Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Удмуртская республика


ВЕРХОВНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 3 июня 2011 г. по делу № 3-31/2011

Верховный Суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Анисимовой В.И.,
с участием прокурора Демидова Д.С.,
при секретаре Ш.С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению открытого акционерного общества "Чепецкий механический завод" и Глазовского потребительского общества "Оптовик" о признании частично недействующим с момента принятия постановления Правительства Удмуртской Республики № 116 от 15 мая 2009 года "О внесении изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 года № 275 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2007 года",

установил:

Открытое акционерное общество "Чепецкий механический завод" (далее ОАО "ЧМЗ") обратилось в Верховный Суд Удмуртской Республики с заявлением о признании недействующим с момента принятия постановления Правительства Удмуртской Республики № 116 от 15 мая 2009 года "О внесении изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 года № 275 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2007 года" (далее по тексту - постановление Правительства УР № 116 от 15 мая 2009 года).
С аналогичными требованиями обратилось Глазовское потребительское общество "Оптовик".
Определением от 3 июня 2011 года в целях правильного и своевременного разрешения спора заявления объединены в одного производство.
В обоснование своих требований заявители указывают, что обжалуемым постановлением были изменены в сторону существенного увеличения удельные показатели кадастровой стоимости земельных участков земель муниципального образования "Город Глазов" по девятой группе вида разрешенного использования, в разрезе кадастровых кварталов 18:28:000001, 18:28:000003, 18:28:000011, 18:28:000027, 18:28:000029, 18:28:000031, 18:28:000038, 18:28:000041, 18:28:000047, 18:28:000053, 18:28:000054, на территории которых расположены земельные участки, находящиеся в пользовании ОАО "ЧМЗ" и Глазовского потребительского кооператива "Оптовик". В связи с этим была увеличена в 3 - 5 раз кадастровая стоимость земельных участков ОАО "ЧМЗ" со следующими кадастровыми номерами: 18:28:000001:184; 18:28:000001:185; 18:28:000001:187; 18:28:000001:188; 18:28:000001:189; 18:28:000001:190; 18:28:000001:191; 18:28:000001:192; 18:28:000001:193; 18:28:000001:194; 18:28:000001:341; 18:28:000003:480; 18:28:000011:455; 18:28:000011:458; 18:28:000011:460; 18:28:000011:462; 18:28:000029:28; 18:28:000031:11; 18:28:000041:2; 18:28:000047:7; 18:28:000000:003 (состоит из земельных участков 18:28:000001:6, 18:28:000027:720, 18:28:000038:4, 18:28:000054:10) и Глазовского потребительского кооператива "Оптовик" 18:28:000053:360. Увеличение кадастровой стоимости земельных участков повлекло обязанность уплаты заявителем налоговых и арендных платежей в большем размере. В связи с чем, межрайонной ИФНС России № 2 по Удмуртской Республике вынесены решение от 05 ноября 2009 г., которыми Глазовскому потребительскому обществу "Оптовик" и от 09 декабря 2009 г. ОАО "ЧМЗ" предложено уплатить недоимку по земельному налогу. Основанием издания постановления Правительства УР № 116 от 15 мая 2009 года послужило наличие кадастровой ошибки. Однако исправление данной кадастровой ошибки осуществлено органом, не наделенным соответствующими полномочиями, и в порядке, не соответствующем нормам действующего законодательства. По мнению заявителей, Управлению Роснедвижимости по Удмуртской Республике не предоставлено право осуществлять повторную проверку отчета исполнителя работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации на соответствие Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли от 15 февраля 2007 г. № 39 (далее по тексту - Методические указания), проверка которого уже проведена Роснедвижимостью. Должностные лица Управления Роснедвижимости по Удмуртской Республике, проведя в 2009 г. экспертизу ранее принятого отчета ФГУП "ФКЦ "Земля" на соответствие его Методическим указаниям, вышли за пределы своих полномочий. Кроме того, определение этим органом новых удельных показателей кадастровой стоимости по кадастровым кварталам произведено без какого-либо экономического обоснования и расчетов. Соответствие удельных показателей кадастровой стоимости, ранее утвержденных постановлением Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 г. № 275, действующему законодательству, а также отсутствие ошибки исполнителя работ при их расчете, установлены определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 18 ноября 2009 г. по гражданскому делу № 43-Г09-19. Заявители полагают, что Управление Роснедвижимости по Удмуртской Республике не наделено полномочиями по исправлению (изменению) кадастровую стоимость земельных участков, ранее утвержденную компетентными органами, а Правительство Удмуртской Республики не наделено полномочиями исправлять кадастровые ошибки и изменять кадастровую стоимость земельных участков, за исключением проведения новой кадастровой оценки в соответствии с требованиями закона. Заявители указывают, что оспариваемое ими постановление Правительства УР № 116 от 15 мая 2009 года нарушает их права и законные интересы по уплате законно установленного земельного налога, а потому просят признать его недействующим с момента принятия.
В ходе рассмотрения дела ОАО "Чепецкий механический завод" и Глазовское потребительское общество "Оптовик" с учетом вступившего в законную силу решения Верховного Суда Удмуртской Республики от 13 ноября 2011 г., которым постановление Правительства Удмуртской Республики от 15 мая 2009 г. № 116 признано частично недействующим, свои требования уточнили.
С учетом уточнений ОАО "ЧМЗ" просило признать постановление Правительства Удмуртской Республики от 15 мая 2009 г. № 116 недействующим с момента принятия в части:
- пункта 1, которым в приложение № 1 к постановлению Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 года № 275 внесены следующие изменения:
в пункте 121 раздела 10 "Город Глазов" цифры 124.564.212,71 заменены цифрами 418.793.473,80;
в пункте 122 раздела 10 "Город Глазов" цифры 5.731.171,40 заменены цифрами 19.268.593,50;
в пункте 123 раздела 10 "Город Глазов" цифры 1.525.992,18 заменены цифрами 5.335.441,80;
в пункте 124 раздела 10 "Город Глазов" цифры 5.289.604,35 заменены цифрами 18.494.443,50;
в пункте 125 раздела 10 "Город Глазов" цифры 1.784.604,90 заменены цифрами 6.239.649,00;
в пункте 126 раздела 10 "Город Глазов" цифры 20.545.178,76 заменены цифрами 69.074.307,90;
в пункте 127 раздела 10 "Город Глазов" цифры 25.186.299,32 заменены цифрами 84.678.075,30;
в пункте 128 раздела 10 "Город Глазов" цифры 1.060.817.951,44 заменены цифрами 3.566.543.112,60;
в пункте 129 раздела 10 "Город Глазов" цифры 197.954.982,51 заменены цифрами 665.538.303,30;
в пункте 130 раздела 10 "Город Глазов" цифры 67.696,44 заменены цифрами 5.601.944.485,80;
в пункте 1909 раздела 10 "Город Глазов" цифры 6.485.952,00 заменены цифрами 24.634.649,60;
в пункте 1911 раздела 10 "Город Глазов" цифры 10.237.024,95 заменены цифрами 38.881.805,26;
в пункте 1913 раздела 10 "Город Глазов" цифры 2.906.701,50 заменены цифрами 11.040.102,20;
в пункте 1914 раздела 10 "Город Глазов" цифры 1.414.410,40 заменены цифрами 5.371.333,40;
в пункте 3968 раздела 10 "Город Глазов" цифры 1.456.388,45 заменены цифрами 5.124.439,10;
в пункте 3999 раздела 10 "Город Глазов" цифры 3.793.518,44 заменены цифрами 15.443.789,34;

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду пункт 4690, а не пункт 4680.

в пункте 4680 раздела 10 "Город Глазов" цифры 165.696,60 заменены цифрами 684.797,40;
- в части пункта 2, которым в приложение № 2 к постановлению Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 года № 275 внесены следующие изменения:
в пункте 3 раздела 10 "Город Глазов" цифры 467,52 заменены цифрами 844,30;
в пункте 11 раздела 10 "Город Глазов" цифры 461,18 заменены цифрами 1.749,62;
в пункте 27 раздела 10 "Город Глазов" цифры 499,38 заменены цифрами 1.285,33;
в пункте 29 раздела 10 "Город Глазов" цифры 455,08 заменены цифрами 1.759,18;
в пункте 31 раздела 10 "Город Глазов" цифры 466,30 заменены цифрами 1.906,17;
в пункте 38 раздела 10 "Город Глазов" цифры 452,64 заменены цифрами 1375,38;
в пункте 41 раздела 10 "Город Глазов" цифры 459,36 заменены цифрами 1.757,92;
в пункте 47 раздела 10 "Город Глазов" цифры 478,94 заменены цифрами 1.984,95;
в пункте 54 раздела 10 "Город Глазов" цифры 474,70 заменены цифрами "1411,18";
в пункте 64 раздела 10 "Город Глазов" цифры "499,38" заменены цифрами "1236,52".
С учетом уточнений Глазовское потребительское общество "Оптовик" просило признать постановление Правительства Удмуртской Республики от 15 мая 2009 г. № 116 недействующим в части:
- пункта 1, которым в приложение № 1 к постановлению Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 года № 275 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2007 года" (далее по тексту - постановление Правительства УР № 275 от 24 ноября 2008 года) были внесены изменения в пункт 5653 раздела 10 "Город Глазов", соответствующему земельному участку с кадастровым № 18:28:000053:360, где цифры "12662482,52" (кадастровая стоимость земельного участка в рублях) заменены цифрами "50045529,80",
- пункта 2, которым в приложение № 2 к постановлению Правительства УР № 275 от 24 ноября 2008 года были внесены изменения в пункт 53 раздела 10 "Город Глазов", где цифра "490,85" заменена цифрой "1940,05".
В судебном заседании Л.С.В., представляющий интересы по доверенностям ОАО "ЧМЗ" и Глазовского потребительского общества "Оптовик" и М.А.Д., представляющий интересы последнего, поддержали уточненные требования, ссылаясь на доводы, изложенные в заявлении, просили их удовлетворить. В части требования о признании недействующим п. 2 постановления № 116 от 15.05.2009 г. в пункте 64 раздела 10 "Город Глазов", которым цифры "499,38" заменены цифрами "1236,52" представитель ОАО "ЧМЗ" признал ошибочность включения этого требования, как не относящегося к земельному участку заявителя.
Представитель Правительства Удмуртской Республики У.А.Н., действующий на основании доверенности, заявленные требования не признал, полагая их не подлежащими удовлетворению. В объяснениях ссылался на то, что постановление Правительства УР № 116 от 15 мая 2009 года принято уполномоченным органом с соблюдением установленной законом процедуры и не противоречит федеральному законодательству. Уточнил, что основанием для принятия постановления Правительства УР № 116 от 15 мая 2009 года явилось наличие кадастровой ошибки в отчете об определении кадастровой стоимости земельных участков, заключающейся в ошибке по определению значений фактора стоимости "расстояние до ближайшего железнодорожного вокзала", используемого для построения статистической модели для земельных участков по виду разрешенного использования "земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок" в городах. В указанную группу населенных пунктов, в т.ч. вошел г. Глазов. Ошибка в отчете была воспроизведена в постановлении Правительства УР № 275 от 24 ноября 2008 года, а затем - в государственном кадастре недвижимости. Данная кадастровая ошибка была исправлена на основании ч. 4 ст. 28 ФЗ от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в порядке информационного взаимодействия путем внесения изменений в постановление Правительства УР № 275 от 24 ноября 2008 года постановлением Правительства УР № 116 от 15 мая 2009 года. Основанием для издания последнего явились пояснительная записка и непосредственно проект постановления. Полагает, что нормы законодательства, регулирующего кадастровую оценку, могут применяться по аналогии к отношениям по исправлению кадастровых ошибок в сведениях в порядке информационного взаимодействия и к принятию постановления № 116. Направляя сведения об исправленной кадастровой стоимости в Правительство УР, орган кадастрового учета действовал в рамках обязанности заказчика государственной кадастровой оценки земель обеспечивать внесение обратным числом изменений в нормативно-правовой акт об утверждении кадастровой стоимости земельных участков только в части земельного участка, кадастровая стоимость которого была исправлена (п. 3 письма Росрегистрации от 03 апреля 2009 г. № 3-1324-ГЕ). Принимая постановление № 116 от 15 мая 2009 года Правительство УР действовало в рамках предоставленных ему законом полномочий, утвердив новую (исправленную) кадастровую стоимость земельных участков, представленную ему органом кадастрового учета, обнаружившим кадастровые ошибки. Кроме того, считает, что заявитель не представил доказательств нарушения его прав и законных интересов оспариваемым постановлением.
Представитель Управления Росреестра по Удмуртской Республике по доверенности Ш.П.И., в судебном заседании требования заявителей полагал необоснованными и не подлежащими удовлетворению, согласился с доводами представителя Правительства Удмуртской Республики. При этом ссылался на то, что обжалуемым постановлением № 116 от 15 мая 2009 года Правительство УР не утверждало новую кадастровую стоимость земельных участков на основе ее перерасчета, а выявив ошибку, в пределах установленной компетенции внесло изменения в ранее принятый собственный акт. Кадастровую ошибку обосновал тем, что при расчете кадастровой стоимости земельных участков по девятой группе видов разрешенного использования ("земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий...") значение фактора стоимости "расстояние до ближайшего железнодорожного вокзала" не соответствовало расстоянию до ближайшей станции, так как слой "железнодорожные станции" в исходных данных был неполон. В связи с чем, постановлением № 116 от 15 мая 2009 года отдельным земельным участкам, в т.ч. земельному участку, находящемуся в пользовании заявителя, была возвращена кадастровая стоимость, установленная постановлением Правительства УР № 181 от 26 мая 2003 года "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2002 года", действовавшим до принятия постановления Правительства УР № 275 от 24 ноября 2008 года. Представитель считает, что заявитель не доказал факт нарушения своих прав и законных интересов обжалуемым постановлением, т.к. кадастровая стоимость земельного участка приведена в соответствие с величинами, существовавшими до принятия постановления Правительства УР № 275 от 24 ноября 2008 года.
Дело, в порядке ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, рассмотрено в отсутствие Пермского филиала ФКЦ "Земля", о дне и времени рассмотрения дела уведомленного надлежащим образом и не явившегося по неуважительной причине.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела и представленные сторонами доказательства, заслушав заключение прокурора об обоснованности и законности заявленных требований, суд приходит к выводу, что заявления ОАО "ЧМЗ" и Глазовского потребительского общества подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно пунктам "в" и "к" части 1 статьи 72, частей 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Принимаемые по ним законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральному законодательству.
В соответствии с пунктами 1 и 5 статьи 65 Земельного кодекса РФ (далее по тексту - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата. Кадастровая стоимость земли устанавливается для целей налогообложения.
Согласно части 2 статьи 66 ЗК РФ для определения кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Правительства РФ от 08 апреля 2000 года № 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов (далее по тексту - Правила № 316 от 08 апреля 2000 года), согласно которым организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра недвижимости и его территориальными органами, а органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункты 1, 10 Правил).
Таким образом, Правительству Удмуртской Республики, как органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации, предоставлено право утверждать кадастровую оценку земель, в отношении которых Роснедвижимостью была проведена соответствующая проверка, и в отношении которых принято решение о соответствии Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли от 15 февраля 2007 года № 39 (далее по тексту - Методические указания).
Как следует из материалов дела, работы по определению кадастровой стоимости земель населенных пунктов на территории Удмуртской Республики проводились ФГУП "ФКЦ "Земля".
По результатам проведенных работ ФГУП "ФКЦ "Земля" был составлен отчет, который был представлен в Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости (далее Роснедвижимость) на предмет проверки соответствия Методическим указаниям.
По итогам проверки Роснедвижимостью было принято решение в виде акта проверки о соответствии отчета Методическим указаниям, который вместе с результатами кадастровой оценки был направлен в Управление Роснедвижимости по УР, которое, в свою очередь, представило их на утверждение в Правительство УР.
Результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртии утверждены постановлением Правительства УР № 275 от 24 ноября 2008 года.
18 ноября 2009 года Судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации было вынесено определение, которым постановление Правительства УР № 275 от 24 ноября 2008 года признано соответствующим положениям федерального законодательства, поскольку единственный федеральный орган исполнительной власти, компетентный в осуществлении государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", при кадастровой оценке земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Удмуртской Республики, не нашел нарушений Методических указаний. Данное определение суда вступило в законную силу (определение № 43-Г09-19 от 18 ноября 2009 года).
Указом Президента РФ от 25 декабря 2008 года № 1847 Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости было упразднено, его функции возложены на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), созданную в результате переименования Федеральной регистрационной службы и возложения на нее функций по организации единой системы государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации.
Изложенное свидетельствует о том, что постановление Правительства УР № 116 от 15 мая 2009 года "О внесении изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 года № 275 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2007 года", оспариваемое в рамках настоящего дела, принято Правительством Удмуртской Республики в пределах полномочий, предоставленных ему законом.
В соответствии со статьей 245 ГПК РФ суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений по заявлениям граждан об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части, если рассмотрение этих заявлений не отнесено федеральным законом к компетенции иных судов.
Согласно п.п. 2 п. 1 ст. 26 ГПК РФ данное гражданское дело относится к подсудности Верховного Суда Удмуртской Республики.
Оспариваемое постановление Правительства УР № 116 от 15 мая 2009 года носит нормативный характер, поскольку принято органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, опубликовано в средствах массовой информации и устанавливает правовые нормы в сфере кадастровой оценки земель, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение.
Постановление Правительства УР № 116 от 15 мая 2009 года принято исполнительным органом государственной власти Удмуртской Республики, опубликовано в "Собрании законодательства Удмуртской Республики" от 18 июня 2009 года № 24 и устанавливает удельные показатели кадастровой стоимости и кадастровую стоимость земельных участков, используемые для исчисления земельного налога и арендных платежей.
Как следует из материалов дела, ОАО "ЧМЗ" является владельцем 23 земельных участка на праве постоянного (бессрочного) пользования с кадастровыми номерами 18:28:000001:184; 18:28:000001:185; 18:28:000001:187; 18:28:000001:188; 18:28:000001:189; 18:28:000001:190; 18:28:000001:191; 18:28:000001:192; 18:28:000001:193; 18:28:000001:194; 18:28:000003:480; 18:28:000011:455; 18:28:000011:458; 18:28:000011:460; 18:28:000011:462; 18:28:000029:28; 18:28:000031:11; 18:28:000041:2; 18:28:000047:7; 18:28:000000:0003 (состоит из земельных участков 18:28:000001:6, 18:28:000027:720, 18:28:000038:4, 18:28:000054:10) и земельного участка на праве аренды с кадастровым номером 18:28:000001:341. Указанные земельные участки расположены в кадастровых кварталах 18:28:000001, 18:28:000003, 18:28:000011, 18:28:000027, 18:28:000029, 18:28:000031, 18:28:000038, 18:28:000041, 18:28:000047, 18:28:000054.
Глазовское потребительское общество "Оптовик" имеет на праве постоянного (бессрочного) пользования земельный участок общей площадью 25796 кв. м, расположенный по адресу <...> кадастровый номер 18:28:000053:0360.


Постановление Правительства УР № 116 от 15 мая 2009 года непосредственно затрагивает права и законные интересы ОАО "ЧМЗ" и Глазовского потребительского общество "Оптовик", поскольку увеличение кадастровой стоимости вышеперечисленных земельных участков, отнесенных к категории земель "земли населенных пунктов с разрешенным использованием "размещение производственной базы", находящихся в пользовании ОАО "ЧМЗ" (кадастровые выписки о земельных участках от 21 июля 2009 г. - т. 1 л.д. 60 - 80), "размещение зданий и сооружений", находящихся в пользовании Глазовского потребительского кооператива "Оптовик" (кадастровая выписка о земельном участке от 15 апреля 2009 года № <...> - т. 2 л.д. 24), и распространение указанных норм на ранее возникшие правоотношения влечет увеличение размера земельного налога, подлежащего уплате заявителями за пользование данным земельным участком.
В соответствии со ст. 251 и 253 Гражданского процессуального кодекса РФ и п. 7 постановлением Пленума Верховного Суда Удмуртской Республики от 29 ноября 2007 года № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" суд устанавливает нарушение прав и свобод заявителей, гарантированных Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами и проверяет соответствие оспариваемого нормативного акта и его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
В связи с принятием Правительством УР постановления № 116 от 15 мая 2009 года, изменившего кадастровую стоимость земельного участка, находящихся в постоянном пользовании и в аренде ОАО "ЧМЗ", Межрайонной ИФНС России № 2 по УР решениями от 09 декабря 2009 г. N№ 1604, 1604 по итогам камеральной налоговой проверки доначислен земельный налог за 1 и 2 квартал 2009 г. в сумме 20682081 руб. за каждый из кварталов, предложено уплатить недоимку по земельному налогу в указанном размере.
Решением Межрайонной ИФНС России № 2 по УР от 05 ноября 2009 г. Глазовскому потребительскому обществу "Оптовик" предложено уплатить недоимку по земельному налогу за 2 квартал 2009 г. в размере 102803 руб.
Постановлением Правительства УР № 116 от 15 мая 2009 года внесены изменения в ранее принятое постановление № 275 от 24 ноября 2008 года, которым кадастровая стоимость земельных участков многократно увеличена, в связи с чем, суд находит необоснованным довод представителей Правительства Удмуртской Республики и Управления Росреестра по Удмуртской Республике о том, что обжалуемое постановление Правительства УР № 116 от 15 мая 2009 года не нарушает прав заявителей, поскольку в результате изменений кадастровой стоимости земельного участка, находящегося в пользовании заявителей, бремя несения расходов по уплате земельного налога увеличилось. Кроме того, каждый вправе рассчитывать на то, чтобы отношения, участником которых он является, были урегулированы в полном соответствии с требованиями закона.
Рассматривая вопрос о соответствии оспариваемого постановления Правительства УР № 116 от 15 мая 2009 года содержанию нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, суд исходит из нижеследующего.
Из преамбулы постановления Правительства УР № 116 от 15 мая 2009 года следует, что оно принято в соответствии с частями 4 и 5 статьи 28 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее по тексту - Закон № 221-ФЗ), т.е. в связи с выявленной кадастровой ошибкой.
Статьей 28 Закона № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" предусмотрена возможность исправления воспроизведенных в государственном кадастре недвижимости ошибок в документах, представленных для внесения сведений.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 28 Закона № 221-ФЗ, ошибками в государственном кадастре недвижимости являются, техническая и кадастровая ошибки в сведениях. При этом кадастровая ошибка в сведениях - это воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости.
Согласно пункту 5 статьи 28 Закона № 221-ФЗ, орган кадастрового учета, при обнаружении кадастровой ошибки в сведениях, принимает решение о необходимости устранения такой ошибки, которое должно содержать дату выявления ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки.
В данном случае орган кадастрового учета такие решения принимал (т. 1 л.д. 88 - 99 по ОАО "ЧМЗ" и т. 2 л.д. 47 по Глазовскому потребительскому обществу "Оптовик"), однако, заинтересованным лицам его не направил, что не оспаривалось представителем последнего в судебном заседании.
В этих решениях и протоколе выявления кадастровой ошибки от 30.03.2009 г. (т. 2 л.д. 46) к ошибочным сведениям отнесена ошибка исполнителя работ при определении такого фактора стоимости земельного участка, как "расстояние до ближайшего железнодорожного вокзала", используемого при построении статистической модели для земельных участков по девятой группе земель вида разрешенного использования, как "земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок" в городах.
Однако, основанием для принятия оспариваемого нормативного акта явились не решения органа кадастрового учета, а пояснительная записка к проекту постановлению № 116 от 15.05.2009 г.
В пояснительной записке указано, что кадастровая ошибка подлежит исправлению в порядке, установленном частями 4 - 6 статьи 28 Закона № 221-ФЗ. Кроме того, со ссылкой на письмо Министерства финансов РФ от 29 января 2009 года № 03-05-06-02/05, указано, что заказчик работ обеспечивает внесение обратным числом изменений в нормативный правовой акт об утверждении кадастровой стоимости земельных участков только в части земельных участков, кадастровая стоимость которых была исправлена.
Однако в пояснительной записке отсутствует какое-либо обоснование выявленной ошибки, квалификация соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки, что не соответствует требованиям п. 5 ст. 28 Закона № 221-ФЗ.
Согласно п. 11 Правил № 316 от 08 апреля 2000 года, методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли РФ по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
В связи с чем, учитывая многочисленные обращения управлений Роснедвижимости по субъектам Российской Федерации о порядке внесения изменений в государственный кадастр недвижимости вследствие ошибки, допущенной исполнителем работ по государственной кадастровой оценке земель в отчете об определении кадастровой стоимости земельных участков, Федеральная служба государственной регистрации Министерства экономического развития РФ в письме от 03 апреля 2009 года № 3-1324-ГЕ информировала о последовательности исправления ошибки, допущенной в отчете (ошибки в определении характеристик земельного участка, к которым в т.ч. относятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости):
1. Орган кадастрового учета принимает в соответствии с частью 5 статьи 28 Закона № 221-ФЗ решение о необходимости устранения кадастровой ошибки и направляет его заказчику работ для исправления такой ошибки.
2. Исполнитель работ в рамках гарантийных обязательств, установленных соответствующими государственными контрактами (договорами) на проведение работ по государственной кадастровой оценке земель в субъекте Российской Федерации, осуществляет расчет кадастровой стоимости земельного участка, указанного в решении, на основании отчета, содержащего проверенные Роснедвижимостью, впоследствии утвержденные органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и внесенные в государственный кадастр недвижимости результаты государственной кадастровой оценки земель. Результаты данного расчета исполнитель работ представляет заказчику.
3. Заказчик в соответствии с письмом Министерства финансов Российской Федерации от 29 января 2009 года № 03-05-06-02/05 обеспечивает внесение обратным числом на указанную дату изменений в нормативный правовой акт об утверждении кадастровой стоимости земельных участков только в части земельного участка, кадастровая стоимость которого была исправлена.
4. В соответствии с частью 6 статьи 28 Закона № 221-ФЗ орган кадастрового учета вносит сведения об исправленной кадастровой стоимости земельного участка в государственный кадастр недвижимости и передает их в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, в органы ФНС России.
Таким образом, орган исполнительной власти РФ, специально уполномоченный законодателем на разработку и утверждение соответствующих указаний в части государственной кадастровой оценки земель, предусмотрел порядок исправления ошибки в отчете, аналогичный самой процедуре государственной кадастровой оценки земельных участков.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Правила проведения государственной кадастровой оценки земель утверждены постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 № 316, а не № 416.

Доводы представителей Правительства УР и Управления Росреестра по УР о ненормативном характере этого письма, вследствие чего, его необязательности, нельзя признать в полной мере обоснованным, поскольку оно принято уполномоченным органом исполнительной власти в рамках предоставленных полномочий, образует правоприменительную практику и к тому же использовано как Правительством УР при принятии обжалуемого постановления № 116 от 15 мая 2009 года (ссылка на письмо Минфина РФ от 29 января 2009 года № 03-05-06-02/05 в пояснительной записке; пункт 4 постановления Правительства УР № 116 от 115 мая 2009 года о распространении его действия на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 года, так и Управлением Росреестра по УР, которым в ответе руководителю ОАО "ЧМЗ" необходимость и возможность исправления кадастровой ошибки обосновывается со ссылкой на письмо Министерства экономического развития РФ в письме от 03 апреля 2009 года № 3-1324-ГЕ. Кроме того, письмо Министерства экономического развития РФ от 03 апреля 2009 года № 3-1324-ГЕ не вносит новое нормативно-правовое регулирование порядка исправления кадастровой ошибки, а направлено на разъяснение ст. 28 Федерального закона от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" и пункта 47 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Министерства юстиции РФ 20.02.2008 г. № 35. Кроме того, письмо концептуально соотносится с общим порядком проведения государственной кадастровой оценки земель, закрепленным в Правилах от 8.04.2000 г. № 416.
В судебном заседании установлено и сторонами не оспаривается, что постановлением Правительства УР № 116 от 15 мая 2009 года внесены изменения в части кадастровой стоимости земельных участков и удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков земель населенных пунктов в разрезе кадастровых кварталов и видов разрешенного использования в УР по состоянию на 1 января 2007 года. При этом, при утверждении измененных показателей кадастровой стоимости земельных участков за основу приняты не новые расчеты такого фактора стоимости земельного участка, как "расстояние до ближайшего железнодорожного вокзала", используемого при построении статистической модели для земельных участков по девятой группе земель вида разрешенного использования", что могло бы как-то свидетельствовать об исправлении ошибки в отчете исполнителя, а приняты за основу показатели кадастровой стоимости земельных участков, ранее утвержденных постановлением Правительства РФ от 26 мая 2003 года № 181 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2002 года", принятого в целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 25 августа 1999 года № 945 "О государственной кадастровой оценке земель" и признанного утратившим силу пунктом 4 постановления Правительства УР № 275 от 24 ноября 2008 года.
Из вышеизложенного следует, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не исправлял кадастровую ошибку, а по сути изменил результаты государственной кадастровой оценки земель, в отношении которых Роснедвижимостью была проведена соответствующая проверка и в отношении которых принято решение о соответствии Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, на цифры, утвержденные постановлением Правительства УР № 181 от 26 мая 2003 года, утратившим силу, что противоречит общим нормам о действии нормативного акта во времени.
В суде нашел подтверждение тот факт, что Правительством УР в оспариваемом постановлении без какого-либо экономического и правового обоснования изменены результаты государственной кадастровой оценки земель на отличные от содержащихся в отчете исполнителя работ по государственной кадастровой оценке земель, значения кадастровой стоимости земельных участков, принадлежащих заявителям на праве пользования и аренды; а также в части удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков земель населенных пунктов в разрезе кадастровых кварталов по девятой группе видов разрешенного использования в УР "земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок", что свидетельствует о нарушении Правительством УР процедуры государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Удмуртской Республики, поскольку измененные Правительством УР кадастровая стоимость земельных участков, принадлежащих заявителям на праве пользования и аренды, изменены произвольно, без соблюдения процедуры проведения государственной кадастровой оценки земли и утверждения ее результатов, установленной постановлением Правительства РФ от 08 апреля 2000 года № 316 в Правилах проведения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не наделен полномочиями произвольно, по собственному усмотрению без соблюдения процедуры, установленной законодательством, определять показатели кадастровой оценки земель.
Является не основанным на законе довод представителя Управления Росреестра по УР о том, что внесение изменений Правительством УР в ранее принятый собственный нормативный правовой акт, освобождает его от необходимости соблюдения процедуры проведения государственной кадастровой оценки земель, установленной действующими нормативными правовыми актами.
Учитывая вышеизложенное, ссылка представителя Правительства УР и Росреестра по УР на то, что процедура принятия оспариваемого постановления Правительства УР № 116 от 15 мая 2009 года полностью соответствует Регламенту Правительства УР, утвержденному постановлением Правительства УР от 24 января 2003 года № 100, не имеет существенного значения для разрешения заявленного спора.
Довод представителя Правительства УР об отсутствии нарушения прав заявителей пунктом 2 оспариваемого нормативного акта, которым внесены изменения в удельные показатели кадастровой стоимости земельных участков земель населенных пунктов в разрезе кадастровых кварталов и видов разрешенного использования в Удмуртской Республике является необоснованным, поскольку пункты 1 и 2 оспариваемого нормативного акта взаимосвязаны и взаимообусловлены, ввиду того, что кадастровая стоимость земельных участков определяется как арифметическое значение площади земельного участка умноженное на удельный показатель кадастровой стоимости земельных участков земель населенных пунктов в разрезе кадастровых кварталов и видов разрешенного использования. Именно таким образом произведен расчет кадастровой стоимости земельных участков ОАО "ЧМЗ" с кадастровыми номерами 18:28:000003:0480, 18:28:000000:0003 (состоящий из нескольких земельных участков) Межрайонной ИФНС России № 2 по Удмуртской Республике в решении № 1604 от 09.12.2009 г. (т. 1 л.д. 103 - 104) и в решении № 1605 от 09.12.2009 г. (т. 1 л.д. 121, 123). Признание не соответствующим требованиям закона только пункта 1 оспариваемого нормативного акта приведет к правовой неопределенности и не обеспечит защиту нарушенных прав заявителей в полном объеме.
Поскольку в ходе рассмотрения настоящего гражданского дела нашло подтверждение несоответствие постановления Правительства УР № 116 от 15 мая 2009 года требованиям федерального законодательства, названный нормативный акт подлежит признанию недействующим с момента принятия.
Суд не принимает во внимание довод представителя Правительства УР, со ссылкой на постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 27 января 2004 года № 1-П, о необходимости признания оспариваемого нормативного акта недействующим с момента вступления в силу решения суда, в силу придания иного смысла правовой позиции, изложенной в названном акте.
Из смысла положений ч. 2 ст. 253 Гражданского процессуального кодекса РФ и п. 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" вытекает, что нормативный акт может быть признан недействующим как с момента принятия, так и с иного времени, определенного судом. Исключение составляют нормативные правовые акты, которые в соответствии со статьей 125 Конституции Российской Федерации могут быть проверены в процедуре конституционного судопроизводства и признаются недействующим с момента вступления решения в законную силу, что соответствует правовой позиции изложенной в постановлении Конституционного Суда РФ от 27.01.2004 г. № 1-П.
Поскольку действие оспариваемого нормативного акта распространено на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 года, что послужило основанием для вынесения решения налоговым органом о взыскании с заявителей недоимки по уплате земельного налога за 1 и 2 кварталы 2009 года, признание оспариваемого нормативного акта недействующим с момента вступления в силу решения суда нарушит права заявителей, поскольку приведет к уплате земельного налога в размерах, не соответствующих закону.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

решил:

Заявление открытого акционерного общества "Чепецкий механический завод" и Глазовского потребительского общества "Оптовик" о признании частично недействующим с момента принятия постановления Правительства Удмуртской Республики № 116 от 15 мая 2009 года "О внесении изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 года № 275 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2007 года" удовлетворить.
Признать недействующим с момента принятия постановление Правительства Удмуртской Республики № 116 от 15 мая 2009 года "О внесении изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 года № 275 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2007 года" в части:
- пункта 1, внесшего изменения в приложение № 1 к постановлению Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 года № 275,
в части изменения цифры "12662482,52" (кадастровая стоимость земельного участка в рублях) на цифры "50045529,80" в пункте 5653 раздела 10 "Город Глазов",
в части изменения цифры 124564212,71 на цифры 418793473,80 в пункте 121 раздела 10 "Город Глазов";
в части изменения цифры 5 731 171,40 на цифры 19 268 593,50 в пункте 122 раздела 10 "Город Глазов";
в части изменения цифры 1525992,18 на цифры 5335441,80 в пункте 123 раздела 10 "Город Глазов";
в части изменения цифры 5289604,35 на цифры 18494443,50 в пункте 124 раздела 10 "Город Глазов";
в части изменения цифры 1784604,90 на цифры 6239649,00 в пункте 125 раздела 10 "Город Глазов";
в части изменения цифры 20545178,76 на цифры 69074307,90 в пункте 126 раздела 10 "Город Глазов";
в части изменения цифры 25186299,32 на цифры 84678075,30 в пункте 127 раздела 10 "Город Глазов";
в части изменения цифры 1060817951,44 на цифры 3566543112,60 в пункте 128 раздела 10 "Город Глазов";
в части изменения цифры 197954982,51 на цифры 665538303,30 в пункте 129 раздела 10 "Город Глазов";
в части изменения цифры 67696,44 на цифры 5601944485,80 в пункте 130 раздела 10 "Город Глазов";
в части изменения цифры 6485952,00 на цифры 24634649,60 в пункте 1909 раздела 10 "Город Глазов";
в части изменения цифры 10237024,95 на цифры 38881805,26 в пункте 1911 раздела 10 "Город Глазов";
в части изменения цифры 2906701,50 на цифры 11040102,20 в пункте 1913 раздела 10 "Город Глазов";
в части изменения цифры 1414410,40 на цифры 5371333,40 в пункте 1914 раздела 10 "Город Глазов";
в части изменения цифры 1456388,45 на цифры 5124439,10 в пункте 3968 раздела 10 "Город Глазов";
в части изменения цифры 3793518,44 на цифры 15443789,34 в пункте 3999 раздела 10 "Город Глазов";
в части изменения цифры 165.696,60 на цифры 684797,40 в пункте 4690 раздела 10 "Город Глазов";
- пункта 2, внесшего изменения в удельные показатели стоимости земельных участков земель населенных пунктов в разрезе кадастровых кварталов и видов разрешенного использования в УР по состоянию на 1 января 2007 г. в приложении № 2 к постановлению Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 года № 275,
в части изменения цифры "490,85" на цифры "1940,05" в пункте 53 раздела 10 "Город Глазов"
в части изменения цифры 467,52 на цифры 844,30 в пункте 3 раздела 10 "Город Глазов";
в части изменения цифры 461,18 на цифры 1749,62 в пункте 11 раздела 10 "Город Глазов";
в части изменения цифры 499,38 на цифры 1285,33 в пункте 27 раздела 10 "Город Глазов";
в части изменения цифры 455,08 на цифры 1759,18 в пункте 29 раздела 10 "Город Глазов";
в части изменения цифры 466,30 на цифры 1906,17 в пункте 31 раздела 10 "Город Глазов";
в части изменения цифры 452,64 на цифры 1375,38 в пункте 38 раздела 10 "Город Глазов";
в части изменения цифры 459,36 на цифры 1757,92 в пункте 41 раздела 10 "Город Глазов";
в части изменения цифры 478,94 на цифры 1984,95 в пункте 47 раздела 10 "Город Глазов";
в части изменения цифры 474,70 на цифры 1411,18 в пункте 54 раздела 10 "Город Глазов".
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме через Верховный Суд Удмуртской Республики.

Председательствующий судья
Верховного Суда
Удмуртской Республики
АНИСИМОВА В.И.





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru