ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТЫВА
именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 25 января 2012 г. № 3-5/2012
Верховный суд Республики Тыва в лице председательствующего Болат-оол А.В., при секретаре Д.А.С.-М., с участием представителя прокурора Республики Тыва О.У.М., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кызыле 25 января 2012 года гражданское дело по заявлению прокурора Республики Тыва о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими Порядка
финансового обеспечения реализации программы "Модернизация здравоохранения Республики Тыва на 2011 - 2012 годы" и Типового соглашения
о взаимодействии по реализации программы "Модернизация здравоохранения Республики Тыва на 2011 - 2012 годы" и ее финансовом обеспечении между Правительством Республики Тыва и администрацией муниципального образования, утвержденных постановлением Правительства Республики Тыва от 16 мая 2011 года № 317 "О финансовом обеспечении реализации программы "Модернизация здравоохранения Республики Тыва на 2011 - 2012 годы", в части,
установил:
Прокурор Республики Тыва обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими Порядка
финансового обеспечения реализации программы "Модернизация здравоохранения Республики Тыва на 2011 - 2012 годы" и Типового соглашения
о взаимодействии по реализации программы "Модернизация здравоохранения Республики Тыва на 2011 - 2012 годы" и ее финансовом обеспечении между Правительством Республики Тыва и администрацией муниципального образования, утвержденных постановлением Правительства Республики Тыва от 16 мая 2011 года № 317 "О финансовом обеспечении реализации программы "Модернизация здравоохранения Республики Тыва на 2011 - 2012 годы" (далее - соответственно Порядок и Типовое соглашение), в части.
В обоснование своих требований прокурор указал на то, что согласно п. 3
Порядка финансовое обеспечение мероприятий Программы модернизации осуществляется в пределах ассигнований, предусмотренных в бюджетах Федерального фонда обязательного медицинского страхования, Тувинского республиканского фонда обязательного медицинского страхования, республиканском бюджете Республики Тыва и бюджетах муниципальных образований Республики Тыва
Вместе с тем в соответствии с ч. 2 ст. 50
Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" финансовое обеспечение региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации осуществляется за счет доходов, поступающих в бюджет Федерального фонда от средств страховых взносов на обязательное медицинское страхование в размере два процентных пункта в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", средств бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных фондов.
В силу ч. 1 ст. 86
Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам; принятия муниципальных правовых актов при осуществлении органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий; заключения от имени муниципального образования договоров (соглашений) муниципальными казенными учреждениями.
Органы местного самоуправления не вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, установленных соответственно федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации (ч. 5 ст. 86
Бюджетного кодекса РФ).
Таким образом, муниципальные образования в финансовом обеспечении региональной программы модернизации здравоохранения не участвуют.
По вышеуказанным основаниям противоречат федеральному законодательству в части, устанавливающей права и обязанности муниципальных образований по финансовому обеспечению Программы, пункты 7
, 12
, 25
Порядка, а также Типовое соглашение
.
Прокурор просит признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим Порядок в части:
- пункт 3 раздела 1
в части слов "и бюджетов муниципальных образований Республики Тыва", "при условии софинансирования обеспечения мероприятий Программы модернизации муниципальным образованием";
- пункт 7 раздела 3
в части слов "выполнении условий софинансирования Программы модернизации за счет средств местного бюджета";
- пункт 12 раздела 3
полностью;
- пункт 25 раздела 4
в части слов "и средств местных бюджетов".
Прокурор просит также признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими пункты 5.1
, 5.8
, 5.9
Типового соглашения, и обязать заинтересованное лицо после вступления в законную силу решения суда опубликовать сообщение о нем в газете "Тувинская правда".
В судебном заседании представитель прокурора Республики Тыва О.У.М. заявление прокурора поддержала и просила признать оспариваемые нормы противоречащими федеральному законодательству и недействующими по изложенным в заявлении основаниям.
Представитель Правительства Республики Тыва в судебное заседание не явился, об уважительности причин неявки не сообщил. Правительство Республики Тыва надлежащим образом извещено о времени и месте судебного разбирательства. В соответствии с ч. 4 ст. 167
ГПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие представителя Правительства Республики Тыва.
Выслушав пояснения представителя прокурора Республики Тыва О.У.М., изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 251
ГПК РФ прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании нормативного правового акта противоречащим закону полностью или в части.
Постановлением
Правительства Республики Тыва от 16 мая 2011 года № 317 "О финансовом обеспечении реализации программы "Модернизация здравоохранения Республики Тыва на 2011 - 2012 годы" (пунктами 1
, 2
постановления соответственно) утверждены Порядок финансового обеспечения реализации программы "Модернизация здравоохранения Республики Тыва на 2011 - 2012 годы", а также Типовое соглашение о взаимодействии по реализации Программы модернизации и ее финансовом обеспечении между Правительством Республики Тыва и администрацией муниципального образования (далее - соответственно Порядок и Типовое соглашение).
Пунктом 3 раздела 1
Порядка установлено, что финансовое обеспечение мероприятий Программы модернизации осуществляется в пределах ассигнований, предусмотренных в бюджетах Федерального фонда обязательного медицинского страхования, Тувинского республиканского фонда обязательного медицинского страхования, республиканском бюджете Республики Тыва и бюджетах муниципальных образований Республики Тыва. Финансовое обеспечение мероприятий Программы модернизации на территории конкретного муниципального образования осуществляется на основании соглашения о взаимодействии по реализации Программы модернизации и ее финансовом обеспечении, заключенного между Правительством Республики Тыва и администрацией муниципального образования, при условии софинансирования обеспечения мероприятий Программы модернизации муниципальным образованием.
В пункте 7 раздела 3
Порядка сказано, что средства из республиканского бюджета Республики Тыва предоставляются бюджетам городских округов и муниципальных районов на проведение капитальных ремонтов в виде субсидий при выполнении следующих условий:
заключении соглашения о взаимодействии по реализации Программы модернизации и ее финансовом обеспечении между Правительством Республики Тыва и администрацией муниципального образования (далее - Соглашение);
выполнении условий софинансирования Программы модернизации за счет средств местного бюджета;
наличии проектно-сметных документов на проведение капитального ремонта муниципальных учреждений здравоохранения;
выполнении необходимых подготовительных работ.
Пунктом 12 раздела 3
Порядка предусмотрено, что органы местного самоуправления на основании сведений от Министерства здравоохранения и социального развития Республики Тыва и информации Управления Федерального казначейства по Республике Тыва о поступлении денежных средств и результатах размещения муниципальных заказов на завершение строительства, капитальный ремонт и на приобретение медицинского оборудования за счет средств местного бюджета в целях реализации мероприятий Программы модернизации перечисляют данные средства организациям, с которыми заключены муниципальные контракты (договоры) в соответствии с Федеральным законом
от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
В пункте 25 раздела 6
Порядка сказано, что финансовое обеспечение Программы модернизации за счет средств республиканского бюджета и средств местных бюджетов не подлежит уменьшению без внесения изменений в Программу модернизации в установленном порядке.
Таким образом, оспариваемые нормы предусматривают выделение из бюджетов муниципальных образований Республики Тыва средств на финансовое обеспечение мероприятий Программы модернизации.
Пунктами 5.1
, 5.8
, 5.9
Типового соглашения установлены обязанности администрации муниципального образования: предусматривать в нормативном правовом акте об утверждении бюджета муниципального образования на 2011 - 2012 годы бюджетные ассигнования на софинансирование реализации мероприятий в соответствии с утвержденной системой мероприятий по реализации Программы модернизации; приобретать оборудование за счет средств бюджета муниципального образования в соответствии с утвержденным перечнем; приобретать за счет средств бюджета муниципального образования дополнительное оборудование и расходные материалы, необходимые для реализации мероприятий Программы модернизации.
Между тем в соответствии с ч. 2 ст. 50
Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" финансовое обеспечение региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации осуществляется за счет доходов, поступающих в бюджет Федерального фонда от средств страховых взносов на обязательное медицинское страхование в размере два процентных пункта в соответствии с Федеральным законом
от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", средств бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных фондов.
Таким образом, Федеральным законом
от 29.11.2010 № 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" не предусмотрено финансовое обеспечение региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации за счет средств бюджетов муниципальных образований.
В силу п. 1 ст. 86
Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам; принятия муниципальных правовых актов при осуществлении органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий; заключения от имени муниципального образования договоров (соглашений) муниципальными казенными учреждениями.
Органы местного самоуправления не вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, установленных соответственно федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации (п. 5 ст. 86
Бюджетного кодекса РФ).
В соответствии со ст. 132
Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.
В настоящее время федерального закона или Закона Республики Тыва, предусматривающего финансовое обеспечение региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации за счет средств бюджетов муниципальных образований, с передачей необходимых для этого финансовых средств, не имеется.
Следовательно, оспариваемые нормы противоречат федеральному законодательству.
При таких обстоятельствах заявление прокурора обоснованно и подлежит удовлетворению.
Суд считает необходимым признать оспариваемые нормы противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления решения суда в законную силу, поскольку до настоящего времени эти нормы применялись.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 198
, 253
ГПК РФ, суд
решил:
Заявление прокурора Республики Тыва удовлетворить.
Признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления решения суда в законную силу Порядок финансового обеспечения реализации программы "Модернизация здравоохранения Республики Тыва на 2011 - 2012 годы", утвержденный пунктом 1 постановления Правительства Республики Тыва от 16 мая 2011 г. № 317 "О финансовом обеспечении реализации программы "Модернизация здравоохранения Республики Тыва на 2011 - 2012 годы", в части:
- пункт 3 раздела 1
в части слов "и бюджетов муниципальных образований Республики Тыва", "при условии софинансирования обеспечения мероприятий Программы модернизации муниципальным образованием";
- пункт 7 раздела 3
в части слов "выполнение условий софинансирования Программы модернизации за счет средств местного бюджета";
- пункт 12 раздела 3
полностью;
- пункт 25 раздела 6
в части слов "и средств местных бюджетов".
Признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления решения суда в законную силу пункты 5.1
, 5.8
, 5.9
Типового соглашения о взаимодействии по реализации программы "Модернизация здравоохранения Республики Тыва на 2011 - 2012 годы" и ее финансовом обеспечении между Правительством Республики Тыва и администрацией муниципального образования, утвержденного пунктом 2
постановления Правительства Республики Тыва от 16 мая 2011 года № 317 "О финансовом обеспечении реализации программы "Модернизация здравоохранения Республики Тыва на 2011 - 2012 годы".
Сообщение о настоящем решении после вступления его в законную силу подлежит опубликованию в газете "Тувинская правда".
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней.
Председательствующий
А.В.БОЛАТ-ООЛ