ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТЫВА
именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 22 декабря 2011 г. № 3-15/2011
Верховный суд Республики Тыва в составе:
председательствующего Аал-оол Ч.Д.,
при секретаре Д.А.С.-М.,
с участием представителя заявителя Д.Б.Б., представителей Правительства Республики Тыва по доверенности С.М.В. и О.Г.С.-Д., рассмотрев в открытом судебном заседании 22 декабря 2011 года в городе Кызыле гражданское дело по заявлению прокурора Республики Тыва о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим Порядка
использования финансовых средств на проведение государственной экологической экспертизы объектов регионального уровня в Республике Тыва, утвержденного постановлением Правительства Республики Тыва от 28 июля 2011 года № 476 "Об утверждении Порядка использования финансовых средств на проведение государственной экологической экспертизы объектов регионального уровня в Республике Тыва" в части,
установил:
Прокурор Республики Тыва обратился в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим Порядка
использования финансовых средств на проведение государственной экологической экспертизы объектов регионального уровня в Республике Тыва, утвержденного постановлением Правительства Республики Тыва от 28 июля 2011 года № 476 "Об утверждении Порядка использования финансовых средств на проведение государственной экологической экспертизы объектов регионального уровня в Республике Тыва" в части, указывая на то, что в соответствии с пунктом 1 статьи 28
Федерального закона от 23 ноября 1995 № 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" финансирование государственной экологической экспертизы объектов государственной экологической экспертизы, в том числе ее повторное проведение, осуществляется за счет средств заказчика документации, подлежащей государственной экологической экспертизе, в полном соответствии со сметой расходов на проведение государственной экологической экспертизы, определяемой осуществляющим экологическую экспертизу органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы.
В развитие указанной нормы
приказом Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды от 22 апреля 1998 № 238 утверждено Положение
о порядке определения стоимости проведения государственной экологической экспертизы документации.
Согласно пункту 1.2
Положения стоимость работ (услуг) по организации и проведению государственной экологической экспертизы документации определяется по каждому объекту экспертизы в отдельности и устанавливается прямым расчетом, исходя из затрат на оплату труда внештатных экспертов и материальных затрат, связанных с проведением государственной экологической экспертизы документации и материально-техническим обеспечением внештатных экспертов.
В силу пункта 1.4
Положения в смету расходов включаются:
- затраты на оплату труда внештатных экспертов Госкомэкологии России и его территориальных органов;
- начисления на оплату труда внештатных экспертов, установленные действующим законодательством Российской Федерации;
- материальные затраты, связанные с проведением государственной экологической экспертизы документации;
- затраты на материально-техническое обеспечение внештатных экспертов;
- командировочные расходы, связанные с выездом внештатных экспертов на место реализации объекта экспертизы;
- налог на добавленную стоимость.
Положением также утверждена форма
сметы расходов на проведение государственной экологической экспертизы документации согласно Приложению к Положению, в котором отражены перечисленные расходы на ее проведение.
В соответствии с пунктом 3 статьи 28
Федерального закона "Об экологической экспертизе" перечисленные заказчиком финансовые средства расходуются исключительно на проведение государственной экологической экспертизы.
В нарушение указанной нормы пунктом 3
Порядка использования финансовых средств на проведение государственной экологической экспертизы объектов регионального уровня в Республике Тыва, утвержденного постановлением Правительства РТ от 28 июля 2011 года № 476 (далее - Порядок), предусмотрено направление средств на:
- приобретение технических средств и другое;
- оплата командировочных расходов и междугородних телефонных переговоров внештатных экспертов и членов комиссий (советов);
- оплату расходов по проведению конференций, семинаров, симпозиумов и других мероприятий по вопросам государственной экологической экспертизы.
Приобретение технических средств и другое, предусмотренное абзацем пятым пункта 3
Порядка при наличии в нем положений о расходовании средств на отчисление на договорной основе организациям, осуществляющим работу и оказывающим услуги в проведении государственной экологической экспертизы, является излишним возложением расходных обязательств на заказчика, за счет которого производится государственная экологическая экспертиза.
Установленная абзацем шестым пункта 3
Порядка оплата командировочных расходов и междугородних телефонных переговоров внештатных экспертов и членов комиссий (советов) без ссылки на их связь с выездом внештатных экспертов на место реализации объекта экспертизы противоречит федеральному законодательству в силу более широкого применения данной нормы.
Расходование средств заказчика на проведение конференций, семинаров, симпозиумов и других мероприятий по вопросам государственной экологической экспертизы Положением
о порядке определения стоимости проведения государственной экологической экспертизы не предусмотрено.
Применение оспариваемого постановления
Правительства Республики Тыва нарушает интересы Российской Федерации, поскольку вышеназванные нормы противоречат федеральному законодательству. Кроме того, установленным порядком на заказчиков документации, подлежащей государственной экологической экспертизе, возлагаются не предусмотренные федеральным законодательством расходы.
Просит признать недействующими абзац пятый пункта 3
в части слов "приобретение технических средств и другое"; абзацы шестой
и седьмой пункта 3
оспариваемого нормативного правового акта.
Представитель заявителя Д.Б.Б. требование поддержала по основаниям, изложенным в заявлении.
Представители Правительства Республики Тыва по доверенности О.Г.С.-Д. и С.М.В. с требованием не согласились, ссылаясь на то, что в силу п. 4 ст. 28
Федерального закона "Об экологической экспертизе" Министерство природных ресурсов и экологии Республики Тыва, являющееся органом исполнительной власти в области экологической экспертизы, внесло в Правительство Республики Тыва проект оспариваемого заявителем постановления, которое было принято Правительством без внесения каких-либо изменений и дополнений.
Для проведения экологической экспертизы привлекаются как штатные, так и внештатные эксперты. Расходы состоят из затрат на экспертов, налогов и накладных расходов. Проведение конференций необходимо для повышения уровня профессионального экспертов.
Абзацем первым пункта 4 статьи 28
Федерального закона от 23 ноября 1995 года № 174-ФЗ установлено, что использование финансовых средств на проведение государственной экологической экспертизы, за исключением средств на проведение государственной экологической экспертизы объектов регионального уровня, осуществляется в порядке
, утвержденном Правительством Российской Федерации, на основе предложений федерального органа исполнительной власти в области экологической экспертизы.
Так, Положением
о государственной экологической экспертизе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации № 942 от 22 сентября 1993 года, установлено, что средства, поступающие от платы за проведение экологической экспертизы, используются, в том числе, и на проведение конференций, семинаров, симпозиумов и других мероприятий.
Считают, что оспариваемые нормы не противоречат федеральному законодательству.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Пунктом 3
Порядка использования финансовых средств на проведение государственной экологической экспертизы объектов регионального уровня в Республике Тыва, утвержденного постановлением Правительства РТ от 28 июля 2011 года № 476, предусмотрено, что средства, поступающие от платы за проведение государственной экологической экспертизы, зачисляются на лицевой счет Министерства природных ресурсов и экологии Республики Тыва по учету средств от предпринимательской и иной, приносящей доход деятельности, открытый в Управлении Федерального казначейства по Республике Тыва, и используются на:
оплату труда внештатных экспертов и членов комиссий (советов), привлекаемых для проведения государственной экологической экспертизы в соответствии с действующим законодательством;
проведение необходимых исследований, измерений, анализов;
обеспечение нормативно-методическими документами внештатных экспертов и членов комиссий (советов) государственной экологической экспертизы, включая оснащение их компьютерными базами данных и технологиями;
материально-техническое обеспечение процесса государственной экологической экспертизы, включая транспортные расходы, приобретение технических средств и другое;
оплату командировочных расходов и междугородных телефонных переговоров внештатных экспертов и членов комиссий (советов);
оплату расходов по проведению конференций, семинаров, симпозиумов и других мероприятий по вопросам государственной экологической экспертизы;
отчисления на договорной основе организациям, осуществляющим работу и оказывающим услуги в проведении государственной экологической экспертизы.
По мнению заявителя, абзац пятый пункта 3
в части слов "приобретение технических средств и другое"; абзацы шестой
и седьмой пункта 3
оспариваемого нормативного правового акта вошли в противоречие с федеральным законодательством, поскольку приобретение технических средств и другое, предусмотренное абзацем пятым пункта 3
Порядка при наличии в нем положений о расходовании средств на отчисление на договорной основе организациям, осуществляющим работу и оказывающим услуги в проведении государственной экологической экспертизы, является излишним возложением расходных обязательств на заказчика, за счет которого производится государственная экологическая экспертиза.
Установленная абзацем шестым пункта 3
Порядка оплата командировочных расходов и междугородних телефонных переговоров внештатных экспертов и членов комиссий (советов) без ссылки на их связь с выездом внештатных экспертов на место реализации объекта экспертизы противоречит федеральному законодательству в силу более широкого применения данной нормы.
Расходование средств заказчика на проведение конференций, семинаров, симпозиумов и других мероприятий по вопросам государственной экологической экспертизы Положением
о порядке определения стоимости проведения государственной экологической экспертизы не предусмотрено.
Обоснуя свои доводы, прокурор Республики Тыва ссылается на Положение
о порядке определения стоимости проведения государственной экологической экспертизы документации, утвержденное приказом Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды от 22 апреля 1998 № 238, и считает, что перечень
расходов, предусмотренный п. 1.4, является исчерпывающим.
Так, пунктом 1.2
Положения установлено, что стоимость работ (услуг) по организации и проведению государственной экологической экспертизы документации определяется по каждому объекту экспертизы в отдельности и устанавливается прямым расчетом, исходя из затрат на оплату труда внештатных экспертов и материальных затрат, связанных с проведением государственной экологической экспертизы документации и материально-техническим обеспечением внештатных экспертов.
В силу пункта 1.4
Положения в смету расходов включаются:
- затраты на оплату труда внештатных экспертов Госкомэкологии России и его территориальных органов;
- начисления на оплату труда внештатных экспертов, установленные действующим законодательством Российской Федерации;
- материальные затраты, связанные с проведением государственной экологической экспертизы документации;
- затраты на материально-техническое обеспечение внештатных экспертов;
- командировочные расходы, связанные с выездом внештатных экспертов на место реализации объекта экспертизы;
- налог на добавленную стоимость.
Пунктом 1 статьи 28
Федерального закона от 23 ноября 1995 № 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" предусмотрено, что финансирование государственной экологической экспертизы объектов государственной экологической экспертизы, в том числе ее повторное проведение, осуществляется за счет средств заказчика документации, подлежащей государственной экологической экспертизе, в полном соответствии со сметой расходов на проведение государственной экологической экспертизы, определяемой осуществляющим экологическую экспертизу органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке
, установленном федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы.
Из смысла приведенных выше норм следует, что финансирование государственной экологической экспертизы объектов государственной экологической экспертизы осуществляется исключительно за счет средств заказчика документации в полном соответствии со сметой расходов.
Положением
о порядке определения стоимости проведения государственной экологической экспертизы документации, утвержденного приказом Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды от 22 апреля 1998 № 238, регулируется лишь порядок определения стоимости проведения такой экспертизы и не устанавливается порядок использования финансовых средств на проведение государственной экологической экспертизы.
Частью 4 статьи 28
Федерального закона "Об экологической экспертизе" предусматривается, что использование финансовых средств на проведение государственной экологической экспертизы, за исключением средств на проведение государственной экологической экспертизы объектов регионального уровня, осуществляется в порядке
, утвержденном Правительством Российской Федерации, на основе предложений федерального органа исполнительной власти в области экологической экспертизы.
Использование финансовых средств на проведение государственной экологической экспертизы объектов регионального уровня осуществляется в порядке, утвержденном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации на основе предложений органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области экологической экспертизы.
В силу абзаца 2 ч. 4
указанной выше нормы порядок
использования финансовых средств на проведение государственной экологической экспертизы объектов регионального уровня в Республике Тыва утвержден Постановлением Правительства Республики Тыва от 28 июля 2011 года № 476 по предложению Министерства природных ресурсов и экологии Республики Тыва, являющегося органом по организации и проведению государственной экологической экспертизы объектов регионального уровня на территории Республики Тыва.
Направление средств на приобретение технических средств и другое при наличии положения о расходовании средств на отчисление на договорной основе организациям, осуществляющим работы и оказывающим услуги в проведении государственной экологической экспертизы, по мнению суда, не входит в противоречие с федеральным законодательством, поскольку государственная экологическая экспертиза может проводиться и штатными экспертами. Кроме того, в силу 1.2
Положения о порядке определения стоимости проведения государственной экологической экспертизы документации, утвержденного приказом Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды от 22 апреля 1998 № 238 установлено, что стоимость работ (услуг) по организации и проведению государственной экологической экспертизы документации определяется по каждому объекту экспертизы в отдельности и устанавливается прямым расчетом, исходя из затрат на оплату труда внештатных экспертов и материальных затрат, связанных с проведением государственной экологической экспертизы документации и материально-техническим обеспечением внештатных экспертов.
Оплата командировочных расходов и междугородних телефонных переговоров внештатных экспертов и членов комиссий (советов) без указания условия - выезда внештатных экспертов на место реализации объекта экспертизы - и расходование средств на проведение конференций, семинаров, симпозиумов и других мероприятий по вопросам государственной экологической экспертизы также не противоречит федеральному законодательству, поскольку все указанные выше расходы связаны с проведением государственной экологической экспертизы, что согласуется с пунктом 3 статьи 28
Федерального закона "Об экологической экспертизе", из которого следует, что перечисленные заказчиком финансовые средства расходуются исключительно на проведение государственной экологической экспертизы. Оснований полагать, что оспариваемые заявителем расходы не связаны с проведением государственной экологической экспертизы, не имеется.
По приведенным выше мотивам нахожу требование прокурора Республики Тыва необоснованным, ввиду чего оно удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 194
- 198
, 253
ГПК РФ,
решил:
В удовлетворении заявления прокурора Республики Тыва о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим Порядка
использования финансовых средств на проведение государственной экологической экспертизы объектов регионального уровня в Республике Тыва, утвержденного постановлением Правительства Республики Тыва от 28 июля 2011 года № 476 "Об утверждении Порядка использования финансовых средств на проведение государственной экологической экспертизы объектов регионального уровня в Республике Тыва" в части отказать.
На решение могут быть поданы кассационные жалоба или представление в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения через Верховный суд Республики Тыва. Мотивированное решение составлено 30 декабря 2011 года.
Председательствующий
Ч.Д.ААЛ-ООЛ