Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Тюменская область


ТЮМЕНСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 марта 2012 г. № 172

О ПОВЫШЕНИИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ КАК ОДНОМ ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ
МОДЕРНИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ (ПО ИТОГАМ
ВЫЕЗДНОГО ЗАСЕДАНИЯ КОМИТЕТА ОБЛАСТНОЙ ДУМЫ
ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ)

Рассмотрев информацию по вопросу "Повышение качества образования как одно из направлений модернизации региональной системы образования", представленную в областную Думу Вице-губернатором Тюменской области С.М. Сарычевым (письмо от 27.01.2012 № 31/18757 Д/11-382), решение комитета областной Думы по социальной политике, в соответствии с пунктом 32 части первой статьи 28, статьями 31 и 33 Устава Тюменской области областная Дума постановляет:
1. Информацию Правительства Тюменской области по вопросу "Повышение качества образования как одно из направлений модернизации региональной системы образования" принять к сведению (прилагается).
2. Отметить системную работу общеобразовательных учреждений области по повышению качества образования, направленную на личностное развитие и рост индивидуальных образовательных достижений учащихся в рамках внедрения новых образовательных стандартов.
3. Рекомендовать Правительству Тюменской области продолжить целенаправленную работу по повышению качества регионального образования, обратив особое внимание на вопросы материально-технического оснащения школ для проведения внеурочной деятельности, повышения квалификации учителей, работающих по новым образовательным стандартам, а также на необходимость совершенствования форм промежуточной аттестации по учебным предметам обучающихся на ступени основной школы.
4. Направить настоящее постановление в Правительство Тюменской области.
5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на комитет областной Думы по социальной политике (Столяров В.А.).

Председатель областной Думы
С.Е.КОРЕПАНОВ





Приложение
к постановлению областной Думы
от 22.03.2012 № 172

ИНФОРМАЦИЯ
ПО ТЕМЕ ВЫЕЗДНОГО ЗАСЕДАНИЯ КОМИТЕТА ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТНОЙ
ДУМЫ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ: "ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ МОДЕРНИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
ОБРАЗОВАНИЯ"

(представлена в областную Думу Вице-губернатором
Тюменской области С.М. Сарычевым 27.01.2012)

Региональная система оценки качества образования.
Региональная система оценки качества образования развивается в Тюменской области с 2007 года и включает в себя:
региональную диагностику готовности выпускников дошкольных учреждений к обучению в школе;
ежегодное проведение региональных контрольных работ на ступенях начального образования (4-й класс), основного общего образования (8-й и 9-й классы), среднего (полного) общего образования (10-й и 11-й классы).
Поэтапное проведение данной работы позволило апробировать организационно-технологическую схему тестирования, провести соответствующую переподготовку кадров районных методических служб и педагогов школ, разработать принципы определения среднестатистических областных показателей качества образования, применяемых при аттестации педагогических кадров и аккредитации общеобразовательных учреждений.
Формой контроля за качеством обучения учащихся 4-х, 8-х и 10-х классов является проведение региональных контрольных работ по предметам естественно-научного и гуманитарного циклов.
Контроль за качеством знаний учащихся 9-х и 11-х классов проводится в виде репетиционных (пробных) экзаменов по русскому языку и математике, задания которых максимально приближены к формату единого государственного экзамена и государственной итоговой аттестации в новой форме.
Внедрение региональной оценки качества образования позволило выстроить непрерывную систему отслеживания результативности обучения, своевременно выявлять пробелы в знаниях учащихся, принимать эффективные управленческие решения, направленные на повышение качества образовательных услуг и обеспечение готовности школьников к участию в государственной (итоговой) аттестации.
Анализ результатов проведенной работы показал необходимость совершенствования форм промежуточной аттестации по учебным предметам на ступени основной школы. Кроме того, проведение региональных контрольных работ в ежегодном режиме позволило сформировать банк данных с информацией об учебных достижениях учащихся на каждой ступени обучения, а также банк данных с контрольно-измерительными материалами для оценки результатов освоения учебного материала.
На основе анализа результатов проведения единых контрольных работ для учителей издаются методические рекомендации по преподаванию учебных курсов с учетом выявленных типичных затруднений учащихся в освоении основных образовательных программ.
Проведение региональной оценки качества образования учащихся является одним из направлений работы по подготовке к государственной итоговой аттестации и позволяет решать ряд задач, способствующих повышению качества образования:
выявление динамики индивидуальных достижений учащихся на всех ступенях общего образования и проведение своевременной корректировки выявленных пробелов знаний;
формирование "портфолио" учащихся;
внедрение и развитие вариативных форм промежуточной аттестации обучающихся по общеобразовательным предметам;
анализ позитивных и негативных тенденций в организации образовательного процесса в школах и прогнозирование его результатов;
стабильный рост результатов государственной (итоговой) аттестации выпускников 9-х, 11-х классов.
Так, на протяжении трех последних лет по итогам региональной оценки качества образования наблюдается повышение качества выполнения заданий (доля обучающихся, получивших положительные отметки, от общей численности обучающихся):
4-й класс - гуманитарный цикл - с 45 до 74%, естественно-научный цикл - с 54 до 72%;
8-й класс - гуманитарный цикл - с 47 до 69%, естественно-научный цикл - с 42 до 61%;
9-й класс - русский язык - с 60 до 78%, математика - с 55 до 73%;
10-й класс - гуманитарный цикл - с 55 до 74%, естественно-научный цикл - с 53 до 72%;
11-й класс - русский язык - с 69 до 88%, математика - с 65 до 84%.
Кроме того, анализ выполненных работ позволил внести коррективы в содержание курсовой подготовки учителей-предметников с учетом выявленных у учащихся затруднений в освоении отдельных тем и типичных ошибок.

Переход на новые образовательные стандарты. Контроль за качеством и результатами предоставляемых образовательных услуг.
С 1 сентября 2011 года в первых классах общеобразовательных школ Тюменской области (16650 первоклассников) началось обучение в соответствии с новыми федеральными государственными образовательными стандартами. До этого времени апробация новых стандартов начального общего образования проходила в 32 школах муниципальных районов и городских округов Тюменской области, что позволило выработать оптимальный механизм перехода на новые стандарты в штатном режиме.
Прежде всего с целью перехода на новые образовательные стандарты была организована широкая работа по материально-техническому, организационно-методическому обеспечению школ и повышению квалификации работников администраций школ и учителей начальных классов. В рамках повышения квалификации по данному направлению было обучено: учителей, работающих в первых классах, - 100%, директоров или заместителей директоров школ - 100%, муниципальных специалистов-тьюторов - 30%.
Кроме того, все образовательные учреждения разработали, провели экспертизу и утвердили после согласования с управляющими советами школ основную образовательную программу начального, общего образования, в рамках которой школа реализует учебный план и план внеурочной деятельности по следующим направлениям: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое, общественно-полезная деятельность и проектная деятельность.
Среднее количество часов внеаудиторной занятости на одного обучающегося за счет бюджетного финансирования в 2011/2012 учебном году составляет около 8 часов в неделю. Выбор направлений внеурочной занятости ориентирован на интересы и возможности обучающихся и их родителей.
Для организации внеурочной деятельности учащихся используется потенциал учителей начальных классов школы, учителей-предметников основного и старшего звена, а также кадровый ресурс учреждений дополнительного образования.
Особое внимание в 2011 году было уделено вопросам информирования родительской общественности о новых требованиях к содержанию и результатам образования, в связи с чем были проведены собрания для родителей первоклассников, "круглые столы", выступления специалистов муниципальных органов управления образованием в средствах массовой информации, задействованы интернет-ресурсы, в том числе возможности школьных сайтов.
Кроме того, на базе школ, муниципальных органов управления образованием, Тюменского областного государственного института развития регионального образования работают консультационные пункты.
По вопросам внеучебных достижений обучающихся и эффективности работы школ по введению федерального государственного стандарта ведется мониторинг. По итогам данного мониторинга Тюменским областным государственным институтом развития регионального образования разработаны методические рекомендации по организации учебно-воспитательного процесса в условиях массового введения федерального государственного образовательного стандарта для образовательных учреждений с учетом имеющейся социальной инфраструктуры муниципального образования.
В качестве "пилотных площадок" по введению федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (с 5-го класса) с 1 сентября 2011 года начали работу 44 образовательных учреждения, в которых обучается около 1,5 тыс. пятиклассников. Данные школы представили проекты основных образовательных программ, которые содержат разделы в соответствии с выбранными направлениями. С целью организованного введения федеральных образовательных стандартов и проведения мониторинга данного процесса создан областной координационный совет, на заседаниях которого рассматриваются проблемные вопросы, заслушиваются отчеты школ.
В феврале 2012 года запланировано проведение областного форума "Большая перемена" для педагогов, родительской общественности, представителей средств массовой информации по вопросам введения федеральных государственных образовательных стандартов. В рамках форума будут проведены открытые уроки, мастер-классы, заседания дискуссионных секций и организован обмен опытом.

Оценка качества образования как инструмент развития школы.
В Тюменской области реализуется комплекс мероприятий, который позволил сформировать механизм оценки качества образования, включающий в себя:
развитие региональной системы оценки качества образования, обеспечивающей единые подходы к оцениванию результатов образования учащихся;
комплексная оценка знаний, умений, навыков и личностного развития учащихся, предусмотренная в рамках внедрения новых образовательных стандартов;
развитие органов государственно-общественного управления образованием, непосредственно участвующих в формировании социального заказа школам и оценке результативности их работы.
Это позволяет использовать оценку качества образования как всесторонний показатель состояния дел в школе и инструмент ее развития.
В целом сложившаяся система оценки результатов обучения предусматривает:
оценку и динамику роста индивидуальных образовательных достижений учащихся для подтверждения получения определенного уровня образования, коррекции, перехода на следующую ступень обучения, выбора уровня изучения отдельных учебных предметов;
оценку уровня образовательных достижений класса, школы в целом, в том числе оценку деятельности учителей, усовершенствования процесса обучения и воспитания;
оценку уровня развития и эффективности использования материально-технической базы, включая формирование информационного пространства;
оценку уровня безопасности пребывания и психологического комфорта, созданного в образовательной среде.
Благодаря использованию системы региональной оценки качества образования и введению современных критериев, процедур и технологий оценки в рамках новых образовательных стандартов появилась возможность получать объективную информацию о результатах обучения, осуществлять организацию педагогического мониторинга и использовать анализ его результатов как неотъемлемый инструмент управления качеством образования на уровне каждого образовательного учреждения. На основе данных мониторинга администрация школы совместно с родительской общественностью может принимать конкретные и своевременные управленческие решения.





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru