Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Алтайский край


АЛТАЙСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 16 февраля 2010 г. по делу № 3-14/2010

Алтайский краевой суд в составе:
Председательствующего: К.О.
При секретаре: К.С.
С участием прокурора П.Е.
Рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению ОАО "А" о признании недействующим решения Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края от 27 ноября 2009 года № 91 "Об установлении нормативов потребления сжиженного газа населением при отсутствии приборов учета газа",

установил:

Главным управлением экономики и инвестиций Алтайского края принято решение от 27 ноября 2009 года № 91 "Об установлении нормативов потребления сжиженного газа населением при отсутствии приборов учета газа", которое опубликовано в газете "Алтайская правда" от 5 декабря 2009 года № 379-380.
ОАО "А" обратилось в суд с заявлением о признании вышеуказанного решения недействующим с момента его принятия.
Заявленные требования мотивированы тем, что в соответствии с постановлением Правительства РФ от 13 июня 2006 года № 373 "О порядке установления нормативов потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа" нормативы потребления газа устанавливаются органом исполнительной власти субъекта РФ в порядке, предусмотренном постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг", на основании норм потребления. Нормы потребления устанавливаются для каждого субъекта РФ на основании Методики расчета, утвержденной приказом Министерства регионального развития РФ от 15 августа 2009 года № 340, и не могут быть ниже минимально допустимых норм, установленных в Приложении к постановлению Правительства РФ от 13 июня 2006 года № 373. Соответственно, нормативы также не могут быть ниже минимально допустимых норм. Установленные Главным управлением экономики и инвестиций Алтайского края нормативы потребления газа явно ниже минимально допустимой нормы.
Заявитель считает, что установленные нормативы являются экономически необоснованными, газ, фактически потребленный сверх этих нормативов, не оплачивается потребителями, затраты на его приобретение и доставку не возмещаются, установленные нормативы в нарушение п. 11 Правил, п.п. 11, 47 постановления Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307 не позволяют обеспечить непрерывность и бесперебойность газоснабжения, т.е. нормативы установлены без учета требований к качеству указанной коммунальной услуги.
В обоснование заявленных требований также указано, что оспариваемое решение противоречит п. 47 вышеуказанных Правил, в соответствии с которым нормативы потребления газа устанавливаются только по трем направлениям: приготовление пищи с использованием газовых плит; подогрев воды для хозяйственных и санитарно-гигиенических нужд при отсутствии централизованного горячего водоснабжения; отопление при отсутствии централизованного отопления, а оспариваемым решением установлены еще нормативы потребления сжиженного газа на подогрев воды с использованием газовых плит при наличии изолированных трубопроводов систем горячего водоснабжения, а также при наличии неизолированных трубопроводов систем горячего водоснабжения и т.д.
В судебном заседании представитель ОАО "А" Т.Т. на заявленном требовании настаивала по основаниям, указанным в заявлении. Кроме того, ссылалась на несоблюдение требований вышеуказанного законодательства о расчете нормативов совместно с газоснабжающими организациями, а также на то, что до установления норм потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа в соответствии с Методикой, утвержденной приказом Министерства регионального развития РФ от 15 августа 2009 года № 340, Главное управление экономики и инвестиций не имело право устанавливать нормативы потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа.
В судебном заседании представитель Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края Б.О. просил заявление ОАО "А" оставить без удовлетворения, поскольку установление нормативов потребления коммунальных услуг по газоснабжению входит в компетенцию Главного управления экономики и инвестиций АК, при принятии оспариваемого решения положения нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу нарушены не были, ссылки заявителя на то, что нормативы потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа для муниципальных образований должны быть не ниже минимально допустимых норм потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа согласно приложению к постановлению Правительства РФ от 13 июня 2006 года № 373 и количество этих нормативов не может быть больше, чем установлено п. 47 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 306, не основаны на положениях законодательства, регулирующего порядок установления данных нормативов, и поэтому не могут быть основанием для отмены оспариваемого решения, требование о расчете нормативов совместно с газоснабжающей организацией выполнено, что подтверждается протоколами заседаний, установленные нормативы потребления газа рассчитаны по формулам, предусмотренным постановлением Правительства от 23 мая 2006 года № 306, и позволяют обеспечить бесперебойное снабжение газом потребителей, доказательства, опровергающие данный вывод заявителем не представлены.
Изучив материалы дела, выслушав представителя заявителя Т.Т., представителя заинтересованного лица - Главного Управления экономики и инвестиций Алтайского края Б.О., заключение прокурора П.Е. об отказе в удовлетворении заявления, суд считает, что заявленные требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах РФ - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду подпункт 4.35 Положения о Главном управлении экономики и инвестиций Алтайского края, а не подпункт 4.57.

Согласно Положению о Главном управлении экономики и инвестиций Алтайского края, утвержденного постановлением Администрации Алтайского края от 19 января 2006 года № 9, действующему на момент принятия оспариваемого решения, указанное Управление является органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и в круг его полномочий входит принятие нормативов потребления по электроснабжению и газоснабжению (п.п. 1, 4.57).
Следовательно, решение от 27 ноября 2009 года № 91 "Об установлении нормативов потребления сжиженного газа населением при отсутствии приборов учета газа" принято в пределах компетенции Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края (далее по тексту Главэкономика).
Во исполнение положений ст. 157 ЖК РФ Правительством Российской Федерации принято постановление от 13 июня 2006 года № 373 "О порядке установления нормативов потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа" (далее по тексту постановление № 373).
В соответствии с п. 1 постановления № 373 нормативы потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа (нормативы потребления коммунальных услуг в части газоснабжения) устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации на основании норм потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа.
Указанные нормы для соответствующего субъекта Российской Федерации устанавливаются в соответствии с методикой расчета норм потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа и не ниже минимально допустимых норм потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа согласно приложению.
Положениями п. 2 постановления № 373 установлено, что расчет нормативов, указанных в пункте 1 настоящего Постановления, для муниципальных образований осуществляется совместно с газоснабжающими организациями на основании порядка установления нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг".
Судом установлено, что решением Главэкономики принято решение от 27 ноября 2009 года № 91 (л.д. 7 - 31), которым установлены нормативы потребления сжиженного газа населением при отсутствии приборов учета газа для муниципальных образований (далее по тексту нормативы).
В данный нормативный правовой акт внесены изменения решениями Главэкономики от 2 февраля 2010 года № 4-Г и от 9 февраля 2010 года № 7-г (л.д. 58 - 106).
Из представленного Главэкономикой расчета следует, что расчет нормативов осуществлялся в соответствии с положениями п. 2 постановления № 373 на основании Постановления Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 306 "Об утверждении правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" расчетным методом (л.д. 56 - 57).
Довод представителя заявителя о том, что установленные нормативы должны быть признаны недействующими, поскольку они ниже минимально допустимых норм потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа (далее по тексту нормы), установленных Приложением к Постановлению № 373, не может быть принят во внимание, поскольку, в силу п. 1 постановления № 373 данное требование должно соблюдаться при установлении норм для соответствующего субъекта Российской Федерации, а не нормативов для муниципальных образований.
Порядок расчета нормативов для муниципальных образований установлен п. 2 постановления № 373, который не содержит вышеуказанного требования относительно соотношения нормативов и минимально допустимых норм.
Довод представителя заявителя о том, что до установления норм в соответствии с методикой, утвержденной Министерством регионального развития Российской Федерации, Главэкономика не имела права устанавливать нормативы для муниципальных образований, не принимается во внимание, поскольку как п. 2 постановления № 373, так и Правила, утвержденные постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 306 (далее по тексту Правила), не содержат такого требования, и не ставят деятельность по расчету нормативов для муниципальных образований в зависимость от вышеуказанных норм. Напротив, отсутствие нормативов не соответствует ст. 157 ЖК РФ и делает невозможным оплату населением газа при отсутствии приборов учета газа.
Приложение к Правилам содержат формулы, используемые для определения нормативов потребления коммунальных услуг, в том числе формулу 9 (пункт 26 раздела 2 Приложения) для расчета норматива газоснабжения расчетным методом, по которым и произведен расчет нормативов для муниципальных образований.
В соответствии с указанной формулой количество тепловой энергии, необходимой для приготовления пищи, определяется уполномоченным органом в размере, не превышающем 970 x 10 куб. ккал/чел.
Как следует из представленного расчета Главэкономикой определено, что количество тепловой энергии, необходимой для приготовления пищи, составляет 610 000 ккал/чел. Представитель Главэкономики в судебном заседании пояснил, что такое годовое количество тепловой энергии рекомендовано и Алтайским государственным техническим университетом.
Поскольку указанный показатель определен уполномоченным органом и не превышает 970 х 10 ккал/чел., то не может быть принята во внимание ссылка представителя заявителя на то, что данный показатель является необоснованным как установленный недействующим СНиП 2.04.08-87.
Довод заявителя о том, что оспариваемое решение противоречит п. 47 Правил, не может быть принят во внимание, поскольку данный пункт предусматривает только направления использования газа, в рамках которых может иметь место дифференциация нормативов. Об этом свидетельствуют и положения п. 10 Правил.
Ссылка представителя заявителя на то, что исходя из положений п. 47 Правил являются необоснованными установленные оспариваемым решением нормативы в зависимости от наличия изолированных и неизолированных трубопроводов систем водоснабжения, не принимается во внимание, поскольку это предусмотрено формулой, установленной п. 29 Приложения к Правилам, в том числе таблицей 10 к этому пункту.
Довод заявителя том, что не было выполнено требование о совместности расчета нормативов с газоснабжающей организацией, предусмотренное п. 2 постановления № 373, не принимается во внимание, поскольку опровергается материалами дела, в том числе письмом № П/2275/09-04 от 26 октября 2009 года (л.д. 142 - 143), протоколами совещаний по вопросу установления нормативов (л.д. 132 - 141).
Ссылка представителя заявителя на то, что Главэкономика не довела до сведения ОАО "А" обоснование расчета нормативов, не принимается во внимание, поскольку Правилами такая обязанность на уполномоченный орган не возложена.
Действительно, в соответствии с п. 15 Правил в том случае, если уполномоченный орган возвращает материалы без рассмотрения, то он должен указать причины возврата. Однако по данному делу таких обстоятельств не установлено.
Довод представителя заявителя о нарушении п. 11 Правил, п.п. 9, 49 Постановления Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", не принимается во внимание как голословный. Заявителем не представлено доказательств того, что в период действия нормативов, установленных оспариваемым решением, ОАО "А" допускало нарушения требований вышеуказанных положений и эти нарушения находились в причинно-следственной связи с установленными нормативами.
В соответствии со ст. 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Поскольку по настоящему делу не установлены обстоятельства, свидетельствующие о противоречии оспариваемого решения закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, то заявленные требования удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194, 196 - 199 ГПК РФ, суд

решил:

Заявление ОАО "А" о признании недействующим решения Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края от 27 ноября 2009 года № 91 "Об установлении нормативов потребления сжиженного газа населением при отсутствии приборов учета газа" оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана кассационная жалоба, а прокурором принесено кассационное представление в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме через Алтайский краевой суд.





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru