявленного нарушения 11 ноября 2010 года РО ФСФР России в ДФО вынесло в отношении общества предписание № 20-10-МА-03/4005 об устранении нарушений в тридцатидневный срок с даты получения предписания, а именно, представить в регистрирующий орган комплект документов для государственной регистрации выпуска акций. Предписание получено обществом 23 ноября 2010 года.
В связи с невыполнением обществом в установленный срок предписания, административным органом 2 февраля 2011 года в отношении общества в присутствии представителя составлен протокол № 20-11-011/пр-ап об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ. О времени и месте составления протокола общество уведомлено письмом от 14 января 2011 г. № 20-11-10/05, полученным обществом 17 января 2011 года.
Определением от 16 февраля 2011 г. № 20-11-011/пр-ап, полученным обществом по средствам факсимильной связи 18 февраля 2011 года, заместитель руководителя РО ФСФР России в ДФО назначил административное дело к рассмотрению на 22 февраля 2011 года в 15 часов 30 минут по адресу: город Владивосток, улица Алеутская, дом 45-а, кабинет 203.
По результатам рассмотрения материалов административного дела административным органом 22 февраля 2011 года вынесено постановление № 20-11-011/пн, которым ЗАО "Арсенал" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ и привлечено к ответственности в виде штрафа в размере 500000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, заявитель обратился в Арбитражный суд с настоящим заявлением.
Оценив имеющиеся в деле доказательства и доводы сторон, суд пришел к выводу об обоснованности требований заявителя по следующим основаниям.
Процедура эмиссии и ее этапы, порядок государственной регистрации выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг установлены статьями 19, 20 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг".
Согласно пункту 3 части 1 статьи 19 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" при учреждении акционерного общества государственная регистрация отчета об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг осуществляется одновременно с государственной регистрацией выпуска эмиссионных ценных бумаг.
В соответствии с пунктом 3.1.1 Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденных приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 25 января 2007 г. № 07-4/пз-н, размещение акций при учреждении акционерного общества осуществляется путем их распределения среди учредителей этого акционерного общества, а в случае учреждения акционерного общества одним лицом - путем их приобретения единственным учредителем. При этом распределение акций среди учредителей (приобретение акций единственным учредителем) акционерного общества осуществляется в день государственной регистрации акционерного общества до государственной регистрации их выпуска.
В соответствии с пунктом 3.2.2 Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, документы на государственную регистрацию выпуска акций, распределенных среди учредителей (приобретенных единственным учредителем) акционерного общества при его учреждении, должны быть представлены в регистрирующий орган в течение одного месяца с даты государственной регистрации акционерного общества.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 317 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по финансовым рынкам" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением страховой, банковской и аудиторской деятельности), является Федеральная служба по финансовым рынкам.
Согласно пункту 5.3.1 данного Положения Федеральная служба по финансовым рынкам регистрирует выпуски (дополнительные выпуски) эмиссионных ценных бумаг и отчеты об итогах выпуска ценных бумаг, а также проспекты ценных бумаг (за исключением государственных и муниципальных ценных бумаг).
Пунктом 10 статьи 42 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" установлено, что федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг осуществляет контроль за соблюдением эмитентами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, саморегулируемыми организациями профессиональных участников рынка ценных бумаг требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, стандартов и требований, утвержденных федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
В соответствии с пунктом 7 статьи 44 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", пунктом 1 статьи 11 Федерального закона от 5 марта 1999 г. № 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" предписания федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг являются обязательными для исполнения коммерческими организациями и их должностными лицами на территории Российской Федерации.
Предписания федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг выносятся по вопросам, предусмотренным настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в целях прекращения и предотвращения правонарушений на рынке ценных бумаг, а также по иным вопросам, отнесенным к компетенции федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
Частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ установлена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков или его территориального органа в виде наложения административного штрафа на юридических лиц от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей.
Как установлено судом, факт неисполнения ЗАО "Арсенал" в срок требований законного предписания РО ФСФР России в ДФО от 11 ноября 2010 г. № 20-10-МА-03/4005, выданного ему в связи с установленными нарушениями требований законодательства Российской Федерации в сфере рынка ценных бумаг, подтвержден материалами дела и обществом по существу не оспаривается.
Как следует из части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Обществом не представлено документальных доказательств, свидетельствующих о принятии им всех возможных мер по исполнению взятых на себя обязательств как профессионального участника рынка ценных бумаг.
Вместе с тем суд считает оспариваемое постановление подлежащим признанию незаконным и отмене в силу следующего.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительность может быть применена ко всем составам административных правонарушений, в том числе носящим формальный характер, поскольку иное не следует из требований КоАП РФ.
Согласно пункту 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 г. № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Согласно пункту 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Судом установлено, что комплект документов для государственной регистрации выпуска акций представлен в РО ФСФР России в ДФО 24 января 2011 года (входящий номер 20-11-290), то есть до составления протокола об административном правонарушении.
Также из материалов дела следует, что государственная регистрация выпуска и отчета об итогах выпуска ценных бумаг была осуществлена 22 февраля 2011 года, выпуску присвоен государственный регистрационный номер 1-01-58623-N.
Таким образом, предписание РО ФСФР России в ДФО исполнено обществом до рассмотрения административного дела.
Руководствуясь принципом индивидуализации наказания и соразмерности его степени общественной опасности вмененного деяния, оценивая характер совершенного обществом правонарушения, степень общественной опасности и ущерба, причиненного охраняемым государством общественным отношениям в области рынка ценных бумаг, суд считает возможным признать правонарушение малозначительным.
Суд считает, что устное замечание как мера за совершение вменяемого правонарушения является для общества достаточным для достижения задач законодательства об административных правонарушениях, указанных в статье 1.2 КоАП РФ.
Пунктом 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 г. № 10 предусмотрено, что если малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 АПК РФ и статьей 2.9 КоАП РФ, принимает решение о признании незаконным этого постановления и о его отмене.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 180, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

признать незаконным и отменить полностью постановление регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Дальневосточном федеральном округе от 22 февраля 2011 г. № 20-11-011/пн о привлечении закрытого акционерного общества "Арсенал" (ОГРН 1102807000834, ИНН 2809004370) к административной ответственности, предусмотренной частью 9 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 500000 рублей в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения.
Закрытое акционерное общество "Арсенал" (ОГРН 1102807000834, ИНН 2809004370) от административной ответственности освободить, объявив ему устное замечание.
Возвратить закрытому акционерному обществу "Арсенал" (ОГРН 1102807000834, ИНН 2809004370) из федерального бюджета уплаченную платежным поручением от 16 марта 2011 г. № 54 государственную пошлину в сумме 2000 рублей.
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Шестой арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Амурской области.





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru