Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Тыва


ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТЫВА

именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 25 января 2012 г. № 3-5/2012

Верховный суд Республики Тыва в лице председательствующего Болат-оол А.В., при секретаре Д.А.С.-М., с участием представителя прокурора Республики Тыва О.У.М., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кызыле 25 января 2012 года гражданское дело по заявлению прокурора Республики Тыва о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими Порядка финансового обеспечения реализации программы "Модернизация здравоохранения Республики Тыва на 2011 - 2012 годы" и Типового соглашения о взаимодействии по реализации программы "Модернизация здравоохранения Республики Тыва на 2011 - 2012 годы" и ее финансовом обеспечении между Правительством Республики Тыва и администрацией муниципального образования, утвержденных постановлением Правительства Республики Тыва от 16 мая 2011 года № 317 "О финансовом обеспечении реализации программы "Модернизация здравоохранения Республики Тыва на 2011 - 2012 годы", в части,

установил:

Прокурор Республики Тыва обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими Порядка финансового обеспечения реализации программы "Модернизация здравоохранения Республики Тыва на 2011 - 2012 годы" и Типового соглашения о взаимодействии по реализации программы "Модернизация здравоохранения Республики Тыва на 2011 - 2012 годы" и ее финансовом обеспечении между Правительством Республики Тыва и администрацией муниципального образования, утвержденных постановлением Правительства Республики Тыва от 16 мая 2011 года № 317 "О финансовом обеспечении реализации программы "Модернизация здравоохранения Республики Тыва на 2011 - 2012 годы" (далее - соответственно Порядок и Типовое соглашение), в части.
В обоснование своих требований прокурор указал на то, что согласно п. 3 Порядка финансовое обеспечение мероприятий Программы модернизации осуществляется в пределах ассигнований, предусмотренных в бюджетах Федерального фонда обязательного медицинского страхования, Тувинского республиканского фонда обязательного медицинского страхования, республиканском бюджете Республики Тыва и бюджетах муниципальных образований Республики Тыва
Вместе с тем в соответствии с ч. 2 ст. 50 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" финансовое обеспечение региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации осуществляется за счет доходов, поступающих в бюджет Федерального фонда от средств страховых взносов на обязательное медицинское страхование в размере два процентных пункта в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", средств бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных фондов.
В силу ч. 1 ст. 86 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам; принятия муниципальных правовых актов при осуществлении органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий; заключения от имени муниципального образования договоров (соглашений) муниципальными казенными учреждениями.
Органы местного самоуправления не вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, установленных соответственно федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации (ч. 5 ст. 86 Бюджетного кодекса РФ).
Таким образом, муниципальные образования в финансовом обеспечении региональной программы модернизации здравоохранения не участвуют.
По вышеуказанным основаниям противоречат федеральному законодательству в части, устанавливающей права и обязанности муниципальных образований по финансовому обеспечению Программы, пункты 7, 12, 25 Порядка, а также Типовое соглашение.
Прокурор просит признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим Порядок в части:
- пункт 3 раздела 1 в части слов "и бюджетов муниципальных образований Республики Тыва", "при условии софинансирования обеспечения мероприятий Программы модернизации муниципальным образованием";
- пункт 7 раздела 3 в части слов "выполнении условий софинансирования Программы модернизации за счет средств местного бюджета";
- пункт 12 раздела 3 полностью;
- пункт 25 раздела 4 в части слов "и средств местных бюджетов".
Прокурор просит также признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими пункты 5.1, 5.8, 5.9 Типового соглашения, и обязать заинтересованное лицо после вступления в законную силу решения суда опубликовать сообщение о нем в газете "Тувинская правда".
В судебном заседании представитель прокурора Республики Тыва О.У.М. заявление прокурора поддержала и просила признать оспариваемые нормы противоречащими федеральному законодательству и недействующими по изложенным в заявлении основаниям.
Представитель Правительства Республики Тыва в судебное заседание не явился, об уважительности причин неявки не сообщил. Правительство Республики Тыва надлежащим образом извещено о времени и месте судебного разбирательства. В соответствии с ч. 4 ст. 167 ГПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие представителя Правительства Республики Тыва.
Выслушав пояснения представителя прокурора Республики Тыва О.У.М., изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 251 ГПК РФ прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании нормативного правового акта противоречащим закону полностью или в части.
Постановлением Правительства Республики Тыва от 16 мая 2011 года № 317 "О финансовом обеспечении реализации программы "Модернизация здравоохранения Республики Тыва на 2011 - 2012 годы" (пунктами 1, 2 постановления соответственно) утверждены Порядок финансового обеспечения реализации программы "Модернизация здравоохранения Республики Тыва на 2011 - 2012 годы", а также Типовое соглашение о взаимодействии по реализации Программы модернизации и ее финансовом обеспечении между Правительством Республики Тыва и администрацией муниципального образования (далее - соответственно Порядок и Типовое соглашение).
Пунктом 3 раздела 1 Порядка установлено, что финансовое обеспечение мероприятий Программы модернизации осуществляется в пределах ассигнований, предусмотренных в бюджетах Федерального фонда обязательного медицинского страхования, Тувинского республиканского фонда обязательного медицинского страхования, республиканском бюджете Республики Тыва и бюджетах муниципальных образований Республики Тыва. Финансовое обеспечение мероприятий Программы модернизации на территории конкретного муниципального образования осуществляется на основании соглашения о взаимодействии по реализации Программы модернизации и ее финансовом обеспечении, заключенного между Правительством Республики Тыва и администрацией муниципального образования, при условии софинансирования обеспечения мероприятий Программы модернизации муниципальным образованием.
В пункте 7 раздела 3 Порядка сказано, что средства из республиканского бюджета Республики Тыва предоставляются бюджетам городских округов и муниципальных районов на проведение капитальных ремонтов в виде субсидий при выполнении следующих условий:
заключении соглашения о взаимодействии по реализации Программы модернизации и ее финансовом обеспечении между Правительством Республики Тыва и администрацией муниципального образования (далее - Соглашение);
выполнении условий софинансирования Программы модернизации за счет средств местного бюджета;
наличии проектно-сметных документов на проведение капитального ремонта муниципальных учреждений здравоохранения;
выполнении необходимых подготовительных работ.
Пунктом 12 раздела 3 Порядка предусмотрено, что органы местного самоуправления на основании сведений от Министерства здравоохранения и социального развития Республики Тыва и информации Управления Федерального казначейства по Республике Тыва о поступлении денежных средств и результатах размещения муниципальных заказов на завершение строительства, капитальный ремонт и на приобретение медицинского оборудования за счет средств местного бюджета в целях реализации мероприятий Программы модернизации перечисляют данные средства организациям, с которыми заключены муниципальные контракты (договоры) в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
В пункте 25 раздела 6 Порядка сказано, что финансовое обеспечение Программы модернизации за счет средств республиканского бюджета и средств местных бюджетов не подлежит уменьшению без внесения изменений в Программу модернизации в установленном порядке.
Таким образом, оспариваемые нормы предусматривают выделение из бюджетов муниципальных образований Республики Тыва средств на финансовое обеспечение мероприятий Программы модернизации.
Пунктами 5.1, 5.8, 5.9 Типового соглашения установлены обязанности администрации муниципального образования: предусматривать в нормативном правовом акте об утверждении бюджета муниципального образования на 2011 - 2012 годы бюджетные ассигнования на софинансирование реализации мероприятий в соответствии с утвержденной системой мероприятий по реализации Программы модернизации; приобретать оборудование за счет средств бюджета муниципального образования в соответствии с утвержденным перечнем; приобретать за счет средств бюджета муниципального образования дополнительное оборудование и расходные материалы, необходимые для реализации мероприятий Программы модернизации.
Между тем в соответствии с ч. 2 ст. 50 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" финансовое обеспечение региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации осуществляется за счет доходов, поступающих в бюджет Федерального фонда от средств страховых взносов на обязательное медицинское страхование в размере два процентных пункта в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", средств бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных фондов.
Таким образом, Федеральным законом от 29.11.2010 № 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" не предусмотрено финансовое обеспечение региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации за счет средств бюджетов муниципальных образований.
В силу п. 1 ст. 86 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам; принятия муниципальных правовых актов при осуществлении органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий; заключения от имени муниципального образования договоров (соглашений) муниципальными казенными учреждениями.
Органы местного самоуправления не вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, установленных соответственно федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации (п. 5 ст. 86 Бюджетного кодекса РФ).
В соответствии со ст. 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.
В настоящее время федерального закона или Закона Республики Тыва, предусматривающего финансовое обеспечение региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации за счет средств бюджетов муниципальных образований, с передачей необходимых для этого финансовых средств, не имеется.
Следовательно, оспариваемые нормы противоречат федеральному законодательству.
При таких обстоятельствах заявление прокурора обоснованно и подлежит удовлетворению.
Суд считает необходимым признать оспариваемые нормы противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления решения суда в законную силу, поскольку до настоящего времени эти нормы применялись.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 198, 253 ГПК РФ, суд

решил:

Заявление прокурора Республики Тыва удовлетворить.
Признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления решения суда в законную силу Порядок финансового обеспечения реализации программы "Модернизация здравоохранения Республики Тыва на 2011 - 2012 годы", утвержденный пунктом 1 постановления Правительства Республики Тыва от 16 мая 2011 г. № 317 "О финансовом обеспечении реализации программы "Модернизация здравоохранения Республики Тыва на 2011 - 2012 годы", в части:
- пункт 3 раздела 1 в части слов "и бюджетов муниципальных образований Республики Тыва", "при условии софинансирования обеспечения мероприятий Программы модернизации муниципальным образованием";
- пункт 7 раздела 3 в части слов "выполнение условий софинансирования Программы модернизации за счет средств местного бюджета";
- пункт 12 раздела 3 полностью;
- пункт 25 раздела 6 в части слов "и средств местных бюджетов".
Признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления решения суда в законную силу пункты 5.1, 5.8, 5.9 Типового соглашения о взаимодействии по реализации программы "Модернизация здравоохранения Республики Тыва на 2011 - 2012 годы" и ее финансовом обеспечении между Правительством Республики Тыва и администрацией муниципального образования, утвержденного пунктом 2 постановления Правительства Республики Тыва от 16 мая 2011 года № 317 "О финансовом обеспечении реализации программы "Модернизация здравоохранения Республики Тыва на 2011 - 2012 годы".
Сообщение о настоящем решении после вступления его в законную силу подлежит опубликованию в газете "Тувинская правда".
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней.

Председательствующий
А.В.БОЛАТ-ООЛ





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru